Помните, в прошлом поколении кроссовер Nissan Qashqai выпускался в версии «+2» с растянутой колесной базой и дополнительным третьим рядом сидений? Новый X-Trail настолько сильно похож на современный Кашкай, что по аналогии с Qashqai+2 его так и хочется назвать X-Trail «минус два»: новый «Икс» впервые получил третий ряд кресел именно в этом поколении, но в России его предлагать не будут даже в качестве опции.
Давайте сразу разберемся, чего еще мы не увидим в России по сравнению с другими рынками, на которые уже вышел новый Nissan X-Trail. Как ни странно, кроме третьего ряда сидений и сказать-то особо не о чем. Пожалуй, остается только весьма специфическая модификация с турбодизелем, передним приводом и вариатором — ее у нас тоже не будет.
Зато будет все остальное. С девятого декабря 2014 года на заводе под Санкт Петербургом налажен выпуск следующих модификаций: передний привод с бензиновым мотором 2.0 на «механике» либо с вариатором, полный привод с двигателями 2.0 и 2.5 (только с бесступенчатой трансмиссией), а также полноприводная версия с турбодизелем 1,6, только на «ручке». Весьма широкий выбор.
Такая вариативность позволяет ниссановцам полагать, что и нынешний кроссовер удовлетворит покупателя с самыми разными запросами и станет настолько же популярным, как и модель-предшественник, которая за семь лет выпуска нашла в России более 165 000 покупателей! Только вдумайтесь: это означает, что каждый год владельцем X-Trail становилось более 20 000 человек в нашей стране! Очень внушительная цифра, дополнительно «утяжеленная» присутствием Икс-Трэйл в тройке самых продаваемых кроссоверов Nissan все эти годы.
Чем будет «брать» покупателя новый X-Trail? Конечно же, в первую очередь абсолютно иной, более современной и изящной внешностью. Расширение аудитории теперь возможно и за счет женской части населения (не секрет, что в своих предыдущих генерациях этот кроссовер выбирали в основном мужчины), и за счет привлечения под свое крыло тех, кому былой «кубизм» был не очень-то по душе. Впрочем, нельзя не предположить и того, что любителям брутальных форм такая интерпретация, наоборот, не понравится.
Для нас внешность X-Trail не сказать чтобы стала совсем в диковинку. Еще в 2012 году в Женеве был представлен концепт-кар Nissan Hi-Cross, с которого наш сегодняшний герой срисован почти под копирку. К тому же, еще до появления на российском рынке нового Икс-Трэйл, стартовали продажи «младшего» Qashqai и «старшего» Pathfinder, которые были сработаны в том же стиле, едином ныне для всех кроссоверов Nissan.
Nissan Hi-Cross Concept, 2012
Особенно много общего во внешности X-Trail — и мы это уже подмечали в начале статьи — с моделью Кашкай. Сразу видно — родные «братья»! Кажется, что разница лишь в мелких деталях, но на самом деле все кузовные панели, естественно, разные. Кстати, на Питерской линии пока штампуют только крышу и боковины, остальные детали привозные.
Вместе с внешностью Nissan старается привести к общему знаменателю и интерьеры своих кроссоверов. Салон нового X-Trail также напоминает о Qashqai. Подобная Т-образная архитектура, такая же панель приборов, форма руля и семидюймовый дисплей мультимедийной системы NissanConnect второго поколения.
Но качество материалов, использованных на Икс-Трэйл, лучше «кашкаевского» и, что самое главное, просто на голову превосходит тот серый «деревянный» пластик и старомодные угловатые формы, что мы наблюдали в интерьере X-Trail предыдущего поколения. Если о внешности еще можно спорить, то салон однозначно стал удобнее, качественнее, дороже и приобрел особенный лоск, доселе для Икс-Трэйл не характерный.
Еще одно выгодное отличие нового X-Trail — удобство посадки. Позиция водителя — вполне «легковая», диапазоны регулировок — достаточные, а сиденья Zero Gravity настолько хорошо распределяют нагрузки, что даже в дальней дороге в них совершенно не устаешь. Очень приятные кресла.
Помимо прочего, стал Nissan и просторнее. Опять же, стоит заметить, что у них общая с Qashqai платформа — CMF (Common Module Family) — но колесная база X-Trail длиннее, колея шире, а подвески одинаковые лишь конструктивно. По сравнению с Икс-Трэйл предыдущей генерации новый автомобиль стал длиннее на 260 мм, выше на 110 мм, шире на 200 мм, а колесная база подросла на 60 мм, что не замедлило сказаться на увеличении свободного пространства в салоне. К тому же, пассажиры второго ряда, который расположен амфитеатром, могут двигать части «дивана» в продольном направлении на 140 мм и менять угол наклона спинки. Центрального тоннеля сзади нет, двери открываются на широкий угол (80°), а крыша не давит на голову, даже несмотря на столь динамичный «завал».
Nissan X-Trail: платформа CMF
Совместная платформа Renault Nissan — CMF (Common Module Family) представляет собой полностью модульную схему, состоящую из пяти основных компонентов, которые обозначены на изображении разными цветами. Фиолетовый — кокпит, салон; оранжевый — моторный отсек; зеленый — задняя часть кузова; голубой — передняя часть кузова; серый — электрические компоненты. Тасуя между собой эти составляющие, концерн Renault Nissan намерен производить автомобили самых разных классов. Так, на платформе CMF Nissan уже выпускает Qashqai и X-Trail, а Renault, например, собирается запустить новые минивэны Espace и Scenic, а также седан Laguna. Всего пока около 14 моделей.
Возвращаясь к общей платформе CMF, отметим, что «начинка» X-Trail все же очень схожа с «начинкой» Qashqai. Так, например, на оба автомобиля устанавливаются, по сути, одинаковые двигатели — бензиновый 2.0 л и турбодизель 1.6 л. И если последний вообще без изменений (он выдает те же 130 л.с. и 320 Нм момента, что и на Кашкай), то бензиновый мотор MR20D модернизировали для Икс-Трэйла (полная маркировка двигателя сменена с MR20DE на MR20DD). Степень сжатия была увеличена с 10,2 до 11,2, изменен алгоритм впрыска и применена система регулировки фаз, как на впуске, так и на выпуске. Это позволило «украсть» дополнительные три «лошадки» (было 141, стало 144 л.с.) и четыре Нм (было 196, стало 200), при одновременном улучшении экономичности.
А вот купить Qashqai с более мощным (171 л.с., 230 Нм) 2,5-литровым мотором вы не сможете, в то время как для X Trail этот двигатель по прежнему предлагается. Хорошо известный QR25DE тоже немного осовременился: степень сжатия подросла с 9,6 до 10,0, а регулировка фаз есть теперь и на впуске, и на выпуске. Говорят, что это позволит сэкономить аж десятую часть топлива.
В качестве полноприводной трансмиссии X-Trail использует ту же систему All Mode 4x4 i, что и остальные кроссоверы Nissan. Суть ее работы хорошо известна: это типичный torque on demand, перебрасывающий назад до 50% момента при пробуксовке передней оси. Остальное доделывает система стабилизации, подтормаживая нужные колеса.
Nissan X-Trail Off-road
На этом видео хорошо видно, как система полного привода All Mode 4x4 i помогает сопротивляться диагональному вывешиванию. Мы экспериментировали с разными режимами (Auto с ESP, Auto без ESP, Lock — также в двух вариациях). Даже в случае автоматического распределения момента с включенной системой стабилизации X-Trail с задачей справляется. Немного «потупив» вначале, поиграв оборотами и передаточным числом вариатора, автомобиль все же продолжает движение. Впрочем, испытания проводились на покрытии с очень неплохим зацепом. Как оно будет на скользком — проверим уже весной.
За время теста в Карелии случалось всякое. Некоторым коллегам удалось и застрять в рыхлом снегу, и даже повисеть на бруствере, перебрав со скоростью на входе в поворот. Иногда мы снимали машину буквально руками, иногда использовали трос и лопаты, но во всех случаях помощь хорошо настроенной и постоянно совершенствующейся системы полного привода ощущалась отчетливо: «мозгов» у нее явно прибавилось.
Работа вариатора XTronic понравилась нам еще на Qashqai. На Икс-Трэйл используется та же бесступенчатая трансмиссия Jatco, но с иными настройками. Причем отличаются они не только от таковых на модели Кашкай. Для вариатора на версии 2.5 используется укороченная главная пара: 5,7 против 6,4 на модификации с двигателем MR20D. А для турбодизеля (напомню, что вариатор возможен также для переднеприводного автомобиля с турбодизелем, которого не будет в России) передаточное отношение еще более короткое — 5,6! Жаль все же, что нам не достанется такого автомобиля; он должен быть весьма шустрым.
Но пока нам и вовсе предоставили возможность протестировать только бензиновые версии, оставив даже полноприводный турбодизель на «ручке» на потом. Насколько шустры они? Чудес от двухлитровой модификации мы не ждали. Вспоминая динамику Qashqai с аналогичной парой «двигатель — вариатор», ждать какой-то особенной прыти от X-Trail явно не стоило. Ее и нет. Это — автомобиль для города. Для ленивых светофорных стартов и неспешного движения в потоке мощности и момента вполне хватает. Но для резкого ускорения или обгона на шоссе требуется выводить двигатель в режим максимальной отдачи. Этому активно способствует вариатор, в ответ на полный дроссель с удовольствием закидывающий стрелку тахометра к отметке 6000 об/мин. Но шуму здесь больше, чем хода, соответствующего истерическому голосу мотора ускорения все равно нет. Подтверждают «опасения» и официальные технические характеристики: 12,1 секунды до «сотни» — весьма невыдающийся результат.
Другое дело 2,5-литровая версия. С первых метров движения становится ясно, насколько это более самодостаточный автомобиль. Мощности и момента здесь не намного больше, чем у двухлитровой машины, но вкупе с укороченной главной парой вариатора это дает очень ощутимый результат. Автомобиль с гораздо большей охотой реагирует на акселератор, ускорения даются намного легче (особенно после 100 км/ч), а при полном газе обороты стараются держаться в районе максимального крутящего момента (около 4200-4400 об/мин), что сильно улучшает акустическую ситуацию в салоне. Более солидным, правильным воспринимается такой X-Trail, при том что по расходу топлива у нас вышел паритет на обоих модификациях — около 10,5 л на 100 км.
Сразу после знакомства с 2,5-литровым Икс-Трэйл стало ясно, что он предпочтительнее не только по запасу тяги, но и по плавности хода, а также и по информативности рулевого управления. Для интересующихся «одинаковостью» подвесок Qashqai и X-Trail есть такая информация: некоторые детали, несмотря на внешнюю схожесть, имеют разные номера в каталогах, а, следовательно, разные калибровку и настройки. Более того, отличаются и подвески для всех доступных у нас версий. Именно это вместе с увеличением снаряженной массы, видимо, дает такой эффект: X-Trail 2.5 на ходу воспринимается гораздо комфортнее X-Trail 2.0. Особенно здорово «топовый» кроссовер разглаживает дорожную мелочь, в то время как автомобиль с двигателем 2.0 довольно подробно передает мелкую «гребенку» и камни в салон. Средние неровности Икс-Трэйл проходит просто «на пять», и лишь особо крупные ямы отзываются заметными ударами. При этом особых претензий по управляемости нет ни к одной модификации кроссовера. Поведение понятное, отклик на руль достаточный даже на льду и на зимних шинах, а крены в поворотах совсем невелики (правда, на очень скользком покрытии). Система стабилизации работает корректно и совсем не резко, всегда вовремя подтормаживая нужное колесо. Ее можно отключить и попробовать X-Trail в скольжении.
В поворот кроссовер заходит с небольшой ленцой, с легким сносом передней оси, но потом характер поворачиваемости меняется на нейтральный, и «Икс» скользит всеми четырьмя колесами — плавно, прогнозируемо, легко. Интересно наблюдать за распределением крутящего момента по осям на скользких покрытиях на дисплее приборной панели. Так, в момент сноса система All Mode 4x4 i подкидывает момент назад, а при заносе напрочь убирает тягу с задних колес, чтобы водитель смог вытянуть автомобиль передними колесам. Но это все заметно, если вдаваться в подробности и специально следить. По ощущениям же — просто логичная и понятная работа полного привода, которая позволяет весьма азартное поведение за рулем нынешнего Nissan X-Trail при абсолютной его покладистости.
Ну и каков же итог? Действительно ли новый X-Trail так похож на Qashqai, что, может быть, и нет смысла переплачивать? Прочитав этот материал, вы сами смогли оценить, насколько «Икс» отличается от своего младшего «брата». Внешность, детали интерьера да некоторые одинаковые агрегаты — вот и вся похожесть. В то же время, X-Trail гораздо просторнее внутри, его салон отделан более качественными материалами, а багажник больше на почти 150 л. Бензиновые двигатели для Икс-Трэйл изрядно модернизированы, а вариатор и система полного привода имеют иные передаточные числа и настройки.
Кроме этого, высок уровень возможной индивидуализации внутри самой модели X-Trail. Так, в зависимости от модификации, автомобили располагают по-разному настроенными подвесками и бесступенчатыми трансмиссиями. Поэтому мы рекомендовали бы будущим владельцам протестировать все версии нового X-Trail перед покупкой.
А в том, что этот кроссовер останется все таким же популярным, мы не сомневаемся. Если только новые цены и кризис не дадут о себе знать. С потребительской же точки зрения Икс-Трэйл в своей последней ипостаси только выиграл. Автомобиль реально «вырос» по всем статьям. А тот факт, что мы так и не увидим семиместной версии, может расстроить только очень узкий круг потенциальных покупателей. Так что забудем об этом…
2.0 2WD | 2.0 4WD | 2.5 4WD | 1.6 Diesel 4WD | |
---|---|---|---|---|
Кузов | ||||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||||
Тип | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый | Дизельный, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1997 | 1997 | 2488 | 1598 |
Мощность, л.с. при об/мин | 144/6000 | 144/6000 | 171/6000 | 130/4000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 200/4400 | 200/4400 | 233/4000 | 320/1750 |
Трансмиссия | ||||
Привод | Передний | Полный | Полный | Полный |
Коробка передач | 6–МКП (вариатор CVT)* | вариатор CVT | вариатор CVT | 6-МКП |
Тормоза | ||||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | ||||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | ||||
Длина/ширина/высота, мм | 4640х1820х1715 | 4640х1820х1715 | 4640х1820х1715 | 4640х1820х1715 |
Колесная база, мм | 2705 | 2705 | 2705 | 2705 |
Клиренс, мм | 210 | 210 | 210 | 210 |
Снаряженная масса, кг | 1525 (1555-1585)* | 1642–1692 | 1659–1701 | 1675–1717 |
Объем топливного бака, л | 60 | 60 | 60 | 60 |
Объем багажника, л | 497–1585 | 497–1585 | 497–1585 | 497–1585 |
Шины | 225/65 R17, 225/60 R18 | 225/65 R17, 225/60 R18 | 225/65 R17, 225/60 R18 | 225/65 R17, 225/60 R18 |
Динамические характеристики | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 183 | 180 | 190 | 186 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 11,1 (11,7)* | 12,1 | 10,5 | 11,0 |
Расход топлива, л/100 км | ||||
Комб., л/100 км | 8,3 (7,1)* | 7,5 | 8,3 | 5,3 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 192 (165)*, Euro 5 | 174, Euro 5 | 192, Euro 5 | 139, Euro 5 |
Стоимость автомобиля, руб. | ||||
Базовая версия | 1 249 000 (1 441 000)* | 1 419 000 | 1 661 000 | 1 581 000 |
* — данные для автомобиля с вариатором