На тахометре четыре тысячи оборотов, стрелка стоит ровно, не шелохнется, надрывно гудит замерший в ожидании монстр-мотор, шумно басит разогретая система выхлопа. Я крепко держу руль, одновременно нажав на газ и тормоз. Сердце гулко стучит в груди. Спустя мгновение отпускаю тормоз и что есть силы давлю на акселератор. На протяжении короткого мгновения ничего не происходит, и тут коробка-робот резко замыкает сцепление...
Пинок в спину, и Мерседес A 45 AMG без пробуксовки, слегка присев на заднюю ось, дико прыгает вперед. Проходит меньше двух секунд, и красный хэтч, смачно отстреливаясь глушителем, производит второй удар в спину, снова серия выстрелов, еще две секунды с небольшим, а на спидометре уже 100 км/ч! Снова удар, снова очередь из глушителя, и безумное ускорение продолжается с новой силой!
Однако тестовая площадка не столь длинная, как хотелось бы, самое время осаживать автомобиль. Замедление бешенное, Мерседес вгрызается покрышками в асфальт. Хэтчбек гольф-класса, говорите? А я бы сказал, что прокатился на настоящем спорткаре.
Впрочем, чтобы провернуть разгон на максимуме возможностей, надо еще знать хитрую последовательность нажатия нужных клавиш. Куда проще все обстоит в Subaru WRX STI — сел, воткнул первую, выкрутил движок, бросил сцепление...
Как вы уже поняли, мы решили сравнить интересные и разные машины. По идее, созданные для непохожих покупательских ниш, адресованные, казалось бы, разной целевой аудитории. Но так ли это на самом деле? Ведь, по сути, подобные «дорогие игрушки» приобретают в основном по-хорошему «больные на голову» люди, настоящие энтузиасты быстрой езды. Нам, конечно же, по-прежнему сложно представить фаната Субару, который идет в салон за A 45 AMG. Хотя, быть может, именно наш тест позволит этому человеку понять, какой на самом деле автомобиль подойдет ему наилучшим образом?
Subaru WRX STI — культ и предмет обожания. Отрадно, что в отличие от своего заклятого соперника, Lancer Evo, этот харизматичный автомобиль до сих пор в строю, у него есть перспективы. Только что появилось новое поколение, которое приятно удивляет и чувствует себя отлично. Кстати, мы об этом уже писали.
Сегодня под капотом STI 300 л.с. Чувствительность и отзывчивость рулевого управления в современной модели выведены на новый уровень. Классный автомобиль, с хорошей репутацией, уважаемый. Настоящий. С другой стороны — выскочка, дебютант не только в стане так называемых «волков в овечьих шкурах» (читай, неприлично заряженных автомобилей для обывателей), но и гольф-класса в целом. Интересная новинка от компании из Штутгарта — А-класс. «Мерседесовцы» в тесной коллаборации с AMG решили заявить о себе громко. Все авторитеты, существующие до этого в тесном и хорошо изученном классе «зажигалок», были низвергнуты. Самый мощный теперь — это A 45 AMG. Молод, полноприводен и крайне зубаст.
Цены автомобилей весьма близки, если речь идет о базовых комплектациях. Согласно официальному прайс-листу, Мерседес можно приобрести за 2 050 000 рублей, а Субару за 2 069 000 руб. И тот, и другой будут на 18-дисках, а оснащение окажется несколько богаче у японца. К примеру, у него в базе двухзонный «климат», в то время как у немца лишь кондиционер. Ну а в целом A 45 оказывается дороже оппонента. В нашем случае стоимость составила 2 677 000 рублей. А вот WRX STI в максимальной комплектации потянул на 2 269 000 рублей.
Впрочем, на то он и Мерседес. Пусть и маленький, зато какой быстрый. А уж как выглядит! Прямо дорогая игрушка. Но при этом в масшабе 1:1. Сочетание глубокого красного цвета кузова, черных элементов обвеса, зеркал и дисков пленит взгляд любого случайного прохожего. На опциональных 19-х дисках, с залихватским антикрылом на пятой двери и оригинальным «оперением» переднего бампера, он выглядит крепко сбитым, коренастым. Настоящий забияка.
WRX STI сделан из другого теста. Звенит гранями, острыми углами. Фары прямоугольные, смотрят хищно. Перца добавляет классическая прорезь на капоте, да и диски BBS хороши — это прерогатива самой дорогой версии. Широкие крылья всегда шли этому автомобилю. Кстати, решение передних напомнило GT-R... Вам так не кажется? Синий цвет традиционно к лицу STI. Седан серьезен. Настоящий спортсмен-профессионал со стажем.
А вот с салонами ситуация иная. Мерседес, например, и тут очаровывает с первого взгляда. Контрастная отделка с преобладанием светлых оттенков и огромной стеклянной крышей создают внутри особый антураж. А изящные гоночные ковши Recaro его успешно дополняют. Заряженную версию отличает особая отделка приборной панели. «Фетишем» интерьера является, безусловно, селектор АКП — точно такой, как на флагманском суперкаре SLS. Посадка ниже в Мерседесе. Вообще, за рулем этого автомобиля чуточку удобнее, нежели в Субару. Cидишь, как в кокпите, регулировки обширнее, фиксация в кресле плотнее.
После жизнерадостной расцветки интерьера A 45 AMG внутри WRX STI мрачновато. Повсюду черный цвет, и лишь красные кожаные вставки на креслах и отделка под карбон разнообразят картину. В салоне STI царит серьезная рабочая атмосфера. Никаких заигрываний. Никакого гламура. Материалы простые, но добротные. Качество сборки хорошее. Общее качества салона существенно выросло по сравнению с прошлой версией. Но с Мерседесом они все равно, что называется, на разных волнах.
В верхней части центральной консоли небольшой цветной информационный дисплей, куда можно вывести информацию о работе полного привода, давления наддува и т.д. Особый спортивный инструментарий, которого лишен А-класс.
Субару позволяет подвергнуть настройке в реальном времени характеристики мотора и отзывчивость педали акселератора, благодаря хорошо известной на протяжении нескольких лет системе SI-Drive. Ну а изменяемая степень межосевой блокировки дает возможность изменять характер поворачиваемости под тягой, на пределе, а также повлиять на стабильность движения автомобиля. В этом аспекте «японец» серьезнее оппонента, который позволяет лишь варьировать работу ESP, а также остроту отклика акселератора и скорость работы АКП. Полный привод Мерседеса всегда под бдительным присмотром электроники. А вот у STI в плане «железа» трансмиссия железная донельзя. У нее целых три механических блокировки: между осями, спереди и сзади. В то время как у Мерседеса за все отвечает электроника, выборочно работающая тормозами.
Ходы рычага КПП четкие, но усилия прикладывать на первых порах приходится существенные. И к сцеплению привыкать тоже. «Схватывает» оно в самом начале хода педали. Это позволяет, приноровившись, выжимать его не до конца, и переключения получаются быстрее, и плавнее, без рывков.
За рулем STI хочется сесть пониже (мой рост 187 см). А руль вытянуть на себя немного сильнее. Но не получается. Компенсировать это приходится более вертикальной спиной. В принципе, для этого машина в основном и создавалась, но все же лишние два-три сантиметра регулировок не помешали бы.
Педали у WRX STI тоже не из легких. Удивило и усилие на баранке. Как на пешеходных скоростях, так и при скоростном рулении руль весьма тяжелый. В целом Субару производит впечатление серьезного спортивного инвентаря, заниматься на котором будут преимущественно мужчины. Ну и правильно. STI — это своего рода автомобильный фейс-контроль. С абы какими водительскими навыками хорошо управлять этим автомобилем не получится.
Законы действуют, и, конечно же, может он не все, но способен 45 AMG, действительно, на многое. Во главе угла тут отличный двухлитровый турбомотор, спроектированный инженерами AMG и собранный вручную единственным (и ответственным за сборку) мастером, чья подпись стоит на табличке под капотом. «Снять» 360 л.с. и 450 Нм с двух литров и отправить такой автомобиль в гражданское плавание — это серьезно. При этом мотор показал великолепную для такого объема экономичность, положил на лопатки оппонента, будучи тяжелее его на 46 кг.
Мотор M133 AMG — лихой технологический замес инженеров AMG. Если вкратце, то в «солянке» следующие ингредиенты: алюминиевые блок и ГБЦ, равнодлинный выпускной коллектор, турбонагнетатель twin-scroll (пиковое давление 1,8 бар) и продвинутая система охлаждения всего и вся, ведь, например, корпус турбины тут разогревается до 980 градусов Цельсия. Непосредственно около впускного коллектора расположен жидкостный радиатор. Сложный контур системы охлаждения захватывает и роботизированную коробку передач. У машины два расширительных бачка и мощная электрическая помпа, что исключает образование воздушных пробок в предельных режимах. Передний интеркулер находится в колесной арке.
В паре с двигателем работает отличный «робот». Он может быть незаметным ассистентом, а может переключаться резко, с мощным ударом в трансмиссии. Ну а озвучивает их совместную работу дерзко настроенный выхлоп.
Мотор WRX STI особой свежестью и технологичностью похвастать не может. Зато он по праву считается выносливым и хорошо переносит длительную работу на высоких оборотах. Максимальное давление наддува в районе 1 бар. До 4000 оборотов везет хоть и ровно, но без энтузиазма. Такую флегматичность внизу можно с чистым сердцем простить за потрясающий турбовзрыв в верхнем диапазоне оборотов.
А особый кайф — умело орудуя механикой и сцеплением, без провала тяги жонглировать передачами, получая упоение от неистового разгона. Сопровождается он характерным железным звуком разъяренного оппозитника. Этой песней настоящий автолюбитель никогда не устанет наслаждаться.
Однако разгон Субару хоть и внушает уважение, но до соперника не дотягивает. Мерседес берет не только лучшей динамикой, но и простотой ее использования. Филигранная работа педалями не является тут острой необходимостью. Нужно лишь набрать заветный «чит-код» и машина с легкостью продемонстрирует вам свой аттракцион под названием launch control.
Для этого необходимо перевести «робот» в ручной режим, а ESP установить в спортивный режим (с более поздним временем срабатывания), затем нажать на оба подрулевых «лепестка», после чего посмотреть на экранчик между приборами. Там появится сообщение о готовности системы. Далее нужно еще раз нажать на правый подрулевой переключатель. После чего нажимаем газ в пол и отпускаем по мере готовности тормоз.
Во время наших замеров, которые состояли из нескольких попыток, лучшее время, показанное A 45 AMG в разгоне до сотни, составляло 4,8 сек. Учитывая, что в тот день была жара за 30 градусов, это хороший результат. А вот Субару отстала от заявленного в паспорте показателя на 0,6 сек, ее результат — 5,8 сек до сотни. Тут надо заметить, что сцепление мы берегли. Сделали и скидку на жару. Упражнение в случае с WRX STI усложняется еще и тем, что для достижения 100 км/ч приходится делать два переключения. К чести Субару, она немного обошла оппонента по значению максимального бокового ускорения, показав 1,04 g. Результат Мерседеса — 1,03 g.
Подвеска Мерседеса настроена на гладкий городской асфальт либо идеальное покрытие гоночных трасс. Крены даже меньше, чем у конкурента. Жесткая, короткоходная. Руль чистый и достаточно легкий. Уводы сверхнизкопрофильных шин минимальные. Колеса расставлены по углам, база больше, а свесы — короче. При полностью отключенной системе стабилизации он отлично идет в скольжении по асфальту, легко контролируется даже на большой скорости и углах заноса.
А вот попадая на плохую дорогу, Мерседес теряется. Подвеска зубодробительная, колеса жалко, клиренс исчезающе мал. Приходится красться, иногда снижая скорость до пешеходной. И вот тут Субару с ее раллийными генами отыгрывается по полной. В том, что касается универсальности использования автомобиля на разных покрытиях, этот «японец», пожалуй, является одним из сильнейших спорткаров на планете. Понимаешь, что сложная система полного привода ориентирована не только на траекторную езду, что она способна решать более сложные задачи.
На асфальте в сравнении с конкурентом WRX STI не демонстрирует той легкости и податливости. Недостаточная поворачиваемость у Субару выражена сильнее. А усилие на баранке при скоростном рулении на горячем асфальте возрастает настолько, что гидроусилитель не справляется, выдает «ступеньку», которая здорово мешает. И это в режиме максимального расслабления межосевого дифференциала.
В общем, на асфальте, в жару и при максимальных сцепных свойствах покрышек (которые у машин были одинаковые — Dunlop Sport Maxx) WRX STI склонялась к хорошо просчитанной траекторной езде. Что, впрочем, соответствует новому направлению в развития компании, ведь основные усилия в последнее время были брошены на «24 Часа Нюрбургринга».
На скорости обе машины хороши, стабильны и послушны, но больше уверенности рождается за рулем японца в силу непробиваемости его подвески и общей лучшей готовности к сюрпризам наших дорог.
Что касается тормозов, то тут преимущество наблюдается за Мерседесом. Диски большего диаметра, вдобавок перфорированные. Нет, не подумайте, что Субару плохо тормозит. Делает это отлично. Педаль по-спортивному плотная, усилие нужно дозировать не ходом, а силой нажатия.
Ну и, конечно же, интересно, что готовят эти автомобили для своих владельцев в плане трат. Мы попробовали примерно просчитать хотя бы первый год владения. Не стали брать в расчет лишь полис каско. Получилось, что суммы, которые придется выложить владельцам, находятся на похожем уровне, но дороже все-таки обходится Мерседес. Однако это лишь при условии обслуживания исключительно на официальных станциях.
Mercedes-Benz A 45 AMG 4MATIC
Бензин — 38 330 руб.*
ОСАГО — 6 336 руб.
Транспортный налог — 54 000 руб.
Техническое обслуживание до 50 000 км (раз в 15 000 км) — 67 000 руб.**
Итого — 165 000 руб.
* При годовом пробеге в 15 000 км, бензин — АИ-98 по цене 38,1 руб. (средний паспортный расход топлива: 6,9 л на 100 км)
** Средняя стоимость работ с материалами, плюс работы и материалы по результатам диагностики
Гарантия: 2 года без ограничения пробега
Subaru WRX STI
Бензин — 59 280 руб.*
ОСАГО — 6 336 руб.
Транспортный налог — 45 000 руб.
Техническое обслуживание до 50 000 км (раз в 15 000 км) — около 35 000 руб.**
Итого — 145 616 руб.
* При годовом пробеге в 15 000 км, бензин — АИ-98 по цене 38,1 руб. (средний паспортный расход топлива: 10,4 л на 100 км)
** Средняя стоимость регламентных работ (и материалов) плюс работы и материалы по результатам диагностики
Гарантия: 3 года или 100 000 км
Для примера — замена всех амортизаторов на одной из прозвоненных нами в случайном порядке фирменных техстанций обойдется для A 45 AMG в примерно в 26 000 рублей (перед — 15 000, зад — 11 000). В то время как замена всех стоек по кругу для Субару оценивается приблизительно в 11 000 рублей. А вот стоимость запчастей, скорее всего, сильно отличаться не будет. Дорого и в том, и в другом случае. Например, за одну переднюю стойку WRX STI просят около 26 000 рублей, в то время как у Мерседеса, в зависимости от типа подвески (сток, AMG), — 15 000-22 000 рублей. Задние оцениваются в 8 000-14 000 и 7 700 соответственно. Спорт — удовольствие не из дешевых.
Я также попросил своего знакомого, начальника отдела трейд-ин одного из крупных столичных дилеров прокомментировать ликвидность этих автомобилей в течение двух лет после продажи. По его мнению, больше в цене должен потерять более дорогой Мерседес по причине того, что автомобиль неизученный, с «роботом», предельно форсированным движком. Да и компания впервые выпускает автомобиль в этом классе. Целевая аудитория у него не совсем очевидна. У Субару хотя бы есть стабильный круг поклонников, а возможности и примерный ресурс этой машины всем хорошо известны.
Что же получается в сухом остатке? Что предпочесть покупателю? Признаюсь, оба автомобиля получились отличными. И это действительно тот самый случай, когда ставя на первое место один автомобиль, ты незаслуженно обижаешь другой, потому что он... другой.
Мерседес — это ураганный безбашенный драйв в чистом виде. Быстрый, с отличным балансом ходовых качеств на асфальте. Он будет идеальным и для трек-дней на кольцевой асфальтовой трассе с хорошим покрытием. При этом автомобиль комфортабелен и лучше подходит для ежедневной эксплуатации.
Субару — для более серьезного спорта. Причем многопрофильного. И ралли тебе, и кольцо, и драг, и дрифт. Все в одном флаконе. Честный спортивный снаряд, закаленный годами, отточенный японский инструмент. Более неприхотливый, но гораздо менее пригодный для ежедневной эксплуатации. Впрочем, если есть желание поддерживать хорошую физическую форму, то WRX STI для этого — самое оно.
Ну а для себя в этом споре я все-таки выбираю Мерседес. Именно ввиду большего комфорта на фоне лучшей динамики. При том что управляемость автомобиля великолепная. Японцы — традиционно молодцы, но у немцев получился на этот раз невероятный генератор автомобильной радости!
Mercedes-Benz A 45 AMG 4MATIC
A 45 AMG в «Особой серии» стоит 2 050 000 рублей. В стандартной комплектации этого автомобиля вы найдете: легкосплавные диски 235/40 R18, систему Eco Start/Stop, набор для ремонта колеса с компрессором, цвет «неметаллик», передние спортивные кресла из искуственной кожи Artico/Dinamica с красной строчкой и механическими регулировками, красные ремни (выбрать черные можно бесплатно), спортивный трехспицевый руль в коже Nappa, стальные пороги AMG, отделку дверей искуственной кожей Dinamica, спортивные педали с резиновыми вставками, 4 электростеклоподъемника, парктроники, AUX, USB, CD, радио, 6 динамиков, систему предупреждения столкновения с адаптивной системой экстренного торможения, Attention Assist (анализирует поведение водителя за рулем и рекомендует отдохнуть при выявлении признаков усталости), набор подушек безопасности из 7 штук, электрический стояночный тормоз, Brake Assist, иммобилайзер, бортовой компьютер, пакет для некурящих.
Опций предостаточно. При желании можно серьезно увеличить стоимость автомобиля. Пакет AMG Exclusive (77 500 руб.), пакет зеркал (21 100 руб.), противоугонный пакет (28 200 руб.), аэродинамический пакет AMG (105 775 руб.), Edition 1 (300 000 руб.), AMG Night (47 200 руб.) и так далее.
Subaru WRX STI
Самая доступная Subaru WRX STI оценивается примерно в 2 069 900 рублей. Список оборудования автомобиля в комплектации NV: светодиодные фары, омыватели фар, противотуманки, 18-дюймовые диски, тонировка стекол задних дверей, многофункциональный дисплей со шкалой давления наддува, алюминиевые педали, круиз-контроль, кожаная, с перфорацией, отделка рулевого колеса, спортивные сиденья водителя и пассажира (с комбинированной отделкой), металлические накладки на пороги STI, складывающиеся спинки сидений второго ряда в пропорции 60/40, 4 электростеклоподъемника, чип-ключ, электропривод открытия крышки багажника, двухзонный климат-контроль, аудиосистема 2DIN с CD-проигрывателем, 6 динамиков, Bluetooth, AUX, USB.
Более дорогая версия оценивается в 2 254 000 рублей. В списке дополнительных опций появляются датчик дождя, кожаный салон, спортивные сиденья водителя и пассажира с регулировкой в 8 направлениях, с отделкой кожей и подогревом, 18-дюймовые диски BBS, навигационая система, аудиосистема Harman/Kardon с CD-проигрывателем и акустической системой с девятью динамиками и усилителем.
Mercedes-Benz A-Class
Subaru WRX
Технические характеристики (данные производителя)
Mercedes-Benz A 45 AMG 4MATIC | Subaru WRX STI | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Хэтчбек | Седан |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/4 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | Бензиновый, с последовательным распределенным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, оппозитно |
Рабочий объём, куб. см | 1991 | 1984 |
Мощность, л. с. при об/мин | 360/6000 | 300/6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 450/2250–5000 | 407/4000 |
Трансмиссия | ||
Привод | Полный, с многодисковой муфтой управляемой электроникой | Полный, с активным межосевым и механическими самоблокирующимися межколесными дифференциалами |
Коробка передач | 7-РКП | 6-МКП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые, перфорированные | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые вентилируемые, перфорированные | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4359х1780х1470 | 4595х1795х1475 |
Колёсная база, мм | 2699 | 2650 |
Клиренс, мм | 120 | 135 |
Снаряженная масса, кг | 1555 | 1509 |
Объём топливного бака, л | 56 | 60 |
Объём багажника, л | 341–1157 | 460 |
Шины | 235/35 R19 | 245/40 R18 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 255 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 4,6 | 5,2 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Городской цикл | 9,1 | 14,0 |
Загородный цикл | 5,9 | 8,4 |
Стоимость, руб. | ||
Тестовая модель | 2 677 000 | 2 254 900 |
Леонтий Тютелев, фото автора |