Новый Логан пока еще редкость на дорогах. Тем не менее, на одном из перекрестков я встал в ряд с еще одним таким же седаном. Но мой автомобиль был ярко-синего цвета, а оппонент — белый. В результате все внимание других соседей по потоку было приковано именно к моему авто. Я серьезно: даже в Москве, где давно уже автомобилем никого не удивишь, на Логан то и дело оборачивались. Потому что машина получилась на самом деле яркой и симпатичной.
Можно долго спорить, нужны ли дополнительные украшательства сугубо бюджетному автомобилю, вся прелесть которого заключается как раз не во внешности, а в надежности и относительно невысокой стоимости. В конце концов, как бы ни ругали дизайн старого Логана, эта модель до последнего времени держалась в группе лидеров по продажам в России. Стало быть, брали не за внешность. А может, и вопреки данному фактору. С этой точки зрения, новое поколение должно стать еще успешнее — ведь теперь Логан не просто похорошел, но даже обзавелся рядом украшательств. Даже на старомодных ручках дверей есть хромированные накладки.
С другой стороны, хрома немного: в частности, его нет на оконных рамках, не найти его, наряду с молдингами, и на боковинах кузова. А сзади и вовсе лишь три шильдика сияют «серебром» — даже у старого Логана была хромированная планка. Однозначно: спереди новичок выглядит значительно статуснее, нежели сзади.
Но я бы не сказал, что дизайнеры отдыхали, когда рисовали корму машины. Посмотрите, как здорово проработаны выштамповки на крышке багажника, формирующие что-то вроде спойлера. И насколько элегантно смотрятся задние фонари при всей своей лаконичности и незамысловатости. И нет более открытой буксирной проушины: ее роль отныне выполняет вворачивающийся в специальное гнездо под заглушкой крюк. В общем, получился цельный и гармоничный образ, не лишенный изящества.
Разработка бюджетного седана для развивающихся стран (платформа B0) началась в 1998 году, когда еще румынская марка Dacia, под брендом которой в 2004 году и началось серийное производство Логана, не принадлежала полностью Renault. Однако, несмотря на утилитарность, модель оказалась настолько удачной, что ее выпуск был налажен на нескольких сборочных предприятиях (в том числе и в России) не только под марками Dacia и Renault, но и Mahindra, Lada (универсал Largus — не что иное, как доработанный Logan MCV) и даже Nissan. Модель комплектовалась шестью разными двигателями объемом от 1,0 до 1,6 литра (из них два — дизельных), мощностью от 70 до 102 л.с., и двумя коробками передач (5-ступенчатая «механика» и 4-ступенчатый «автомат»).
В 2006 году появилась модификация с кузовом универсал Logan MCV, вмещающая до 7 человек, и фургон Logan Van. Осенью 2007 года была представлена еще одна коммерческая версия модели — Logan Pick-Up с открытым грузовым кузовом, а также молодежный хэтчбек Sandero, который фактически предвосхитил рестайлинг модели, проведенный в 2008 году.
И все бы хорошо, но… Не обошлось без упрощений и даже огрехов. В частности, петли капота остались ничем не прикрытыми снаружи. Лючок бензобака все так же не имеет замка, запирающего его. Плюс на нашем экземпляре топорщились края переднего бампера и криво стояли задние брызговики (их внутренний край оказывался ближе к колесу, чем внешний). И то и другое не то чтобы существенные недостатки (многие на это и внимание не обратят), но впечатление от значительно похорошевшего внешне автомобиля они все же смазывают.
Схожие метаморфозы претерпел Логан и в салоне. Где рубленые формы передней панели из самого дубового в мире пластика? Где простенький руль и такая же простая приборная панель? В интерьере теперь также присутствуют и дизайн, и декор (помимо хрома есть даже черный «рояльный лак»), и эргономика! Правда, улучшения в эргономике еще недостаточны для того, чтобы про новый Логан можно было сказать: «Сел как влитой» или «Как будто всю жизнь на нем ездил». И все же…
Кресла по-прежнему простенькие, но теперь на водительском месте не надо «подпрыгивать», чтобы приподняться вверх. И руль, который все еще крупноват по современным меркам, обзавелся утолщениями в местах правильного хвата. Блок управления климатом (а на нашем авто стоял самый настоящий климат-контроль!) все еще расположен внизу консоли, однако он уже не направлен вниз. Также на консоли расположены и клавиши электростеклоподъемников, но теперь оттуда водитель управляет задними стеклами. При этом для пассажиров такие клавиши расположены на традиционных местах в дверных картах. Но остались малоудобные выемки вместо нормальных внутренних дверных рукояток для закрывания, потолочные поручни не складываются, клавиши электроподогрева передних кресел по-прежнему в неудобной зоне по бокам кресел, а в спинке заднего дивана все так же нет откидного подлокотника.
Впрочем, тут гораздо важнее другое новшество: теперь эту спинку можно сложить (причем по частям!), увеличивая объем все так же емкого багажника. Владельцы старых машин наверняка оценят это нововведение. Однако сам багажник остался необустроен: карманов нет (даже домкрат хранится на виду), крючков для пакетов или розетки на 12V нет, обивки на крышке нет и даже провода к задним фонарям ничем не защищены от возможного воздействия груза. И коврик на полу не имеет вообще никакого жесткого основания. Хорошо хоть есть некоторое подобие ручки для закрывания. Но и та больно хлипкая — пластик ощутимо деформируется под пальцами…
Зато оснащение на уровне. И пусть управление электростеклоподъемниками с чудинкой, пусть карманы в спинках передних кресел не слишком большие. Зато помимо упомянутого климат-контроля в нашем авто есть такие блага автопрогресса, как полностью обогреваемое лобовое стекло и мультимедийная система с USB-входом и навигацией (но без CD-привода). Навигация, к слову, неплохая (хоть и с простенькой графикой). Но функции предупреждения о камерах контроля скорости, а также и о превышении разрешенной скорости, лучше не включать — «сервис» оказывается слишком навязчивым.
Только не истолковывайте эту мысль превратно: подвеска Логана была одной из его самых сильных черт. То, насколько легко и даже играючи расправлялась она с реалиями российских дорог и направлений, может дать фору иным внедорожникам! Но будем честны: управляемость машины — так себе: правильная, адекватная, но не более того. К тому же в ходе рестайлинга 2009 года машина потеряла передний стабилизатор поперечной устойчивости на версиях с 8-клапанными моторами, что также не добавило драйверских ощущений для водителя.
Новое поколение в этом отношении принципиально лучше не стало. Более того, плавность хода, как мне показалось, стала даже хуже: мелкие неровности Логан проходит жестче прежнего, да и на крупных потряхивает сильнее. Однако в целом работа подвески по-прежнему не дает повода усомниться ни в ее возможностях, ни в ее, надеемся, надежности. Да и ощущения от управления весьма схожи с таковыми на старых Логанах. Руль с «резинкой» в реакциях, сцепление ватное и малоинформативное, рычаг механической КП туговат и будто сам подталкивает переключаться не спеша, с задержкой. А уж двигатель…
Прежний 1,4-литровый мотор новичок, слава богу, не забрал себе: теперь под капотом Логанов стоят только 1,6-литровые двигатели. И если 16-клапанник остался абсолютно прежним, то вот 8-клапанный мотор — а именно такой достался мне с машиной — претерпел некоторые изменения в настройках, в результате чего мощность снизилась на 2 л.с., а момент, напротив, стал на 10 Нм больше. При этом оба значения достигаются на меньших оборотах (5000 и 2800 соответственно против 5500 и 3000 раньше). Уловить разницу практически невозможно (тем более что новый Логан потяжелел почти на центнер). Зато изменения отразятся на… кошельке: теперь двигатели Логана требуют бензина с октановым числом не менее 95, тогда как раньше легко переваривали и 92-й.
Что касается динамики, то ездить на Логане с 8-клапанником можно. Но неспешно. Ради интереса я замерил динамику машины с помощью прибора Racelogic, но получить результат лучше 12,6 секунд так и не получилось. Если бы я сделал больше попыток, наверняка смог бы добиться заявленных заводом 11,9 секунд (как минимум, требуется привычка к длинноходной педали сцепления, на работу с которой теряются драгоценные мгновения разгона). Но и получившиеся секунды были достигнуты так, как большинство логановодов не ездит в принципе: старт с раскруткой двигателя не менее чем до 2 тысяч оборотов, смена передач на грани срабатывания ограничителя и как можно более быстрое переключение. В общем, «базовый» Логан — машина для спокойных водителей.
Зато внутри не досаждает шум. Нет, двигатель, конечно, слышен. Но на уши его баритон не давит. И от колес особого акустического аккомпанемента не было даже несмотря на то, что обут наш Логан был в «партизанские» покрышки Formula Energy (только загнав машину на подъемник удалось найти на тыльной стороне шин крохотную маркировку «made in Russia»). И даром, что к разработке этих шин приложили руку итальянцы из Pirelli: ощущения «формульной» цепкости они не оставили. Зато размерность 185/65 R15 позволяет надеяться на доступную стоимость и нормальную сопротивляемость плохим дорогам.
И все же расставался с машиной я с долей сожаления. Да, неедет. Да, есть нарекания и к сборке (к слову, мне досталась машина не тольяттинской, а еще московской сборки — из первых российских партий, видимо), и к эргономике. Да и имидж у Логана далек от престижа — эта модель заслужила репутацию надежной рабочей лошадки, а не машины мечты или для души. Но, по моему мнению, куда важнее в новом Логане его стоимость, которая, вопреки ожиданиям, не только не повысилась, но даже стала ниже прежней (причем, заметьте, двигатель в «базе» теперь не 1,4, а 1,6)! И если на ВАЗе сумеют обеспечить привычное для этого авто качество сборки и надежность агрегатов, то Логан вполне может подпортить жизнь не только более дорогим корейским бестселлерам, но и соконвейерным одноплатформенникам Альмере и Ларгусу. По крайней мере, предпосылки для этого есть.
P.S. А в скором времени ожидается и поддержка в лице нового хэтчбека Sandero…
Чтобы узнать подробнее, чем же новый Логан отличается от старого, мы обратились в специализированный независимый сервис «Logan-Garage». И узнали, что принципиально конструкция автомобиля каких-либо серьезных изменений действительно не претерпела. Но ряд отличий (влияющих по большей части на сервисное обслуживание, реже — на эксплуатационные и ходовые параметры) есть. Вот какие нюансы были отмечены специалистами в подкапотном пространстве:
1. Облегчен доступ к замене ламп головного освещения, а также ламп габаритов. При этом в фарах вместо единых ламп H4 стали использовать раздельные лампы. Да и в ПТФ лампочки заменили на более распространенные и доступные.
2. Датчик ГУР хоть и остался старым, смещен в сторону от генератора и уже не будет при своей «сопливости» капать на него.
3. Изменена зона приема воздушного фильтра: раньше «вход» для воздуха был «спрятан» за фарой и риск «глотнуть» воду при преодолении глубоких луж был минимальный.
4. Значительно улучшена доступность для обслуживания и ремонта рулевой рейки. Также сохранилась легкосъемная конструкция бачка ГУРа, что позволяет легко производить полную замену жидкости.
5. ЭБУ двигателя теперь размещен отдельно от площадки аккумулятора, что облегчает доступ к нему (и, к сожалению, повышает риск угона: установить под капотом «паука» теперь значительно проще).
6. Внедрен газовый упор капота (мелочь, а приятно).
7. Доступ к масляному фильтру для его замены стал просто ужасен: ранее он достаточно легко извлекался сверху, а теперь доступу мешает изменившийся выпускной коллектор (как правило, при замене масла он остается чрезмерно горячим). При этом снизу доступ к фильтру не улучшился.
Осмотр машины на подъемнике также выявил отличия от старого Логана:
1. Появились новые передние тормозные суппорты (производства ATE).
2. Тормозные магистрали (шланги) под днищем теперь прикрыты пластиковым щитком (раньше был металлический).
3. Сделан отдельный вывод слива конденсата кондиционера (теперь конденсат не должен протекать в салон под коврики).
4. Защита двигателя унифицирована со старой машиной: легко снимается, крепкая и не боится переделки крепления.
5. В переднюю подвеску «вернулся» стабилизатор поперечной устойчивости, упраздненный на всех Логанах с 8-клапанным мотором в 2009 году в ходе рестайлинга. Также здесь иные амортизаторы и пружины (сзади видимых изменений нет).
Кроме того, специалисты отметили и некоторые другие доработки. В частности, задние боковые стекла теперь опускаются практически полностью. Задняя буксирная проушина заменена съемным вворачивающимся крюком. А над дверями появился новый уплотнитель, препятствующий попаданию в салон воды и снега при их открывании. Но знаменитую «слезу» от стеклоочистителей на лобовом стекле так и не убрали...
Стартовая цена нового Renault Logan составляет 355 000 руб. За эту стоимость он предлагается в базовой комплектации Access с 8-клапанным двигателем — почти «голый» автомобиль, с единственной (водительской) подушкой безопасности, без ABS, кондиционера, противотуманных фар, с некрашеными наружными зеркалами и стальными штампованными дисками колес. За доплату предлагаются только гидроусилитель руля (13 000 руб.) и окраска «металлик» (8000 руб.).
Более «человечно» выглядит комплектация Confort, где за дополнительные 25 000 руб. можно получить кондиционер, противотуманки (5000 руб.), а также пакеты опций «Аудио» (9000 руб.) или «Мультимедиа» (14 000 руб.), «Зимний 1» (14 000 руб.) и пакет безопасности 1 (9000 руб.). С 82-сильным мотором стоимость такого Logan составит от 408 000 руб., а с 16-клапанным двигателем в 102 л.с. — от 428 000 руб. Штатно здесь доступны центральный замок, два задних подголовника, ABS, передние электростеклоподъемники, подсветка багажника и хромированная отделка приборной панели в салоне. Однако подушки безопасности переднего пассажира, бортового компьютера, регулировки водительского сиденья по высоте, задних электростеклоподъемников или электрорегулировки наружных зеркал нет и здесь.
Данные опции, а также штатная аудиосистема с CD/MP3/USB и складываемая по частям спинка заднего дивана, предлагаются в комплектации Privilege, которая в зависимости от двигателя доступна от 456 000 или от 476 000 руб. Именно в таком исполнении, но с максимально возможным набором дополнительных опций (в том числе с мультимедийной системой с навигацией за 10 000 руб., пакетом «Зимний 2» за 11 000 руб., пакетом «Люкс» за 12 000 руб. и пакетом безопасности 2 за 19 000 руб., а также в цвете «металлик»), и был наш тестовый автомобиль.
В качестве топ-версии предлагается комплектация Luxe Privilege, доступная за 495 000 или 515 000 руб. в зависимости от двигателя. Здесь штатно предусмотрены легкосплавные диски колес, кожаная отделка рулевого колеса, климат-контроль, передние боковые подушки безопасности и задние парковочные датчики. С учетом дополнительных опций максимальная стоимость такого Логана может достигать 523 000 – 543 000 руб.
Сегодня класс «народных бюджетников» в России многочисленный как никакой другой — даже навскидку наберется более десятка прямых и косвенных конкурентов и из Европы, и из Азии. О некоторых из них мы упоминали совсем недавно в рамках рассказа о другой новинке российского рынка сегмента В+ — Chery A19 (тоже, кстати, конкурент новому Logan) и потому здесь о них повторять не будем. Еще часть потенциальных конкурентов с Логаном по цене пересекаются только в начальных версиях (это такие модели, как Peugeot 301, Citroen C-Elysee, Skoda Rapid, Kia Rio…), а есть и такие, которые вообще оказываются принципиально дороже Логана (к примеру, минимальная стоимость седана Chevrolet Aveo выше, чем максимальная цена Logan). Но есть и более дешевые модели, которым новый «француз» с румынскими корнями вполне способен подпортить кровь. И первым среди кандидатов на «трепку» значится…
Кузов | |
---|---|
Тип | Седан |
Количество мест/дверей | 5/4 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объём, куб. см | 1598 |
Мощность, л. с. при об/мин | 82/5000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 134/2800 |
Трансмиссия | |
Привод | Передний |
Коробка передач | 5-МКП |
Тормоза | |
Передние | Дисковые вентилируемые |
Задние | Барабанные |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4346х1733х1517 |
Колёсная база, мм | 2634 |
Дорожный просвет, мм | 155 |
Снаряженная масса, кг | 1106 |
Объём топливного бака, л | 50 |
Объём багажника, л | 510 |
Шины | 185/65 R15 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 172 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 11,9 |
Расход топлива, л/100 км | |
Комбинированный цикл | 7,2 |
Выбросы СО2 (г/км), эк. класс | 168, Euro 5 |
Стоимость тестируемого автомобиля, руб. | |
Комплектация Privilege + опции | 516 000 |
Алексей Степанов, фото Андрей Бак |