Новая модель
при перепечатке ссылка на источники текста и перевода обязательна! | Революция в Toyota | ||||||||
На мой взгляд, Toyota iQ таит в себе большие возможности для развития, потому что, приступив к ее разработке, компания Toyota впервые за долгое время вступила на путь создания абсолютно новой концептуальной модели. Хотя нет, точнее будет сказать, необычной для компании модели, ведь, как всем известно, Toyota, несмотря на свой масштаб, остается очень консервативной компанией. Посмотрите на ее автомобили — Toyota нет равных в подхватывании и совершенствовании новых идей, изобретенных конкурентами, она не специалист в процессе создания нововведений. Как кто-то метко подметил, «Honda сеет, Toyota пожинает плоды». Тем не менее, не будем забывать, что Toyota на самом деле совершила переворот в автомобилестроении, выпустив в 1989 году на рынок первый Toyota Celsior и в том же году создав на американском рынке бренд автомобилей премиум-класса, известный всем под именем Lexus. Затем, в 1997 году Toyota стала изобретателем первого в мире серийного гибридного автомобиля Toyota Prius, который по сей день является «раздражителем» для остальных компаний, отчаянно пытающихся изобрести нечто подобное. Вот так, консерватизм, грамотно замешанный с новаторством, обеспечили Toyota мировым лидерством. Похожие чувства испытываешь, смотря на Toyota iQ: мне показалось, что у этой «малютки» есть силы изменить рынок малолитражных автомобилей. Однако в ней нет той «определенности», изначально присущей Celsior и Prius. К примеру, Celsior однозначно был изобретен для конкуренции с такими грандами, как Mercedes-Benz и BMW, а Prius был задуман компанией Toyota в качестве совершенно нового направления в автомобильной отрасли. А что же iQ? Скорее всего, это модель, про которую можно сказать «аппетит приходит во время еды», то есть, для ее признания требуются определенное время и усилия, зато потом эффект будет ошеломляющим. В этом iQ можно, пожалуй, сравнить со знаменитым даймлеровским Smart: людей, действительно понимающих настоящую ценность этой машины (особенно японцев), можно по пальцам пересчитать. Поэтому, я думаю, есть смысл немного отвлечься от нашей темы и поговорить здесь о Smart. История, начавшаяся с концепции 2,5-метрового автомобиля | |||||||||
Хотя первое поколение «малышей» Smart появилось на рынке в 1998 году (на год позже Prius), его история восходит к 1970-м, когда Mercedes-Benz разработал концепцию «2,5-метрового компактного городского автомобиля». Все эти замыслы обрели форму в 1982 году в виде концепт-кара NAFA (позже нашедшей, между прочим, применение в прототипах Mercedes класса А). Прошло 20 лет, и, благодаря союзу швейцарской фирмы Swatch и Mercedes Benz, на свет появился знакомый нам Smart. Невиданный доселе 2,5-метровый «коротышка» своим появлением хотел убить сразу нескольких зайцев: эксплуатация в реалиях переполненного города, гармония с окружающей средой, выгодный контраст с уже существующими моделями (в том числе и Mercedes-Benz). В общем, назревала революция обывательского представления об автомобиле! Анализируя ситуацию на рынке в те времена, осознаешь, что позиция Smart была довольно неопределенной (хотя общая ситуация не была такой накаленной, как сейчас). Панацеей же стала редкая для автомобилей стильность «малыша», приобретенная от сотрудничества со Swatch. К тому же, популярности Smart добавила его маневренность и легкость управления, по заслугам оцененная жителями крупных исторических европейских городов с множеством маленьких запутанных улочек (Парижа и Рима). Скорость признания Smart новым автомобильным брендом очень впечатляет. Такое нечасто встретишь в автомобильном мире. И все-таки, несмотря на «брендовость», Smart не мог похвастаться большим количеством желающих его приобрести. Концепция гибридного автомобиля Toyota, выпуск которого пришелся на рубеж столетия, была более понятна и близка пользователям. Новое поколение, выпущенное под маркой Smart, особым успехом не пользовалось, и вплоть до настоящего момента «малыш» приносил своим создателям одни убытки. Однако с прошлого года ситуация постепенно начала меняться в лучшую сторону. Сейчас наконец-то пришло время, когда потребители обратили внимание на низкие топливные аппетиты, минимальный ущерб окружающей среде, не говоря уже об особой «неавтомобильной» внешней привлекательности авто. Может, это и есть начало эры Smart? Неопределенность Toyota iQ | |||||||||
Наверное, ни у кого не возникает сомнений в том, что «автомобиль для двоих» — это основополагающая концепция Smart, несмотря на тот факт, что она сильно урезает спрос на него. Тем не менее, модель достаточно популярна в крупных городах, среди пресыщенных материальными благами пользователей. Однако, как ни крути, для основной массы потребителей она не представляет достаточного интереса, что в итоге сказывается на уровнях продаж. Все-таки Smart по-прежнему немного опережает эпоху, и, пожалуй, на данный момент с этим ничего нельзя поделать. Почему же Toyota подхватила эстафетную палочку у Smart? Ответ очевиден: Smart — это идеальное и понятное сочетание современных функций с единственным недостатком — тесным двухместным салоном. Toyota же превратила этот главный недостаток Smart, из-за которого он за 10 лет не смог достичь большого успеха, в мощное оружие новой модели Toyota iQ. При длине, даже не достигающей 3 метров, iQ имеет посадочную формулу «3+1», то есть трое взрослых и один ребенок. Это и есть новая концепция, которая, к сожалению, пока не нашла особого отклика в сердце японского потребителя. С другой стороны, почва, подготовленная усилиями Smart в Европе, позволит Toyota iQ добиться определенного признания среди жителей старого континента в качестве преемника «малыша» Smart. Стоит немного проехаться на iQ, как становится очевидно: он превосходит Smart по таким параметрам, как тихая работа двигателя, комфортабельность, расход топлива. Единственное, чего не хватает iQ и что есть в Smart, — это, пожалуй, удовольствие от управления задним приводом (он просто не предусмотрен для этой модели). А уж то, что iQ — четырехместный автомобиль, является весомым аргументом для практичных европейцев. В итоге iQ, по сравнению с немецким собратом, был очень рационально разработан, впрочем, как и всегда, в стиле компании Toyota. Тем не менее, никто не знает, какая судьба ожидает iQ в родных стенах. Ведь в Японии давно существует устоявшийся слой малолитражных автомобилей («кэй-дзидося»), мощность и расход топлива которых практически не отличается от iQ, а размеры салона позволяют четырем пассажирам чувствовать себя более комфортно, чем в iQ. К тому же, для «кэй-дзидося» в стране предусмотрена система налоговых льгот. iQ проигрывает и по ценовому фактору: средняя цена в 1 млн 400-600 тысяч иен позволяет с легкостью приобрести малолитражку высокого класса, вроде Toyota Vitz, у которой больший размер салона при одинаковом расходе топлива и налогах. Таким образом, ценность iQ в Японии заметно снижается, потребители не реагируют на неосязаемые, пока далекие от действительности достоинства «малютки». Получится ли у iQ изменить мир малолитражек? | |||||||||
Мой ответ таков: «Нет». Во всяком случае, на нынешнем рынке в нынешней ситуации. Но, тем не менее, потенциал Toyota iQ таит в себе большие возможности. Помимо главной особенности Toyota iQ — длины, не превышающей 3 метров, — эта модель делает попытки позиционирования себя как малолитражного автомобиля класса «микро-премиум». Ответом на недовольные мнения о том, что iQ не тянет на люксовое звание, стало заявление создателей iQ о внедрении системы «персонализации автомобиля». Подробности пока еще держат в секрете, но одно можно сказать с уверенностью: iQ побалует своих обладателей «начинкой», превосходящей все ныне существующие аксессуары. Иначе и быть не может — для iQ жизненно важно изобрести нечто, отсутствующее в конкуренте Smart. Выдержанный в стиле «премиум», iQ своей оригинальностью сможет на равных соревноваться с «кэй-дзидося» и классом Vitz. В результате iQ обязательно должен добиться признания как автомобиль, символизирующий новый стиль жизни. Мне кажется, что iQ извлечет формулу успеха из ошибок и недоработок создателей Smart, и кто знает, может быть, в ближайшем будущем эта модель найдет понимание среди японских водителей. iQ предлагает суперэффективные инновационные решения обустройства внутреннего пространства: силовой агрегат, развернутый на 180 градусов, благодаря чему передние колеса «ушли» вперед двигателя, миниатюризация частей, входящих в систему климат-контроля, изящные передние кресла, плоский топливный бак, находящийся под полом. Все эти оригинальные компоненты станут секретом будущего успеха «малыша». При таком оптимальном размещении функциональных частей, будь у iQ в распоряжении 3,4 метра длины, как у малолитражки «кэй-дзидося», получился бы компакт-кар с просторными задними пассажирскими сиденьями. При длине 3 785 (как у Vitz) в iQ при сильном желании можно было бы установить третий ряд сидений, на крайний случай. Ну а если бы длина достигла 4 метров, как у Toyota Sienta, мы бы имели компакт-кар с тремя (!) рядами комфортных сидений. Одной из больших ошибок создателей Smart стал выпуск серии ForFour, построенной на одной платформе с Mitsubishi Colt. Продажи вскоре были приостановлены, потому что не отличающийся от других компактных автомобилей ForFour не смог донести до потребителя концепцию своего предшественника Smart. Тем не менее, «Smart для четверых» — это то, что очень хотели заполучить конструкторы компании. После расставания с Mitsubishi, Smart был замечен в переговорах с Suzuki о создании такой модели, однако положительного результата это не принесло. Таким образом, новые оригинальные идеи, предлагаемые Toyota iQ, очень своевременны, и, скорее всего, iQ станет тем фактором, который в будущем изменит видение автомобилей у японского потребителя. Наша последняя надежда? | |||||||||
iQ — это совершенно самостоятельная, превышающая обывательское представление об автомобиле, новинка, и было бы неправильно пытаться приписывать ее, предположим, к классу «кэй-дзидося» или Vitz. Идем дальше: есть вероятность, что Япония последует примеру Европы и примет постановление об ограничении выброса СО2 для автомобилей. И если такие времена наступят, размер машины будет наиважнейшим фактором, и компромиссным вариантом станет, пожалуй, симбиоз существующего компакт-кара с внутренним пространством как у «кэй-дзидося», ну то есть вылитый iQ! Ну а когда речь заходит о гибридном или электродвигателе — невольно начинаешь «примерять» его именно к iQ. Все говорит о том, что iQ скоро полноценно заявит о себе. В то же время рынок автомобилей переживает сейчас далеко не лучшие времена. Подумать только, всего лишь год назад мы «фанатели» от Nissan GT-R. Вспомните те громкие заголовки, появившиеся после Токийского автосалона: «Одна модель околдовала весь мир», «Потрясающие характеристики», «Восхождение на мировую арену японского чуда», это был настоящий Прорыв с большой буквы, рассказ о котором будет еще долго передаваться из уст в уста. С тех пор прошел всего год, а наше мировоззрение поменялось на фоне глобальных изменений во всем мире. Несмотря на то, что рост цен на бензин дает нам сейчас небольшую передышку, очевидно одно — нынешний водитель сто раз подумает, прежде чем до упора жать на педаль газа. В таких условиях фурор GT-R кажется событием «давно минувших дней». Время пока еще терпит, но я думаю, что эпоха «фанатизма и мечтаний» прошла. Становится немного грустно от потери мечты, но эпоха рационализма неминуемо наступает. Конечно, Toyota iQ не идет ни в какое сравнение с GT-R, уж слишком «приземленная» эта модель. Загадывать не берусь, но выскажу предположение, что время все расставит на свои места, и iQ покажет миру, на что способна такая «простая» и в то же время ни на что не похожая модель. Думается мне, что iQ — это наша последняя надежда на успех. Техническая характеристика Toyota iQ 100G | |||||||||
Полная длина: 2 985 мм. Цена машины: 1 млн. 500 тыс. иен ($16 850). |
Источник: carview.co.jp
Перевод: Drom.ru
При перепечатке ссылка на источники текста и перевода обязательна!