Выйдя на более высокую ценовую орбиту, популярный до кризиса сегмент SUV все же не рассеялся в «космосе» — многие представители по-прежнему входят в двадцатку российского рейтинга продаж. Да и общий список не назовешь скудным, даже сузив ценовую вилку выбора до 300 тысяч рублей. Если конкретно — примерно от 1,5 до 1,8 млн рублей — уже далеко не «бюджет», но еще не «элита». Кроме того, кроссовер без полного привода — как шаман без бубна, особенно в зимний период, поэтому сейчас мы оцениваем только модели или версии с 4WD.
Предожидания
Кроссоверы в этом ценовом диапазоне уже в базовой комплектации не выглядят «пустыми», к тому же полноприводные версии зачастую предлагаются в более высоких уровнях оснащения. Почти у всех есть наиболее полный комплект подушек безопасности (фронтальные, боковые, оконные, а у некоторых и коленные), системы стабилизации, дистанционный ключ или даже сразу «бесключевой доступ», расширенный электропакет (с подогревом зеркал, передних сидений, зоны покоя «дворников» или всего лобового стекла). У многих присутствует двухзонный «климат», круиз-контроль, а у некоторых и электромеханический «ручник». В общем, на бедность жаловаться не приходится, но рейлинги или обогрев руля есть далеко не у всех даже в средних комплектациях.
По технике не все так однозначно. Из двигателей массово фигурирует классика жанра — бензиновые «атмосферники» объемом 2,0 л мощностью около 150 л.с. Однако то, что «бодро» для хэтчбека гольф-класса, весьма «бледно» для полуторатонного кроссовера — разгон до 100 км/ч с такими моторами обычно превышает 10 секунд. Более энерговооруженные версии с «атмосферниками» 2,5 л в большинстве случаев уже выходят из обозначенной ценовой зоны. Но встречаются и турбомоторы. Для практичных ценителей имеются версии с механическими коробками передач, но в основном речь пойдет о вариантах с «автоматом».
Лидер продаж в своем классе — Toyota RAV4 (за 9 месяцев 2017 года, по данным АЕБ, реализовано 23 907 экземпляров), с него и начнем. По нынешним временам габариты и вместимость — типичные для среднего класса: длина 4605 мм, багажник от 577 литров. Клиренс тоже приемлемый — 197 мм. Производитель не раз пересматривал для RAV4 комплектации и цены, и на сегодня набор складывается следующим образом. С бензиновым двигателем 2,0 л (146 л.с.) и полным приводом кроссовер с вариатором стоит от 1 639 тысяч рублей в версии Standart Plus. С 6-ступенчатой «механикой» RAV4 можно купить только в улучшенной и более дорогой комплектации Comfort за 1 710 тысяч рублей. С бензиновым же двигателем 2,5 л (180 л.с.), полным приводом и гидромеханическим «автоматом» клиренс заметно ниже (165 мм), зато цена возрастает значительно — почти на 200 тысяч рублей. Осенью компания решила вернуть российскому рынку дизельную версию (2,2 л, 150 л.с.), также с «автоматом» и 4WD, но ее цена уже около двух миллионов рублей.
Nissan X-Trail на сегодня единственный из соразмерных кроссоверов (длина 4640 мм, колесная база 2705 мм, багажник от 497 л), который попадает в заданную ценовую «вилку» сразу с тремя силовыми установками. С базовым «атмосферником» 2,0 л (144 л.с.) полный привод предусмотрен только с вариатором и сразу в улучшенной версии XE+, по цене от 1 639 тысяч рублей. С турбодизелем 1,6 л (130 л.с., 320 Нм) российский X-Trail продается только с механической (6-ступенчатой) коробкой и 4WD. Дизельные версии предлагаются по цене от 1 754 тысяч рублей в версии SE. В этой же комплектации возможен и вариант с бензиновым двигателем 2,5 л (171 л.с.) и вариатором за 1 804 тысячи рублей.
Меньший по размерам Nissan Qashqai (длина — 4377 мм, колесная база — 2646 мм, багажник — 430 л) в основном продается в комплектациях с передним приводом. Система All Mode 4x4-i доступна только с наиболее мощным бензиновым «атмосферником» 2,0 л (144 л.с.) в паре с вариатором и по весьма высокой стартовой цене — от 1 539 тысяч рублей. Тем не менее такая конфигурация шасси предполагает все основные варианты оснащения (всего их восемь), начиная с уровня SE и заканчивая «топовым» LE Sport, который как раз умещается в наш ценовой диапазон — от 1 763 тысяч рублей. Кстати, пришло время для обновления модели.
Переживший несколько обновлений Mitsubishi Outlander имеет некоторые геометрические преимущества в классе. В частности, длина кузова составляет 4695 мм, а минимальный объем багажника — 591 литр. Клиренс 215 мм, колеса с универсальными по размеру и цене шинами 215/70 R16 — для практичных пользователей это тоже немаловажные факторы. Но в заданном диапазоне цен полноприводные версии доступны только с «атмосферником» объемом 2,0 л (146 л.с.) и только в паре с вариатором. Разгон до «сотни» — один из самых медленных (по данным производителя, за 12 секунд). Сравнительно «бедно» выглядит и оснащение, причем речь идет об уровне выше базового. Цены — от 1 660 тысяч рублей. Версии со старшим двигателем объемом 2,4 л (167 л.с.) в сочетании с вариатором выглядят дорого — почти от 2 млн рублей.
В 2017 году вышел обновленный кроссовер Mazda CX-5. Вместе с измененной в правильном ключе внешностью случились потери по геометрическим параметрам — клиренс «упал» с прежних 210 до 192 мм. Производитель это объясняет необходимостью перекалибровки подвески в сторону комфорта при соблюдении высоких стандартов управляемости и активной безопасности. Базовым остался «атмосферник» объемом 2,0 л (150 л.с.) с непосредственным впрыском топлива, который в конфигурации с полным приводом и 6-ступенчатым гидромеханическим «автоматом» с «ручным» и спортивным режимами управления. Цена данной комбинации — от 1 721 тысячи рублей. «Старший» двигатель объемом 2,5 л (194 л.с.) потребует не самую большую доплату — от 1 831 тысячи рублей, и тоже с «автоматом».
Subaru Forester остается верен традициям: клиренс — 220 мм, только полноприводное шасси, наличие стартовой версии с атмосферным оппозитником 2,0 л (150 л.с.) и механической 6-ступенчатой коробкой передач с межосевым самоблокирующимся дифференциалом. Forester — один из самых «проходимых» и выносливых SUV в своем сегменте. И вместимость неплоха: длина — 4610 мм, колесная база — 2640 мм, багажник — 489 л. Цена базовой версии — 1 659 тысяч рублей, модификация с «механикой» в более обеспеченной комплектации Comfort продается за 1 790 тысяч рублей. Вариант с автоматической трансмиссией Lineartronic, то есть с вариатором и многодисковой межосевой муфтой, предлагается начиная со второго уровня оснащения Standart по ценам от 1 750 тысяч рублей. К сожалению, «атмосферник» объемом 2,5 л (171 л.с.) ныне продается весьма дорого — дороже 2 млн рублей.
Осенью 2017-го был представлен и новый кроссовер Subaru XV. Он играет в уменьшенном формате (длина — 4465 мм, багажник — 310 л), однако клиренс такой же высокий — 220 мм, привод — только полный, и уже в стартовом оснащении автомобиль достаточно «упитан». Вписаться в наши ценовые рамки позволяет базовый двигатель объемом 1,6 л (114 л.с.), который агрегатируется только с бесступенчатой автоматической трансмиссией. Динамика не ахти: разгон до «сотни» составляет почти 14 секунд. Цена — 1 599 тысяч рублей. С двигателем 2,0 л (150 л.с.) кроссовер с вариатором стоит от 1 770 тысяч рублей с учетом более высокого уровня оснащения.
Обновленный Suzuki SX4 занимает промежуточную нишу между кроссоверами компактного и среднего класса. Длина — 4300 мм, колесная база — 2600 мм, багажник — 430 литров. Клиренс не впечатляющий — 180 мм, да и базовый двигатель тоже — 1,6 л (117 л.с.). Но в данный обзор попадает и версия с более мощным бензиновым турбомотором объемом 1,4 л (140 л.с.), оснащенным непосредственным впрыском. Впрочем, он тоже не делает из машины ракету — разгон до «сотни» за 10,2 секунды с условием работы только с 6-диапазонным гидромеханическим «автоматом» и при наличии системы AllGrip 4WD. Сравнительно небольшой «кросс» с весьма выразительной облицовкой, с полным приводом и 6-ступенчатым «автоматом» в улучшенной комплектации GLX стоит от 1 599 тысяч рублей.
«Младший братишка» Suzuki Vitara может без стеснения называться компактным кроссовером Длина — 4175 мм, багажник — 375 литров, зато клиренс чуть повыше — 185 мм, а колесная база покороче — 2500 мм. Доступна версия Suzuki Vitara S с тем же турбомотором 1,4 л (140 л.с.), также в паре с гидромеханическим «автоматом» и при наличии варианта с полным приводом. По оснащению Vitara S перекликается с уровнем GLX у SX4, но есть и свои эксклюзивчики в оформлении: оригинальная облицовка, отличительного дизайна литые диски на 17 дюймов, в салоне особая деталировка, комбинированная обшивка дверей и сидений из кожи и замши, а кресла еще и с красной прострочкой. Цена — от 1 585 тысяч рублей.
Новый Volkswagen Tiguan в своем сегменте удерживает второе место (за девять месяцев реализован 18 981 экземпляр модели) и он первый среди «европейцев». В длину невелик — 4486 мм, но объем багажника производитель заявляет от 615 литров. В конфигурации с полным приводом базовым выступает бензиновый турбомотор 1,4 л мощностью 150 л.с., который, по данным производителя, способен обеспечить разгон до «сотни» за 9,2 секунды. Кроме того, этот двигатель сочетается как с 6-ступенчатой «ручной» коробкой, так и с 6-ступенчатым «роботом» DSG. Причем первый вариант доступен уже в стартовом исполнении Trendline — от 1 549 тысяч рублей, а вот «роботизированный» Tiguan предлагается только со следующего уровня Comfortline — от 1 709 тысяч рублей. Дизельный вариант (2,0 л, 150 л.с.) находится на грани: от 1 799 тысяч рублей с учетом уровня оснащения Comfortline.
В 2017 году вышел обновленный Ford Kuga, у которого изменилась не только облицовка, но и «начинка». Kuga с «атмосферником» объемом 2,5 л (150 л.с.) и 6-диапазонным гидромеханическим «автоматом» продается только в переднеприводной модификации, зато всего за 1,4 млн рублей. Полный привод доступен только с 1,5-литровым бензиновым турбомотором в двух вариантах мощности (150 и 182 л.с.) и с тем же 6-ступенчатым «автоматом». Цены от 1 619 и от 1 799 тысяч рублей соответственно. Нужно отметить и сравнительно высокий уровень прочего оснащения.
В 2017 году на российский рынок вернулся Renault Koleos в новом поколении. Как известно, это продукт не чисто европейский, а «союзнический»: Колеос построен на одной платформе с Nissan X-Trail. Солидный (длина кузова — 4672 мм) и богато оснащенный. Однако технической революции по силовой части не произошло. Кроссовер предлагается только с полным приводом, а базовым является «атмосферник» 2,0 л мощностью 144 л.с. с непосредственным впрыском топлива, который агрегатируется только с вариатором. Цена — от 1 749 тысяч рублей. Есть еще бензиновый двигатель 2,5 л, но такие версии стоят уже больше 2 млн рублей. Отсутствие выбора силовой установки в данном ценовом диапазоне отчасти компенсируется щедрым содержанием уже в базовом уровне.
В лидерах среди корейских кроссоверов — Kia Sportage с третьим местом в сегменте с результатом 18 298 экземпляров за 9 месяцев 2017 года. Геометрические параметры не поражают воображение (длина — 4480 мм, колесная база — 2670 мм, клиренс — 182 мм), зато обширен ассортимент более доступных переднеприводных версий, благодаря чему Sportage и держит хвост пистолетом. Однако нас интересуют конфигурации с полным приводом. «Народная» версия с бензиновым «атмосферником» 2,0 л (150 л.с.) и с 6-ступенчатой «механикой» предлагается в варианте Classic с «теплыми опциями» за 1 450 тысяч рублей, а в версии Luxe — за 1 565 тысяч рублей. Варианты с 6-диапазонным гидромеханическим «автоматом» доступны с уровня Comfort по цене от 1 565 тысяч рублей. KIA с другими более мощными двигателями — бензиновым турбомотором 1,6 л (177 л.с.) и дизелем 2,0 л (185 л.с.) — выведены в зону топ-версий: цены выше 1,9 млн рублей.
Соплатформенный Hyundai Tucson, даром что кардинально отличается дизайном, так еще и категорично «разведен» с братишкой по выбору комплектаций. Упор сделан как раз на более дорогие полноприводные версии, поэтому, наверное, и продажи отстают. Зато для ценителей полного привода возможности широкие: выбор есть из трех силовых установок, и все умещаются в наш ценовой обзор с учетом стартового для них, но не «базового» уровня оснащения Comfort. С бензиновым двигателем 2,0 л (150 л.с.) предусмотрена версия с 6-ступенчатой «механикой» за 1 563 тысячи рублей, остальные варианты с «автоматом» — от 1 613 тысяч рублей. Для любителей погорячее — турбомотор 1,6 (177 л.с.), который в паре с 7-ступенчатым «роботом» способен разгонять машину до «сотни» за 9,1 секунды. Цены сравнительно невысокие — от 1 678 тысяч рублей. Наконец, высокопроизводительный дизель 2,0 л (185 л.с.) в союзе с «гидромеханикой» тоже рядом — от 1 803 тысяч рублей.
В трудные времена всегда появлялись «антикризисные» модели. Kia Sorento предыдущего поколения в какой-то мере тоже оказался в таком амплуа: продажи «ветерана» не остановились и с выходом в 2015 году кроссовера нового поколения Sorento Prime. Есть свои «надклассовые» преимущества: это довольно крупная «особь» (длина — 4685 мм, высота — 1710 мм) с базовым бензиновым двигателем 2,4 л мощностью в 175 сил. Автомобиль остается в обозначенных ценовых рамках даже с полным приводом, причем на выбор предлагается как с 6-ступенчатой «механикой» за 1 695 тысяч рублей, так и с 6-диапазонным «автоматом» — от 1 745 тысяч рублей. К тому же оснащение нельзя назвать «пустым» даже в начальном уровне.
В 2017 году компания SsangYong возобновила деятельность в России. Правда, пока речь не идет о локальной сборке, поэтому и цены оказались отнюдь не демпинговыми. Из «свеженького» в наш обзор попадает лишь удлиненный вариант SsangYong Tivoli XLV — именно он оснащается полным приводом. Двигатель — 1,6 л мощностью 128 л.с., колесная база — 2600 мм, но кузов растянут до приемлемых по меркам класса 4440 мм. Версия 4WD предлагается в топ-оснащении Elegance+, но имеет в своем арсенале лишь фронтальные подушки безопасности и простой кондиционер! При этом есть ESP, круиз-контроль, камера заднего вида, кожаный руль с подогревом, датчики света, дождя и давления в шинах, электропривод складывания зеркал, CD, USB, AUX, Bluetooth, сигнализация, литые диски на 16 дюймов. Цена немалая — 1 579 тысяч рублей.
Кроссовер SsangYong Actyon (длина — 4410 мм, колесная база — 2650 мм, клиренс — 180 мм) с полным приводом нынче представлен парой дорогих версий: с бензиновым «атмосферником» 2,0 л (149 л.с.) в паре только с 6-диапазонной «гидромеханикой» в оснащении Elegance и Premium по цене от 1 710 тысяч рублей. На борту имеются 6 подушек, климат-контроль, электрообогрев лобового стекла, круиз-контроль, кожаный руль с подогревом, камера заднего вида, CD, USB, AUX, Bluetooth, литые диски на 17 дюймов. Вариант Premium дополнен ESP, системой помощи при старте в гору, электроприводом и вентиляцией водительского кресла, отделкой хромом, а также колесами с литыми дисками на 18 дюймов, с которыми и клиренс увеличивается до 190 мм.
P.S. В эту ценовую категорию попадают несколько «динозавров» — крепких рамных внедорожников с подключаемым полным приводом и понижающей передачей, но такие автомобили — тема отдельного обзора.
Марка/модель | Двигатель (л/л.с.) | Клиренс (мм) | Багажник, мин. (л*) | Цена, мин. (тыс. руб.**) |
Ford Kuga | 1,5/150 | 200 | 456 | от 1619 |
Ford Kuga | 1,5/182 | 200 | 456 | от 1799 |
Hyundai Tucson | 2,0/150 | 182 | 488 | от 1563 |
Hyundai Tucson | 1,6/177 | 182 | 488 | от 1678 |
Hyundai Tucson | 2,0/185 | 182 | 488 | от 1803 |
Kia Sportage | 2,0/150 | 182 | 491 | от 1450 |
Kia Sorento | 2,4/175 | 185 | 530 | от 1745 |
Mazda CX-5 | 2,0/150 | 192 | 442 | от 1721 |
Mitsubishi Outlander | 2,0/146 | 215 | 591 | от 1660 |
Nissan Qashqai | 2,0/144 | 200 | 430 | 1539-1769 |
Nissan X-Trail | 2,0/144 | 210 | 497 | от 1639 |
Nissan X-Trail | 2,5/171 | 210 | 497 | от 1804 |
Nissan X-Trail | 1,6/130 | 210 | 497 | от 1754 |
Renault Koleos | 2,0/144 | 210 | 538 | 1749 |
Subaru XV | 1,6/114 | 220 | 310 | 1599 |
Subaru XV | 2,0/150 | 220 | 310 | 1770 |
Subaru Forester | 2,0/150 | 220 | 489 | от 1659 |
Suzuki Vitara S | 1,4/140 | 185 | 375 | 1585 |
Suzuki SX4 | 1,4/140 | 180 | 430 | 1599 |
SsangYong Tivoli XLV | 1,6/128 | 167 | 720 | 1579 |
SsangYong Action | 1,6/128 | 167 | 486 | от 1710 |
Toyota RAV4 | 2,0/146 | 197 | 577 | от 1639 |
VW Tiguan | 1,4/150 | 200 | 615 | от 1549 |
VW Tiguan | 2,0/150 | 200 | 615 | от 1799 |
* - Данные производителей
** - Цены указаны без учета действующих спецпредложений