Главное мерило стенса — клиренс. У любого стенсера этот показатель далек от стандартного. Однако если глубже погрузиться в вопрос, выяснится, что внутри stance-движения принято выделять два направления в зависимости от высоты клиренса — low stance (более многочисленное), характеризующееся уменьшенным дорожным просветом, и gay stance, для которого, наоборот, характерен увеличенный дорожный просвет. Дополнительно может меняться продольный угол наклона автомобиля — reverse rake, когда задняя часть кузова ниже передней, или straight rake — когда передняя часть, наоборот, ниже задней.
Другой важный атрибут стенса — положение колес в арках, или fitment — термин, обозначающий расстояние от верхней кромки колесных дисков до нижней кромки крыльев. В настоящем стенсе одно без другого не существует.
Общепризнанной точки отсчета стенс-движения нет. Однако можно с уверенностью говорить, что направление это молодое, в постсоветское пространство стенс-культура пришла в середине нулевых годов XXI века, а само движение заимствовало черты других тюнинг-стилей, впитывало современные автоспортивные тенденции и черпало вдохновение в эскизах прототипов ведущих брендов.
Соединив в себе стилистику широких и приземистых силуэтов рендеров новых моделей, идеологию минимального клиренса гоночных машин, эпатаж low-культур Нового Света и drift-культур Страны восходящего солнца, стенс прочно прижился и в США, и в Японии. А совсем недавно мода на подобный тюнинг захлестнула страны бывшего СССР.
Как только автомобиль перестал быть роскошью, а сам факт владения машиной более не вызывал пиетета, все более важными становились уникальные черты. Сегодня, когда одинаковых автомобилей тысячи, выделяться из толпы, не потратив уйму денег, непросто, да и тюнинг, как правило, заточен под определенные категории машин. По-настоящему массовых движений, готовых объединить под своими знаменами и VW Golf, и Lexus GS, и старую «Самару», до появления стенса не было. Вот и первый фактор — непривередливость к объекту для тюнинга.
Если стенс дает возможность на равных самовыражаться и владельцу Mercedes, и хозяину Lada, то налицо второй неоспоримый плюс — доступность тюнинга. Для того, чтобы стать частью тусовки, вам не нужно платить бешеные деньги в тюнинг-ателье, на начальном этапе модернизации хватит гаража с ямой. Еще один безусловный плюс — возможность постепенно входить во вкус и «доукомплектовывать» автомобиль. Хочется настроить клиренс с точностью до миллиметра? Есть вариант установить койловеры (сленговое название винтовой подвески). Достичь идеального фитмента, не принося в жертву практичность? Можно раскошелиться на «пневму». До неузнаваемости меняет внешний вид автомобиля и такой простой ход, как смена дисков с коррекцией развала или вылета. А ведь большинство экспериментов можно сделать своими руками — еще один плюс в копилку стенса.
Впервые про тюнинг «с колесами» я узнал в 2009 году — из журнала, где была статья про так называемый «клин-лук», когда вся машина в полном стоке, но на широких дисках с узкой резиной и низкой подвеской. Выглядит она при этом как в футуристичных фильмах. С покупкой первого автомобиля я начал шерстить просторы интернета и известные в стенсерских кругах сайты stancenation, bodybeat, ilovebass и т.д. В итоге осознал, что нужна хорошая платформа для стенс-тачки… И выбрал Golf IV. Нет более популярной машины для стенса, чем Гольф, неважно, какого поколения. Гольф — это самая настоящая попса для стенса… Если не в России, то в мире точно.
В основном проблемы стенса имеют лишь финансовый характер. Про ГИБДД я даже не буду озвучивать, но все, что низкое и имеет доработки, он же «кастом», они недолюбливают. Бывают проблемы в самой голове… Когда собираешь машину, нужно ведь четко представить, что ты хочешь, какие колеса, какое занижение… На выбор тоже уходит время. Лично у меня ушло полгода на выбор колес.
Интерес к низким автомобилям появился после просмотров видео о поездках на Вертерзее, о сумасшедших японцах, покидающих мероприятия на супернизких машинах с диким развалом, который для обычного пользователя кажется «неездабельным».
Со временем стали нравиться нестандартные решения для выбора базы проекта, для технических решений, для сочетаний стилей и аккуратности итогового результата. Как показатель — лайки на дороге от одних автолюбителей и пальцы у висков от другой части потока. Мой автомобиль — VW Caddy — постепенно переделывается каждый год, вливания денег уже не считаю, в основном делается для себя, но есть момент и с социальным освещением, и награды на мероприятиях, когда труды и силы оценены такими же сумасшедшими людьми.
Во все времена люди стремились отличаться от окружающих, и чем более массовым средством передвижения становился автомобиль, тем больше умов пытались придать ему неординарный облик. Идеология stance-тюнинга в том, чтобы автомобиль составлял с колесами единое целое. Не секрет, что в стадии прототипа любая машина выглядит крайне сбалансированно, в основном за счет малых зазоров между колесами и кузовом, низкого профиля шин, огромного размера дисков и малого клиренса. Но затем, учитывая реалии современного мира, в производстве автомобили приобретают привычные нам практичные черты. Для стенсеров же первичен дизайн, в жертву которому часто приносится функционал. Изменяя дорожный просвет, геометрию подвески и колеса, стенсеры непременно сталкиваются с проблемами: при строительстве стенс-проекта приходится мириться со сложностями легализации и эксплуатации, тратой времени, сил и денег.
Какие бывают проблемы у приверженцев этого стиля?
«Виданное ли дело — на наших дорогах занижать машину, никто в здравом уме так делать не будет», — распространенный взгляд обывателя на стенс-культуру. Однако осуждение со стороны владельцев других машин едва ли не меньшее из зол: куда чаще стенсеры сталкиваются с другими сложностями.
• Пробитые колеса, погнутые диски, пробитые поддоны, погнутые рычаги подвески — это лишь малая часть механических повреждений, характерных для заниженных машин на наших далеко не идеальных дорогах;
• Невозможность проезда по некоторым дорогам («лежачие полицейские», ямы и просто пересеченная местность) для тех приверженцев стенса, кто не потратился на регулируемый дорожный просвет;
• Проблемы с ГИБДД — ПДД запрещают вносить изменения в конструкцию автомобиля, что прописано в п. 7.18 действующих Правил. Ответственность за данное нарушение предусмотрена п. 12.5 КоАП, однако наказание за него очень мягкое — штраф в 500 рублей, что, разумеется, не смущает апологетов движения.
Основное различие разных видов стенса — в фитменте. Словом «fitment» любители тюнинга обозначают положение колес относительно кузова. При этом фитмент зависит от нескольких параметров — расстояния от кромки диска до кромки крыла, степени вылета колеса и угла развала, а также от профиля шины. Для большей наглядности на иллюстрации ниже схема подвески изображена в порядке усложнения модернизации. Но обо всем по порядку.
Первый пример — заводская конфигурация с большими ходами подвески и стандартными амортизаторами и пружинами, как и полагается оригиналу. Stock — это английское слово давно не требует перевода.
Второй пример — механическое занижение самым дешевым способом, говоря по-простому — пиленые пружины.
Третий вариант — занижение путем установки койловеров, то есть подвески с регулировкой уровня подпора пружины. Преимущество такой модернизации — возможность регулировки дорожного просвета и фитмента.
Наглядный пример разницы в клиренсе:
Четвертый вариант (Slammed) — развитие третьего или второго, но с отличительной особенностью, а именно колесом, «утопленным» в нишу колесной арки. Если посмотреть на такой автомобиль сбоку, то колесо частично скрыто за кромкой крыльев.
Пятое исполнение — Flush. Дословно можно перевести как «заподлицо». Изюминкой такого решения является то, что колесный диск и крыло находятся на одном уровне на малом расстоянии друг от друга, это позволяет кузову и шасси выглядеть единым целым.
HellaFlush — бескомпромиссный вид фитмента, для достижения которого изменяется не только дорожный просвет, но и вылет и угол развала. Философия HellaFlush подразумевает максимально широкие колеса, а степень «единения» крыла и колеса возведена в абсолют — для лучшего эффекта жертвуют даже пятном контакта.
Что касается HellaFail, то синонимом этой разновидности фитмента может служить только слово «эпатаж». Максимальный размер дисков и близкий к критическому угол развала — вот то, что определяет приверженцев этого стиля.
MexiFlush, напротив, не экспериментирует с углами развала, а выбирает своей отличительной чертой вылет. Суть такого решения — максимально выпирающие из заводских арок колеса и, как следствие, увеличенная колея.
Несомненно, обратная сторона доступного способа заявить о себе — возможные проблемы с безопасностью переделанной машины. Прежде чем пустить автомобиль в серию, завод-изготовитель проводит тысячи часов испытаний каждого узла, и бездумное вмешательство в конструкцию без предварительных расчетов может привести как минимум к ухудшению управляемости и плавности хода, а как максимум — к аварии. Спиленные пружины подламываются, не выдерживая возросшей нагрузки, неоригинальные элементы подвески обладают другими, далеко не всегда стабильными характеристиками, шина меньшего размера, натянутая на широченный диск с целью эстетики, может лопнуть от незначительных внешних воздействий. Все заимствованные у автоспорта приемы по увеличению вылета или изменению угла развала на машинах стенсеров, как правило, делаются на глазок, а в ущерб стилю приносится практичность, функциональность и нередко безопасность.
В защиту этого вида тюнинга стоит сказать, что главным идеалом и ориентиром стенса является внешний стайлинг, а не мощь и динамика, что не провоцирует последователей на грубые нарушения ПДД (как, например, другое некогда модное направление — стритрейсинг). Заниженные машины редко становятся участниками тяжелых ДТП, а проблемы с полицией чаще возникают не из-за поведения на дороге, а из-за нелегитимности доработок.
Основа популярности стенс-движения — доступность такого рода доработок и отсутствие ограничений по марке/модели/стране и году выпуска автомобиля. Судите сами — модная машина не обязательно должна быть дорогой, цена вопроса на начальном этапе — лишь затраты на занижение подвески, а эту нехитрую операцию можно провести в любом гараже. Безусловно, серьезный подход к стенсу требует глобальной переработки и настройки подвески, установки шин и дисков другой размерности, согласования изменений с контролирующими органами и так далее. Однако такой сложный и тернистый путь — удел меньшинства.
Доказательство того, что стенс приживается в России, становятся тематические мероприятия и фестивали. Не так давно в Сочи, в районе Роза Хутор, отгремел крупнейший по российским меркам стенс-слет Grounded Event. Мероприятие объединило сотни интересных проектов не только из России, но и из стран СНГ. Уровень представленных участников — на базе как современных автомобилей (VW Golf 7, Audi Q3), так и моделей прошлых поколений (ВАЗ-2108, VW Bora) — поддерживал особенный интерес к Grounded.