О стационарных постах и камерах фото- и видеофиксации водители узнают заранее и на короткое время становятся законопослушными. Но этих минут профилактики недостаточно для обеспечения безопасности всех участников движения и пресечения большинства правонарушений. Поэтому понадобилось «хирургическое» вмешательство — наблюдение за поведением водителя внутри потока, когда он об этом не подозревает. Таким «скальпелем» стало скрытое патрулирование, которое предусмотрено в общедоступном административном регламенте, утвержденном приказом № 185 от 02.03.2009 г., и внутреннем 186-м приказе, который был принят в тот же день и по сути является современным вариантом наставлений по работе дорожно-патрульной службы 1999 года.
Схема действия скрытого патруля почти везде одинакова, лишь с небольшими отклонениями в зависимости от местной специфики. В нем работает обычный с виду легковой автомобиль, в котором находятся два инспектора ГИБДД в форме — одному работать нельзя. Это и выполнение внутренних требований безопасности, и вполне логичное соотношение, когда водитель управляет машиной, а «штурман» смотрит по сторонам и в случае появления потенциального нарушителя дает команду коллеге, какой автомобиль отследить. Сами сотрудники скрытого патруля контактировать с нарушителем не имеют права. Поэтому если их подозрения в некорректном поведении подтверждаются, то по рации передаются данные автомобиля: номер, цвет и модель. Их принимает экипаж в автомобиле со специальной цветографической окраской, либо это делает сотрудник, находящийся на посту на пути следования автомобиля нарушителя. Они останавливают машину, проверяют документы, сверяют с базой по штрафам, оформляют протоколы и делают всю остальную работу, положенную в такой ситуации.
Скрытый патруль может фиксировать абсолютно любые видимые нарушения ПДД — от разговора по телефону до опасного вождения, от неправильной парковки до нечитаемых номеров. Так поступают большинство скрытых патрулей не только в столице, но и по всей стране. Например, за 10 месяцев прошлого года в Рязанской области с помощью скрытого патрулирования сотрудники ГИБДД задержали 60 пьяных водителей и выявили более 800 нарушений, среди которых более 100 нарушений правил проезда пешеходных переходов, порядка 50 фактов выезда автомобилей на полосу встречного движения. В Орловской области в январе 2017 года зафиксировано 286 нарушений ПДД: 151 водитель не уступил дорогу пешеходам, 56 — нарушили правила пользования внешними световыми приборами, 20 — пользовались телефоном во время движения.
Но ловят не только водителей легковых автомобилей: штрафы выписывают и пешеходам за переход проезжей части в неустановленном для этого месте или на запрещающий сигнал светофора. В Брянской и Ростовской областях с помощью скрытых патрулей наводят порядок на общественном транспорте. Чаще всего водителей автобусов и маршруток привлекают за нарушение правил остановки и стоянки, остановку на пешеходном переходе, а также за вывод на линию транспортного средства с техническими неисправностями.
Но в Москве своя специфика. Автомобильный трафик слишком плотный и мелких нарушений больше, чем серьезных. Оформление каждого требует времени и присутствия минимум двух экипажей, ведь в случае возражений скрытый патруль должен привести доказательства нарушения. Тем не менее за прошлый год в режиме скрытого патрулирования проверено более 126 тысяч транспортных средств и оштрафовано за грубые нарушения более 121 тысячи водителей. Сейчас для скрытого контроля за дорожным движением подразделения ГИБДД Москвы ежедневно задействуют 14-16 экипажей ДПС.
Сотрудники ДПС, осуществляющие контроль за дорожным движением в режиме скрытого патрулирования, руководствуются теми же требованиями, что и остальные сотрудники ГИБДД, соответственно, на них в той же степени распространяется обязанность пресекать любые выявленные нарушения, особое внимание при этом уделяя выявлению грубых нарушений ПДД РФ, влияющих на состояние дорожно-транспортной обстановки и обеспечение общественной безопасности, такие как:
— управление транспортными средствами без государственных регистрационных знаков, с подложными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками;
— управление транспортными средствами с превышением уровня тонировки;
— управление транспортными средствами в состоянии опьянения;
— нарушение правил проезда перекрестка;
— выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения;
— переоборудование без соответствующего разрешения (автомашины для несанкционированных уличных гонок).
Но на Кутузовском проспекте существуют свои особенности, которые отличают главную западную магистраль столицы. Ее называют и правительственной трассой за постоянные проезды кортежей, и элитной — за соответствующую публику на дорогих машинах. 2-й спецполк контролирует дорогу от Арбата до МКАДа. Вся трасса разбита на сектора, которым присвоены кодовые обозначения, и во время переговоров экипажи называют друг другу не перекрестки или номера домов, а минимальный набор букв и цифр — быстро и понятно.
Все это я узнала уже внутри серебристого Ford Focus — основного «оружия» скрытого патруля этого подразделения. Вводной экскурсии по батальону почти не было, да и не очень она была нужна, ведь основная работа у ГИБДД — на дороге. Да и время поджимало. Еще в процессе переговоров меня неоднократно предупреждали, что репортаж может сорваться из-за МЕРОПРИЯТИЯ. И это еще одна особенность работы ДПС на «Кутузнике». Так что хорошо, что не тратили времени на вводную часть, а сразу выехали на проспект.
Моим сопровождающим был заместитель командира 1-го батальона 2-го СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по Москве майор полиции Денис Анатольевич Сильченко, который в этом году отмечает 20-летие своей работы в Госавтоинспекции. Спокойный, уравновешенный мужчина, который поразил меня тем, что без запинки говорит на языке Административного кодекса, регламентов, наставлений и т. п. Еще более спокойными оказались два старших лейтенанта — экипаж скрытого патруля. С одной стороны, такую особенность можно объяснить тем, что при 12-часовом рабочем дне, который требует максимум внимания, на эмоциональность сил не остается, с другой — для этой миссии выбирают самых лучших и подготовленных сотрудников, которые должны быть как спецагенты разведки, внедренные на вражескую территорию.
«Разведчики» были подготовлены ко всему, кроме присутствия постороннего человека, да еще и журналиста, в экипаже во время работы. Поэтому первого нарушителя — белый Солярис с наглухо затонированными передними стеклами — сначала увидела я. Старлеи быстро собрались, даже немного посадку поменяли, и взялись за дело. Водитель пропустил «корейца» чуть вперед, пару раз перестроился за ним, а «штурман» начал сообщать по рации данные автомобиля и его направление движения для последующего задержания. Но то ли водитель увидел на хвосте машину с людьми в форме, то ли что-то почувствовал, но вместо того, чтобы ожидаемо свернуть на Рублевку, борзо перестроился из крайнего правого в левый ряд и поехал по прямой в область. Наш обычный Фокус за ним не поспел — спецсигналов ведь нет, а в плотном потоке быстро и без нарушений поменять 4 полосы не всегда удается. Сразу же начали сообщать о смене направления, но тут помешала еще одна особенность правительственной трассы — связь плохо работает, очень сложно найти «окно» в эфире. «Не переживайте, я дальше данные передал, остановят. Уж больно поведение неправильное», — утешил меня Денис Анатольевич и велел экипажу разворачиваться на МКАД в обратную сторону.
То ли первая неудача так подействовала, то ли инспекторы ко мне привыкли, но дальше все пошло по-иному. Потолкавшись на светофорах под эстакадой, мы выехали на проспект, и тут нарушители стали появляться сами собой. От Рублевского шоссе до ТТК сообщили о трех машинах с тонировкой — черных иномарках среднего класса. Майора же особо заинтересовал белый Mercedes M-klasse с номером 777. Причем привлекли его не красивые цифры или степень прозрачности окон у внедорожника, а что-то в манере поведения водителя. Прав оказался инспектор в этот раз или нет, мы не узнали. Но благодаря таким сомнениям спецполк, и скрытый патруль в том числе, ловил и преступников, находящихся в федеральном розыске, и машины в угоне, и оружие с наркотиками находили. Совсем недавно, 23 мая, патруль обратил внимание на Hyundai Solaris, который ехал в стиле опасного вождения. После остановки и проверки водителя оказалось, что он находится в федеральном розыске. А днями ранее за подобные нарушения остановили другой Солярис, у водителя которого обнаружили более 94 граммов наркотических веществ.
Денис Анатольевич сделал особый акцент на корейской марке. По его мнению, популярные модели у преступников тоже пользуются спросом. Хотя, конечно, на этой спецтрассе встречаются нарушители и на Феррари с Ламборгини, но сотрудники подразделения научились останавливать такие автомобили. Особое место занимают представители «золотой молодежи», которые смотрят на Административный кодекс свысока, а их нарушения часто становятся рецидивами.
— Скрытый патруль начинает от меньшего, самого простого нарушения ПДД. Например, кто у нас ездит на машинах с тонировкой? Тот, кому есть что скрывать, в том числе и от закона. Бывают ситуации, когда останавливают автомобиль за незначительное нарушение, а после проверок их выявляется множество. Что касается опасного вождения, то инспектор на посту зачастую его просто не замечает, поскольку водитель меняет стиль на спокойный, как только увидит патрульную машину. О присутствии скрытого патруля такие водители не догадываются, поэтому у полиции больше шансов выявить подобных нарушителей.
Но вот в потоке появляется очередной автомобиль с тонировкой, его данные благополучно передали на стационарный пост на пересечении с Садовым кольцом. Мы наблюдаем, как инспектор выдергивает из потока свежую «пятерку» BMW, водитель которой заранее опустил окна передних дверей, и начинается стандартная процедура проверки. Оказалось, что на машину просрочен полис ОСАГО. Это нарушение оформляется сразу, а светопроницаемость стекла проверяет тот самый экипаж на автомобиле с раскраской, который работает в связке со скрытым патрулем. Его же сотрудники с ПВР в присутствии водителя досматривают автомобиль — эта процедура стала стандартной для скрытого патрулирования.
Молодой человек из BMW сначала был настроен крайне позитивно. Рассказал, что его Skoda в очередной раз в ремонте с DSG, а эта машина папина, поэтому он о ее техническом состоянии ничего не знает. Он согласился со всеми предъявленными нарушениями и готов был на любое сотрудничество — в надежде, что уедет на автомобиле в том же состоянии, в котором его остановили. Видимо, папа непростой и очень любит свою машину, раз номер 530 дублирует индекс модели. Пока составляли протокол, парень стал спокойнее и начал по телефону переносить назначенную встречу. Но после того как узнал, что если он оставит тонировку, то в соответствии со ст. 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции его могут арестовать на 15 суток, совсем помрачнел и начал искать, чем зацепить пленку.
Все эти разговоры проходили с обычными патрульными, лейтенанты из скрытого патруля от него отстранились и по привычке всматривались в поток. Вдруг все рации вокруг начали передавать одну и ту же шифровку. «На сегодня рейд закончен. Мероприятие», — как бы извиняясь объявил Денис Анатольевич. И подытожил: «Вот видите: остановили за тонировку, а у него полис просрочен. Завтра он на встречную полосу может выехать, а послезавтра — сядет пьяным за руль. Сейчас мы его оштрафовали, человек задумается — нужны ли ему неприятности. В этом и есть главная задача скрытого патруля».
В какой бы форме ни осуществлялось несение службы нарядами ДПС, все они руководствуются одной целью и выполняют одни и те же задачи. Соответственно, работу сотрудников ДПС, осуществляющих контроль за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы при взаимодействии с другими нарядами, выделять в особый ранг будет неверным. В 2017 году с участием экипажей скрытого патрулирования к административной ответственности привлечено более 24 тысяч водителей транспортных средств, что составляет около 4,5% от общего числа нарушений ПДД РФ, выявленных сотрудниками ДПС.
По словам замкомандира батальона, за 1,5 года ежедневной работы скрытого патруля количество нарушений на трассе заметно сократилось. Осознание того, что рядом есть машина ДПС, фиксирующая нарушения, отбивает охоту выделяться из потока, соответственно, сокращается количество нарушений. Уже сейчас у экипажей бывают «пустые» дни, когда по дороге перемещаются только законопослушные водители. В общем-то, это и есть главная цель Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а за способ ее достижения даже оправдываться не нужно.