Командная экономика СССР ориентировалась на разнарядки госплана и измеряла достижения пятилетками. Нюанс подобного строя был в том, что планы производства спускались сверху и часто не совпадали с рыночным спросом. Именно потому в СССР бал правил в основном дефицит, гораздо реже — переизбыток. Тем не менее, отталкиваясь от объемов производства, можно отследить и объемы продаж советских машин, ибо за автомобилями очередь стояла десятилетиями: все, что выпускалось, гарантированно находило клиентов. Остается лишь вычесть экспорт, о котором Drom.ru писал ранее.
Косвенный признак № 1: в СССР объем рынка был почти равен объему выпуска
Считается, что в СССР объем рынка был почти равен объему выпуска. Но это только на первый взгляд. На самом же деле фактическая разница была более выраженной. Во-первых, нужно исключать экспорт: в отдельные годы по отдельным автомобилям он составлял подавляющую часть производства («Москвич»). Во-вторых, в частные руки попадало заметно меньше машин, чем выпускалась в стране — солидная их доля закреплялась на балансе госорганов. Потому объем производства тянет лишь на приблизительные оценки, однако за неимением точных данных все равно весьма показателен. В конце концов, и сегодня статистика АЕБ считает не переданные клиентам, а отгруженные юридическим лицам автомобили. То есть стоящие в шоу-румах и до сих пор не проданные экземпляры формально считаются реализованными.
Свободного (обычного в нашем понимании) рынка не существовало. Нельзя было прийти в магазин и купить машину. Очередь, предварительная запись (на 10 и более лет), распределение по предприятиям и т. п. Очередью на автомобили руководили профкомы на предприятиях. Приоритет — пролетарии. На большом металлургическом заводе очередь двигалась быстрее, машин полагалось больше. На маленькой фабрике очередь тянулась всю жизнь. Либо ее не было вовсе. «Волги» не продавались. Весь годовой объем уходил в такси и номенклатуру. Изредка их продавали писателям, Героям Социалистического труда либо дипломатам, но за чеки Внешпосылторга. УАЗы вообще не продавались. Никогда и никому. Народу полагались «Жигули» (мечтали все), «Москвичи» (кривились, но брали), ИЖы (брали охотнее: они были поначалу лучше московских, потом резко стали хуже и их вообще перестали покупать, что вынудило власти принудительно направлять машины в такси и милицию), «Запорожцы» — ненавидели, но брали из-за цены.
Косвенный признак (легенда) № 2. Юбилейные модели и экземпляры
Еще один вариант — измерить объемы продаж и производства советских автомобилей юбилейными экземплярами. В СССР любили гнаться за цифрами, поэтому такие версии штамповались едва ли реже, чем сегодня ограниченные серии из современного масс-маркета.
В то время как в Тольятти строился будущий автогигант — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) — завод МЗМА в Москве уже выпустил миллионный автомобиль. На календаре был май 1967-го. Немногим позже, 23 июня 1967 года, с конвейера Горьковского автомобильного завода тоже сошла миллионная легковушка — ею стала «двадцать первая» «Волга» третьей серии. Впрочем, миллион — это не тираж именно ГАЗ-21, а число всех легковушек завода на тот момент, то есть с декабря 1932 года. А это значит, что в среднем завод производил по 28 572 машины в год. Хотя в действительности объем рос с каждым годом, и большая часть от этого миллиона была выпущена ближе к 1967 году.
Между тем главное автомобильное производство страны эпохи застоя — ВАЗ — добралось до миллионной отметки всего за три года — 21 декабря 1973 года с конвейера завода в Тольятти сошел миллионный автомобиль. Им стал ВАЗ-2103 «Жигули». Экспорт начался практически сразу, но его объемы поначалу были незначительны. К 9 июля 1975 года с конвейера сошел двухмиллионный автомобиль — ВАЗ-21011 необычного цвета «Ультрамарин». Краску «металлик» привезли специально для юбилейной машины, в дальнейшем она на заводе не использовалась. Ну и началось, маховик завертелся: 28 декабря 1976 года — 3-миллионный ВАЗ, модель 2106; 3 июня 1978 года — 4-миллионный, вновь 2106. Принимай, Родина, 7-миллионный ВАЗ — модель 2107 (13 августа 1982 года). 3 января 1984 года появился 8-миллионный автомобиль из Тольятти (ВАЗ-2107); 24 мая 1985 года — 9-миллионный ВАЗ, на этот раз «юбилейным» оказался переднеприводный хэтчбек 2108.
Косвенный признак № 3. Статистика Росстата
Мы решили, что хотя бы какие-то показатели советского автомобильного рынка доступны в государственных архивах, добраться к которым можно через специальные госорганы. С официальным запросом редакция обратилась в федеральную государственную службу статистики (Росстат). Процесс непростой и не лишенный бюрократии, но скорость ответа после соблюдения формальностей поразила — он пришел в течение дня. По данным Росстата видно, как рос советский рынок легковых автомобилей и производство внутри страны.
Производство автомобилей в СССР (тыс. экз.) | |||||
1970 г. | 1975 г. | 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | |
Легковые | 257 | 1066 | 1166 | 1165 | 1103 |
Грузовые | 445 | 591 | 663 | 688 | 665 |
Розничная продажа легковых автомобилей в СССР (тыс. экз) | |||||
Легковые | 67 | 541 | 624 | 743 | 971 |
Не такой уж удивительный, но все же требующий осознания факт: в списке десяти самых популярных легковушек СССР — только автомобили Волжского автозавода! Почему? Советская автомобильная индустрия начала свое становление в 30-х годах прошлого столетия. Грянувшая в начале 40-х годов Вторая мировая война заставила весь машиностроительный комплекс сосредоточиться на тяжелой военной технике. В послевоенное время, когда страна восстанавливалась, разработка и производство машин вели по остаточному принципу, и только к 60-м настало новое время — время потребности в легковушках, удовлетворить которую и был призван ВАЗ. К началу 70-х он определенно был самым современным и желанным автомобилем в СССР.
Первое место: ВАЗ-2106 — выпущено 2 744 824 автомобилей*
Исходя из вазовских данных, в период с 1970-го по 1991-й самым тиражным автомобилем стал ВАЗ-2106. В совокупности за этот период завод произвел 2 744 824 экземпляра модели. Очевидно, часть из них ушла на экспорт, к примеру, в Канаду, хотя среди «классики» на экспортных рынках большей популярностью пользовались «пятерка» и «семерка». Зато на родине «шестерка» долгие годы была желанной машиной, за которой в очереди стояли по много лет. Тогдашние специалисты отмечали оптимальную настройку шасси: считалось, что «шестерка» мягче и комфортнее, чем ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.
Второе место: ВАЗ-2101 — 2 702 903 автомобиля*
Очередь за «Жигулями», образовавшаяся чуть ли не до начала производства, прямо указывает на популярность модели. Машина выпускалась до 1984 года. За 14 лет тираж составил 2 702 903 экземпляра. В первый год в Тольятти сделали всего 23 115 автомобилей, но за 1971-й — уже 173 125. Объемы росли завидными темпами, но очередь не иссякла, даже несмотря на появление новых моделей (ВАЗ-2102 — в 1971-м, ВАЗ-2103 — в 1972-м).
Самые популярные модели других марок
До появления ВАЗа самым тиражным производством был «Москвич», хотя в отдельные годы его экспорт достигал 90% от объема производства. Формально ГАЗ тоже выпускал немало автомобилей, но значительную их часть отправляли на госслужбу, почти ничего не попадало в частные руки. Тем более невозможно было стать владельцем одного из «правительственных лимузинов» ГАЗ-12, ГАЗ-13, ГАЗ-14. УАЗы в советское время тоже в основном имели утилитарное применение.
Третье место: ВАЗ-21011 — 2 143 997 автомобилей*
Следующая по популярности модель — ВАЗ-21011, по сути, одна из модификаций или, можно сказать, глубокий рестайлинг «копейки». От обычного ВАЗ-2101 внешне она отличалась бамперами без вертикальных клыков, вентиляционной системой с выходами на задних стойках кузова, характерными отверстиями над передним бампером, а также иной формой задних фонарей и «подфарников». Внутри машина получила модифицированные сиденья. Объем двигателя вырос с 1200 до 1300 кубических сантиметров. Выпуск модели начался в 1974 году и продлился вплоть до 1991-го. В первый, неполный год производства завод выпустил лишь 18 881 экземпляр «одиннадцатой». Зато на второй —1975-й — «бахнул» под 200 тысяч штук.
Четвертое место: ВАЗ-2103 — 1 304 866 автомобилей*
Выпускаемая с 1972-го по 1984-й «трешка» не стала столь популярна, как другие классические модели ВАЗ. Отчасти этот факт, а отчасти и лучшая отделка наряду с более высокой ценой сделали 2103 самой элегантной версией «классики» «для избранных». Дизайн автомобиля выполнил Центр стиля Fiat. Похожий автомобиль продавался в Италии и Испании. Обилие хрома на модели объяснялось просто: «трешка» должна была сразу сообщать окружающим о высоком социальном статусе владельца — эта машина была почти в полтора раза дороже базовой «копейки».
Пятое место: ВАЗ-2105 — 1 230 381 автомобиль*
С 1980-го по 1991-й было выпущено 1 230 381 автомобиль. Покупая машину в СССР, люди редко выбирали модель, не говоря уже о цвете кузова. Гораздо чаще брали, что есть. В ситуации, когда человек мечтал о «шестерке», а купил ту же «пятерку», нет ничего необычного. Такое встречалось сплошь и рядом, но так или иначе, популярность версии «2105» — неоспорима. На дорогах советских городов «пятерка» встречалась очень часто, а ее производство продолжилось и в XXI веке.
Шестое место: ВАЗ-2102 — 896 199 автомобилей*
Несмотря на то, что ВАЗ-2102 во времена СССР выпускался гораздо дольше седьмой модели, численно до 1991 года их было сделано немногим меньше, чем ВАЗ-2107, а именно: 666 889 штук. В советские годы в частных руках оказывалось не так много «универсалов». Объяснялась это отчасти идеологией: считалось, что грузопассажирский вариант кузова провоцировал граждан к получению так называемых нетрудовых доходов, проще говоря, подталкивал заниматься частными перевозками. Но так или иначе, за рассматриваемый нами промежуток времени до 1991 года «двойка» уверенно вошла в десятку самых тиражных и продаваемых моделей советского времени.
Седьмое место: ВАЗ-2121 «Нива» — 896 195 автомобилей*
Самая прогрессивная разработка ВАЗа за всю историю в первые годы выпуска в большей степени была признана на заграничных рынках. Внутри СССР передовой «кроссовер» распробовали не сразу, да и выделенные под производство мощности предприятия были незначительными. Никто не мог предугадать успех идеи ВАЗ-2121. 50-тысячный рубеж производства модель преодолела только в 1980 году. К моменту развала СССР в 1991 году ВАЗ сделал 896 195 «Нив». Эта машина могла обеспечить вполне комфортный ход по асфальту и уверенную проходимость на бездорожье. В период подготовки этого материала пришла, увы, печальная новость — умер создатель ВАЗ-2121 Петр Михайлович Прусов.
Восьмое место: ВАЗ-2107 — 667 061 автомобиль*
На фоне «шестерки» гораздо менее популярная, но в целом весьма востребованная на советском автомобильном рынке модель — ВАЗ-2107 и ее модификации. Производство ВАЗ-2107 началось в 1982-м, но практически до начала девяностых это была чуть ли не флагманская модель АвтоВАЗа, а среди вазовской классики она навсегда осталась автомобилем максимальной комплектации в гамме.
Девятое место: ВАЗ-2108 — 576 567 автомобилей*
Первая переднеприводная модель ВАЗа, за годы существования СССР по тиражу оказалась в хвосте списка, но тем не менее, вошла в топ-10 самых популярных моделей ВАЗа советского времени. Начиналось новое время — «восьмерка» стала по-настоящему культово-переломной моделью. С 1984-го по 1991 год завод произвел 576 567 ВАЗ-2108. «Восьмерка» стала выпускаться на два года раньше «девятки», но в Советском Союзе ценность автомобиля была тем выше, чем больше было у него дверей. «Девятку» в народе ценили больше, поэтому в последующие годы она оказалась популярнее, чем 2108.
Десятое место: ВАЗ-2109 — выпущено 490 415 автомобилей*
«Девятка»... Пик популярности ВАЗ-2109 в большей степени пришелся на российскую эпоху, но и в советский период модель тоже оставила значительный след и определенно вошла в десятку самых желанных и при этом популярных моделей. Даже несмотря на революционный кузов и передний привод, которых поначалу побаивались. С 1986-го по 1991 годы завод изготовил 490 415 переднеприводных 5-дверных хэтчбеков.
* За период 1970 — 1991 гг.
Автомобильный рынок СССР развивался стремительно: с 67 тысяч выпущенных единиц в 1970 году до практически миллиона (971 тыс. шт.) — в 1990-м. Значительный вклад в автомобилизацию страны несомненно внес Волжский автозавод, будучи самым массовым автопроизводителем. При этом машин в СССР все равно всегда не хватало, а очереди не иссякали вплоть до падения железного занавеса. Не случайно в группу самых популярных моделей попадали разные классы автомобилей: заднеприводные седаны и универсалы, переднеприводные хэтчбеки и даже первый в индустрии кроссовер. Все это говорит о невероятном «голоде» автомобильного рынка СССР.