Повернуть время вспять или приблизить будущее человек еще не научился, однако скорректировать или фальсифицировать историю событий — пожалуйста. Например, пробег автомобиля: изменить цифры на его одометре — персональном счетчике пройденного пути — процедура вполне обыденная для «предпродажной подготовки». Покоренные расстояния лишь для людей наделены романтическим ореолом и сладкими воспоминаниями, а для транспортного средства — это бесстрастный хронометр жизненного цикла, контроль ресурсов и ориентир для «пит-стопов». Фактический возраст, условия эксплуатации, культура обслуживания и далеко не в последнюю очередь пробег — вот что в совокупности определяет состояние и цену автомобиля. Однако едва заходит речь о его купле-продаже, во многих случаях именно цифры на одометре становятся камнем преткновения, чуть ли не главным мерилом ценностей.
Некоторые автовладельцы уже сталкивались с таким «мистическим» явлением, как внезапное «старение» машины на десятки или даже сотни тысяч км пробега. Скажем, купили премиум-кроссовер в подержанном виде с данными на одометре около 80 000 км, а после диагностики и замены какого-то модуля вдруг «выскочили» все 200 000. Что произошло? Да ничего особенного, издержки технического прогресса.
В большинстве автомобилей (ныне во всех) два одометра. Один из них так называемый суточный — по нему удобно узнавать пройденное расстояния между точками маршрута и подсчитывать расход топлива. Его в любой момент можно принудительно обнулить или через определенный интервал он обнуляется сам. Суммарный же путь «от рождения и до смерти» автомобиля «пишет» одометр общего пробега. Его показания являются основным ориентиром для контроля систем автомобиля и проведения регламентного техобслуживания. Однако из всех автомобильных приборов именно скромный одометр нередко становится жертвой несанкционированного вмешательства.
Не всегда и не все автомобили за свою историю оснащались счетчиками пробега, однако с 20-х годов прошлого века, то есть с началом массового производства, эти устройства привычно обосновались на приборных панелях. Принцип работы одометра основан на считывании количества оборотов колеса — заданному отрезку пути должно соответствовать определенное число совершенных оборотов, что в конечном итоге преобразуется в понятные всем метры и километры с числовым индикатором на приборном щитке. Изначально и довольно долгое время автомобильный одометр в тандеме со спидометром (указателем скорости) имел сугубо механическую конструкцию, с приводом от выходного вала коробки передач через тросик и червячные пары, с барабанным счетчиком.
С 80-х годов в работе спидометров все активнее задействуются электронные датчики скорости и блоки управления, то есть вместо тросиков и редукторов появляются провода, разъемы, платы. Вместе с этим меняется и конструкция одометра. Его счетный узел еще долгое время представляет собой классический набор подвижных барабанов, однако их «переключением» уже заведуют шаговые электродвигатели по командам управляющих блоков. Затем системы фиксации скорости и пробега полностью (или почти) избавляются от механических посредников, с индикацией суточного и общего пробега на жидкокристаллических дисплеях. Поменялись со временем и методы «взлома».
Точность показаний одометра никогда не была на уровне космической техники. Погрешности допускаются конструктивные и эксплуатационные, например, из-за износа шин, сниженного давления или просто установки колес нестандартного размера. Меньше по диаметру колеса — больше совершается ими оборотов за отрезок пути, пробег «накручивается сверх плана» и наоборот. Для кого-то инструментальные показания пробега «не сходятся» с отчетами по перевозкам и прочей коммерческой деятельностью. Надежность одометра тоже понятие с «допусками» — как всякий рукотворный механизм, он может барахлить и выходить из строя. Замена в автомобиле двигателя на новый в ряде случаев рассматривается как повод для отсчета пробега с «нуля».
В механических системах для так называемой «корректировки пробега» требовались нехитрый инвентарь и навыки слесаря. Приводной тросик можно было подключить к электромоторчику и накрутить куда и сколько требуется. Либо вскрыть «приборку» и непосредственно переставить барабаны в нужном числовом сочетании. Все усложнилось с превращением одометра в сугубо электронный девайс, когда он стал частью компьютеризированной системы управления автомобиля. Это повысило надежность, точность показаний и, к слову, защищенность от внешнего воздействия. Грубо говоря, с одной отверткой к такому одометру уже не подойти, поскольку обработка данных от датчиков и запись информации отныне осуществляется в микросхемах. Однако о неуязвимости показаний речи не идет.
Современные технические средства позволяют это делать практически на любом автомобиле. Правда, скорректировать пробег у Toyota Corolla 2002 года и, скажем, у свежего BMW или Range Rover — совсем не одно и то же. Большинство японских, корейских, недорогих европейских автомобилей производства «нулевых» годов, а также отечественные и китайские модели, позволяют обходиться «малой кровью». Как правило, в этих случаях достаточно «вскрытия» и перепрограммирования блока в самом приборном щитке, в ряде случаев с необходимостью выпаивания нужной микросхемы. Разумеется, это тоже требует исключительно аккуратного и квалифицированного подхода, но в целом время и ресурсы затрачиваются незначительные, а результат вполне надежный. Однако такая «халява» уже постепенно уходит.
Дело в том, что в новых европейских моделях пробег пишется не только в собственный чип «приборки», но также в кучу разных модулей: блок управления двигателем, коробки передач, в модули ABS, SRS Airbag (подушки безопасности), рулевой колонки, в блок управления навигации, магнитолы, стеклоподъемников и так далее. «Стереть» всю информацию уже сложнее.
Производители прибегают к таким «сложностям» не ради создания барьеров стороннему вмешательству (интриги вторичного рынка их не волнуют), а для собственных сервисных нужд — с целью более эффективного реагирования на возникающие неисправности в многочисленных ныне блоках управления. На сегодня у некоторых моделей уже насчитывается до 14–15 возможных «ячеек» для резервной записи и хранения данных о пробеге.
Если этого не учесть и не «почистить» как надо, то реальные показатели одометра обязательно «вылезут». Грамотные электронщики от моторизации это прекрасно знают и вполне квалифицированно все вычищают и прописывают заново в правильной последовательности, разумеется, через диагностический разъем с использованием соответствующего оборудования и программ, которые есть в свободном доступе. Работа кропотливая, неспешная, и в зависимости от модели времени на это может уходить до нескольких дней. По сути, сейчас корректировка пробега в ряде профильных сервисов такой же бизнес, как и прочие услуги в области автомобильной электроники: диагностика, чип-тюнинг, программирование ключей, декодирование аудиосистем, сброс ошибок, перепрошивка блока SRS Airbag (после срабатывания подушек) и прочее.
Среднестатистический годовой пробег у легковых автомобилей в России составляет около 18 000–20 000 км. Цифры взяты не с потолка — об этом говорят сотрудники СТО, где ведется учет автомобилей постоянных клиентов и наработана многолетняя статистика. Немало машин с пробегами 30 000–35 000 или 10 000–15 000, есть и другие показатели, но все же большинство накатывают около 20 000 российских километров. И получается следующая арифметика — типичный среднестатистический автомобиль за пять лет успевает разменять «сотню» тысяч км, за десять лет, соответственно, около двухсот. То есть это вполне естественное соотношение возраста и пробега. Немало также примеров, когда машины поглощают пару сотен тысяч всего за два–три года.
Очевидно, что в большинстве случаев, если владелец по тем или иным причинам решает продать машину, в ситуацию вмешивается ее величество психология, пресловутый человеческий фактор. Потому что даже свежий по возрасту и бодренький на вид автомобиль с «тяжелым» от цифр одометром воспринимается почти однозначно — жди непредвиденных расходов. То есть чем больше пробег, тем ниже должна быть цена автомобиля.
Пока на правовом уровне нет вразумительных ограничений, корректировка пробега сегодня является пусть и не явным, но вполне распространенным явлением. Разумеется, такие услуги, особенно по части работы с новыми «европейцами», стоят своих денег. Но тут уж решение принимает владелец автомобиля — окупается для него перепрошивка всего этого электронного хозяйства повышением итоговой цены продажи или нет.
Сколько стоит скрутить пробег?
Такую мотивацию можно услышать от тертых в своем деле перекупщиков, когда речь заходит о причинах и целесообразности корректировки пробега. Лукавят? Несомненно, поскольку на первом месте все же заработок, а успех от сделки, как выясняется, во многом зависит от показаний одометра.
Олег, занимается перепродажей автомобилей 9 лет:
Скручивать не всегда есть смысл, это зависит от года выпуска и модели, но наиболее актуально для свежих машин в хорошем состоянии. Изначально не думал, что придется к этому прибегать, но так уж складывается. Помню, одним из первых выставлял японский кроссовер 1999 года, с честным и естественным для него пробегом 330 000 км. Люди подходят, хотели бы рассмотреть, но пугаются цифр на одометре. Там еще механический счетчик стоял, а такие «делали» прямо на рынке и быстро. Скрутил тогда не сильно, до 230 000, чтоб все же правдоподобно выглядело, переставляю машину на другое место, и уже на следующий день она уходит.
Попадался седан Nissan Teana 10-летнего возраста, состояние хорошее, но реальный пробег более 500 000 км. С таким пробегом машину в таком возрасте в принципе никто не купит за адекватные деньги, наверняка зависнет или надо продавать с убытком. Или вот минивэн 2006 года и без того с небольшим пробегом 200 000 км. Покупатели подходят и всегда интересуются — а чего такой пробег большой? В ответ спрашиваешь: «А какой хотели?». Они — ну не знаю, хотя бы 120 000–130 000. Бывают, конечно, 10-летние авто с таким пробегом, но это редкость.
Еще многое зависит от менталитета покупателей. Наши люди если присматривают машину выпуска даже 1995-го, 1996-го или 1997 года, то почему-то рассчитывают на пробег не более 170 000–200 000 км. Но машин в таком возрасте с таким пробегом единицы, исключения какие-то. Были у меня и довольно редкие автомобили, например, Skoda Roomster, шесть лет от роду, один владелец, состояние идеальное, реальный пробег 120 000, и все потенциальные клиенты в голос кричат — много! Мол, еще свежая, а скоро вкладывать в нее надо будет, на подходе замена ремня ГРМ и прочее. Сделал 90 000, и то не сразу продал. В итоге ситуация такая — если машины ушатаны, мутить c пробегами нет смысла, если свежие, стараюсь где-то до психологически приемлемых 100 000 скрутить. Если на одометре около 70 000, то меняю до 40 000 примерно. В общем, хотят пробег маленький — вот и крутим.
Когда пошли более свежие машины и электронные одометры, стал обращаться к мастерам в сервисы. Бывает, тащишь туда сразу два-три щитка, оптом, уже свои постоянные мастера есть. С «европейцами» сложнее. Как-то оказался БМВ, скинули пробег с щитка, но когда поставил и завел, опять тот же пробег показывает, тогда уже пришлось оставлять машину на пару дней, чистили.
За все время только три раза покупатели предлагали проверить реальный пробег. Был интересный случай с дилерским 5-летним Honda Accord. Пробег 280 000, сделал 110 000, выставил машину, быстро нашелся покупатель, но настоял на проверке у дилера. Сделали полную диагностику, автомобиль обслуживался как полагается, с технической стороны все в порядке. Реакция покупателя была следующая — ладно, говорит, поезжу пару лет и тоже продам, так что спасибо, за меня смотали!
Такова действительность. Как уже говорилось, данные о пробеге позволяют своевременно выполнять регламент обслуживания. Скрученный же пробег может привести к серьезным последствиям. Ведь одно дело — моторное масло, и совсем другое — тот же ремень ГРМ. Ложный ориентир по сроку замены может привести к его обрыву и дорогостоящему ремонту двигателя. Вот почему при покупке подержанных автомобилей важно доверять не столько одометру, сколько реальному состоянию агрегатов и систем.
Принято считать, что в «Европах» с пробегами не «мутят». Действительно, в той же Германии это уголовно наказуемое деяние. Согласно закону, владелец автомобиля обязан при его продаже сообщить о всех неисправностях, ремонтах, заменах агрегатов, случившихся ДТП и прочем. То есть, покупая у немца машину «с рук» в индивидуальном порядке, покупатель может рассчитывать на полную информацию об автомобиле, в том числе об измененном пробеге. В случае обнаружения незадокументированных проблем покупатель имеет право обратиться в суд и потребовать деньги назад (хотя таким правом нереально воспользоваться не гражданину ЕС). Конечно, если автомобиль возрастной и сменил нескольких владельцев, «правда» может и «затеряться» в истории.
Если автомобиль свежий, но попал в ДТП, то зачастую он оказывается у страховых компаний — с повреждением более одного элемента кузовщины, при срабатывании подушек, с выходом из строя подвески или лобового и заднего стекол немцы машины не ремонтируют, а сдают их страховым компаниям и покупают новые. Страховые компании, дабы не потерять лицензию, скруткой пробегов тоже не балуются, да и нет смысла, поскольку пробеги у таких машин зачастую не слишком большие, а с реализацией особых проблем нет. Здесь помогают перекупщики из соседних восточных стран — они скупают такие машины, привозят к себе, ремонтируют, и далее по «обстановке». В восточноевропейских странах, если речь идет о перепродаже машин за границу, махинации с одометром тоже вполне реальное явление. Методики и оборудование для этого ничем не отличаются от тех, что используют в России.