Чтобы у вас сложилась наиболее полная картина, для каждой модели, о которой пойдет речь, мы собрали данные обо всех ее высших достижениях в рейтингах надежности за последний год. Некоторая сложность заключалась в том, что автомобили немного по-разному сгруппированы по классам в зависимости от конкретного исследования. В подобных случаях мы привели подборки по классам к общему знаменателю — в соответствии с классификацией, принятой в России и Европе.
Все данные мы брали из самых свежих отчетов об исследованиях надежности автомобилей:
TÜV Report 2017,
DEKRA Used Car Report 2017,
ADAC Breakdown Statistics 2016,
Warranty Direct Reliability Index. Top-100 UK Cars,
2016 Driver Power Survey (Auto Express),
Consumer Reports: 10 Most Reliable Cars (2016),
Consumer Reports: 30 Best Used Cars for Under $30,000 (2017),
J.D. Power 2017 Dependability Study.
Некоторые исследователи публикуют только «общий зачет» — то есть Топ-100 или Топ-10 без разделения на классы. В этом случае мы руководствовались простым принципом: выбирали модель компакт-класса, занявшую высшую строчку среди одноклассников, потом модель гольф-класса и т. д. И если мы указываем, например, что Toyota Avensis заняла 34 место в общем зачете немецкого рейтинга TÜV, то это означает, что все конкуренты Авенсиса расположились ниже этой строчки и, следовательно, по данным TÜV именно тойотовская модель достойна попадания в нашу подборку. Внутри каждого класса мы расставили самые надежные модели в алфавитном порядке.
Чем отличаются существующие рейтинги надежности?
TÜV. Ассоциация технического надзора (TÜV) наряду с Немецким союзом автомобильного надзора (DEKRA) — это организации, занимающиеся техосмотром автомобилей в Германии. Их исследования надежности считаются одними из самых объективных. Если за океаном статистику поломок составляют на основе анкетирования владельцев машин, то в Германии в расчет берутся только отчеты технических инспекторов. Последние считаются неподкупными, так что их исследованиям можно доверять. Техосмотр ежегодно проходят десятки миллионов немецких машин. Более детальную аналитику предоставляет TÜV.
Эта организация выпускает отчеты о надежности автомобилей пяти категорий: в возрасте 2-3 года, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 лет. В каждой возрастной категории составляется свой «топ», в который попадают порядка 100 моделей. Для каждой модели рассчитывается процент неисправных машин среди осмотренных, а также указывается средний пробег осмотренных машин. В статистику попадают только те модели, которые были осмотрены в количестве не менее 500 экземпляров. В нашем сводном рейтинге мы учитывали статистику надежности автомобилей в возрасте 4-5 лет. Именно этот период жизни машины наиболее показателен по части надежности.
DEKRA. Если почти половина автомобилей Германии проходит техосмотр в TÜV, то вторая часть — в DEKRA. Статистика этих двух организаций вместе покрывает 100% немецкого автопарка. По идее, рейтинги надежности TÜV и DEKRA должны совпадать, но происходит это не всегда. DEKRA не составляет подробных «топов» по возрастным категориям, а лишь называет девять самых надежных машин года — по девяти классам. Но есть у рейтинга DEKRA два преимущества. Во-первых, выборка — больше (если TÜV осматривает около 10 млн машин в год, то DEKRA — около 15 млн). Во-вторых, эксперты DEKRA дают по каждой модели краткое заключение: какие именно узлы и агрегаты являются слабыми местами с точки зрения надежности. Даже у лидеров рейтингов проблем хватает.
ADAC. Всеобщий немецкий автомобильный клуб — самая крупная общественная организация автомобилистов в Европе. В ней состоят более 18 млн автомобилистов. Сотрудники клуба занимаются, помимо прочего, технической помощью на дорогах, и утверждается, что через их руки проходят 50% всех случаев технических отказов автомобилей в стране. База данных ADAC выдает очень подробные сведения: можно узнать число отказов на 1000 машин каждой модели — в отдельности по каждому году выпуска. В самом свежем отчете — данные по автомобилям за 8 лет производства: с 2006-го по 2013 год.
Warranty Direct. У англичан принципиально иной подход к оценке надежности машин. Организация Warranty Direct собирает информацию от страховых компаний. В базе данных — более 50 000 полисов, по которым анализируются страховые выплаты. Для каждой модели автомобиля рассчитывается условный индекс надежности (меньшее значение соответствует лучшим показателям), и — что особенно интересно — средняя стоимость ремонта. Примечательно, что рейтинг составляется не раз в год: его регулярно обновляют, и утверждается, что в любой момент времени база данных Warranty Direct отображает 100 лучших моделей за последние 12 месяцев.
Driver Power (Auto Express). Британское издание Auto Express составляет свой рейтинг надежности на основе анкетирования 50 000 английских автомобилистов. Из результатов публикуется только обобщенный Топ-10, не разбитый на классы и годы выпуска.
Consumer Reports. Американская независимая организация уже больше 80 лет собирает данные о поломках автомобилей на основе анкетирования владельцев машин. Ежегодно компания получает сведения об эксплуатации полумиллиона транспортных средств. Последнее исследование охватило более 300 моделей, выпущенных за последние 16 лет (с 2000 года). Утверждается, что по объему собираемых данных это самое масштабное исследование в мире. Владельцы автомобилей предоставляют данные о 17 разных категориях неисправностей: от мелочей вроде скрипящих тормозных колодок до самых серьезных проблем с трансмиссией и двигателем.
Эксперты Consumer Reports составляют два рейтинга надежности автомобилей. В главную подборку включают машины первичного рынка, по которым прогнозируется самая высокая надежность. Про этот рейтинг его создатели говорят, что в него попадают модели, которые можно назвать лучшей долгосрочной инвестицией с точки зрения надежности и расходов на ремонт. Даже если модель совсем новая, она может быть включена в этот рейтинг на основе данных о поломках прежних моделей этой марки, которые технически близки к новинке. Кроме этого, Consumer Reports ежегодно составляет список моделей, чья надежность пошла вверх и чья стала хуже.
Второй рейтинг — это подборка лучших покупок на вторичном рынке. Возраст ограничен 10 годами, а цена — $30 000. Правда, в этом исследовании учитывается не только надежность, но и потребительские качества той или иной модели, но надежность — основной параметр. Мы в своем рейтинге использовали данные обоих исследований Consumer Reports.
J.D. Power. Это маркетинговое агентство из США собирает статистику поломок за первые три месяца жизни автомобиля и за первые три года. Первое исследование называется Initial Quality Study (IQS) — то есть «исследование изначального качества». Второе — Vehicle Dependability Study (VDS), что переводится как «исследование надежности транспортных средств». Нас в данном случае интересовал второй анализ. Самый свежий рейтинг этого типа появился в конце февраля 2017 года.
В исследовании 2017 VDS приняли участие 35 186 автомобилистов из США, владеющих машинами 2014 модельного года (2013 года выпуска). По каждой марке рассчитано число возникающих проблем на 100 выпущенных автомобилей. Как уже упоминалось выше, в зачет идут даже незначительные неисправности. В каждом классе автомобилей J.D. Power называет самую надежную модель и несколько близких по показателям конкурентов.
Самые надежные компактные легковые модели
Модель (стандарт) | Награды и титулы |
Chevrolet Aveo (Sonic) | J.D. Power — первое место в классе. |
Honda Jazz (Fit) | DEKRA — первое место в классе. Consumer Reports — первое место в классе (Топ-30 подержанных машин до $30 000). Warranty Direct — третье место в общем зачете (Топ-100); индекс надежности — 5. |
Hyundai ix20 | TÜV — восьмое место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 5,6% неисправных машин при среднем пробеге в 52 000 км. |
Mazda 2 | ADAC — лучший результат в классе: 7,4 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. |
В этой четверке выявить победителя легко: Honda Jazz показала высокие результаты и в Германии, и в Англии, и в США. К сожалению, кризис поставил крест на поставках этой модели в Россию. Chevrolet Aveo и Mazda 2 постигла такая же участь. Зато на вторичном рынке немало экземпляров, ввезенных ранее, и, судя по рейтингам надежности, эти модели можно назвать рекомендуемыми покупками. Hyundai ix20 у нас почти не встречается, поскольку эту модель официальные дилеры никогда не продавали.
Если же говорить о компактных моделях премиум-марок, то фаворитом можно считать ингольштадтский хэтчбек AudiA1, также в последние годы покинувший рынок.
Модель (премиум) | Награды и титулы |
Audi A1 | ADAC — лучший результат в классе среди премиум-марок: 5,9 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. TÜV — седьмое место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 5,4% неисправных машин при среднем пробеге в 57 000 км. |
Mini Hatch | WarrantyDirect — 89-е место в общем зачете (Топ-100); индекс надежности — 87. |
Самые надежные компактные кроссоверы
Модель | Награды и титулы |
Dacia Duster | ADAC — лучший результат в классе: 10,2 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. |
Mitsubishi ASX | TÜV — шестое место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 5% неисправных машин при среднем пробеге в 71 000 км. |
Opel Mokka (Buick Encore) | J.D. Power — второе место в классе «маленьких SUV» после более крупного Volkswagen Tiguan, который мы относим к более высокому классу. |
Самый популярный в России кроссовер — Duster — недаром пользуется таким успехом: статистика немецкого автоклуба ADAC доказала его высокую надежность. Конечно, речь идет об экземплярах румынского производства, и российская сборка, вероятно, вносит свои коррективы. Но тем не менее достижение существенное: в Европе Duster оказался менее проблемной моделью, чем кроссоверы классом выше. Скажем, Hyundai Ix35 и Kia Sportage 2011 года выпуска продемонстрировали по 12-13 поломок на 1000 машин. Ну а у Ford Kuga и вовсе 24,5 отказа. На этом фоне 10,2 сломавшихся Дастера — достойный результат.
Не менее значимо и достижение Mitsubishi ASX: по данным TÜV, в современном автопроме есть всего пять более надежных машин. В их числе, например, Porsche 911. На российском вторичном рынке японская модель очень ценится. Маленький кроссовер входит в число машин, которые лучше других сохраняют свою остаточную стоимость в процессе эксплуатации. Подробности — в нашем материале «Продуманные вложения рублей, или Какие машины не теряют в цене со временем».
К сожалению, новый Mitsubishi ASX в России не купить. Он покинул рынок, как и Opel Mokka, тоже принадлежащий к числу самых надежных машин этого класса.
Самые надежные легковые модели С-класса
Модель (стандарт) | Награды и титулы |
Mazda 3 | ADAC — лучший результат в классе: 8,7 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. TÜV — восьмое место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 5,6% неисправных машин при среднем пробеге в 60 000 км. |
Mitsubishi Lancer | Warranty Direct — абсолютный лидер рейтинга. Первое место в общем зачете (Топ-100); индекс надежности — 4. |
Toyota Corolla | Consumer Reports — лучшая модель в классе (Топ-30 подержанных машин до $30 000). |
Toyota Prius | Consumer Reports — абсолютный лидер рейтинга. Первое место в общем зачете (Топ-10). J.D. Power— лучшая модель в классе. |
И европейские, и американские исследователи отдают должное японскому автопрому: в гольф-классе самые надежные модели делают Mazda, Mitsubishi и Toyota. Mitsubishi Lancer и вовсе заработал титул самого надежного и недорогого в ремонте автомобиля британского рынка. А Toyota Prius — абсолютный лидер американского рынка, по мнению Consumer Reports.
Эта организация также добавляет, что за последний год Chevrolet Cruze отметился в числе моделей, чья надежность пошла в гору. А вот Honda Civic, напротив, стала демонстрировать менее оптимистичные результаты.
Примечательны данные о Мазде3: в общем зачете TÜV «японка» на восьмом месте, а более дорогая Audi A3 — лишь на 14-м. Если говорить о дорогих моделях С-класса, то помимо ингольштадтской модели в четверку самых надежных одноклассников среди премиум-марок также вошли маленькие BMW, Lexus и Volvo. Бросается в глаза отсутствие Мерседеса А-класса даже в немецких рейтингах…
Модель (премиум) | Награды и титулы |
Audi A3 | ADAC — лучший результат в классе среди премиум-марок: 7,5 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. TÜV — 14-е место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 6% неисправных машин при среднем пробеге в 60 000 км. |
BMW 1-й серии | DEKRA — первое место в классе. |
Lexus CT200h | DriverPower — десятое место в общем зачете (Топ-10). ConsumerReports — второе место в общем зачете (Топ-10). |
Volvo C30 | WarrantyDirect — 70-е место в общем зачете (Топ-100); индекс надежности — 63. |
Самые надежные кроссоверы C-класса
Модель | Награды и титулы |
Honda CR-V | Consumer Reports — первое место в классе (Топ-30 подержанных машин до $30 000). TÜV — 30-е место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 7,3% неисправных машин при среднем пробеге в 66 000 км. |
Subaru Forester | Driver Power — шестое место в общем зачете (Топ-10). |
Volkswagen Tiguan | ADAC — лучший результат в классе: 9,3 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. J.D. Power — лучшая модель в классе. |
Honda CR-V и Volkswagen Tiguan набрали по два высоких титула от авторитетных организаций. Получается, что как бы ни был сегодня широк выбор кроссоверов этого класса, по надежности нет равных этим двум моделям. Пусть вас не смущает, что Хонда заняла лишь 30-е место в рейтинге TÜV. Это весьма высокий результат, если принять во внимание, что Toyota RAV4 расположилась на 58-м месте, а Mitsubishi Outlander — на 92-м.
Самые надежные легковые модели D-класса
Модель (стандарт) | Награды и титулы |
Honda Accord | Consumer Reports — лучшая модель в классе (Топ-30 подержанных машин до $30 000). Warranty Direct — 16-е место в общем зачете (Топ-100); индекс надежности — 21. |
Opel Insignia (Chevrolet Malibu) | J.D. Power — второе место в классе после более крупной Toyota Camry, которую мы относим к более высокому классу. |
Toyota Avensis | TÜV — 32-е место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 7,5% неисправных машин при среднем пробеге в 84 000 км. |
Volkswagen Passat | ADAC — лучший результат в классе: 9,6 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. |
На примере D-класса легко увидеть, есть ли разница в надежности относительно массовых моделей и их аналогов от премиум-марок. Некоторые скептики говорят, что дорогие марки «уже не те», и никакой особой надежностью они не отличаются. Но независимые исследования это опровергают. В «нулевые» годы пути Volkswagen Passat и Audi A4 разошлись, эти модели давно уже разрабатываются на разных платформах. Это сказалось помимо прочего и на качестве: у Пассата 9,6 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска, а у А4 — лишь 5,6 (по тому же исследованию).
Миф о том, что «японки» непременно надежнее «европейцев», тоже опровергается некоторыми исследованиями. Если Toyota Avensis демонстрирует 7,5% неисправных машин в возрасте 4-5 лет, то у Volvo S60 — только 6%. Правда, не будем забывать, что Avensis для всех рынков собирают в Великобритании, что, возможно, не лучшим образом сказывается на качестве этих машин.
Модель (премиум) | Награды и титулы |
Audi A4 / A4 Allroad / A5 | ADAC — лучший результат в классе среди премиум-марок: 5,6 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. Warranty Direct — 31-е место в общем зачете (Топ-100); индекс надежности — 33. |
Lexus IS | Driver Power — второе место в общем зачете (Топ-10). |
Mercedes C-класса | J.D. Power — второе место в классе после более крупного Lexus ES, который мы относим к более высокому классу. |
Volvo S60 | DEKRA — первое место в классе. TÜV — 14-е место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 6% неисправных машин при среднем пробеге в 85 000 км. |
Самые надежные премиум-кроссоверы среднего класса
Модель | Награды и титулы |
Audi Q5 | DEKRA — первое место в классе. TÜV — четвертое место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 4,8% неисправных машин при среднем пробеге в 86 000 км. |
BMW X3 | ADAC — лучший результат в классе среди премиум-моделей: 3,5 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. |
Lexus NX | Driver Power — девятое место в общем зачете (Топ-10). |
Mercedes GLK | J.D. Power — первое место в классе. Consumer Reports — отмечен рост качества за последний год. |
Главным достижением моделей этого класса, пожалуй, следует считать результат Audi Q5: этот кроссовер оказался четвертым по надежности среди всех исследованных машин в рейтинге TÜV. Это место он делит с Porsche 911: у обеих моделей всего 4,8% неисправных экземпляров среди исследованных.
Помимо четырех моделей, попавших в наш рейтинг, следует обратить внимание также на Volvo XC60 и Acura RDX. По статистике J.D. Power, эти кроссоверы дышат в спину победившему Mercedes GLK.
Самые надежные легковые модели бизнес-класса
Модель | Награды и титулы |
Audi A6 | DEKRA — абсолютный лидер в общем зачете и первое место в классе. TÜV — второе место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 4,2% неисправных машин при среднем пробеге в 88 000 км. ADAC — второй результат в классе: 5,4 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. |
BMW 5-й серии | ADAC — лучший результат в классе: 5,6 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. |
Lexus ES | Consumer Reports — лучшая модель в классе (Топ-30 подержанных машин до $30 000). J.D. Power — лучшая модель в классе «малых премиум-автомобилей». |
Lexus GS | Driver Power — четвертое место в общем зачете (Топ-10). J.D. Power — лучшая модель в классе «средних премиум-автомобилей». Warranty Direct — 58-е место в общем зачете (Топ-100); индекс надежности — 57. |
По-настоящему выдающийся результат показала Audi A6. DEKRA назвала ее самой надежной моделью современного рынка. В рейтинге TÜV эта машина оказалась второй по надежности среди 124 исследованных моделей. По данным ADAC, «шестерка» почти так же надежна, как лидер рейтинга — BMW 5-й серии.
За океаном тоже высоко ценят некоторых «немцев». Скажем, J.D. Power включает в тройку лучших бизнес-машин Mercedes E-класса и Audi A7, но Лексусы их обходят. К таким же выводам пришли и эксперты Consumer Reports, и британские страховщики из Warranty Direct, и читатели английского издания Auto Express.
Самые надежные крупные премиум-кроссоверы и внедорожники
Модель | Награды и титулы |
Lexus RX | Driver Power— первое место в общем зачете (Топ-10). Consumer Reports — лучший в классе (Топ-30 подержанных машин до $30 000), второе место после Toyota Highlander, который мы не относим к премиум-категории. J.D. Power — лучший среднеразмерный премиум-кроссовер. |
Audi Q7 | Consumer Reports — девятое место в общем зачете (Топ-10). |
BMW X5 | TÜV — 43-е место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 8,1% неисправных машин при среднем пробеге в 98 000 км. |
Mercedes ML | ADAC — третье место среди всех моделей «высшей ценовой категории»: 3,4 поломки на 1000 машин 2012 года выпуска. |
Напрашивается вопрос: а где же Porsche Cayenne? Ведь марка Porsche традиционно считается одной из самых надежных в мире… Это подтверждается исследованиями J.D. Power: в рейтинге Porsche и Lexus делят первую строчку (результат у них одинаковый: 110 проблем на 1000 машин). Но в этом случае речь идет про всю линейку выпускаемых моделей. А вот Cayenne в отдельности лишь оказался в тройке лучших среди одноклассников, как и Lexus GX. Оба они уступили популярнейшему в своей категории кроссоверу Lexus RX. Последний заработал больше наград за надежность, чем любой из одноклассников, так что именно его мы назовем рекомендуемой покупкой.
Самые надежные спорткары
Модель | Награды и титулы |
Audi TT | DEKRA — первое место среди спорткаров. TÜV — третье место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 4,4% неисправных машин при среднем пробеге в 57 000 км. |
Chevrolet Camaro | J.D. Power — лучший среднеразмерный спорткар. Consumer Reports — отмечен рост качества за последний год. |
Mazda MX-5 | Consumer Reports — лучший подержанный спорткар (Топ-30 подержанных машин до $30 000). Warranty Direct — восьмое место в общем зачете (Топ-100); индекс надежности — 15. |
Mercedes SLK | ADAC — лучший результат среди всех автомобилей «среднеценовой категории»: 3,2 поломки на 1000 машин 2011 года выпуска. TÜV — абсолютный лидер рейтинга. Первое место в общем зачете (Топ-124 автомобилей в возрасте 4-5 лет); 2,9% неисправных машин при среднем пробеге в 41 000 км. |
Самый продаваемый родстер в мире — Mazda MX-5 — обычно хвалят за классную управляемость при относительно скромной цене, но, как выясняется, это еще и одна из самых надежных машин в мире. Восьмое место из 100 в Великобритании говорит само за себя. Но у более дорогих спорткаров достижения посерьезнее: Mercedes SLK и Audi TT собрали все немецкие награды надежности, какие только можно было получить за последний год. А вот Porsche 911 им немного уступил: в рейтинге TÜV он расположился на четвертом месте в общем зачете, пропустив вперед и SLK, и ТТ.
Пару лет назад эксперты J.D. Power сформулировали пять главных мифов об автомобильной надежности. Первый — «корейские автомобили отличаются никудышным качеством». Второй — «японские модели лучше всех». Третий — «дешевые модели ненадежны». Четвертый — «”американцев” лучше избегать». Пятый — «”немцы” утратили надежность». Исследования убедительно доказывают, что подобные стереотипы могут быть применимы к отдельным моделям, но никак не к маркам или целым странам-производителям. Выдающиеся по надежности машины обнаруживаются и у немцев, и у американцев, и у японцев, и у корейцев.
Можно сказать, что все современные автопроизводители владеют «секретом качества», просто применяют его не в каждой производимой модели. Хотя некоторые бренды тут, определенно, впереди других. По данным J.D. Power, пятерка самых надежных брендов сейчас — Lexus, Porsche, Toyota, Buick, Mercedes. У Consumer Reports лучшими стали Lexus, Toyota, Buick, Audi и Kia. Впрочем, слишком уж многое зависит от методики расчетов. Warranty Direct называет лучшими марками Daihatsu, Honda, Suzuki, Toyota и Mazda. Так или иначе, получается, что японская надежность — это не совсем миф. Машины из Страны восходящего солнца по-прежнему вызывают меньше всего разногласий, когда речь заходит о надежности.