Парковочный вопрос испортил не только москвичей, но и большинство россиян, которым ежедневно приходится думать, куда поставить машину. В некоторых случаях решением являются паркинги, находящиеся в долевой собственности, огороженные шлагбаумами дворы, а для маломобильной категории граждан — специальные места для инвалидов. С 2017 года к этому добавились и машино-места, которые закон признал полноценным объектом недвижимости.
Начнем мы с самого распространенного случая, когда автомобили размещаются во дворе, на так называемой придомовой территории. Она включает в себя участок земли под самим строением, а также элементы благоустройства и озеленения, спортивные и детские площадки, котельные, трансформаторные подстанции и, в том числе, стоянки. Для того, чтобы этим всем распоряжаться по усмотрению жильцов (например, парковать машины), а не так, как это видят местные власти, придомовую территорию можно оформить в общую собственность.
Самое сложное в этом процессе — получить согласие всех зарегистрированных в доме жильцов. Ведь при смене статуса территории за нее придется отвечать всем соседям: заботиться об уборке, вывозе мусора, наличии пожарных подъездов и, конечно же, платить налог с недвижимости. Плюсы в оформлении в собственность тоже есть: никто, кроме жильцов, не сможет распоряжаться этой землей — городские власти не будут иметь права построить во дворе то, что им вздумается, или ввести платную парковку.
Границы придомовой территории и площадь земельного участка отражены в кадастровом паспорте. Эти сведения можно проверить на публичной интернет-карте Росреестра. Если же земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, то для его оформления можно обратиться с соответствующим заявлением в органы государственной власти или местного самоуправления. Согласно статье 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса» земельный участок придомовой территории переходит бесплатно в общую долевую собственность. Доли определяются между всеми жильцами пропорционально площадям их квартир.
Придомовую землю нельзя оформить в собственность, если она считается территорией общего пользования. Также некоторые ограничения могут возникнуть, если на этом участке есть инженерные коммуникации, связанные с другими зданиями и сооружениями.
Использование придомовой территории зависит от жильцов. По их совместному решению можно все обнести забором, разбить клумбы, а можно установить автоматизированный гаражный комплекс, куда поместятся все машины, либо закрепить за каждым автовладельцем определенное парковочное место. Но любое решение должно быть принято всеми жильцами без исключения. Если же есть несогласные, то они, как владельцы доли собственности, могут обжаловать решение большинства и через суд остановить его реализацию.
В домах, построенных в последнее время, проектировщики облегчили жизнь владельцам квартир и обеспечили их парковочными местами на подземных стоянках или в гаражных комплексах. Эти площади изначально имеют статус общей долевой собственности. Владелец машино-места, то есть доли, не может ею распоряжаться на свое усмотрение без ограничений, поскольку действует правило о преимущественном приобретении другими участникам долевой собственности. Чтобы продать место постороннему лицу, нужно письменно известить соседей об этом намерении, указать цену и другие условия и месяц ждать отказа от реализации преимущественного права в письменной же форме. Когда все собственники отказались или один из них изъявил желание выкупить долю, можно проводить сделку и удостоверять ее у нотариуса.
Но с 1 января 2017 года вступили в силу поправки к Гражданскому и Градостроительному кодексам, в которых машино-места признали полноценным объектом недвижимости: их можно ставить на кадастровый учет и регистрировать на них право собственности. После этого машино-местом можно не только пользоваться, но и продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду, а также нужно платить с него налог. К тому же машино-место может быть предметом ипотеки или залога.
Из определения понятно, что закон касается только тех территорий, которые созданы специально для хранения автомобилей: подземных или надземных паркингов, многоэтажных стоянок, гаражных комплексов и т. п. Статус парковочных мест на дороге, на обочине или во дворах не меняется — они не считаются отдельным объектом недвижимости. Также не меняются права и обязанности собственников гаражей и боксов, которые отвечают признакам отдельного помещения.
В случае, когда машино-места были зарегистрированы как доли в общей собственности на помещение, каждый участник может осуществить выдел в натуре своей части посредством определения границ, то есть физически «застолбить» за собой определенные квадратные метры. Итак, если вы являетесь участником ТСЖ (Товарищество собственников жилья) и у вас есть парковочное место на площади, созданной под стоянку автомобилей, у вас есть возможность оформить это место в свою частную собственность.
Для этого нужно организовать всех участников ТСЖ провести общее собрание. На нем нужно составить соглашение или вынести решение общего собрания, в котором будет проговорено: «Мы такие-то решили перевести общую долевую собственность в частную, путем разбивания на машино-места и закрепление определенного машино-места за определенным человеком». Этот документ будем подтверждением того, что общий паркинг делится на кусочки, каждый из которых станет собственностью конкретного человека. Этим же соглашением или решением определяется бесплатно происходит переход от общей собственности к частной или ТСЖ взимает за это плату. Если же такой документ не составлять, то нужно письменное согласие всех участников долевой собственности на выдел в натуре вашего парковочного места.
После подписания соглашения или решения 2/3 собственников долей нужно ставить машино-места на кадастровый учет. Сначала нужно пригласить кадастрового инженера, для составления технического плана – он произведет замеры и сделает разметку машино-мест. Затем подать в офис Кадастровой палаты, центр «Мои документы» (МФЦ) или на сайт Росреестра заявление установленной формы. В пакете документов должен быть и тот, который подтверждает возникновение права собственности на машино-место. При переводе из общей долевой собственности этим документом является соглашение или решение участников ТСЖ. При покупке, получении в качестве дара или наследства, право подтверждают соответствующие договора или свидетельства нотариуса.
Статус общей долевой собственности изменится, когда последний из участников зарегистрирует выдел в натуре. Но при этом проезды и проходы к машино-местам, автоматические ворота и шлагбаумы являются общим имуществом собственников. Они имеют право им пользоваться, а также несут ответственность за его содержание. Но еще раз подчеркнем, что оформление машино-места в частную собственность возможно только в зданиях, сооружениях или их огороженных частях, приспособленных специально для хранения автомобилей. Место под окном во дворе из общей долевой собственности оформить в частную нельзя.
Нужно отметить, что процесс оформления документов на объекты недвижимости с 2017 года также упрощен из-за вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он объединил базы данных государственного реестра и кадастра недвижимости в единый ресурс. Поэтому для регистрации прав и кадастрового учета потребуется одно заявление. Этот же закон ускорил обе процедуры — на оформление уходит до 10 рабочих дней. А если с регистрацией возникли проблемы, то у заявителей теперь больше времени на их решение: от трех до шести месяцев (ранее приостановка действовала не более трех месяцев). Согласно новому закону свидетельство о праве собственности сейчас не выдается. Кадастровый учет, регистрация возникновения или перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН.
Если в решении ТСЖ не предусмотрено внесении платы, то при оформлении машино-места из общей собственности в частную оплачивать нужно только пошлину за оформление, которая для физических лиц сейчас составляет 2000 руб. Столько же будет стоить регистрация права на других основаниях. При получении дара или наследства нужно оплачивать налог в первом случае и комиссию нотариуса во втором. Но больше всего денег нужно будет потратить на покупку машино-места, если оно уже выделено. Чаще всего это происходит одновременно с приобретением квартиры и требует такого же порядка оформления как любого объекта недвижимости. Его цена зависит от рыночной ситуации в конкретном регионе и политике застройщика либо собственника.
Собственник может легально продать, сдать в аренду, подарить или оставить в наследство зарегистрированное машино-место. Однако помимо права собственности на ее владельцев накладываются и обязательства, например, по уплате налога на недвижимое имущество. Ставку определяет каждый регион по-своему: в Москве машино-места облагаются льготными 0,1% от кадастровой стоимости, столько же в Новосибирске и Владивостоке, в Санкт-Петербурге — от 0,1 до 2%, в Екатеринбурге — от 0,1 до 1%.
Ограда от посторонних
Когда невозможно оформить машино-место как собственность или совместно распоряжаться придомовой территорией, можно ограничить въезд во двор путем установки шлагбаума или ворот. В разных населенных пунктах правила установки разнятся, но общая схема везде одинаковая. Сначала нужно оформить решение всех жильцов дома или нескольких домов на ограничение въезда. После этого подать заявку в местные органы власти и предоставить им же проект размещения ограждающего устройства, в котором указать место размещения, тип, размер, внешний вид этого устройства, а также определить условия обеспечения круглосуточного и беспрепятственного проезда спецтехники на придомовую территорию. Если с точки зрения властей нет никаких препятствий для установки шлагбаума, то выдается разрешение на его установку. И только после этого уже можно заключать договор и оплачивать само оборудование и его монтаж.
Но есть категория граждан, которым право на парковку должно предоставляться вне зависимости от того, как оформлена собственность и кому принадлежит территория. В России принято множество норм, защищающих права маломобильных граждан, а их реализация конкретизируется местными законами.
Для инвалидов получить место под парковку личного транспорта достаточно просто — нужно лишь подать заявку в местные органы власти лично или через организацию, защищающую права такой категории жителей. Решения по таким запросам обычно принимаются в пользу просящего. Отказ может последовать в случае общего запрета на стоянку автомобилей в конкретном месте или нарушений норм градостроительства.
Проблемы же возникают даже тогда, когда место выделено, то есть на асфальте нарисован знак «Инвалид» и даже может стоять дорожный знак 8.17. Большинство водителей не обращают на них внимания и занимают место. Если спецстоянка расположена на муниципальной территории, то ее нельзя оградить никакими блокираторами — это будет трактоваться как самовольный захват земли, ограждения удалят, а на того, кто их установил, могут наложить штраф в 5000 рублей (ст. 7.1. КоАП) и обязать восстановить асфальтовое покрытие. Если парковка для инвалида расположена на придомовой территории, которая находится в общей долевой собственности, то установить ограждение можно лишь после получения согласия дольщиков. Но при вменяемых соседях иногда достаточно оставить табличку с указанием времени, когда парковка свободна, а когда занята.
Бороться за место на парковке инвалид может лишь с помощью правоохранительных органов, представители которых если и приедут, то выпишут штраф в 5000 рублей (п. 2 ст. 12.19 КоАП). Но когда заработают приложения (вроде «Помощника Москвы»), фиксирующие нарушения правил стоянки, остановки и оплаты парковки, которые будут учитывать парковку обычных автомобилей на местах для инвалидов, защитить свое место гражданину с ограниченными возможностями будет гораздо проще.
Обеспечить свой автомобиль парковкой и получить на нее право собственности — по закону это возможно и выглядит не очень сложно. Но на практике поменять статус места стоянки трудно. С одной стороны, не всегда местным властям выгодно обеспечивать удобной парковкой жителей своих районов. Гораздо интереснее для бюджета как раз создавать трудности, а потом на этом зарабатывать. От такой политики увеличивается количество знаков «Остановка запрещена» и служб эвакуации, вводятся платные парковки, растут штрафы за нарушение правил стоянки. С другой стороны, часто сами жители, дольщики или собственники не могут договориться. Практически всегда найдется человек, который против: ему мешают шлагбаумы, он не хочет платить дополнительный налог, упускать право приоритетной покупки или просто мстит невежливым соседям. Поэтому в наших дворах пока действует свой закон: «Кто первый встал, того и место».