Формула, ралли, марафон... Спроси обывателя, мало-мальски знакомого с автомобилями, какие соревнования он знает, и неизбежно получишь эти «три кита». На самом деле мир автоспорта куда более многогранен — не зажат привычными многим сериями. Есть в нем «рэйсинги» с таким техническим колоритом, что, например, Королева автоспорта с ее высокими технологиями выглядит всего лишь сборищем ретроградов-консерваторов, не способных взглянуть на гоночную инженерию под нестандартным углом. Хотя, конечно, встречаются и такие соревнования, где «техника ничто, а шоу — все». Рассказываем.
Здесь нет высоких скоростей и накала контактной борьбы. Но кто скажет, что Tractor Pulling (тракторная тяга или тянущий трактор) не зрелищен и мало популярен? Родившийся за океаном еще в гужевую эпоху ответом на спор «чей конь сильнее», в 30-х годах XX века он был переквалифицирован с лошадей на механизмы и с тех пор стал любим в Европе, Австралии, а много позже даже в России. Впрочем, у нас техническая подоплека не интересна — на чем работаем, на том и соревнуемся. Зато за рубежом от лозунга «тягай в воскресенье, паши в понедельник» отошли еще несколько десятилетий назад. Именно тогда (конкретно — в 70-е) на «гоночные трассы» (всего лишь 100 м грунтовой дорожки) Tractor Pulling дважды вышел спецтранспорт — не сельхозтехника, но специально подготовленные для гонок аппараты. И в то же время произошло первое классифицирование машин, которое впоследствии привело к появлению в федерациях разных стран нескольких классов.
Масса аппаратов во «взрослых» классах достигает 4,5 тонны, а по технике делятся они примерно так: стандартные, с минимумом модификаций, с максимумом и Unlimited, где разрешено, кажется, все. Отсюда конструкции, которые не имеют ничего общего с тракторами, больше напоминая безумные американские дрэгстеры 50–60-х годов, когда янки в этом виде спорта не ограничивались одним, пусть и с big block, мотором.
«Восьмерки» — это, так сказать, минимум из того, что используют профессионалы в Tractor Pulling. Часто в классе Unlimited на болидах можно наблюдать агрегаты из авиации и морфлота.
И что все эти табуны делают? Таскают балласт! Хитрый, динамический.
Да, поломки бывают. Взрываются передутые двигатели, ломаются перегруженные рамы и передняя ось. В общем, есть на что посмотреть.
За рубежом Tractor Pulling настолько популярен, что только в Европе ежегодно проводится более 20 этапов. Каждый — сплав спорта и шоу, на котором можно видеть, например, ретротехнику. Такую, как паровой тягач на фото ниже. О популярности говорит и распространенный на эту тему моделизм.
В автоспорте бывают странные сочетания. В Америке внедорожные прототипы, стилизованные под пикапы, гоняют по асфальтовым кольцам. А французы, поклонники марафонов, еще с конца 70-х строят для рейдов болиды на основе GT-моделей, вроде легендарного Porsche 959. Но кто мог подумать всего лишь три-четыре десятилетия назад, что столь же универсальным может быть грузовик...
Truck racing (кольцевые гонки грузовиков) впервые прошли в США в 1979 году. Спустя 6 лет он пришел в Европу, а в 90-е появился в Мексике и Бразилии. Сейчас проводится даже в Индии. Бесспорно, в плане техники, по крайней мере применительно к Старому Свету, это не какая-то заштатная серия — своего рода грузовая Формула 1.
Да, русский след в истории Truck racing есть. Причем, в отличие от других видов автоспорта, начертан он сразу четырьмя командами.
Truck Trial (Трак-триал) — более молодой вид «грузового» автоспорта. Первые соревнования в Европе — еще безо всяких правил, деления на классы и с минимумом участников — состоялись в 1990 году. Тогда же некое подобие триала появилось в Англии, чуть позже — в России.
Как и в случае с Truck racing, в трак-триале также отметились наши соотечественники.
К экзотике можно отнести и Hill Climbing — скоростной подъем на холм. Во всяком случае в России. Несмотря на то, что горные гонки проводятся в Слюдянке Иркутской области, в Краснодарском крае, а самое известное еще с советских времен соревнование «восхождение» на гору Ай-Петри в Крыму, все это одноэтапные мероприятия, не оформившиеся в серию и привлекающие только местных спортсменов. За рубежом все иначе.
Первый подъем на холм — рядом с французской Ниццей — состоялся еще в конце XIX века. В 30-х годах появился первый европейский чемпионат, с 1957 года он проводится на постоянной основе. При этом в половине стран Старого Света существуют внутренние национальные серии. Таковые есть и в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Мексике, даже в ЮАР и Кении. Однако наиболее известна по всему миру американская Pikes Peak Hill Climb — попросту Пайкс Пик.
Долгое время по манере езды Pikes Peak представлял собой классическое ралли. Здесь было 156 поворотов, до 2002-го все они имели гравийное покрытие. Тогда трассу начали медленно асфальтировать, и лишь в 2012-м на всей дистанции не осталось ни одного грунтового участка. И теперь по стилю вождения подъем на Пайкс Пик — словно кольцевые гонки. С той, конечно, разницей, что вместо безопасных зон вылета как минимум с одной стороны здесь почти всегда обрыв. Но вне зависимости от вида покрытия, как и во многих других американских видах автоспорта, тут множество классов.
Другие производители, подобно Peugeot, тоже не обделяют Пайкс Пик вниманием. Кворум же гонке создают частники. Соответственно, подготовка техники — силовая — значительно разнится. Может быть и под 500 сил, и под 900, как у того же Леба. Грузовики вообще отдельная тема, там отдача переваливает за 2000 «лошадей». Объединяет почти все ДВС наличие турбонаддува — на высоте более 3–4 км атмосферные двигатели «дышат» с трудом. Отдельно надо отметить электрокары, хотя бы один. У полноприводного болида eO PP1000, который на Pikes Peak 2016 пилотировал Рис Миллен, с семи электромоторов суммарно удалось снять 1600 л. с… Видео его заезда ниже, от первого лица.
В Америке достаточно технических видов автоспорта. Где машины строят и ездят на них профессионалы. Где велика доля той инженерии, за которую так высоко ценят европейских спортивных конструкторов. И вместе с тем за океаном полно соревнований, регламент которых, во-первых, не дает возможности командам создавать нечто оригинальное, потому что техническая начинка стандартизирована. Во-вторых, в принципе не предполагает сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.
Ну а то, о чем расскажем ниже — за гранью технического понимания. Спортивные инженеры и профессиональные гонщики посмеются. Для рядовых американцев — хорошее развлечение на выходные.
Figure 8 Racing: зачем строить грязевые «трехмерные» трассы, если в США много «плоских» асфальтированных стадионов, на которые можно запустить хлам с местной автосвалки. В количестве нескольких десятков штук! Никакой подготовки не требуется, даже каркасы можно вваривать по желанию. Разве что надо как-то укрепить панели дверей и высадить боковые стекла. А для пущей эффектности пустить весь «пелотон» по траектории в виде восьмерки — чтобы по ходу каждого круга эта пожеванная и побитая металлическая «змея» дважды «хватала» себя за хвост. В общем, гонки на выживание в американской интерпретации.
Представляете, Figure 8 Racing — не только провинциальное развлечение. Проводится на стадионах мегаполисов и объединено в нечто подобное национальной серии. Продолжительность заездов здесь дольше (вместо часа–полутора — три), а машины «покрасивше» — имеют некую заряженность и обвес.
Для этого же янки приспособили школьные автобусы. Трибуны не пустуют, народу нравится…
Еще одно соревнование на выживание. На сей раз не автомобилей — их прицепов, контактная борьба с которыми приветствуется.
Барный стул плюс карт — получается Barstool racing, другая американская забава. Пожалуй, просиживать на барном стуле за рулем все-таки полезнее, чем на нем же и за соответствующей стойкой
Pig`n`Ford Racing — почти как скачки с бараном на Кавказе или в Монголии. Только вместо рогатого — поросенок, а лошадь заменяет Фордик модели T или, точнее, дожившие до нашего времени шасси от него. Формат восходит к ярмарочному соревнованию, проводимому с 1925 года и призванному продемонстрировать мастерство фермеров. Только хрюшку жалко. Такой стресс для нее.