Суровая среда обитания не только заставляет к ней приспосабливаться — дает возможность организовать нехарактерные для тепличных условий услуги и заработать на них. Порой — обладая лишь знаниями и навыками, но вовсе не обязательно большим первичным капиталом. Вот что бы делали тысячи автовладельцев в сибирскую (дальневосточную, уральскую, теперь, как выясняется, уже и московскую) зиму, если бы не такая услуга, как «отогрев авто»? Правильно, таскали бы машины на эвакуаторах по СТО и теплым стоянкам, как, собственно, и поступали лет 15 назад. Но подобный сервис для его обладателя недешев изначально. Необходимо грузовое шасси с платформой, оснащенное лебедкой и краном. Или хотя бы джип, пусть даже УАЗ, с телегой для частичной погрузки жертвы неудачного низкотемпературного пуска. А можно обойтись другим инструментарием и куда меньшими вложениями. Рассмотрим такой вид автобизнеса, как «отогрев авто».
При очевидных недостатках — жесткой привязке к региону и сезону — у такого вида бизнеса есть несомненное преимущество перед всеми остальными, касающимися обслуживания и ремонта автомобилей. Можно обойтись достаточным минимумом (который в данном случае весьма скромен). Например, нет надобности в помещении, тем более специальном. В качестве транспорта подойдет личная машина, пусть это будет даже хэтчбек B-класса. Не нужен какой-то склад запчастей-«расходников». А персонал, во всяком случае на начальном этапе, без надобности, поскольку делать первые шаги в этой работе надо самостоятельно, иначе все дело теряет финансовый смысл.
Итак, на что необходимо потратиться. Первое — тепловая пушка, основной рабочий инструмент.
Безусловно, необходимости в самых дорогих и мощных моделях тепловых пушек при отогреве автомобилей нет. Для оживления моторов легковушек, грузовиков, даже спецтехники, вполне достаточно 8–10 кВт. Можно уложиться в 3000–16 000 рублей.
Другая статья расходов — новый или хотя бы «живой» аккумулятор на собственном автомобиле (4000-6000 руб.) и длинные с хорошим сечением провода для прикуривания (от 1000). Наконец, надо позаботиться о качественном инструменте. Набор головок от 8–10 мм до 22–24 мм с маленькой трещоткой и удлинителями фирм вроде Jonnesway и Sata стоят минимум 2000–3000 руб.
Понятно, что в различных конфигурациях цена такого набора будет разной. И мастера, занимающиеся отогревом не первый год, дают следующие финансовые рамки подготовки к работе — 25–50 тысяч. Впрочем, это еще не все траты.
Сразу важно понять, как, где и за сколько будет проходить «рекламная кампания». Исходя из особенности услуги, она должна иметь соответствующий вид. Баннеры, штендеры и прочие растяжки тут не подойдут. Печатные издания? Вымирающий вид. Да и не побежит владелец замороженного автомобиля до газетного киоска. Выйдет с телефона в интернет! Куда? На популярные профильные федеральные сайты, представленные в регионе. На местные сайты, где есть авторубрика с объявлениями о предоставлении услуг. Наконец, тупо забьет в поисковике «Отогрев авто в Урюпинске». На Дроме соответствующие объявления размещаются в разделе «Услуги» автомобильной доски объявлений. Найти все предложения можно по запросу «отогрев авто».
Существует и другой способ дать потенциальному клиенту о себе знать. Многие (если даже не все) фирмы такси предлагают сопутствующие услуги — подвоз топлива, замену колеса, «прикурку», иногда буксировку. Но помощь в низкотемпературном пуске отогревом пушкой — это уже профильная операция. Обычно фирмы такси отдают ее на аутсорсинг. Их заинтересованность, как правило, 15–20%. Ваша — «личный» диспетчер и доступ к широким массам потребителей.
Еще один действенный способ подать о себе сигнал «фокус-группе» — объехать открытые стоянки, где к автомобилям не подведено 220 В. Заинтересовать сторожей-охранников несложно, а простенькие визитки, которые через них попадут к автовладельцам, недороги — где-то по рублю за штуку. Да что там, визитки можно раскидать и под щетки дворников стоящих во дворах машин. Вряд ли зимой в минус 30, опаздывая на работу и не заведясь, кто-то сочтет это навязчивым. Так что по рекламе с учетом вашей достаточной настойчивости можно обойтись расходами, близкими к нулю. Хотя, конечно, надо понимать, что все то же самое, скорей всего, сделают и конкуренты.
Что же в итоге, когда отобьются те условные вложенные 25–50 тысяч и долог ли рабочий сезон? Кто-то рассказывает, что первые SOS могут звучать уже при температуре минус 5–10 градусов, то есть, например, в сентябре-октябре (и продолжаться до апреля, в некоторых регионах до мая). А с минус 17–20-ти на дизелях начинает замерзать еще летняя солярка. Сроки же выхода в плюс сильно зависят от того, как вы проинформировали потенциальных клиентов. Опять же не новички в этой области отмечают — в «жаркие» (морозные) дни бывает до трехсот звонков. Разумеется, обработать их все в одиночку нереально. Однако 20 000 рублей за сутки при определенном умении — вовсе не фантастическая сумма. Причем цена на стандартный комплекс операций «отогрел–прикурил–запустил» по стране не особо разнится — в среднем 1000 руб. Другое дело, что помимо этих, в общем-то, несложных процедур может понадобиться более серьезная помощь. И вот тут как раз надо поговорить о том факторе, который изначально способен поставить крест на такого рода предпринимательстве.
Этот вид автобизнеса, как никакие другие, о которых мы уже рассказывали, требователен к знанию автомобиля. Ведь отогрев двигателя и подзарядка АКБ, по сути, простейшие операции, которые помогают далеко не всегда. Часто при неудачных попытках пуска заливаются свечи. Для вентиляции цилиндров их нужно выкручивать. Если речь идет о V6, V8, оппозитных моторах, да даже современных «четверках», то это зачастую непростая сервисная операция, для которой необходим опыт и какая-никакая практика. А ведь встречаются и нестандартные ситуации, когда двигатель завелся, если бы не электронные или механические проблемы. К примеру, на многих современных автомобилях высадка аккумулятора приводит к сбою ПО в блоке управления. В подобном случае автомобиль не заведется даже в аварийном режиме. Плюс неисправности в ГРМ, системе зажигания, топливной, отказы стартера и т. д. Диагноз надо ставить быстро и потом либо устранять причины, если позволяет опыт, либо отказываться, сожалея о потраченном времени.
— Напортачить, мягко говоря, можно просто отогревая моторный отсек пушкой. Знаю, что порой и пластиковые защиты на землю стекают, и даже бамперы. Топливные трубки жгут, патрубки, датчики «с ума сходят». А, скажем, у многих современных BMW (да и вообще «европейцев») снизу вообще голимая пластмасса. Какие-то огрехи поначалу встречались и у нас, но мы с друзьями держим сервис. Решать возникшие из-за невнимательности проблемы, имея собственную СТО, куда проще, чем без таковой.
Вообще очень важно быстро сделать первичную диагностику, поскольку не всегда в неудавшемся пуске виновно топливо, разрядившийся аккумулятор или масло не по сезону. Бывает, что банально в топливном баке пусто, но это, скорее, из курьезного. Бензонасосы выходят из строя, ремень ГРМ после попыток пуска с помощью кипятка перескакивает по зубцам, обводные ролики клинят. Само собой, есть особенности, присущие конкретным моделям. На дизелях Kia Sorento от воды в солярке лопается верхняя, пластиковая часть фильтра. Для моторов Citroen и Peugeot нужен оригинальный свечной ключ. В топливный бак Ford Focus II врезаем съемную пластину, которая значительно облегчает доступ к топливному насосу, хотя это больше относится к сервисным процедурам. И еще раз скажу: несмотря на то, что все работы по пуску мы стараемся выполнить на месте, свой сервис — хорошее подспорье для тяжелых случаев.
Тем не менее можно этим заниматься и, так сказать, на низшем уровне. Знаю парней, которые летом работают на стройке, зимой отогревают автомобили. Иной раз получается так — автомобиль они не заведут, деньги возьмут и смотают удочки. Все-таки минимального набора — и опыта, и инструмента — хватает обычно лишь на самые простые случаи. Мы, например, беремся за любой автомобиль, за любой двигатель, в том числе многолитровый грузовой или тракторный дизель. Но и оборудование в этом случае должно быть иное. У нас недешевые пушки, качественный инструмент, генераторы и пускозарядные устройства, хорошая одежда, позволяющая долго и комфортно находиться на морозе. Есть установка, с помощью которой можно откачать солярку, превратившуюся в гель, из топливной системы грузовика где-нибудь на трассе.
— Заработать только лишь на отогреве и пуске автомобилей, конечно, можно. Идеальный же, на мой взгляд, вариант — предложение всего спектра услуг по помощи на дороге вне зависимости от сезона и круглосуточно. Речь, разумеется, не просто о подвозе топлива или замене колеса, что, естественно, мы тоже делаем. Вскрываем замки при потере ключей; имея два джипа, можем вытащить машины с бездорожья; беремся за электрику; выедем на трассу к дальнобойщикам, а при необходимости обеспечим их соответствующим эвакуатором. Поломавшемуся на трассе, если он в состоянии отремонтироваться самостоятельно и там ходит маршрутный транспорт, вышлем с ним нужные запчасти. Словом, оказываем любую техпомощь.
Что же касается зимнего пуска, то с ним мы придерживаемся следующего правила (не исключено, что кто-то воспользуется нашим опытом): если двигатель не завели максимум за час-полтора, буксируем машину в свой бокс или в сервис, с которым у нас есть договоренность. Возиться с проводкой, даже с высоковольтными проводами на морозе — не лучший вариант. И еще один нюанс. Газовые пушки, которые выбирают из-за невысокой цены, могут привести к обратному эффекту. Когда газ прихватывает на холоде и он перестает нормально сгорать, агрегаты буквально плюются огнем. Пожароопасно!
Кое-что могу подсказать по рекламе. Помимо служб такси и стоянок, сотрудничать можно с любыми организациями, как-то связанными с ремонтом и обслуживанием, да с той же тяжелой по грузовикам техпомощью и МЧС. Где-то скидываем заявки, чтобы клиент не ушел, где-то нам подкидывают. С сервисами такое же взаимовыгодное партнерство — они нам, мы им. Главное, найти серьезные структуры, где все сделают качественно. И не бросать доставленный туда автомобиль, отследить процесс, чем-то помочь. Так нарабатывается база, появляются постоянные клиенты. Помимо этого, у нас от тех же партнеров скидки на мойку, шиномонтаж, обслуживание в СТО, при покупке АКБ.
И последнее наблюдение. В отличие от сервисов, магазинов запчастей и пр., кризис на этом направлении не сказался никак. Когда попадаешь в сложную ситуацию, о какой-то экономии (как на тех же запчастях или обслуживании) не думаешь.
Мы намеренно не будем составлять таблицу с суммами и сводить «дебет с кредитом». Слишком многое в этой работе зависит не от величины начального капитала — от собственных «рекламных» возможностей, то есть способности грамотно преподнести себя потенциальным клиентам. И технической компетентности. Например, не смогли завести двигатель — деньги мимо. Отказались от заявки, потому что там вас ожидает Mercedes или BMW из последних и вам страшно к ним подходить — аналогичный результат. Долго провозились с машиной и пропустили заявки — клиенты ушли к конкурентам. Наконец, работа на морозе вам просто противопоказана — сильно мерзнете... Тогда, может, и не стоит начинать?
Материал был бы неполным без пары советов — не будущим «отогревателям», их «пациентам». Как не попасть на того мастера, который, не справившись с пуском, потребует оплаты? Или, что еще хуже, «поджарит» подкапотное пространство со всеми его потрохами. Во-первых, здорово поможет сарафанное радио (да, в этой сфере часто приходится пользоваться полузабытыми ныне методами) — кто-то из знакомых ну просто обязан был когда-нибудь воспользоваться отогревом. Во-вторых, надо обратить внимание на то, как по телефону общается с вами мастер. Наши респонденты (несмотря на то, что «берутся за все») в один голос заявили — перед выездом подробно интересуются о том, какой автомобиль, какой на нем двигатель, какая АКБ, сколько раз пускали, где заправлялись. Порой это позволяет поставить предварительный диагноз и иногда информировать клиента о возможных расходах. Да просто для себя понять, с чем придется столкнуться. Если же на заявку отвечают «сейчас подъеду, заведу», тогда... решайте сами.