Автомобильные итоги года принято подводить в январе: некоторая пауза нужна для статистической обработки и сверки результатов. Но если оперировать данными за 11 месяцев и прогнозами, сделанными на основе планов автопроизводителей на текущий год, то можно достаточно достоверную картину получить уже в декабре.
14 декабря предварительные итоги 2016 года подвел АСМ-холдинг, традиционно владеющий наиболее полной информацией о производстве автомобилей на территории СНГ. Данные же о регистрациях автомобилей предоставлены «Автостат-инфо»; этот параметр более объективен, чем «отгрузка дилерам», которой оперирует российский офис АЕБ.
Вот что получается.
Производство легковых автомобилей в 2016-м, по мнению экспертов АСМ-холдинга, ожидается равным 1 118 000 экз. Это 8-процентное падение к уровню 2015 года, когда в РФ сделали 1 215 900 машин. Подчеркнем, что речь идет только о легковушках, без легких коммерческих машин (LCV) и даже легковых пикапов (их та же АЕБ считает в совокупности).
С 2012 года, когда на территории нашей страны собрали 1 960 700 автомобилей, падение производства в 2016-м будет более чем полуторакратным. И это несмотря на действие множества госпрограмм по поддержке автопроизводства.
Однако в 2017 году АСМ-холдинг осторожно предсказывает 5-процентный рост. Оснований для такого прогноза два. Первое, сомнительное: в ноябре 2016-го рынок показал небольшой рост. Всего на 0,6% по отношению к ноябрю 2015-го, но даже этот скромный показатель, в коем случайности может быть больше, чем закономерности, дал некоторый повод для оптимизма.
Второе основание для предсказанного роста более значимо: господдержка как минимум не сократится. Только прямых вливаний, согласно заявке Минпромторга, озвученной директором департамента автомобилестроения Алексеем Володиным, будет 62,3 млрд руб. В целом же, с учетом новых адресных программ и прямых дотаций производителям, сумма поддержки на 2017 год оценивается в 103 млрд руб.
Любопытна динамика «иномарок» в структуре российского автопрома. На графике видно, что иностранные марки собирают в России с 2001 года, и уже к 2009-му их выпуск почти сравнялся с аутентично российскими. Но в данном случае арифметика АСМ-холдинга некорректна, ведь иномарки начали собирать много раньше: в 1998 году на АЗЛК сделали первые Renault Clio Symbol и Megane, а в Ростове к тому времени уже вовсю собирали Daewoo Nexia и Espero. Чуть позже, в сентябре 1998-го, в Таганроге наладили производство Daewoo Leganza, Nubira и Lanos. А еще раньше, в 1995 году, в Елабуге начали выпускать Chevrolet Blazer, а в 1997 — Kia в Калининграде, на «Автоторе». Однако все перечисленные проекты не стали массовыми и сколь-нибудь значимого влияния на структуру авторынка не оказали (за исключением, может быть, Kia). Так что неточность авторам исследования можно простить.
Если посмотреть соотношение «наше»- и иномарок в проекции на 2017 год, то увидим: русские машины свои позиции сдают. 323 000 против 851 000 — это только благодаря ВАЗу и УАЗу. Но первый взял безжалостный курс на ликвидацию платформы Калина и скоро снимает с производства Ладу 4х4 и Приору, а второй заморозил работы по кроссоверу 3170, формально на год, а там — как получится. Так что локомотивами, тянущими исконно российский автопром, останутся, по сути, Лада Веста и УАЗ Патриот. Если, конечно, не принимать во внимание автомобили проекта «Кортеж», которых пока нет, и не известно, когда и в каком виде они появятся.
Вот еще один слайд, показывающий структуру производства легковых автомобилей в России с 1990-го по 2017 год.
Но производство — это еще не весь рынок. Несмотря на абсолютное доминирование локализованных моделей, импорт все равно остается значимой величиной. В 2016 году доля чистого импорта составит 17 000 машин, а в 2017 упадет до 10 000. Этот прогноз основан на тенденции к сокращению количества ввозных моделей, продаваемых малыми тиражами — из-за обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС такой импорт и сертификация становятся нерентабельными. Плюс к тому в 2017 году откроется ряд производств, созданных не в рамках промсборки, а в рамках специнвестконтрактов (СПИКов) с правительством РФ. Самый крупный проект — сборка легковых Mercedes-Benz в Подмосковье, в Волоколамском районе.
Отметим, что в данном случае понятие «рынок» означает количество регистраций автомобилей в ГИБДД, это более точная методика, чем «отгрузки», считаемые АЕБ.
Всего на учет в 2016 году поставили 1 282 000 легковых автомобилей, что меньше прогноза Минпромторга, который год назад оптимистично заявлял о том, что в 2016 году продадут 1,45–1,5 млн машин. Аналогичный прогноз давала и АЕБ. Правда, в обоих случаях речь шла о совокупных продажах легковушек и LCV. Но даже с учетом этого фактора гранды отрасли ошиблись: регистрации легких грузовиков в 2016 году ожидаются в районе 81 900 машин.
Вероятно, к этому нужно добавить еще 11 296 пикапов, которые «Автостат-инфо» выделяет в отдельную категорию.
Всего, стало быть, легковушек и легких грузовиков в 2016 году продадут 1 375 196 шт., что меньше любого из вышеприведенных прогнозов.
Интересен рынок «просто» грузовиков, то есть машин с полной массой более 3,5 тонны. Их производство по итогам 2016 года возрастет! Не очень значительно, всего на 5%, но в сравнении с легковушками это хороший знак: коммерческие автомобили первыми реагируют на изменения в экономике. В данном случае — на рост строительной и перевозочной отраслей. Впрочем, за рост может быть принята и единовременная значительная закупка грузовиков муниципальными службами — уборочных, мусоровозов…
И что характерно, бал тут правит отечественная техника.
В 2017 году, как видим, грузовиков сделают еще больше, 142 000 шт.
Продажи/регистрации тоже возрастут: в 2016 году на 2%, а в 2017 — на 4,5%. На фоне 36-процентного провала рынка в прошлом году это очень обнадеживающее предсказание.
А вот аналогичный прогноз от «Автостат-инфо». Тут мы видим значительное расхождение с данными АСМ-холдинга, причем как в абсолютных значениях, так и в относительных прогнозах.
Причина расхождений — в более тщательном учете, который дает «Автостат-инфо», пренебрегая рынком ввозимого секонд-хенда. Тут тенденция еще оптимистичнее: рост 7,1%.
И последний значимый сегмент — автобусы. Их в 2016 году сделают 41 500 шт., что на 14% больше результата 2015 года. А в 2017-м производство поднимется еще на 4%, за счет увеличения сборки новых моделей на ГАЗе и вводе в строй нового автобусного завода во Владимирской области, которое планирует осуществить компания «Волгабас».
А вот какие прогнозы на продажи дает АСМ-Холдинг:
…и «Автостат-инфо»:
Разница в показателях опять же обусловлена невключением в последнюю статистику подержанной техники.
Как видим, избитая фраза «дно пройдено» оснований не лишена. Только вот не понятно, это дно относится только к «выздоровливающему» авторынку или к экономике России как таковой? Макротенденции не дают повода заподозрить российскую экономику в преодолении системных кризисных проблем. Подъем в конце этого года зримо связан с увеличением цен на энергоносители, главный экспортный наш товар. Но это — сезонность плюс элемент случайности. Одно только обещание Дональда Трампа «разморозить» разработку нефтяных месторождений на территории США способно долгосрочно обвалить цены на нефть. Авторынок на это немедленно отреагирует спадом.
С другой стороны, государство не жалеет денег на поддержку отрасли, дотируя для покупателей каждый автомобиль примерно на 10% его стоимости. А такая практика тоже не может быть сколь угодно долгой. По оценкам экспертов, 2017 год — последний, в котором можно будет относительно свободно тратить деньги из государственных резервных фондов. К концу года, при сохранении нынешнего уровня затрат, резервный фонд опустеет, за ним придет очередь фонда национального благосостояния. К тому времени у государства приоритеты могут поменяться: автопром хоть и серьезная отрасль, но есть и более важные.
Если автопром не научится зарабатывать сам — на том же пресловутом экспорте или углубленной локализации — показатели 2018 года могут быть куда более неприятными.