Дром продолжает проводить исследования авторынка, которые помогут покупателям автомобилей лучше распорядиться своими деньгами. Мы уже рассказывали о том, какие модели с течением времени меньше других теряют в цене. Многих при покупке интересует и обратное: какие автомобили слишком быстро утрачивают свою первоначальную стоимость. В новой статье мы составили своеобразный антирейтинг таких машин. Модели, о которых пойдет речь, можно назвать самым неудачным вложением средств.
Когда я выбирал свою первую машину, мне приглянулся необычный вариант: поношенная, но еще не утратившая внешней привлекательности трехдверка Hyundai Accent — редкая в наших краях модификация, никогда официально не поставлявшаяся в Россию. Но отец, автомобилист с опытом, тогда меня остановил: сама машина неплоха, но ты на ней «женишься», сказал он. Имелось в виду, что в будущем придется пройти через неприятный «бракоразводный процесс»: продать автомобиль будет сложно, и разница между ценой покупки и ценой продажи выйдет за грани разумного.
В описанном случае причины быстрого падения стоимости лежат на поверхности: за экземпляр, который не может похвастать ни популярностью, ни особой надежностью, ни престижем, через несколько лет никто не даст хорошую цену. Однако, как мы выяснили, многим престижным и популярным машинам это тоже свойственно.
Как мы считали
Мы вооружились базой Дрома и проанализировали 4,5 млн объявлений за несколько лет. При расчетах мы поставили себе несколько ограничений, чтобы наш рейтинг имел максимальную практическую пользу. Во-первых, из исследования исключены наиболее редкие и экзотичные машины (статистика по небольшому числу машин не показательна, к тому же они мало кого интересуют). Во-вторых, речь пойдет только об автомобилях в возрасте от трех до семи лет. (Как дешевеют новые автомобили в первые три года эксплуатации — особая тема).
Итак, мы взяли наиболее активный сегмент вторичного рынка. Так большее число читателей сможет применить наши рекомендации на практике и принять правильное (или, по крайней мере, информированное) решение при выборе машины.
В наших расчетах модификации, поколения и комплектации «усреднены». Таким образом, нам удалось для каждой модели высчитать средний процент падения рыночной стоимости за год эксплуатации. Автомобили, продемонстрировавшие худшие результаты, попали в наш рейтинг.
По ходу дела подтвердился известный факт: в некоторых регионах автомобили дешевеют быстрее, чем в других (многие на этом зарабатывают). В целом списки моделей, сильно теряющих в цене, оказались похожи во всех регионах, но есть несколько любопытных исключений. Ведь регионы отличаются структурой автопарков и условиями эксплуатации, различается спрос и финансовые возможности населения, так что это тоже надо учитывать при выборе машины, если не хочешь сильно потерять при перепродаже. Кстати, информация о региональных различиях может пригодиться, если вы готовы съездить за пару тысяч километров ради более низких цен.
Для каждого из федеральных округов России мы составили собственный Топ-10 автомобилей, которые быстрее других теряют в цене. Но начнем с пиковых показателей. Вот как выглядят сводные результаты по стране:
Модель | Падение цены в год* | Регион | |
1 | BMW 7-Series | -26,9% | СЗФО |
2 | Range Rover | -23,4% | СЗФО |
3 | Mercedes S-класса | -20,9% | ЦФО и СФО |
4 | Range Rover Sport | -20,1% | СЗФО |
5 | Porsche Cayenne | -18,4% | СЗФО |
6 | Audi А8 | -18,1% | ЦФО |
7 | Mercedes-Benz GL | -17,9% | СКФО |
8 | Mercedes ML | -16,8% | ПФО |
9 | Hyundai Sonata | -16,4% | СЗФО |
10 | BMW X5 | -15,8% | ЮФО |
* Здесь приведены цифры по тем регионам, где исследованные модели показали максимальные значения. Надо понимать, что средние цифры по стране для этих моделей будут на несколько процентных пунктов ниже, однако мы посчитали нецелесообразным высчитывать в данном случае «среднюю температуру по больнице». Конкретные примеры по округам дают более детальную картину, и в них больше практического смысла для потребителя.
Рекордсмены нашего антирейтинга как на подбор — машины класса «люкс», не считая одного исключения — Hyundai Sonata. С дорогими и статусными моделями все просто: за них не дают хорошую цену, поскольку подержанный представительский седан или внедорожник по мере износа требует очень дорогого ремонта и обслуживания. А «понты» меж тем улетучиваются: после выхода нового поколения предыдущее резко теряет в цене. Не будем забывать и про высокий транспортный налог для экземпляров мощностью более 250 л.с., и про «налог на роскошь» — повышающие коэффициенты к транспортному налогу. Машины, которые новыми стоят от 5 до 10 млн рублей, облагаются двойным налогом в течение пяти лет с момента выпуска. «Топовые» версии седанов и внедорожников, стоящие более 10 млн рублей, облагаются трехкратным налогом в течение первых десяти лет жизни. К примеру, за Range Rover 5.0 в версии SV Autobiography нужно платить 229 500 рублей в год (расчет для Москвы).
Спору нет, когда видишь в объявлениях какой-нибудь Porsche Cayenne 2011 года всего за 2–2,5 млн рублей, сердце может начать биться чаще: полцены от нового! Но стоит представить, что эта с трудом накопленная сумма потом будет таять, уменьшаясь на 18% в год, идея покупки сразу перестает выглядеть такой уж гениальной.
Не будем отдельно останавливаться на каждой премиум-модели, с ними картина ясна. Особо отметим только Mercedes ML и GL. Они попали в Топ-10 в каждом из восьми федеральных округов России. Среднее значение по стране — -15,1% для обеих моделей.
Как понимать попадание Hyundai Sonata в этот рейтинг? Может, это какая-то странная особенность Северо-Западного федерального округа, где данная модель показала столь высокий процент падения цены? Нет, Sonata попала в Топ-10 самых быстро дешевеющих моделей в шести из восьми российских округов — это общая тенденция.
Объясним на примере Сонаты, по какой причине относительно массовая среднеценовая модель может вдруг оказаться весьма неудачным вложением средств. Начнем с того, что под именем Sonata в данном случае имеются в виду сразу три поколения, и у каждого есть свои нюансы. «Глазастая» Sonata в кузове EF, которую выпускали на ТагАЗе, — автомобиль откровенно морально устаревший и отнюдь не беспроблемный. Спрос на него, по всей видимости, так упал, что продавцам приходится сильно сбрасывать цены в надежде заинтересовать покупателей.
Следующее поколение — Sonata NF — в нашей стране, что называется, «не пошло»: поставки были невелики по объему, и на вторичном рынке эта машина тоже мало востребована.
Относительно современная Sonata YF, выпускавшаяся с 2010 по 2013 годы, — автомобиль гораздо более достойный, но на рынке у него очень много сильных конкурентов вроде Toyota Avensis, Volkswagen Passat, Ford Mondeo. В некоторых случаях покупатель в качестве альтернативы может рассматривать также Toyota Camry и Nissan Teana. По всей видимости, эти факторы и превратили подержанные Hyundai Sonata в неликвидный товар.
Топ-10 Центрального федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Mercedes S-класса | -20,9% |
2 | BMW 7-Series | -20,0% |
3 | Audi А8 | -18,1% |
4 | Range Rover | -17,5% |
5 | Porsche Cayenne | -17,3% |
6 | Mercedes GL | -15,9% |
7 | Dodge Ram | -15,7% |
8 | BMW X5 | -15,2% |
9 | Mercedes ML | -15,1% |
10 | BMW X6 | -14,7% |
В столице и ближайших областях худшие результаты показали престижные «немцы» и один «англичанин», а единственным исключением в ряду премиум-моделей стал Dodge Ram. Представители московского клуба владельцев этого культового пикапа вряд ли согласятся, что это неудачная покупка. Но автомобиль на любителя и не для того, кто стеснен в средствах. Деньги, вложенные в него, по нашим данным, тают на 15,7% в год. «Sad but true», как говаривают в столице.
Топ-10 Северо-Западного федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | BMW 7-Series | -26,9% |
2 | Range Rover | -23,4% |
3 | Range Rover Sport | -20,1% |
4 | Porsche Cayenne | -18,4% |
5 | Hyundai Sonata | -16,4% |
6 | Mercedes ML | -15,5% |
7 | Opel Astra GTC | -14,9% |
8 | Mercedes GL | -14,6% |
9 | Audi Q7 | -14,5% |
10 | Jeep Grand Cherokee | -14,2% |
В Питере неожиданностью для нас стало попадание в рейтинг Jeep Grand Cherokee. На цену этого автомобиля свое негативное влияние отчасти оказывают те же факторы, что и на модели люксовых немецких брендов. Плюс еще марка Jeep так и не смогла успешно раскрутиться в нашей стране в те годы, когда все остальные переживали бум продаж. Публика расхватывала совсем другие внедорожники, они теперь правят бал и на вторичном рынке, а Jeep Grand Cherokee быстро теряет свою первоначальную стоимость.
Еще одно исключение — Opel Astra GTC — трехдверка с заниженной крышей и претензией на некоторую спортивность. Автомобиль хоть и нишевый, но в своей категории весьма популярный. Унификация с массовыми Астрами делает его относительно доступным в ремонте и обслуживании. И сама по себе машина сравнительно недорогая. Так чем она провинилась перед покупателями? Полагаем, падение доходов населения привело к тому, что на вторичном рынке сама эта ниша стала «схлопываться» (более дорогих нишевых моделей это не коснулось: богатые еще не настолько обеднели, чтобы отказывать себе в удовольствиях). Когда не знаешь, что дальше будет с твоей зарплатой (да и с самой работой), вкладывать деньги в подобную игрушку многим кажется неразумным. Резко упавший спрос потянул цены вниз.
Топ-10 Приволжского федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Porsche Cayenne | -17,8% |
2 | Mercedes ML | -16,8% |
3 | Mercedes GL | -15,1% |
4 | BMW X5 | -14,7% |
5 | Hyundai Sonata | -14,4% |
6 | Land Rover Discovery | -13,3% |
7 | Audi A6 | -13,2% |
8 | Audi Q7 | -13,1% |
9 | Volkswagen Touareg | -13,1% |
10 | BMW 5-Series | -13,0% |
В Поволжье Land Rover Discovery и Volkswagen Touareg стали жертвой тех же факторов, которые давят на цены Мерседесов и Порше. Конечно, и в других регионах эти внедорожники не слишком успешно сохраняют свою первоначальную стоимость, но в Поволжье, как выяснилось, это особенно проявляется. Объяснения отчасти кроются в том, что многие поволжские города живут заметно беднее, чем Москва и Питер, поэтому продать недешевый внедорожник там элементарно сложнее. Спрос ограничен, при этом потенциальные покупатели зачастую едут за подобными моделями в Москву — выбор больше. Поэтому цены Дискавери и Туарегов в регионе проседают.
Топ-10 Южного федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | BMW 7-Series | -19,8% |
2 | Range Rover Sport | -17,0% |
3 | Porsche Cayenne | -16,6% |
4 | Mercedes ML | -16,1% |
5 | BMW X5 | -15,8% |
6 | Land Rover Discovery | -14,7% |
7 | Mercedes GL | -14,6% |
8 | Hyundai Sonata | -13,1% |
9 | Lexus RX350 | -13,0% |
10 | Audi Q7 | -13,0% |
Картина в целом похожа на вышеупомянутые регионы (разве что добавился Lexus RX350): в Южном федеральном округе машины премиум-класса — в топе антирейтинга, разве что дешевеют они тут медленнее, чем в Москве и Питере. Никаких неожиданных исключений.
Топ-10 Северо-Кавказского федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Mercedes-Benz GL | -17,9% |
2 | Volkswagen Touareg | -15,5% |
3 | Mercedes-Benz ML | -15,4% |
4 | Audi A6 | -15,1% |
5 | Hyundai Sonata | -14,6% |
6 | Mercedes-Benz E-класса | -13,2% |
7 | Volkswagen Passat CC | -12,6% |
8 | Audi Q7 | -12,4% |
9 | BMW 5-Series | -12,4% |
10 | Skoda Superb | -12,0% |
Можно обратить внимание на то, что на Кавказе в антирейтинге больше машин бизнес-класса и среднего класса, вытесняющих из «топа» представительский класс и наиболее дорогие внедорожники. Это говорит о том, что автомобили уровня Mercedes S-класса и Porsche Cayenne в таких регионах, как Северный Кавказ, относительно успешно сохраняют свою стоимость даже в «пожилом» виде. В то время как в Москве «немолодой» «шестисотый» быстро теряет свой престиж. На Кавказе же мы наблюдаем, что в антирейтинг пробились Skoda Superb и Volkswagen Passat CC.
Уральский федеральный округ
Модель | Падение цены в год | |
1 | Range Rover Sport | -18,3% |
2 | Porsche Cayenne | -16,6% |
3 | Mercedes-Benz ML | -14,7% |
4 | Mercedes-Benz GL | -14,5% |
5 | Hyundai Sonata | -14,1% |
6 | BMW X5 | -14,1% |
7 | BMW X3 | -13,2% |
8 | Lifan Breez | -12,7% |
9 | Лада-2105 | -12,6% |
10 | Lexus RX350 | -12,5% |
Верхняя половина списка вопросов не вызывает, а вот попадание в рейтинг Lifan Breez и Лада-2105 требует осмысления. Китайский доступный седанчик стал, видимо, жертвой собственной ненадежности, да и в целом к моделям из КНР у покупателей настороженное отношение — вот и сбивают цены. Что же касается вазовской «классики», снятой с производства в 2012 году, еще недавно казалось, что эти машины, несмотря на все свои недостатки, имеют стабильно высокий спрос и умеренные темпы падения стоимости. Но, видимо, теперь можно окончательно констатировать факт, что время этих машин прошло. На вторичный рынок уже давно хлынули подержанные Гранты, которые заведомо лучше — покупатели предпочитают либо их, либо Приоры с Самарами.
Сибирский федеральный округ
Модель | Падение цены в год | |
1 | Mercedes S-класса | -20,9% |
2 | Porsche Cayenne | -16,2% |
3 | Mercedes ML | -14,9% |
4 | Mercedes GL | -14,9% |
5 | Range Rover Sport | -14,6% |
6 | BMW X5 | -13,2% |
7 | Land Rover Discovery | -13,0% |
8 | Hyundai Sonata | -12,7% |
9 | Audi Q7 | -12,6% |
10 | Hyundai Accent | -12,5% |
В Сибири семь из десяти строчек рейтинга заняли люксовые внедорожники. По всей видимости, суровых условий эксплуатации они не выдерживают. Стоит обратить внимание на попадание в этот список Hyundai Accent. Когда-то этот бестселлер таганрогского завода считался одной из лучших моделей нашего рынка по соотношению цена-качество (среди доступных иномарок). Но во втором десятилетии XXI века модель родом из 90-х уже мало кого может удовлетворить, и эксплуатирующиеся экземпляры быстро дешевеют. Accent не выпускают уже четыре года.
Дальневосточный федеральный округ
Модель | Падение цены в год | |
1 | Mercedes GL | -12,9% |
2 | BMW X5 | -12,5% |
3 | Mercedes ML | -12,2% |
4 | Renault Logan | -11,1% |
5 | BMW X6 | -10,6% |
6 | Ford Focus | -10,6% |
7 | Audi Q7 | -10,4% |
8 | УАЗ «Буханка» | -9,7% |
9 | Toyota Crown | -9,7% |
10 | Infiniti FX35 | -9,3% |
Популярные на Дальнем Востоке праворульные японские машины, как выяснилось, неплохо сохраняют свою стоимость. Только одна модель — Toyota Crown — попала в антирейтинг, и то лишь в нижнюю часть списка. Падение цены на 9,7% в год можно назвать вполне умеренным. Вообще здесь машины дешевеют гораздо медленнее, чем в других регионах. Особенно если сравнивать с Москвой.
Дальневосточный округ не похож на другие регионы еще и тем, что популярные в европейской части Логаны и Фокусы тут входят в число машин, дешевеющих наиболее быстро. Так проявляется специфика местного авторынка: когда в продаже есть множество праворульных «японок» с лучшими потребительскими качествами (будь то класс автомобиля или надежность, или мощность, или все эти параметры вместе взятые), продукция российских автозаводов, собирающих иномарки, оказывается не в цене. По той же причине быстро дешевеет и уазовская «буханка»: в регионе нет недостатка в более интересных внедорожниках.
Этот рейтинг вовсе не означает, что мы категорически не рекомендуем покупать люксовые седаны, спортивные внедорожники и прочие машины премиум-класса, хоть они и доминируют в «топах». Для кого-то именно это — автомобиль мечты или необходимый статусный транспорт. Признаем, мало какая машина бизнес-класса будет радовать водителя драйверскими качествами так, как «пятерка» BMW. Land Rover Discovery — тоже исключительная модель (по сочетанию комфорта и проходимости), хоть и не славящаяся надежностью. Прямых альтернатив подобным «машинам с характером» не так уж много. И так можно сказать про большинство автомобилей, о которых шла речь в статье. А значит, если ваша душа лежит к чему-то подобному, не стоит отказывать себе. Надо только подойти к делу с умом.
Перед покупкой в обязательном порядке нужно найти в интернете истории реальных людей, рассказывающих о стоимости владения подобным автомобилем. Часто это сотни тысяч рублей в год. Надо трезво оценить, потянете ли вы такие расходы. И в конечном итоге готовиться к тому, что каждый год такой автомобиль будет терять 15–20% своей стоимости и, значит, примерно столько надо каждый год класть в «свинью-копилку», на которой написано «На следующую машину».