Во Франции начался прием заказов на автомобиль MPM Motors PS 160. Это знакомый россиянам хэтчбек ТагАЗ Aquila, производство которого пытались наладить на Таганрогском автозаводе. Да так толком и не наладили. Выпускать машину будут в пригороде Парижа, мелкосерийно, до 1000 шт. в год (это позволяет обойти ряд европейских требований по экологичности и безопасности). Заявленный производитель — фирма MPM Motors, суть аббревиатура от Mikhail Paramonov Manufacturing, по имени бывшего владельца ТагАЗа Михаила Парамонова.
Теперь подробно.
Проект ТагАЗ Aquila Михаил Парамонов придумал уже в стадии агонии самого Таганрогского автозавода.
К 2010 году ТагАЗ пришел с долгами, приближающимися к миллиарду долларов, часть из которых были взяты под личное поручительство Михаила Юрьевича и некоторых его ближайших соратников, в частности, Геннадия Ряднова, бывшего долгое время официальным гендиректором завода.
Основным генератором прибыли для ТагАЗа продолжительный период служили модели Hyundai — Accent, Sonata и Santa Fe. И хотя отношения с корейскими партнерами у ТагАЗа были неровными все последние годы, сторонам удавалось договариваться, и машины таганрогской сборки неизменно сохраняли позиции в списках самых востребованных на рынке. Особенно, конечно, Hyundai Accent.
Благополучие ТагАЗа закончилось в 2010 году, когда Hyundai Motor Company запустила свой завод в России, под Петербургом, начав производство новой модели Solaris. Поставка машинокомплектов для старых моделей перестала быть оправданной как с имиджевой, так и с экономической точки зрения. Проще говоря, ТагАЗ к тому времени уже не был для корейцев платежеспособным партнером и начал метания между несколькими китайскими компаниями (Chery, Great Wall, BYD, JAC), модели которых калейдоскопом сменялись на таганрогском конвейере, но так и не вытащили ТагАЗ из долговой ямы.
Но еще в середине 2000-х годов, как бы предчувствуя грядущие проблемы, Михаил Парамонов начал рассказывать о скором создании собственного, аутентичного ТагАЗовского автомобиля. В 2007 году (про это мало кто знает) для реализации своей мечты он даже хотел купить у сына олигарха Александра Смоленского обанкротившийся английский завод TVR вместе со всем его модельным рядом. Но от этой сделки его отговорили соратники.
Потом Парамонов создает в Южной Корее инженерный центр, результатом работы которого становится печально знаменитая Tagaz Vega С100 — собранная из китайских комплектующих и конструктивно в значительной мере повторявшая Chevrolet Lacetti. Что и стало предметом иска со стороны GM Daewoo Auto&Technology, после чего выпуск «Веги» был остановлен, так толком и не начавшись (сделали несколько сотен машин).
С этого момента история ТагАЗа и лично Михаила Парамонова становится похожей на телесериал, сценарий которого писали в жанре «путь к успеху», но к концу каждой серии он неизменно превращался в детектив с элементами комедии. В этом сериале были самоубийства, аферы и авантюры, громкие обещания, череда банкротств и судебных разбирательств. Замах на международное признание, дружба с губернатором и тихое бегство из страны, хорошо хоть не в женском платье. Но во всем этом событийном коловращении Михаил Юрьевич, по словам своих ближайших коллег, не оставлял надежды на производство автомобиля под собственной маркой, оригинального, настоящего. В 2010 году ТагАЗ даже показал на Московском автосалоне несколько полноразмерных макетов и устами Геннадия Ряднова пообещал наладить их производство.
Но вскоре сорокалетний Ряднов умирает при довольно мутных обстоятельствах, получает отставку губернатор Ростовской области Владимир Чуб, покровительствовавший Парамонову, на ТагАЗ наваливаются проблемы с кредиторами, и про создание оригинального модельного ряда все забывают.
Кроме, конечно, Парамонова, проводящего основное время во Франции и Германии и пытающегося разруливать проблемы дистанционно. В отсутствие двух ключевых факторов — стабильного иностранного партнера и поддержки губернатора — ТагАЗ в 2013 году окончательно останавливается, входя в долгосрочное состояние банкротства. И в том же году, чуть ли не подпольно, арендовав несколько цехов «сам у себя», Парамонов начинает мелкосерийный выпуск ТагАЗ Aquila, анонсированой годом ранее. Из этой затеи ничего путного не выходит: качество машины получается аховым, себестоимость высокой, оборотных средств катастрофически не хватает. Потом из Таганрога сборочная площадка переезжает в Азов, но и там производство Аквиллы запустить не получается. И после продажи нескольких десятков экземпляров первая часть истории этой машины заканчивается. Вместе с историей ТагАЗа, которому не удалось найти нового собственника и пришлось начинать конкурсное производство, по сути — ликвидацию.
Эта длинная история была рассказана для того, чтобы читатель понял: не такой человек Михаил Юрьевич Парамонов, чтобы признать несостоятельность собственных устремлений и сидеть без дела в состоянии личного банкротства, пусть даже на вилле во Франции. Тем более что вилла, как и другое французское имущество Парамонова, находятся под арестом по иску «Газпромбанка» и, вероятнее всего, будут проданы с аукциона.
Тут начинается вторая часть истории.
21 апреля 2016 года начинает работать сайт новой французской фирмы MPM Motors, расположенной в богатом пригороде Парижа Круасси-сюр-Сен (Croissy sur Seine). Он анонсирует скорое начало продаж «нового спортивного автомобиля по цене менее 13 тысяч евро!».
Это оказалась знакомая нам Аквилла, именуемая ныне MPM PS160.
Если судить по официальному описанию, PS160 по размерам почти не отличается от Аквиллы (разницу в 36 мм по ширине можно объяснить другими наружными зеркалами). Интереснее с массой: PS160 стала легче на целых 185 кг. По всей видимости, инженеры поработали над толщиной пластиковых наружных панелей.
Представители MPM Motors, в свою очередь, утверждают, что PS160 — полностью переработанная конструкция, только внешне похожая на Аквиллу. При этом не уточняют, чем же конкретно различаются эти два автомобиля.
Двигатель — тот же, Mitsubishi 4G18S, который, конечно, не в Японии делается, а в Китае, где устанавливается на BYD F3. От разных моделей BYD набраны и остальные агрегаты и узлы.
Салон, как видно по фотографиям, остался прежним, со всеми проблемами качества: большие и неровные зазоры между панелями, скверное качество пластика.
Оснащение у машины простенькое, нет даже автоматической коробки передач, пассажирских подушек безопасности и системы стабилизации. Без этих вещей на большинство европейских рынков путь машине закрыт, даже несмотря на наличие французского «мелкосерийного» сертификата. Правила ЕЭК ООН обойти очень трудно, почти невозможно.
Интересно, что MPM Motors честно указывает кошмарную с точки зрения экологоориентированного европейца эмиссию СО2 — 170 граммов на 1 км. На странице фирмы в Фейсбуке об этом спрашивают потенциальные покупатели, но представитель MPM Motors парирует: инженеры работают над этим, скоро все будет лучше.
Еще интереснее, что на некоторых французских сайтах появились объявления о продаже PS160 (точнее, о возможности заказать автомобиль). И там описания не соответствуют фирменному, в частности, указано соответствие машины нормам Евро-6, а мощность мотора — 144 л.с. вместо «официальных» 106 л.с.
PS160 собирается на небольшом заводе под Парижем силами 50 рабочих. То, что некоторое количество автомобилей уже сделано — сомнений нет, одну машину некоторое время назад даже сфотографировали в Голландии! Также на сайте имеется список вакансий, среди которых есть инженеры-технологи, конструкторы, электронщики. Там же сказано, что MPM Motors создал во Франции 182 рабочих места.
Если судить по фейсбучным диалогам, то после PS160 последуют еще несколько моделей, и совсем скоро. Не иначе Михаил Юрьевич достанет из небытия идею компактного кроссовера на базе Аквиллы.
В принципе, все это было предсказуемо. Даже сам Парамонов в давнем интервью РБК говорил: «У нас много перспективных моделей, которые мы хотим выпускать, у нас несколько стран, заинтересованных в развитии автопрома, и мы будем там работать». То есть он еще в 2012 году предполагал, что дело может кончиться ликвидацией ТагАЗа и перенесением производства за пределы России. Он говорил, что имеет площадки в Китае и Бангладеш. А вот Франция не упоминалась даже намеком.
Также была информация о том, что документацию на Tagaz Aquila купил пакистанский завод Karakoram Motors, Дром про это писал. По последним данным, с производством Аквиллы в Карачи возникли сложности, связанные со взаимоотношениями с китайскими поставщиками компонентов. Мы сделали официальный запрос в Karakoram Motors на тему покупки этим заводом лицензии на Tagaz Aquila, но ответа не получили.
Связались мы и с пресс-секретарём MPM Motors, дабы прояснить некоторые неясности, связанные с происхождением компонентов автомобиля и планами продаж в Европе. Увы, официальный представитель компании на вопросы не ответил, предложив подождать один месяц, дескать, в январе можно будет получить всю интересующую нас информацию.