9 декабря 2016 состоится очередной, последний в этом году, совет директоров ПАО «АвтоВАЗ». Там, кроме прочего, примут в окончательной редакции план производства на 2017 год. Это важный стратегический документ, в соответствии с ним определяются бюджеты конкретных проектов, составляются закупочные планы, рассчитываются рекламные и маркетинговые затраты. И, конечно, производственный план показывает, что руководство завода реально ждет от российского рынка — спады и подъемы по каждому из сегментов, сезонные колебания спроса и т.д.
Мы можем познакомить читателя с планами «АвтоВАЗа» уже сейчас — соответствующий документ имеется в нашем распоряжении. Для удобства будем сравнивать показатели с планом на 2016 год, ведь последний еще не завершился, соответственно, данных о реальных продажах пока нет. Можно оперировать еще и прогнозами первых лиц российского автопрома, данными за 2016 год. В частности, словами президента «АвтоВАЗа» Николя Мора, датированными 23 августа сего года: в 2016 году завод планирует произвести в 2016 г. «чуть более» 420 тыс. автомобилей, машинокомплектов Lada и моделей альянса Renault-Nissan (около 300 тыс. и 90 тыс. соответственно). Это меньше, чем первоначальный план (440 670 автомобилей и машинокомплектов), но не очень существенно. Можно считать, что Николя Мор, согласился с прогнозами на развитие рынка, данными маркетологами ВАЗа в конце 2015 года.
Наши собеседники на ВАЗе утверждают: себестоимость автомобилей контрактной сборки (Renault, Nissan и Datsun) искусственно занижается, а себестоимость Калин и Грант, напротив, завышается. Это якобы позволяет иностранным акционерам «тащить на рынок» свои модели в ущерб аутентично вазовским. Такой вариант недобросовестной конкуренции в рамках одного предприятия. Не беремся оценивать правдивость этого утверждения. Посмотрим лучше на цифры.
В 2017 году разных модификаций Lada Kalina будет сделано 18 438. А соплатформенных Lada Granta — 72 777, с учетом тех, что собираются в Ижевске. Справедливости ради в этот список нужно еще включить 16 000 Датсунов, которые суть лишь фейслифтинговые Калины/Гранты, делаются на той же нитке конвейера и имеют очень похожие показатели себестоимости и локализации. Соответственно, автомобилей на «калиновской» платформе будет выпущено 107 215 шт. Это меньше запланированного на 2016 год, но не намного (113 630).
Спору нет, Калины и Гранты уже порядком устарели, спрос на них уменьшается. Особенно драматичным видится прогнозное снижение спроса на Датсуны: более чем двукратное по отношению к нынешнему году. И это несмотря на то, что Датсуны с недавнего времени комплектуют 106-сильными моторами и «автоматами».
А вот перспективы Логанов в обеих ипостасях (вкупе с Renault Sandero) куда как более радужны, их планируют сделать 59 991 штуку, что больше 2016 года почти на 11 тыс. (49 200).
Если сравнить диаду Логан/Сандеро с русским конкурентом Калина/Гранта, то «наши» в абсолютном измерении пока впереди. Но тенденция — не в «нашу» пользу.
Интересно, что Nissan Almera, сделанный на той же «логановской» платформе, теряет популярность: на 2016 год планировали сделать 16 191 машину, а в 2017 — только 12 259.
С Lada X-RAY ситуация «логановская»: рынок модель распробовал, и в 2017 году «Хреев» хотят сделать 30 311, что в полтора раза больше планов на 2016-й. Впрочем, вероятно и в 2016 их будет выпущено больше, чем ранее спрогнозированные 20,4 тыс. Но мы-то помним, что у X-RAY наиболее низкий уровень локализации среди моделей Lada! То есть X-RAY значительную часть своей добавленной стоимости направляет за границу РФ. А вот крепко локализованный Ларгус… теряет рынок. Странно и непонятно. Ведь Ларгус долгое время был в дефиците, в сентябре от службы маркетинга даже пришел удвоенный заказ на эту модель. Тем не менее Lada Largus будет выпущена меньшим тиражом, чем запланировано на 2016-й — на 2 410 шт.
Как ни удивительно, но Приора тоже есть в плане на будущий год. Немного, 11 168 шт. Обещают, что 2017 год для нее будет последним, на декабрь Приора в плане уже не значится. Соответственно, никаких существенных изменений в конструкцию этой модели вносить уже не будут, даже комплектации останутся прежними.
Недавно стало известно, что производство Лады 4х4 переносят со старого конвейера на новый, туда, где уже собирают ее пятидверную версию (ВАЗ-2131) и Приору. Первоначально хотели сделать этот перенос будущим летом, в трехнедельный корпоративный отпуск (с 24 июля по 13 августа). Из этого исходили, верстая обсуждаемый план производства. Но 23 ноября Николя Мор подписал приказ о переносе старой «Нивы» в ближайшие новогодние праздники. Это разумно: январь и февраль — «мертвые» месяцы с точки зрения продаж, значит, можно спокойнее наладить сборочный процесс на новом месте. Мы не знаем, как это скажется на плане производства, но в имеющемся у нас варианте старых «Нив» значится 24 359 шт. При плане на текущий год в 40 тыс.
Это тоже малообъяснимо. Не так давно было объявлено, что срок жизни Лады 4х4 (ВАЗ-21214) продлевается аж до 2021 года, причем все это время модель будет модернизироваться. Но модернизация, даже не очень значительная, вроде изменения конструкции ступичных подшипников — действие затратное, оно окупается только при определенных объемах. Если делать машину тиражом в 25 тыс., то на проектах обновления можно поставить крест, они станут невыгодными. С другой стороны, если сорокалетнюю модель не очень хотят покупать, то зачем производить ее в количестве более нужного?
Так или иначе, но Лада 4х4 в ближайшие годы никуда с конвейера не денется, как минимум до поры появления New Generation (так на ВАЗе именуют проект «Нива-3»). Как мы уже рассказывали, Лада 4х4 NG давно проектируется, существуют даже полноразмерные макеты. Бу Андерссон вообще обещал «Ниву-3» поставить на конвейер уже в конце 2017 года. Разумеется, этого не случится. Как минимум, в ближайшие три года — таков срок, требуемый для разработки конструкции и постановки на производство. А с конструкцией пока непонятки: вазовцы вялотекуще работают с платформой и агрегатами первой «Нивы», пытаясь сделать из нее что-то подобное пресловутой Chevrolet Niva-2. Но парадокс в том, что решение о выборе платформы до сих пор не принято, оно ожидается только в конце декабря. Как известно, иностранные акционеры ратуют за применение «тележки» Дастера. Но оба эти варианта — французский и вазовский — нельзя назвать оптимальными. По-хорошему, «Ниве-3» нужна совсем новая платформа, на которую, разумеется, уже никто денег не даст. И даже если в этом идеолого-техническом противостоянии победит вазовская концепция, то получится автомобиль, устаревший еще до начала производства.
Перенесемся на время в Ижевск, где делают лифтбеки Гранта (2191), Весты и, в какой-то степени, Ниссаны.
Хэтчбек Nissan Tiida сняли с конвейера уже несколько месяцев тому назад и в ближайшей перспективе Тииду делать не будут, слишком низким оказался спрос. А вот Sentra… Сентры тоже нет в плане на следующий год. Была информация, что это связано с нежеланием японцев сертифицировать эту модель с ЭРОЙ-ГЛОНАСС (это дорогое удовольствие), но, как нам пояснили в московском офисе фирмы, такая работа ведется и с ЭРОЙ Sentra будет сертифицирована. Просто в этом нет никакой срочности, нынешний ОТТС на модель действует до 2018 года. А вот по поводу отсутствия заказа на 2017 год ниссановцы выдали довольно неопределенную формулировку: «Модель остается на рынке, и мы ее планируем продавать в том числе и в 2017 году. Все машины — ижевской сборки». Нам остается гадать, идет речь о машинах 2016 года выпуска или все-таки Nissan хочет возобновить российское производство не слишком востребованной Сентры.
Как бы то ни было, главной моделью ижевского завода остается Веста, которую в 2017 году планируют сделать в количестве 64 000 шт. Это без учета двух новых модификаций — универсала и «кросса», которые тоже должны появиться в будущем году. Универсалов Vesta SW соберут не много, 3791 шт (с июля по декабрь), а эрзац-кроссоверов на его базе (Vesta SW Cross) даже чуть меньше — 3738 шт.
Таким образом, общий производственный план по Весте — 71 529 шт. Это меньше, чем может делать завод, но больше, чем заказано на 2016 год (60 000 шт). Впрочем, заказ на 2016 год, вероятнее всего, пересмотрят в сторону увеличения.
Надо упомянуть и о том, что Иж-Авто — единственный завод, серийно производящий автомобили с ручным управлением, для инвалидов. На 2017 год их запланировано 595 шт. Этот план составляется по заявкам органов соцобеспечения, финансирование которых весьма скромно. На самом же деле потребность в таких машинах намного больше. Но, увы, фонды соцстрахования заказывают всего по нескольку машин.
Возвращаемся в Тольятти. Тут грядут очередные изменения: только что французы объявили о желании вложить в «АвтоВАЗ» аж 1 млрд евро, а участие в грядущей докапитализации обойдется им в 350 млн евро. У Ростеха после всех допэмиссий останется всего 11% акций, то есть российская сторона станет фактически миноритарным акционером «АвтоВАЗа». Причем, заметьте, совершенно добровольно. По-видимому, там, наверху, считают правильным переложить основное финансовое бремя на владельцев завода де-юре. Пусть теперь французы, типа, вливают в этот бездонный колодец деньги. И как минимум компенсируют убыток за прошлый год в размере 73,851 млрд руб по МСФО. Ирония ситуации в том, что «АвтоВАЗ» и в этом году покажет серьезный убыток, вряд ли меньше 50 млрд руб., ибо уже за девять месяцев уходящего года он составил 34,044 млрд руб. В этих условиях и миллиард евро кажется весьма скромной суммой, Renault как мажоритарию со временем придется вложить еще больше. И — о, ужас! — на 2017 год тоже нет никакой надежды. Точнее, ее высказывают публично, по-детски радуясь минимальному росту продаж в ноябре, но обсуждаемые нами планы говорят об обратном.
Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Скворцов не так давно заявил, что точка безубыточности завода находится на границе 400 000 автомобилей Лада. Тут остается недосказанность: только ли о Ладах речь или вообще обо всей продукции из Тольятти? Почему Лады вычленяются из общей гаммы ставшего мультибрендовым завода, ведь другие марки тоже приносят доход, пусть и меньший в абсолютном значении.
Ладно, пусть будут только Лады. На 2016 год автомобилей этой марки запланировано собрать 277 300 шт, а в 2017 — 270 537 шт. Если Лада так дорога ВАЗу, то с какой стати маркетологи уменьшают заказ на нее, увеличивая количество условно-безусловных Логанов? Зачем руководству «АвтоВАЗа» нужен столь яркий диссонанс между официальными заявлениями и реальными планами производства?
По Гоголю: не дает ответа.
ВАЗом и «Иж-Авто» производственные площадки «АвтоВАЗа» не исчерпываются. В Тольятти у завода есть две «дочки» — «ВИС-Авто» и «Лада Спорт».
«ВИС-Авто» делает пикапы на базе Гранты (как правило, из не совсем кондиционных кузовов), рамные грузовички на базе длиннобазной Лады 4х4, внедорожники «Рысь» и болотоходы на шинах сверхнизкого давления. В плане на будущий год значится 2400 автомобилей «ВИС-Авто», но руководство фирмы уточняет — 2470. Видимо, в общезаводской план не попали болотоходы. Это на тысячу штук меньше, чем планировалось на 2016 год.
Сдает позиции и «Лада Спорт»: на 2017 год запланированы 3595 автомобилей против 4400 автомобилей в 2016-м. Впрочем, в этом году вряд ли Лада Спорт сделает 4400 шт…
«Чеченавто» тоже вряд ли выйдет на запланированные 6600 шт в 2016-м. Поэтому на 2017 год чеченцы заявили втрое меньший объем — 2008 Грант. Заметим, что никаких других моделей в плане нет, а ведь Бу Андерссон обещал не позднее 2017 года наладить в Чечне сборку Весты.
Видимо, за эти планы будет отдуваться казахстанский завод «Азия Авто». После того, как девальвировался тенге, а правительство Казахстана ввело утилизационный сбор, по аналогии с российским, ввозить вазовские машины стало невыгодно, выгоднее их собирать на месте, в данном случае в Усть-Каменогорске.
Если раньше завод «Азия Авто» специализировался только на сборке Лады 4х4, то на 2017 год намечен выпуск почти всей гаммы автомобилей Лада: Гранты, Калины, X-RAY, Ларгуса и даже Весты. Остаются и Лады 4х4 в трех- и пятидверном исполнениях. Всего же «Азия Авто» сделает 12 500 тольяттинских машин — для казахов это трехкратный рывок.
Очень интересно появление в планах машинокомплектов для фирмы «Супер-авто». Казалось бы, «Супер-авто» обанкротилась надежно и навсегда, но это не так! Владельцы нашли возможность перезапустить производство двухдверных пикапов 2329 и с начала ноября понемногу заказывают кузова на самом ВАЗе. Раньше, напомним, кузова для «Супер-авто» сваривали и красили на ОПП ВАЗа, ныне ликвидированном.
Каким-то чудесным образом удалось восстановить оригинальную оснастку на боковины пикапа. Хотя как восстановить… Вазовцы говорят, что оснастки особой и не было, просто выкраиваются детали по эталонным образцам и подгоняются вручную. На эту машину нет ни математической модели, ни документации толковой. Потому и трудоемкость изготовления кузова высока: одну боковину делают час. Соответственно, один кузов стоит порядка 200 000 рублей! Что, конечно, сказывается на окончательной цене пикапа, он выходит дороже вазовской пятидверки. Плюс риски для потребителя: случись что с боковинами кузова, деталей не сыскать. Но руководство «Супер-авто» полно оптимизма: на 2017 год заявлено 2000 автомобилей 2329. Предполагается, что машины получат в скором времени более мощный 1,8-литровый двигатель в 99 л.с. и несколько модификаций, разных по уровню «внедорожности». Кстати, пикап с турелью для оружия в багажнике, показанный летом на Московском автосалоне — продукция именно «Супер-авто», было сделано десяток таких машин по заказу Ростеха. На ВАЗе говорят: охота с автомобилей в нашей стране запрещена, но руководству Ростеха, типа, можно все.
Из дальнезарубежных сборочных площадок в ареале ВАЗа остался только египетский завод «Аль-Амал», где производятся Гранты, причем по полному циклу, со сваркой и окраской. Напомним: машинокомплекты в Казахстан отправляются с уже собранным кузовом (обитым, по заводской терминологии). На египетский завод в 2017 году будет отправлено 1200 комплектов Лада Гранта. А вот Ладу 4х4 в Египте решили больше не собирать.
Итак, «производственный» экспорт «АвтоВАЗа» в Казахстан и Египет в совокупности тянет на 13 700 автомобилей. А экспорт готовой продукции — 16 300 машин. Причем в зарубежье будут отправлять почти все модели, включая Приору (288 шт.) и Весту-кросс (40 шт.). Понятно, что речь идет в основном о странах СНГ, но все же.
Вместе с машинокомплектами — 30 тысяч. Такова экспортная программа завода на 2017 год. Это в полтора раза меньше, чем обещал Николя Мор в октябре. Опять диссонанс между публичным и фактическим намерениями.
Впрочем, одной экспортной строкой может быть больше: с октября из Тольятти отправляют окрашенные кузова Логанов в Алжир. До конца этого года их сделают около 800 шт., а план на 2017 — 6 360 шт. Заработок для завода небольшой, но все-же копеечка. Интересно, что первые окрашенные кузова для Алжира… не стыковались с бамперами! Это выяснилось только на месте, когда начали собирать автомобили. Оказалось, что геометрия кузовов и бамперов, поступающих в Алжир из Румынии, отличается от вазовской. Поэтому из Тольятти в Африку теперь отправляют кузова вместе с бамперами.
Но не будем забывать о еще одной статье дохода ВАЗа — производство кузовов и агрегатов для Chevrolet Niva первого поколения. Как бы «GM-АвтоВАЗ» не убеждал общественность в скором разрешении проблем с запуском машины второго поколения, никаких предпосылок для этого нет. Да, обещаны госгарантии, но обещаны они давно. А денег все равно нет. Поэтому старая-добрая ШНива будет выпускаться и в 2017 году, в количестве 33 866 шт. Причем в плане завода стоит только один двигатель — старый вазовский 1,7-литровый.
Известно, что для ШНивы адаптирован новый «переднеприводный» мотор 1,8 л/122 л.с. Работа проделана большая, там новые впуск, выпуск, картер сцепления, масляный поддон. В принципе, ВАЗ готов поставлять эти моторы для СП, но… «GM-АвтоВАЗ» пока не гарантирует их оплаты и даже за адаптацию пока не расплатился.
И моторы от «Супер-авто» на ШНиве не появятся.
Очевидно, что с таким производственным планом ВАЗ в 2017 году из убытков не вылезет, а лишь усугубит их. Но нам это уже должно быть менее интересно, так как участие России в капитале завода сведется к символическому. За все теперь будут отдуваться «хранцузы».
Глава Минпромторга Денис Мантуров прогнозирует подъем авторынка в 2017 году. Николя Мор более осторожен: в лучшем случае продажи увеличатся на 10%, в худшем — останутся на уровне 2016 года. Но вышеприведенный план дает более пессимистичный прогноз. И это не праздные рассуждения перед телекамерами, это просчитанный маркетологами потенциальный спрос. Вот и думайте: то ли ведущие персоны отрасли искренне заблуждаются на тему перспектив, либо просто врут во спасение.
Итоговые значения производственного плана «АвтоВАЗа» таковы: 292 232 машины и машинокомплекта марки Лада, 94 610 автомобилей трех иностранных брендов (Renault, Nissan и Datsun) и 33 866 сборочных комплектов для «GM-АвтоВАЗ». Занятно, что в документе последний назван просто GM, видимо, родственность по совместному предприятию уже никто в Тольятти не ощущает. Всего, стало быть, 420 708 шт.
Мы, разумеется, не знаем, сколько будет сделано автомобилей в 2016 году. Можем, как сказано выше, оперировать только планами. Так вот, по плану должно быть произведено 434 851 автомобилей и машинокомплектов. Разница в 14 с небольшим тыс. — ерундовая на фоне общего объема, но все равно показывает тенденцию к снижению выпуска.
Соотношение «нашего» и «не нашего» тоже пока в пользу Лады, но исключительно за счет Весты и Иксрея. Более старые модели выраженно сдаются под натиском логаноподобных.
Окончательная капитуляция — только вопрос времени.