Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Ушедшие марки автомобилей. След в истории, часть 2
21.12.2016 | 53611 просмотров

Ушедшие марки автомобилей. След в истории, часть 2

Автор: Борис Ульзибат
Источник: Дром

В первой части мы рассказали вам о брендах, появившихся на заре автомобилестроения и, к сожалению, не дошедших до наших дней. Казалось бы, ситуация закономерная: в начале никто не знал, по какому пути пойдет мир машин, какие решения окажутся правильными, на какого клиента ориентироваться — потери были неизбежны. Однако и десятилетия спустя нашлись компании, взявшие на себя смелость сойти с проторенных дорожек. Именно этим современным первопроходцам, сгинувшим в болотах рецессий и бурях кризисов и оставивших жизнь на полях сражений корпоративных войн, мы посвящаем этот материал.

Cizeta (1991–1995)

В 1989 году Клаудио Дзамполи, на тот момент хозяин крупного дилерского центра, который торговал автомобилями Ferrari и ремонтировал суперкары других марок, решил, что он ничем не хуже самого Энцо и может делать машины самостоятельно. Так появилась марка Чизета, так по-итальянски правильно читать инициалы Клаудио — CZ. Первым помощником для Дзамполи стал популярный итальянский музыкант Джорджио Мородер. Вместе они создали первый и единственный автомобиль компании — Cizeta V16T. Он может показаться удивительно похожим на другой итальянский суперкар — Lamborghini Diablo. Это неспроста: ведь дизайн машины — оригинальное творение того же Марчелло Гандини.

 
В компании Lamborghini, для которой дизайн создавался, его сочли слишком угловатым и кардинально переработали. Гандини был оскорблен этим фактом и предложил свой оригинальный проект Чизете. И здесь его приняли с распростертыми объятиями.

Получившийся в результате автомобиль был крайне оригинальным с точки зрения конструкции. Его 16-цилиндровый мотор мощностью 540 л.с. располагался за креслами поперечно (именно отсюда буква T в названии — transverse). При этом он, по сути, представлял из себя две трехлитровые «восьмерки» от модели Lamborghini Urraco, составленные так, что выходной вал и коробка передач располагались посередине. Суперкар разгонялся до 328 км/ч, «сотню» набирал чуть более чем за 4 секунды и стоил более 300 000 долларов. Первоначальный план предполагал выпуск одного автомобиля в неделю, однако до 1994 года было построено всего 17 машин. После банкротства компании Дзамполи переехал в США, где продолжил ремонтировать автомобили. На сайте cizetausa.com до сих пор можно оформить заказ на индивидуально изготовленный суперкар Cizeta V16T, однако, во-первых, цена подросла уже до 800 000 долларов, а во-вторых, в США эти машины вне закона, так как не соответствуют требованиям безопасности.

На первом прототипе были шильдики Cizeta Moroder, но музыкант довольно быстро бросил этот проект, и имя его с задней части автомобиля исчезло
Инженерам пришлось попотеть при создании такого необычного двигателя, но и производство оказалось очень сложным — компоненты надо было «упаковать» в сравнительно небольшое пространство

DeLorean (1975–1982)

К 1975 году Джон Делореан был очень известным в американской автомобильной индустрии человеком. Шутка ли — стать самым молодым руководителем в истории концерна GM! К тому моменту, как Делореан задумал создавать свой собственный автомобиль, у него было множество связей, поэтому банки легко давали займы, а телешоу с радостью рассказывали о готовящемся к выпуску серебристом автомобиле с дверями-«крыльями» — модели DMC-12. Делореан хотел оптимизировать затраты на разработку и постройку машины, заказав мотор совместного производства Peugeot, Renault и Volvo, а также предлагая разным странам разместить завод на их территории в зонах повышенной безработицы, создав рабочие места в обмен на преференции. Это были, пожалуй, две крупнейших ошибки, которые впоследствии привели компанию к краху.

 
DeLorean DMC-12, пожалуй, стал одним из самых знаменитых «киношных» автомобилей. Прославился он, конечно же, благодаря трилогии Back To The Future Роберта Земекиса.

Во-первых, построив фабрику в Северной Ирландии, Делореан получил в свое распоряжение огромное количество абсолютно неопытной рабочей силы. Большинство из тех, кому выпала честь собирать этот уникальный автомобиль, не то что на заводах, вообще нигде и никогда не работали. Отсюда возникало огромное количество нареканий к надежности и качеству серийных машин. Да и цена из-за этого только выросла: с запланированных 12 000 долларов до 25 000 — сразу вдвое! Во-вторых, мотор оказался, мягко говоря, не лучшим выбором. Несмотря на то, что это была V-образная «шестерка» объемом 2,85 л (такая точная цифра — не ошибка), выдавала она смешные 130 «лошадей», а машина с автоматической трансмиссией разгонялась до 100 км/ч аж за 10,5 секунды, что и вовсе нонсенс для «спортивного купе». Эту проблему, правда, почти удалось решить, заказав у компании Legend наддувную версию двигателя. Всего было изготовлено четыре тестовых автомобиля с разными вариантами наддува. Двухтурбинная модификация DMC-12 на тестах показывала результаты лучше, чем у современных ей Ferrari 308 и Porsche 928.

Вдохновленный этим Джон Делореан заказал 5000 таких моторов, но было поздно. Компания уже была на грани банкротства, кредиторы требовали денег, и сам Джон скомпрометировал себя, попав под суд по обвинению в транспортировке наркотиков. Позже, правда, выяснилось, что все было подстроено, и его оправдали, но компания уже ушла на дно, утащив за собой многих своих подрядчиков, включая Legend Industries.

Многие думают, что такие двери требуют больше места для открытия, чем традиционные, но на самом деле все ровно наоборот

Alpine (1955–1995)

К 1955 году Жан Ределе, владелец дилерского центра Renault в городе Дьеп успел выиграть Ралли Монте-Карло в своей дебютной гонке и множество раз занять первое место в гонках по Французским Альпам. В этом ему помогали собственноручно изготовленные автомобили на базе Renault 4CV, Ределе верил в гоночный потенциал крошечных «французов» и не прогадал. Окрыленный успехом, он создал собственную фирму под названием Societe Anonyme des Automobiles Alpine и приступил к выпуску собственных машин на базе агрегатов Renault. Компания стала одним из первопроходцев в технологиях производства деталей из стеклопластика. Успехи в гонках со временем получили признание самой фирмы Renault, и компания передала в руки Ределе весь свой гоночный бюджет, параллельно разрешив продавать и обслуживать автомобили Alpine в собственной дилерской сети.

 
К 1973 году раллийные автомобили Alpine регулярно занимали весь подиум полностью, оставляя далеко позади соперников из Porsche, Lancia и Ford. Не отставали и гражданские машины, оставаясь впереди многих соперников по рынку и выигрывая в цене.

С годами гоночные машины, все еще основанные на Alpine A110 образца 1962 года, становились все менее конкурентоспособными по сравнению с новыми соперниками. В них по-прежнему оставалось множество совершенно серийных деталей, но у компании впереди была новая цель — 24 часа Ле-Мана. И она покорилась уже в 1978 году прототипу Renault Alpine A422B.

Правда, на планете к тому моменту уже несколько лет бушевал топливный кризис, продажи серийных машин падали, и в итоге фирму Alpine полностью выкупила компания Renault. Под их эгидой был выпущен автомобиль Alpine GTA, при производстве которого впервые в истории автопрома использовалась резка деталей водой под давлением с помощью роботизированных станков. И это в 1980 году! Несмотря на то, что с 1995-го новые автомобили Alpine не производились, завод продолжал работать, выпуская модели подразделения Renault Sport. Поговаривают, что в 2017 году Alpine вернется в строй: поживем — увидим!

Первые автомобили Alpine — модель A106, чемпионский прототип Alpine A442B и сразу два Alpine A110 — 1965 и 2012 года

Vector (1971–1993)

Когда Джеральд Вигерт в 1971 году основал компанию Vehicle Design Force и начал работать над созданием собственного суперкара, ему было всего 26 лет, и он недавно окончил колледж. Этот проект был первой в Америке попыткой создать прямого конкурента европейским спортивным звездам — Ferrari и Lamborghini. Он получил название Vector и позже дал имя всей компании. Будучи категорическим перфекционистом, Вигерт не был доволен результатом первого эксперимента так, что проект застрял на этапе макета. А разработчики бросили все силы на новую машину: Vector W2. Под капотом у нее был мотор V8 5.7 с двумя турбокомпрессорами. Двигатель выдавал 600 «лошадей» и позволял машине разгоняться до 389 км/ч. При этом коробка передач была всего лишь трехступенчатым «автоматом»!

 
Несмотря на то, что Vector W2 так и остался прототипом, за свою жизнь он прошел более 160 000 тестовых километров — больше, чем любой другой концепт-кар в истории.

Однако и такой результат Джерри Вигерта не удовлетворял — его целью всегда был идеальный суперкар. Таким на время стал Vector W8: автомобиль с самым дорогим в истории кузовом из композитных материалов с заимствованиями из аэрокосмической области. В штате Vector Motors работали бывшие спецы из NASA и Пентагона, и свои знания они применяли и в конструкции новой машины, и в оснащении. Не удивительно, что цена составила 400 000 долларов. Тем не менее 18 таких машин все же нашли своих хозяев.

Первый Vector был заброшен, и теперь даже фотографии прототипа найти непросто
Слева направо: Vector W2, W8 и WX-3

Окрыленный успехом, в 1993 году Вигерт отправился на моторшоу в Женеву показывать свое следующее творение — Vector Avtech WX-3. 7-литровая «восьмерка», развивающая 1250 л.с., 3,5 секунды до «сотни», тормоза, разработанные компанией Lockheed, космический дизайн… Публика была в восторге! Однако дома Вигерта ждал сюрприз: в его отсутствие компанию захватила фирма Megatech. Джерри постарался сделать так, чтобы вся интеллектуальная собственность осталась при нем, так что новые хозяева не могли выпускать свои Векторы. В 2007 году появилась информация, что Вигерт снова работает над «Вектором», но до сих пор мы видели лишь один прототип (в 2008 году) да пространные заявления о том, что это будет самый мощный автомобиль в мире — 1850 л.с. Посмотрим, что из этого выйдет!

Прототип нового «Вектора» — WX-8

Rover (1878–2005)

Как и многие марки в то время, Rover начинался с велосипедов, однако уже в 1888 году был собран первый автомобиль, и он был электрическим. Так и не дойдя до серийного производства, он во многом предопределил путь фирмы — эксперименты и инновации. Например, после окончания Второй мировой войны в Ровере начали работать над проектом газотурбинного двигателя и даже довели его до ходового прототипа, который назывался JET1 и был первым в истории автомобилем с подобной силовой установкой. Его двигатель раскручивался до 55 000 об/мин, разгонял машину до 142 км/ч и «выпивал» по 47 литров топлива на 100 км. Зато работать мог хоть на парафине.

 
Последняя модель компании — Rover 75 — до сих пор выпускается в Китае под маркой Roewe 750. Более того, с 2008 года его еще и в Перу с Чили экспортируют!

В 1965 году компания занялась разработкой еще одного амбициозного проекта — среднемоторного спорткара с двигателем V8 под названием P6BS. Правда, до «серии» он так и не дошел: компания объединилась с фирмой Jaguar и все спортивные проекты было решено свернуть. Зато в 1970 году поспел сверхуспешный трехдверный внедорожник Range Rover. К сожалению, с 1988 года Rover «пошел по рукам». Будучи в то время одной из немногих прибыльных марок концерна British Leyland, в который также входили Jaguar, Land Rover, Mini, Austin, Morris и Wolseley, фирма общей судьбы не избежала. Вместе с остальными ее продали компании BMW, потом перепродали фирме Ford, и на данный момент маркой Rover владеет индийская Tata, нынешний владелец компании Jaguar Land Rover.

Именно Rover дал рождение брендам Land Rover и Range Rover, выпустив свои внедорожники в 1948 и 1970 годах соответственно!
Слева направо — Rover JET1, Rover P6BS и последний Rover — модель 75

 

Пожалуй, главным источником подобных трагедий в истории автомобиля стал концерн General Motors. Достигнув огромных прибылей компания начала скупать на корню производителей поменьше, расширяя портфолио новыми марками. Для них все выглядело хорошо и радужно: протекция крупного концерна, почти безграничные бюджеты разработок, общие платформы и компоненты… Но потом грянул кризис, в ходе которого родной для «Джи-Эма» Детройт превратился в практически вымерший город, заезжать в который путешественникам категорически не рекомендуется. Угадайте, кто были первыми кандидатами на роль балласта, сброшенного с падающего воздушного шара? В результате в 2010 году концерн General Motors закрыл сразу четыре бренда — Saab, Saturn, Pontiac и Hummer. А к рассказу о них мы добавим еще и Oldsmobile, который стал предвестником такого развития событий еще в 2004 году.

Saab (1945–2012)

Пожалуй, ни один из исчезнувших ныне брендов не пыталось спасти такое множество компаний и такое количество раз, как Saab. За борьбой за выживание следило, затаив дыхание, огромное количество преданных поклонников. Все дело в огромной лояльности покупателей к этому бренду, который образовался в 1945 году как подразделение компании, выпускавшей военные самолеты. Кстати, именно этот факт всегда добавлял романтического флера машинам Saab и тешил самолюбие «сааболетчиков». Даже название первого серийного автомобиля компании — Saab 92 — следующее по счету после Saab 91, который был… легким тренировочным самолетом.

Первый Saab — также известный как UrSaab, был больше всего похож на шлем Дарта Вейдера на колесиках
Первый Saab turbo — модель 900; первый Saab, созданный совместно с GM — модель 9-3; и последний Saab — красивейший седан 9-5

Но, разумеется, заслуги «Сааба» не ограничиваются авиационными нотками в приборах и эргономике. Шведы, по сути, были первыми, кто коммерциализировал турбонаддув: в их модельном ряду, начиная с 1978 года, постоянно присутствовали наддувные машины. Кроме этого, инженеры Saab разработали множество технологий, которые сейчас считаются непременным условием для турбомоторов, например, вейстгейт. Они же стали пионерами совместного применения наддува и непосредственного впрыска.

 
В 2000 году концерн GM выкупает все акции Сааба. В 2003 году в свет выходит модель Saab 9-3, а также бейдж-инжиниринговые Saab 9-2X (Subaru Impreza) и 9-7X (Chevrolet Trailblazer). В 2008 году GM объявляет о планах по прекращению деятельности компании Saab.

С 2008 года Сааб пытаются спасти Koenigsegg, Spyker, российский банкир Владимир Антонов… Но во всех случаях GM отказывался продавать остатки фирмы, так как в сделках так или иначе была заинтересована одна из китайских компаний, а американцы не хотели делиться с китайцами своими ноу-хау. Правда, в итоге в 2012 году Saab приобрел холдинг NEVS (National Electric Vehicles Sweden), главным акционером которого, что характерно, снова оказались китайцы. Спустя всего два года компания подала на банкротство и к тому же лишилась права использовать торговую марку Saab. Так что на электромобиле, созданном на базе уже далеко не нового седана 9-3 и намеченном к выходу в серийное производство в 2017 году, будет невзрачный шильдик NEVS.

А вот и «новый» Saab с шильдиками NEVS — несмотря на внешнее сходство это все же совсем другой автомобиль, в котором место наддувного ДВС заняли электромоторы

Pontiac (1926–2010)

Бренд Pontiac был создан в 1926 году как «компаньон» для подразделений Chevrolet и Oakland. Он должен был заполнить нишу между машинами этих марок. Однако всего несколько месяцев спустя автомобили Pontiac, которые по цене были заметно доступнее «Оклендов», но, в отличие от «Шеви», оснащались 6-цилиндровыми моторами, полностью затмили продажи «старшего брата». К 1929 году продажи Pontiac были на 163 000 машин в год больше, чем продажи Oakland, и к 1931 году Окленд был закрыт. В последующие годы Pontiac выпускал в основном копии машин коллег по концерну, однако в них всегда присутствовала некоторая изюминка.

Когда компании Buick и Oldsmobile выпустили модели Skylark и Cutlass на общей платформе с новым на тот момент несущим кузовом, Pontiac пошел дальше. Главой инженерного департамента в тот момент в компании работал не кто иной, как Джон Делореан, и у него, как всегда, были оригинальные идеи. Так на свет появился Pontiac Tempest, автомобиль, построенный по принципу transaxle — с рядной «четверкой» спереди и коробкой передач, отнесенной назад. Но самое главное, соединял их не традиционный карданный вал, а гибкий стальной, да к тому же заранее «согнутый в дугу». Таким образом предполагалось минимизировать вибрации двигателя.

 
Автомобили Pontiac сохраняли имидж спортивных среди сородичей по концерну, в частности благодаря моделям GTO и Firebird. Этому же способствовал выход в 1984 году модели Fiero — необычного двухместного среднемоторного купе.

Но никакие успехи и достижения не помогли компании удержаться на плаву в кризисные для концерна годы. Оставаясь «промежуточным» брендом, Pontiac был одним из первых кандидатов на вылет, и в 2010 году производство машин с красной стрелой на решетке радиатора свернули.

Один из первых автомобилей Pontiac — модель Six Landau Coupe 1927 года
Pontiac GTO в версии LeMans, модель Firebird с фирменным фениксом на капоте и среднемоторное купе Fiero

Oldsmobile (1901–2000)

Все знают, что пионером конвейерной сборки автомобилей был Генри Форд, а первым массовым автомобилем — легендарный Ford Model T 1908 года. Однако с этим утверждением можно поспорить. За 11 лет до этого Рэнсом Олдс основал компанию Olds Motor Vehicle, которая уже в 1901 году начала выпуск модели Oldsmobile Curved Dash на первой в истории автомобильной сборочной линии. По совместительству это был первый серийно произведенный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

Первый серийный автомобиль в истории — Oldsmobile Curved Dash Runabout. Его мотор развивал 4,5 л.с. Curved Dash был произведен тиражом 451 экземпляр уже в первый год. В 1902 году собрали 2500 машин

Рэнсом Олдс довольно быстро покинул свое детище, уже в 1904 году продав свою долю из-за разногласий с совладельцами. А в 1908 году компанию полностью выкупила корпорация General Motors. Oldsmobile не просто так входит в список старейших автомобильных брендов в истории, наряду с Daimler, Peugeot и Tatra: более десятка разработок инженеров компании вошли в энциклопедии под грифом «впервые в истории». Судите сами: 1901 год — первый автомобильный спидометр; 1931 — автоматический клапан подсоса; 1939 — гидротрансформаторная автоматическая коробка передач; 1947 — гидравлическая регулировка сидений; 1951 — автоматически затемняющиеся фары; 1961 — первый двигатель с турбонаддувом; 1973 — подушки безопасности; 1987 — первый проекционный дисплей. И так далее, включая первые «хардтопы» и первое OEM-радио.

 
По названию автомобиля — Oldsmobile Curved Dash Runabout — уже можно было судить о его внешнем виде. Curved Dash в переводе означает «с изогнутым передним щитком», а Runabout — это разновидность открытого кузова с двумя вырезами вместо дверей.

До середины 1980-х популярность Олдсмобилей лишь набирала обороты, но ситуация испортилась в следующей декаде. Сначала бренд Oldsmobile «зажали» разросшиеся «соседи» по концерну, а затем его добили вышедшие на американский рынок «японцы» — Acura, Infiniti и Lexus. Несмотря на попытки выпустить на рынок новые модели, отделение было объявлено подлежащим закрытию в декабре 2000 года, спустя два дня после появления на свет внедорожника Bravada — последней новинки в истории компании.

Поэтичные названия Олдсмобилей — отдельная песня: среди них были (слева направо в алфавитном порядке) Aurora, Intrigue, Silhouette
Названия концептов не отставали — Profile, Golden Rocket, Incas…

Saturn (1985–2010)

В 1982 году в недрах концерна General Motors зародилась идея создания автомобильного бренда, не похожего на другие, уже входящие во внушительный «пакет» американского автогиганта. Автором идеи был Алекс Мэйр — глава отдела перспективных разработок. И Saturn действительно стал необычной компанией. Несмотря на формальную принадлежность к материнской фирме, владели Сатурном его работники, у него была собственная линейка автомобилей, свой завод и отдельная дилерская сеть. А ведь изначально планировалось, что под названием Saturn будут просто выпускать спецверсии машин уже существующих марок.

 
Многие в концерне GM были недовольны популярностью новой компании. Для организации недешевого производства потребовалось выделить 5 миллиардов долларов, которые иначе бы достались «старичкам». Более 40% покупателей автомобилей Saturn прежде владели машинами другой марки концерна GM: «каннибализм» был налицо.

Несмотря на привилегированное положение Сатурна внутри концерна и сопротивление персонала, компания все же была выставлена на продажу в 2008 году. Руководство GM просто переписало документы, изменив статус, сделав его в итоге своей частью и лишив руководство и сотрудников права решать судьбу своего детища. Бренд попыталась купить компания Penske Automotive, но у нее не было достаточно средств для выкупа и фирмы Saturn, и сборочной линии, поэтому условием было продолжение выпуска машин силами GM. Отказ последовал за отказом, и Saturn присоединился к клубу «лишних» брендов General Motors.

Первый прототип под маркой — Saturn SC. Первый самостоятельный автомобиль компании — Saturn Sky. И родстер, построенный на базе модели Opel Speedster: продукт бейдж-инжиниринга, как и большинство Сатурнов последних лет

Hummer (1992–2010)

Хаммер. История знает немного автомобилей, настолько же неоднозначных, насколько знаменитых, как эти эпатажные внедорожники. Возможность приобрести себе почти настоящий военный вездеход появилась у публики в 1992 году, когда AM General — производитель армейских Humvee — решил адаптировать свой автомобиль для гражданских нужд. AM General была дочерней компанией фирмы AMC — той самой, в которую трансформировался Hudson. Сами «Американские Моторы» к тому моменту канули в лету, подарив нам напоследок Jeep Cherokee, но военное подразделение осталось.

Арни и его любимый автомобиль

Удивительно, но главную роль в появлении этих машин на дорогах сыграл… Арнольд Шварценеггер. Увидев во время съемок фильма «Детсадовский полицейский» конвой военных «Хаммеров», он захотел себе такой же. Переговоры были непростыми, ведь Шварц хотел себе не просто «Хаммер»: ему нужна была машина в камуфляже и с пулеметом на крыше. Свой автомобиль актер получил, но ему этого было мало: несколько лет Арнольд лично продолжал убеждать руководство AM General в необходимости выпустить полноценную гражданскую машину. Итоговый вариант механически не отличался от военного, но покрывался обычной краской с лаком, оснащался шумоизоляцией, кондиционером, а салон украшали деревянные вставки. В день начала производства «крестный отец» Хаммера прибыл на завод, чтобы приобрести два первых автомобиля, сошедших с конвейера.

 
Hummer созвучно с Humvee — просторечным названием армейского вездехода, которое, в свою очередь, родилось из аббревиатуры HMMWV, что значит The High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «Высокомобильное многоцелевое транспортное средство на колесах».

В 1999 году марка была продана компании General Motors, однако выпуск оригинального Хаммера продолжился на прежних мощностях. Чуть позже, в 2002 и 2005 годах были представлены модели H2 и H3, которые представляли из себя уже полноценные гражданские машины. В 2006 году бренд вышел на международный рынок, и Хаммеры начали официально поставляться в 33 страны. Экспортные машины, в частности, производились на заводе в ЮАР, а внедорожники H2, предназначенные для России, изготавливал завод «Автотор» в Калининграде. Тем не менее всего три года спустя квадратные гиганты пали жертвой экономического кризиса: руководство разоряющейся родительской компании распродавало активы, и Hummer был одним из первых кандидатов на ликвидацию. Его пытались купить компании из Индии и Китая, но по разным причинам сделки не состоялись, и бренд был просто закрыт.

Несмотря на все еще крайне брутальную внешность, внутри Hummer H2 уже очень комфортный автомобиль

 

Среди историй рождения и смерти брендов бывают и довольно забавные. Например, история компании Fisker. В 2007 году Генрик Фискер, человек, ответственный за дизайн спорткаров BMW Z8, Artega GT, Aston Martin DB9 и V8 Vantage, решил создать свою собственную машину. У него получился один из первых подключаемых гибридов в автопроме — седан Fisker Karma. В его дизайне, довольно спорном, к слову, прослеживались мотивы предыдущих творений Фискера, а под капотом трудился турбомотор 2.0 и пара электродвигателей, выдающих по 161 л.с. каждый. Правда, всего через год после начала производства компания была закрыта — все из-за банкротства единственного поставщика батарей для «Кармы», фирмы A123 Systems. Что же забавного в этой истории, спросите вы? А то, что остатки фирмы Fisker довольно быстро выкупили китайцы, правда, досталось им все, кроме имени марки. В итоге китайская компания была названа Karma Automotive, и она вскоре начнет выпускать модель Karma Revero — по сути, ту же Карму, но с обновленными моторами. А права на бренд Fisker остались у создателя компании, и он уже объявил о новом проекте — полноценном электромобиле, да еще и с автопилотом. Так одна фирма умерла, но дала рождение сразу двум новым.

Серийный седан Fisker Karma, а также прототипы Fisker Karma Surf Concept и Fisker Atlantic Concept

Marussia (2007–2014)

И напоследок история бренда российского — компании Marussia, созданной бизнесменом Ефимом Островским и бывшим гонщиком и шоуменом Николаем Фоменко. Она была представлена публике в Манеже в центре Москвы в 2007 году. Всего два года спустя на моторшоу во Франкфурте мир увидел первый автомобиль марки — Marussia B1. Для большинства это было настоящим откровением, ведь прежде российский автопром суперкарами отнюдь не изобиловал. Все было сделано по канонам спортивного автомобилестроения: углепластиковый кузов, построенный по принципу полумонокока, мотор производства компании Cosworth (атмосферный V6 3.5, выдающий 300 л.с. или наддувный V6 2.8 с мощностью в 360-420 «лошадей» в зависимости от степени форсировки).

 
Второй автомобиль марки — Marussia B2 — был заметно смелее с точки зрения дизайна. Честно говоря, он подходил на роль машины Железного Человека лучше, чем Audi R8.

Вскоре после презентации модели B1 в 2009 году показали следующую разработку фирмы — Marussia B2. Цена машины — 100 000 евро. Официальные источники заявляли о планах по производству 500 экземпляров к 2012 году. Также собирались выпустить и внедорожник Marussia F2, седан и «ситикар». Деньги были вложены в выступление в Формуле 1, сообщалось об открытии дилерских центров в Лондоне и Монако… Однако в 2014 году компания свернула свою деятельность по простой и банальной причине — из-за нехватки средств для выплаты кредитов и зарплат. Источники утверждают, что основатели фирмы заняли у банков порядка 100 миллионов евро, а рабочие на заводах не получали зарплату полгода. Своих хозяев, по официальным данным, нашли всего 4 машины из 500 предзаказанных. А жаль, машина-то, говорят, получилась очень неплохой.

Слева направо: купе Marussia B1 и B2, концепт-кар F2
 

Ничто не вечно под луной. С движением прогресса, с превратностями истории приходят и уходят автопроизводители, и лишь некоторым из них удается оставить после себя действительно заметный след — след, который будут помнить. Все перечисленные марки, бесспорно, этого достойны, независимо от того, создали ли они новую нишу рынка, новую технологию, открыли новую страницу в истории родительского концерна или всей страны… И каждой из них нам по-своему будет не хватать.

Комментарии

 
Новороссийск!
Сообщений: 7999
Интересно!
SH5 - познакомил
BPE - эксплуатируем
Tempora labuntur tacitisque senescimus annis
200
2
Ответить
    
2:5090/24
Сообщений: 58408
Чет некоторые в первый раз слышу и вижу..
Красивые были раньше машинки..
39
99
Ответить
     
Брянск
Сообщений: 2372
ДеЛориан будет жить вечно в наших сердцах!!!
372
28
Ответить
 
Сообщений: 5824
не про нас. Реально ностальгию вызывают Старлет, Скайлайн и старый Террано
118
233
Ответить
сергей
Томск
печально что маруська не пошла
140
40
Ответить
   
...третья планета от Солнца
Сообщений: 16553
...грустно, конечно, что эти славные марки ушли в прошлое

...грустно, но не более ибо

...а вот ЗИЛ наш стал "ушедшей! маркой - вот тут слёзы на глазах :-((
Ecce homo
achtung! - мнение друга дуглоса может не совпадать с его точкой зрения
203
16
Ответить
  
Сообщений: 13283
Маруся - чисто фиктивная марка
Продам уши от мертвого осла.
120
31
Ответить
  
Сообщений: 13283
СААБ жаль. Особенные машины были
Продам уши от мертвого осла.
221
22
Ответить
  
NSK state
Сообщений: 10307
Наделал Джи-эм дел....
Satisfaction guaranteed
131
6
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 1431
Вектор очень симпатичный суперкар! А по внутрянке по американски брутален!
72
2
Ответить
drive_33
Новосибирск
Smart Bastard:
не про нас. Реально ностальгию вызывают Старлет, Скайлайн и старый Террано
Каждому своё. Я хоть из Сибири, но мне глубоко безразличны старые японцы, разве что Скай 33-й.
А вот эти марки реально интересны. Немного знаком с СААБом, его очень жаль, реально. Вообще боссов GM чертвертовать надо за их деятельность, столько марок загубили. Хоть Опель в своё время спасся, и то ладно.
107
36
Ответить
 
Владивосток
Сообщений: 6325
У прототипа Вектора фары от Toyota Supra (причем не в тему). А матовая краска, как бы многие от нее не торчали, выглядит так, как будто из баллончика тачку покрасили )
42
13
Ответить
    
Белгород
Сообщений: 1394
Сааб жаль. Ненавижу ГМ!
44
14
Ответить
Marussia была изначально мертворожденным проектом! Фоменко со своим компаньоном не знали куда девать докризисные деньги, вот и решили сделать не понятно что на всех импортных комплектующих. Теперь не понятно как долги будут отдавать! Западные богатеи давно избалованы другими суперкарами и это творение им не интересно. Разве что какому шейху для коллекции.
56
14
Ответить
     
Сообщений: 3674
Олдсмобайл жаль,столько всего миру дали в автомобилестроении, ээээххххх.....
64
1
Ответить
  
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 9645
а где Москвич, Запорожец?
70
10
Ответить
  
Владивосток
Сообщений: 13482
забавно,но мне кажется у Вектора фары от Тойоты Супра)) https://s.auto.drom.ru/i24204/p... Не удивительно в принципе,ведь Lamborghini Diablo в своё время ставили оптику от Ниссана Файрледи.
33
8
Ответить
 
Тюмень
Сообщений: 7547
Oldsmobile Profile - Хонда Сивик 5д
8
12
Ответить
николай
Шарыпово
В соседней теме - ЗиЛ ушел.. Жаль что-то.
28
4
Ответить
Ptm
    
Сообщений: 1347
В статье про Олдсмобиль ошибка. Эту марку закрыли в 2004 г. Была выпущена специальная прощальная партия машин этого года, под названием Final 500. Все они были только вишневого цвета, и с медальоном, где указан номер в партии. В Питер есть один такой экземпляр.
26
1
Ответить
Алексей
Улан-Удэ
Маруся))) это отмывание денег по Русский!!!
49
4
Ответить
Eric
Москва
Не хватает отечественных марок. Их тоже было не так уж мало.
16
10
Ответить
ТАБАКК:
Наделал Джи-эм дел....
Да он и сейчас отжигает по черному. Чего стоит уход с российского рынка Опеля и Шевроле, смена вывески Дэу на какой-то невнятный Равон и т.д. Ну пpoсpaли Дэу повесили бы Бьюик или еще чего из пыльного чулана достали бы как Ниссан сделал с Датсуном.
48
2
Ответить
нНн
Абакан
Про марусю вспомнили.а про ё мобиль?
39
3
Ответить
   
Voronezh
Сообщений: 22502
Alex Diver:
Да он и сейчас отжигает по черному. Чего стоит уход с российского рынка Опеля и Шевроле, смена вывески Дэу на какой-то невнятный Равон и т.д. Ну пpoсpaли Дэу повесили бы Бьюик или еще чего из пыльного чулана достали бы как Ниссан сделал с Датсуном.
марка, даже из чулана, стоит очень не дешево.
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011
13
1
Ответить
  
Сообщений: 12322
ТАБАКК:
Наделал Джи-эм дел....
Google и Microsoft похоронили (и похоронят) не меньше! :))
Важно быть, а не казаться.
25
 
Ответить
    
Сообщений: 1078
Вован-70:
а где Москвич, Запорожец?
нНн:
Про марусю вспомнили.а про ё мобиль?
Про машины статья, а не про это вот всё.
Edjkmnt ldf vbkkbjyf/
Мой отзыв: Chevrolet Niva 2018
15
16
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 25996
Не считая ДМС12 СААБ 900 произведение искусства! Мне кажется это машина вне времени.

Понтиак весьма крут в лице ТрансАм и весьма интересен в лице Солстис.
Но рынок штука злая.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
24
 
Ответить
   
Сообщений: 861
ТАБАКК:
Наделал Джи-эм дел....
Понтиак - сам открыл, сам закрыл. Сатурн - то же самое. Хаммер - то же самое.
Слёзы про кровавый джиэм могут относиться только к саабу и олдсмобилю.
22
5
Ответить
 
Пермь
Сообщений: 238
На концепте вектора фары от Супры.
oo__oo х026аа59rus
11
3
Ответить
1809294
Якутск
Vector Avtech вообще злой
4
1
Ответить
Алексей
Новокузнецк
Сатурн жалко, джипоны их хоть и редкость но еще катаются по городу
6
 
Ответить
Алексей
Новокузнецк
Сатурн
8
1
Ответить
Ptm
    
Сообщений: 1347
две крысы:
ДеЛориан будет жить вечно в наших сердцах!!!
Если бы не известный фильм-трилогия, пропиаривший эту машину, никто бы о ней и не вспоминал сейчас.
66
4
Ответить
Юрий
Казачинское
туда им и дорога....
7
25
Ответить
Мараша - это по-нашему. Взять 100 млн евро кредитов, получить предоплату на 500 авто и не платить зарплату рабочим. Продолжение истории на острове под пальмой с коктейлем?
53
1
Ответить
     
Сообщений: 3674
Вован-70:
а где Москвич, Запорожец?
Заз и по сей день авто выпускает,Ланос,Вида,форза.
6
 
Ответить
    
Анапа
Сообщений: 58
Маруси не были неплохими машинами, так - сырые телеги. Фоменко и Ко думали, что машины уже готовы, а их надо было еще доводить и учить ездить. Поэтому и закрылись - оказалось не так просто делать автомобили.
Жизнь - это очередь за смертью; дебилы лезут без очереди
16
 
Ответить
кисскост
Хабаровск
Это говорит о том, что только японцы делают качественные - НАРОДНЫЕ авто.
18
31
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 14454
Жалко долореана, ровера и сааба, а все остальные до лампочки.
Куплю Наш Автомобиль, когда его захочется, не потому что он дешевле, а потому что он лучше.
2
12
Ответить
   
Сообщений: 546
А в гибели многих культовых брендов получается виноваты GMовцы. и дэу загнули, и ВАЗ-2123 под себя переименовали отобрав истинно Российский бренд "НИВА", а развитие проекту не дали.
24
3
Ответить
  
Сообщений: 8407
5
1
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 14454
nebo19:
А в гибели многих культовых брендов получается виноваты GMовцы. и дэу загнули, и ВАЗ-2123 под себя переименовали отобрав истинно Российский бренд "НИВА", а развитие проекту не дали.
Правильно, америкосы во всём виноваты. И над опелем хотели надругаться, негодяи.
Куплю Наш Автомобиль, когда его захочется, не потому что он дешевле, а потому что он лучше.
9
2
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 14949
drive_33:
...Вообще боссов GM чертвертовать надо за их деятельность, столько марок загубили. Хоть Опель в своё время спасся, и то ладно.
Прежде чем что-то рубить, надо самому что-то создать, хотя бы самокат.
2
4
Ответить
Dmitry36:
марка, даже из чулана, стоит очень не дешево.
Если контора закрыта а бренд не продан на сторону значит он по прежнему числится за GM. В Китае все авто GM идут под шильдиком Бьюик.
Могли бы и у нас его запустить чем придумывать Равон.
16
 
Ответить
zogar-zag
Интересная статья. Было бы интересно про умершие грузовики почитать.
6
 
Ответить
самоса
Кемерово
ПАЛАСИО:
СААБ жаль. Особенные машины были
Согласен, особенно 9.3, 2.0 турбо и 4везде, Агонь.
7
3
Ответить
    
Vl
Сообщений: 1184
Раньше авто строили с душой и инженерным вдохновением. Сейчас с маркетинговым расчетом и стремлением побольше сэкономить.
Статья неплоха.
25
3
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
интересно,
даже не знал, что Олдсмобиль такой легендарный был
ну и Сааб конечно жалко
You'll never walk alone!
13
1
Ответить
Крас142
Новокузнецк
Понравились Вектор и минивэн от Олдсмобиль .
3
 
Ответить
Альметьевск
А где Daewoo ??
 
5
Ответить
Егор Туймендеев:
А где Daewoo ??
видимо, в 3й чвсти
1
4
Ответить
Олдсмобиль Silhouette приглянулся, интересно что-нибудь подобное сейчас выпускают
 
2
Ответить
zogar-zag
Вадим Низамов:
Олдсмобиль Silhouette приглянулся, интересно что-нибудь подобное сейчас выпускают
Был еще бэйдж-инжиниринговый Понтиак ТрансСпорт и вроде ещё под каким-то именем эту машину выпускали, сейчас уже не помню.
3
1
Ответить
   
Чикаго
Сообщений: 512
а некоторые фотки с вкладышей жвачки турбо.
TOYOTA MAZDA
4
3
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 474
эххх... Маруся....
2
3
Ответить
Ptm
    
Сообщений: 1347
zogar-zag:
Был еще бэйдж-инжиниринговый Понтиак ТрансСпорт и вроде ещё под каким-то именем эту машину выпускали, сейчас уже не помню.
Chevrolet Lumina APV еще. Только это не бэйдж-инжиниринг, а просто сразу три одинаковые машины от одного проекта, но под разными марками.
9
 
Ответить
ххх
Челябинск
gunn40:
Прежде чем что-то рубить, надо самому что-то создать, хотя бы самокат.
тебе мало создано было
 
 
Ответить
Были же Машины! не то что щас - клоны.
9
2
Ответить
  
Beijing
Сообщений: 273
drive_33:
Каждому своё. Я хоть из Сибири, но мне глубоко безразличны старые японцы, разве что Скай 33-й.
А вот эти марки реально интересны. Немного знаком с СААБом, его очень жаль, реально. Вообще боссов GM чертвертовать надо за их деятельность, столько марок загубили. Хоть Опель в своё время спасся, и то ладно.
Говорят что gm купил Опель ,что бы его не купил сбербанк...
3
5
Ответить
Ptm
    
Сообщений: 1347
Hozuki:
Говорят что gm купил Опель ,что бы его не купил сбербанк...
Говорят, что GM купил Opel еще в 1931 г. И с тех пор им владеет.
7
3
Ответить
   
Екатеринбург
Сообщений: 700
Эх, не поняли люди, какие это были замечательные автомобили! Не поняли и не покупали. А покупали те, что подешевле, понадёжнее и не всегда покрасивее. Как и сейчас.
Ну а маркетологи... работа у них такая, чтобы продавать, ничего личного! Бизнес он и есть бизнес! Чуть проявил эмоций и... банкрот!
Мне вот ничуть не жаль Москвича, на ремонтировался я и намучался и с 412-м, и с 41-м, но так как это было в молодости, то и приятно вспомнить практически ежедневные ремонты, беганье с паяльной лампой, или зимняя еже утренняя заливка горячей воды в радиатор, а вечером обязательный слив. Красотттта!
Мой отзыв: Лада Веста 2015
5
4
Ответить
5279017
А где Москвич?
1
5
Ответить
     
Сообщений: 2744
а марк, где марк то???? хотя не канули они, много самураев гоняет по стране)))
отогрев авто, дизельная пушка 89231264446
1
8
Ответить
Алекс
Барнаул
Vector был на вкладышах Turbo)
Pontiac Fiero как-то подозрительно похож на Toyota MR2 первого поколения )
Более уродливого автомобиля, чем внедорожник Маруси пока не видел) Походу, из его дизайна возник трамвай RussiaOne)
4
6
Ответить
Артем
Анапа
Классная статья, спасибо! Шикарные машины создавали!
 
1
Ответить
6922406
Барнаул
Вот до чего доводят банки и корпорации....мешают прогрессу.....
ПАЛАСИО:
М аруся - чисто фиктивная марка
 
1
Ответить
    
USA, CO
Сообщений: 42424
BorisN:
Раньше авто строили с душой и инженерным вдохновением. Сейчас с маркетинговым расчетом и стремлением побольше сэкономить.
Статья неплоха.
Историю разработки форд мустанг почитайте.

Призводство должно приносить прибыль. А прибыль приносит вовсе не душа.
1
2
Ответить
  
Иркутск-Сити
Сообщений: 9115
А где tvr? Morgan? Otomo? Takuri?
Toyota Hiace, lh102 2L, MT, RWD
Toyota mark 2, LX90, 2LTE, AT, RWD
nissan cefiro, a32, vq25, at
4
2
Ответить
  
Иркутск-Сити
Сообщений: 9115
Где уругвайское torrelaro?
Toyota Hiace, lh102 2L, MT, RWD
Toyota mark 2, LX90, 2LTE, AT, RWD
nissan cefiro, a32, vq25, at
2
4
Ответить
  
Иркутск-Сити
Сообщений: 9115
Horch? Hispano luizza?
Toyota Hiace, lh102 2L, MT, RWD
Toyota mark 2, LX90, 2LTE, AT, RWD
nissan cefiro, a32, vq25, at
3
4
Ответить
  
Иркутск-Сити
Сообщений: 9115
Можно перечислять не один час сколько автокомпаний канули в лету, и сколько всего человечество создало за 20й век, век поистинне выдающийся и исключительный
Toyota Hiace, lh102 2L, MT, RWD
Toyota mark 2, LX90, 2LTE, AT, RWD
nissan cefiro, a32, vq25, at
4
3
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37283
отлично
 
3
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 9361
Про майбах забыли написать
_______________
Мой отзыв: Honda Accord 2004
 
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 473
Ну вот скажите мне, ну в каком месте карма - это седан?
 
 
Ответить
Читал, было так жалко машинки. Но под конец поржал над марусей, настроение поднялось.
1
 
Ответить
Chrysler забыли
3
 
Ответить
     
П-К
Сообщений: 85
С удовольствием попробовала бы покататься на всех суперкарах, упомянутых в этой статье.
 
 
Ответить
Кстати среди закрывшихся компаний не было японских ( Prince не считается т. к. его поглотили, а его единственные модели Gloria и Skyline продолжили выпускать, только под брендом Nissan). И еще не рассказали про другие компании: ЗИЛ, Москвич, Trabant, Triumph, AC, MG, Plymouth, Mercury, Packard и может кто-то еще!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром