Законы естественного отбора неумолимы: выживает самый приспособленный. И присущи они не только живым существам. Автопроизводители следуют тем же правилам. Именно ими в большинстве случаев определяется, кому оставаться на рынке надолго, а кому скоропостижно кануть в Лету. Ушли — значит никому не нужны, так? Не совсем! Среди «ушедших» — немало тех, кто не смог приспособиться к меняющемуся миру, однако за свою жизнь сделал нечто действительно важное, оставил заметный след в истории. Именно о них и будет наш рассказ.
Британская компания Austin появилась в 1905 году, спустя всего 9 лет с момента создания Карлом Бенцем первого автомобиля в мире. В отличие от большинства автопроизводителей первой волны она вышла отнюдь не из каретного бизнеса. Ее основатель Герберт Остин трудился на фабрике Wolseley, производившей машинки для стрижки овец. Товар этот был хоть и революционным — до его появления использовались ножницы — но чересчур сезонным. Герберт Остин предложил своим работодателям в межсезонье заниматься производством автомобилей и построил вручную три прототипа, но его энтузиазм не был воспринят боссами: Герберту пришлось бросать работу и открывать собственное дело.
Так в 1906 году появился первый автомобиль Austin. Доступный в двух версиях — 15/20 л.с. и 25/30 л.с. (цена — 500 и 650 фунтов стерлингов соответственно) — он вызвал у публики большой интерес, и к 1913 году фирма продавала по 1500 экземпляров в год. Каких только машин не было в линейке компании! Были даже настоящие гоночные автомобили с сотней «лошадей» под капотом уже в 1908 году! Однако главную известность Austin приобрел с моделью Austin Mini. С тем самым карапузом, в котором любит переодеваться и чистить зубы Мистер Бин. «Мини» появился на свет в 1959 благодаря Суэцкому кризису и риску нехватки топлива. К тому времени компания Austin объединилась со своим конкурентом фирмой Morris Motors, и родилась корпорация British Motor Company. «Мини» был одним из первых в истории автомобилей с мотором, расположенным спереди поперечно и приводом на переднюю ось. Он дал начало моде на городские автомобили, а сам не выходит из моды даже 66 лет спустя. Кстати, именно с «Остина», по сути, началась компания Datsun: на международный рынок она вышла именно благодаря лицензированию в 1930 году автомобиля Austin Seven.
Единственный отечественный производитель в сегодняшней подборке — фирма «Руссо-Балт». Зародившись в 1874-м как вагонный завод в Риге, компания к 1909 году стала одним из первых автомобилестроителей в России. До революции 1917 года машины были в основном гражданскими и выпускались только в Риге. Затем была открыта вторая фабрика в Санкт Петербурге, где к модельному ряду добавились пожарные и бронированные автомобили. Позже Питерская фабрика переехала в Москву.
Однако самая интересная страница истории «Руссо-Балта», пожалуй, осталась в дореволюционном 1911 году. Именно в этот год при поддержке Принца Монако было организовано первое в истории Ралли Монако. Правила были сложны — экипажи стартовали из разных городов и в разное время, проходили разное расстояние, а финиш был общим — на набережной в Монте-Карло. Самым удаленным местом старта стал Санкт-Петербург — именно его выбрал для себя пилот модели С24/55 «Руссо-Балта», редактор-издатель петербургского журнала «Автомобиль» и по совместительству профессиональный гонщик Андрей Платонович Нагель.
В гоночном автомобиле было мало общего с серийным: карданный привод вместо цепного, увеличенный до 4939 см3 объем двигателя (у обычного было 4501 см3), выросшая с 4,0 до 5,5 степень сжатия, новейшие французские карбюраторы и первые в истории автомобилестроения алюминиевые поршни. В результате, несмотря на все неурядицы (старт пришелся на 31 декабря, и поэтому часть дороги пришлось проехать по снегу; штурман, заводя мотор, сломал руку; во Франции были сильные туманы), экипаж прибыл на финиш первым, пройдя 3257 км за 195 часов 23 минуты!
Компанию De Tomaso основали в 1959 году в городе Модена, Италия. Алехандро де Томасо был сыном аргентинских эмигрантов и не представлял жизни без автомобилей. Его страстью был автоспорт, и еще до прихода в автопром он занимался преимущественно гонками: сначала в заводской команде Maserati, а затем и в Формуле 1. Однако гоночная карьера Алехандро оказалась недолгой, и он променял трек на завод. Правда, остался верен гонкам, и в начале своей работы компания De Tomaso производила именно «формулы», в частности, для «конюшни» Williams в 1970 году. К несчастью, они не показали себя с положительной стороны, команду преследовали сходы и неудачи, и в следующем сезоне Williams перешла на другое шасси. Де Томасо же занялся производством дорожных автомобилей.
Первым творением компании стало купе De Tomaso Vallelunga, названное в честь знаменитой гоночной трассы. Автомобиль получился очень красивым и легким — благодаря кузову из стекловолокна он весил всего 726 кг. В этом контексте скромная рядная «четверка» от фирмы Ford мощностью 104 л.с. не выглядит такой уж и слабой, особенно для 1964 года. Правда, по-итальянски привлекательный автомобиль настигла традиционная проблема: низкое качество сборки рамы приводило к массовым жалобам на вибрации, а кузов не был достаточно жестким для достижения по-настоящему отточенной управляемости. Всего было сделано 50 серийных машин, после чего эстафету передали новой модели по имени Mangusta. Этот автомобиль хоть и построен на той же платформе, был заметно «круче». Оснащался он фордовским же мотором, но это была уже «восьмерка» 4,7 л, мощностью 306 «лошадей», кузов работы маэстро Джоржетто Джуджаро удивлял двойной крышкой капота по типу «крыло чайки», а электростеклоподъемники и кондиционер для 1967 года были «космосом». Максимальная скорость составляла 250 км/ч.
Знаменитый шериф из мультфильма «Тачки», а по совместительству — великий гонщик Хадсон Хорнет — один из персонажей, которым авторы дали «настоящее» имя. Hornet — именно так назывался автомобиль, созданный компанией Hudson в 1952 году. У него была уникальная спортивная карьера: он завоевывал первые места и на дрэговых прямых, и на грунтовых треках, и даже в кольцевых гонках NASCAR — невероятная универсальность! А началось все с попытки восьми бизнесменов из Детройта создать с нуля бюджетный автомобиль. Только денег на начало работы у них не было. Однако на помощь пришел владелец универмага Джозеф Хадсон. Он предоставил стартовый капитал, и потому компания, основанная 20 февраля 1909 года, была названа в его честь. Первый же автомобиль — Hudson 20 — стал очень успешным. Будучи одним из первых недорогих предложений на американском рынке, он разошелся за первый год тиражом в 4000 экземпляров, что поставило новообразованную компанию сразу на 17-е место в индустрии.
Фирма быстро набирала обороты, строились новые заводы, нанимались инженеры. Если поначалу двигатели, разработанные специалистами Hudson, собирали сторонние компании, то уже с 1916 года компания начала производить свою рядную «шестерку» Super Six. К 1929 году Хадсон выпускал по 300 000 машин в год. Во многом они оказались первыми в автомобилестроении. На их машинах впервые появились индикаторы давления масла и неполадок в работе генератора на приборной панели, двухконтурные тормоза с механической системой экстренного торможения, первый автомобильный двигатель с балансирными валами. Последнее помогало мотору раскручиваться до более высоких оборотов и заметно превосходить по мощности конкурентов.
Еще одна компания, о которой вы, скорее всего, не слышали, но при этом точно знакомы с ее творениями, это итальянская Iso Autoveicoli. Появилась она в 1953 году благодаря инженеру Ренцо Ривольте из фирмы, производившей холодильники и скутеры. Слово Iso как раз происходит от «Изотермическое оборудование». Поймав дух времени, итальянцы решили бросить вызов гигантам автопрома того времени: Ferrari и Maserati.
Для этого было создано два купе класса Gran Tourismo. Первое — Iso Rivolta с кузовом классических очертаний авторства Джуджаро, мотором V8 5.4 от Chevrolet, а также подвеской Де Дион от Ягуаров того времени. Второй автомобиль — Iso Grifo. Его дизайн разрабатывало ателье Bertone, сделавшее формы машины более современными и стремительными. Под капотом у Grifo сначала появился такой же мотор, как у предшественника, а после туда имплантировали 7-литровую «восьмерку» GM. Так появилась «заряженная» версия «Грифо» с характерной «ноздрей» на капоте.
Однако эти машины не могли бы появиться без первого творения компании — того самого, знакомого всем любителям автомобилей. Речь о крошке Isetta. Да-да, машина, которую все привыкли видеть с шильдиком BMW, была разработана итальянским производителем холодильников и собиралась другими компаниями по лицензии.
Интересно, предполагал ли Йоган Пух, основывая в 1899 году фирму по производству велосипедов, к чему эта затея в итоге приведет? Скорее всего, нет. Он просто старался делать отличные велики, которые быстро завоевали популярность у спортсменов, а затем перешел к выпуску скутеров и мотоциклов, которые успешно конкурировали с признанными лидерами отрасли. В 1928 году Puch объединился с компанией Austro-Daimler, а еще через 4 года к ним присоединилась фирма Steyr-Werke AG, в результате чего образовалась окончательная версия конгломерата Steyr-Daimler-Puch. Через некоторое время было решено выпускать и автомобили. Одним из первых стала лицензионная версия крошки Topolino — хэтчбека FIAT 500, который, несмотря на совместное предприятие, компания Puch выпускала под собственным именем.
Однако самое главное событие в истории Puch произошло в 1972 году, когда один из акционеров компании Mercedes и по совместительству шах Ирана предложил руководству компании разработать для него армейский внедорожник. В 1973 году был создан первый макет, в 1974 году — ездовой прототип, а в 1979 году началось серийное производство автомобиля G-Wagen. Того самого легендарного Гелендвагена, одного из рекордсменов-долгожителей автомобильного рынка. Несмотря на то, что в большинстве стран внедорожник продается под маркой Mercedes-Benz, компания Puch получила право реализовывать машины под собственным брендом на территории Австрии, Швейцарии и некоторых восточноевропейских государств. Кстати, существует еще одна малоизвестная версия «Гелика» — ее изготавливают во Франции, устанавливая на немецкое шасси французские моторы и трансмиссии. Этот автомобиль предназначен для армии Франции и называется Peugeot P4.
Еще одна британская марка, имевшая в свое время непосредственное отношение к модели Austin Mini — Morris Motors. Начинала компания в 1912 году, как водится, с производства велосипедов, однако быстро «выросла» из двухколесного транспорта, уже в 1913 выпустив первый автомобиль — купе Morris Oxford «Bullnose». К 1924 году бизнес вырос настолько, что компания стала не только крупнейшим автопроизводителем в стране, но и захватила 51% британского рынка, оставив далеко позади автомобили Ford.
Фирма Morris была во многом пионером машиностроения: обладая гигантскими ресурсами, Моррис покупал всех основных поставщиков комплектующих и вводил самые передовые методики производства автомобилей (в частности, изготовление стальных кузовов методом штамповки). После появления на фабрике в 1932 году движущегося конвейера завод Morris Motors стал крупнейшей интегрированной фабрикой Европы.
Несмотря на то, что со временем марка теряла былое величие, заключая альянсы с другими британскими производителями автомобилей (в частности, образовав компанию BMC вместе с Austin Motors), и даже переходила на производство бейдж-инжиниринговых машин, юридически она до сих пор жива. Брендом Morris владеют китайцы из фирмы SAIC, правда, планов по «оживлению» компании на Востоке пока не озвучивают, так что свое место в нашем печальном рейтинге «Моррисы» заслужили.
В 1924 году 20-летний Алан Дженсен и его младший брат Ричард своими руками перекроили кузов автомобиля Austin 7. Их работой сильно впечатлился Альфред Герберт Уайлд — в тот момент главный инженер компании Standard Motor. Ребят наняли на работу, и вплоть до 1934 года они создавали альтернативные кузова для самых разнообразных машин. В 1934 году произошло знаменательное событие: Алан и Ричард выкупили компанию Smith & Sons, в которой на тот момент трудились: так появилась фирма Jenson Motors Limited. Кроме того, в этом же году знаменитый американский актер Кларк Гейбл заказал у Jensen Motors автомобиль по индивидуальному проекту на базе шасси Ford V8. Именно эта работа обеспечила компании славу и известность.
Остановив производство гражданских машин на время Второй мировой войны, в послевоенные годы Дженсены вновь начали развивать бизнес. Теперь компания Jensen уже самостоятельно разрабатывала автомобили, а за изготовлением кузовов иногда обращалась к другим фирмам, например, именитым итальянцам из Carrozzeria Touring. Дела шли отлично, и в 1964 году на мотор-шоу в Ирлз-Корт компания представила модель CV-8 FF — революционный спорткар, который, правда, так и остался прототипом. Но его технологии — постоянный полный привод и система АБС — перекочевав на серийный Jensen FF все же стали первыми в истории.
Компания Borgward основана в 1924 году. Именно тогда Карл Боргвард создал свой первый «автомобиль» под названием Blitzkarren — «повозка-молния». Мы берем слово «автомобиль» в кавычки, потому что настоящим автомобилем трехколесный развозной фургончик с мотором в две лошадиные силы назвать довольно сложно. Однако эту машину ждал огромный успех: в то время ниша доступного коммерческого транспорта была абсолютно свободна. Кроме многочисленных торговцев такие машинки закупила себе даже Рейхспочта — государственная почтовая компания Германии. После Боргвард купил компанию Hansa-Lloyd и начал выпуск машин уже под двумя названиями.
После Второй мировой войны Боргвард снова покупает несколько обособленных брендов: в то время это было выгодно, так как количество стали, которое могла купить отдельная фирма, было строго ограничено. В таком виде компания просуществовала до 1961 года. За это время она стала пионером во внедрении многих технологий на немецком рынке: первая в Германии пневматическая подвеска, первая автоматическая трансмиссия — все это сделал Borgward. Фирма также выпускала гоночные машины с 16-клапанными моторами объемом 1500 см3. Это двигатели не только отлично зарекомендовали себя в Формуле 2, но и использовались командами-частниками в Формуле 1!
Вряд ли есть в постсоветском пространстве хоть кто-то, кто не знаком с «Рафиками». Рижская Автомобильная Фабрика (RAF) была одним из двух производителей минивэнов (наряду с УАЗом), и одновременно главным поставщиком машин для государственных служб — начиная от общественного транспорта и заканчивая скорой помощью. Первым продуктом фабрики был 22-местный автобус RAF-251, построенный на шасси ГАЗ-51. Но наибольшую известность и распространенность, конечно же, получил тот самый «Рафик» — более компактный автомобиль, при производстве которого в основном использовались двигатели, трансмиссии и схемы подвесок от модели ГАЗ-21.
Дела у завода шли хорошо, строились новые производства, создавались прототипы новых машин. К 1990 году практически готов был перспективный минивэн RAF Roksana. Однако развал СССР внес свои коррективы в планы завода. Новые границы нарушили отлаженные цепочки поставок деталей, а правительство Латвии неумолимо выступало против инвестиций от Горьковского автомобильного завода. По их словам, это угрожало недавно обретенной независимости. По иронии, последним автомобилем, выпущенным компанией RAF, был катафалк.
Среди исчезнувших с лица земли автомобильных брендов есть и очень странные. К примеру, компания Karenjy из Мадагаскара и сенегальская фирма Baby Brousse. Обе в свое время выпускали внедорожные автомобили, правда, за основы взяли агрегаты разных французских фирм. Мадагаскарские машины (на фото слева) были построены с использованием моторов и трансмиссий Renault, собирались полностью вручную и красились исключительно в яркие цвета. Сенегальцы же выступили еще оригинальнее, выбрав в качестве исходного материала легендарный Citroen 2CV.
Компания American Motors появилась в 1954 году, но отнюдь не на пустом месте: ее создали фирмы Hudson и Nash-Kelvinator для соперничества с Большой Американской Тройкой — Ford, GM и Chrysler. Шансы на успех были призрачными, но у руководства была идея занять те ниши рынка, которые гиганты упустили из виду. Так, в 1958 году на свет родился American Rambler — первый автомобиль компактного класса в стране. На самом деле это был слегка перелицованный Nash Rambler образца 1950 года, но победителей не судят. А именно победителем Рамблер и был — продажи зашкаливали ровно до тех пор, пока все конкуренты не представили свои компактные модели.
Скучать маленькому автопроизводителю не приходилось: с такими сильными конкурентами — хочешь жить, умей вертеться. И AMC становится, пожалуй, главным новатором автомобильной промышленности США. Они первыми вводят общие платформы для моделей, где колесная база и схемы подвесок одинаковы для машин одного класса: отличаются лишь кузова, моторы и оборудование. Первыми в АМС придумали двухконтурные тормоза, современную схему селектора «автомата» c «нейтралью» между «драйвом» и задним ходом, дисковые тормоза и регулируемые спинки передних кресел.
Однако сказке не суждено было продолжаться вечно. После окончания топливного кризиса в 1985 году покупатели вновь переключились на более крупные, мощные и прожорливые автомобили. Компания AMC к этому переходу оказалась не готова и в итоге была поглощена одним из своих изначальных конкурентов — фирмой Chrysler.
В 1908 году Джон Уиллис покупает фирму Overland Automotive — так появляется компания Willys Overland Motor Company. В течение нескольких лет дело Уиллиса процветает: настолько, что по объему производства компания проигрывает только Форду. Однако всего 12 лет спустя фирму ждет первый удар — экономический кризис 1920 года ставит ее на грань банкротства. Компанию удается спасти: делает это не кто иной, как Уолтер Крайслер. Да-да, тот самый! Частью плана по спасению фирмы Willys становится разработка нового 6-цилиндрового автомобиля. Уиллис спасен, правда, ценой частичной распродажи активов. Уолтер Крайслер уходит из компании и в 1924 году создает фирму имени самого себя — Chrysler. Как ни странно, ее первый автомобиль оказывается 6-цилиндровым и вообще очень похож на разработку Уиллиса.
Но настоящую известность компания получает благодаря армейскому контракту. Военным нужен был легкий утилитарный автомобиль, который отличался бы высокой надежностью. Проект представляла компания American Bantam (ранее известная как American Austin), созданная для того, чтобы выпускать по лицензии британские Остины. Из семи кандидатов армия США выбирает именно фирму Willys. Инженерам нужно было создать мотор мощностью всего 15 л.с., но он должен был работать без перерыва до 150 часов на топливе даже самого низкого качества. При этом в распоряжении был агрегат мощностью 48 «лошадей», который больше четырех часов кряду работать не мог. На доработку двигателя ушло два года, потребовалась установка алюминиевых поршней, использование более точных техпроцессов и облегчение маховика почти вдвое.
Компания Prince Motor Company — автопроизводитель необычный. И дело даже не только в его сверхкоротком жизненном пути — всего 14 лет. Дело в том, что в отличие от большинства «коллег» по бизнесу Принс родился не из производителя мотоциклов или, тем паче, велосипедов, а из самолетостроительной фирмы. Компания пользовалась большим успехом на ниве создания люксовых автомобилей, в то время как почти вся автопромышленность Страны восходящего солнца была сконцентрирована на бюджетных машинах.
Самые главные машины компании — Gloria и Skyline. И это именно тот Скайлайн, который дал путевку в жизнь легендарному Ниссану. В 1966 году компания Nissan поглотила фирму Prince, большая часть разработок фирмы перешла новым хозяевам и легла в основу новых Ниссанов. Что любопытно, само название Prince не исчезло после поглощения, а осталось в виде названия фирменных дилерских центров Ниссан, в которых продавались модели, доставшиеся компании от «Принса».
Во второй части материала мы рассказываем уже о более современных автомобильных брендах, к которым эпоха и судьба оказались неблагосклонны. Вы узнаете об истории марок, которые еще недавно были на слуху — SAAB, De Lorean, Pontiac, Rover и многих других.