Приходится признать — нынешний кризис не только лишил многих возможности обладания желанным (нужным) автомобилем, но и значительно снизил шансы приобрести качественные автотовары зарубежных брендов. В ряд таковых попали и шины. Ведь если еще пару лет назад автовладелец со средним достатком мог позволить себе выбирать среди массовых модели шин, входящие по итогам различных тестов в Топ-5 или даже в Топ-3, то теперь подобная покупка — серьезный удар по бюджету. Так что же, переходить на отечественные, возвращаться к «бэушке» или присмотреться к заполняющей иные шинные развалы китайской «обувке»?
Еще свежи те времена, когда мы полемизировали на тему формы шипов. Рассуждали о том, что для лучшего в резине зацепа они могут иметь два фланца, а у моделей подешевле — всего один («у Continental шипы-то вклеены»!). Считали их, как считали и ламели во фрикционных шинах. Удивлялись хитрому синусоидальному расположению последних, благодаря которому шины не просто хорошо тормозили — отлично сопротивлялись продольным и боковым нагрузкам. Наконец, дискутировали по поводу состава резиновых смесей: «Там рапсовое масло, здесь смола финской сосны». А если и не делали этого, то как минимум изучали шинные тесты и, исходя из их результатов, подбирали себе «обувь».
Теперь же не до жиру. Несмотря на то, что шины товар не просто сезонный, но и «долгоиграющий», многие продавцы отмечают — потребитель нынче куда менее требовательный. Просит что подешевле. Иной раз «изменяет» специализированным магазинам с интернет-шопами и даже с крупными сетями гипермаркетов, где берет не то, что хотелось бы, но то, что недорого и присутствует на данный момент. В конце концов, как говорилось выше, рассматривает альтернативу — российские, китайские, бэушные. Так можно ли найти такой вариант, чтобы потраченные суммы были прежними или близкими к ним, а качества купленных шин недалеки от лидерских?
Послушаешь продавцов бэушных японских шин и… все то, что сделано в Японии — лучшее! Ну, правда, какой кулик свое болото не хвалит. Между тем, единственным их неоспоримым преимуществом всегда была цена, обычно на 20-30% меньшая, чем у новой зарубежной «резины». По качествам они, безусловно, превосходили (и, надо полагать, превосходят) отечественные шины. Ну а к минусам относилась загадочность характеристик. Их аналоги — причем нередко со схожими названиями — для европейского и российского рынка имели один набор качеств. Внутренние же модели при подправленном протекторе — несколько либо совсем другой. Узнавали методом «рубля и тыка», часто разочаровываясь (шумная, не цепляется, быстро изнашивается).
Теперь же ценовая разница сведена к минимуму и устроит разве что самых недалеких в плане долгосрочной выгоды владельцев. Есть, конечно, исключения, однако в среднем расклад по стоимости выглядит следующим образом:
185/70 R14 — 8500–9000 руб.
195/65 R15 — 9000–9500 руб.
205/55 R16 — 11 000–13 000 руб.
215/65 R16 — 11 000–13 000 руб.
Впрочем, отсутствие ясности по качествам и высокие цены — это не весь негатив. Выбор б/у с каждым годом все меньше и меньше, поскольку по введенным несколько лет назад правилам завозить подержанную «резину» можно исключительно на дисках, что невыгодно (отсюда, кстати, и догнавшая новые шины стоимость). Есть примеры ее ввоза мимо легальных таможенных коридоров. Цена в таком случае не всегда будет ниже. Зато есть риск нарваться на закраину — шины с пробегом транспортируют абы как, часто засовывая друг в друга по принципу матрешки. И, естественно, любители «шиповки» вообще мимо — в Японии эксплуатация таких шин запрещена.
В Поднебесной около 20 производителей, или, точнее, брендов шин. Мы говорим сейчас именно об исконно китайских компаниях, поскольку, например, тайваньский концерн Maxxis или итальянский Pirelli имеют там заводы, и их продукция (не ущербная, надо сказать, по характеристикам) представлена на российском рынке. А чистокровные «китайцы»… Durun, Avatyre, Ch-noble, LandSail, Delinte… Как же прекрасно, что из всего этого многообразия у нас относительно массово (и то с региональными предпочтениями) известно лишь несколько марок. В них бы разобраться! Увы, это сложно. Поскольку погоды в масштабах всей страны они не делают, на шинные тесты попадают эпизодически, не раскрывая качеств даже 10% тех китайских моделей, что продаются в РФ.
И все же кое-какие выводы сделать можно. Шипы (если модели шипованные) в них порой сидят кривенько. Твердость по Шору обычно под 60 или даже 70 единиц, в то время как европейские, японские и корейские модели гораздо мягче — менее 50 ед. А это одно из условий хорошей работы «резины» на гололеде. Также отмечается, что они жесткие и при субъективных оценках плавности хода, и, кроме того, достаточно шумные. При этом экономия на покупке «китайцев» очевидна не всегда. Взгляните на цены, приведенные ниже — в размерности 195/65 R15, актуальной для многих автомобилей 90-х и начала 2000-х годов, популярный Triangle дешевле большинства массовых европейских и японских шин всего на 2000 рублей за комплект. Иной же раз экономии и вовсе нет.
Примерные цены на распространенные в России китайские шины (руб):
Aeolus: 185/70 R14 — 2650; 195/65 R15 – 2900; 205/55 R16 — 3650; 215/60 R16 — 4100
Avatyre: 175/60 R14 — 2200; 195/65 R15 — 1950; 205/55 R16 — 3300; 215/65 R16 — 3650
Kingstar: 185/70 R14 — 1700; 195/65 R15 — 2700; 215/65 R16 — 3400
Traingle: 175/70 R14 — 2560; 195/65 R15 — 3150; 225/60 R16 — 3900
Подарком колеса из КНР станут только при посадочном диаметре от 17 дюймов — но лишь финансовым. В этом случае низкопрофильные шины могут использоваться для понтов — самопальный корч, большие китайские лапти, китайское же «литье». Кроме того, распространены они в дрифте (в этом сезоне популярны Westlake), но тоже благодаря стоимости. А портить подобной «резиной» заводскую подвеску недешевого седана и тем более GT-купе… сомнительное удовольствие.
Россия, конечно, не Китай, но сбрасывать со счетов отечественную продукцию не стоит. Да, было убожество советского шинпрома, были 90-е с экономией на металлокорде. Но вот уже минимум десятилетие можно говорить о безусловном прогрессе — заводы покупают зарубежные технологические линии, сами технологии. Есть примеры разведения продукции на разные линейки.
Еще дальше пошли в Нижнекамске — на данный момент предприятие выпускает шины в трех линейках.
Каким образом можно приобщиться к европейским и японским технологиям, при этом не переплачивая? Выбирая шины упомянутой второй линии — это обычно устаревшие модели, которые выпускаются в России. На данный момент в РФ есть заводы шести зарубежных компаний — Continental, Gislaved, Michelin, Nokian, Pirelli и Yokohama. Что любопытно, в последнее время на них выпускаются даже модели-лидеры, к примеру, Nokian Hakkapeliitta 8 и Hakkapeliitta R2 или Continental IceContact 2). Но нас интересуют бюджетные модели.
Кстати, ни Michelin, ни Continental, даже имея заводы в России, демпинга не предлагают — стоимость под пять тысяч и более. Правда, последний производитель, приобретя Gislaved, все-таки застолбил за собой бюджетную нишу.
Впрочем, у Michelin тоже есть «подсобное хозяйство» — сербский завод, где под брендом Tigar выпускаются недорогие шины.
Сэкономить можно и на других азиатских брендах. И если Kumho, по крайней мере в наличном предложении, представлен на нашем рынке слабо, то Hankook предлагается широко, и при этом в линейке имеются недорогие по нынешним меркам модели. А есть еще Nexen — бренд из Южной Кореи. И Toyo с Nitto — японские марки, принадлежащие одному владельцу. Их мы тоже включили в таблицу стоимости.
Примерная стоимость шин на конец сентября (руб.):
И еще пара фактов о зимних шинах. Известно, что неформально «липучки» делятся на «среднеевропейские» и «скандинавские». Первые, имея меньшее количество ламелей и большую жесткость состава резины, рассчитаны на мягкие зимы с чистым асфальтом либо покрытым снежно-водяной кашей. Еще недавно к таковым можно было отнести некоторые модели, скажем, Toyo или Pirelli, но сейчас лидеры рынка поставляют в нашу страну шины «скандинавского» типа — испещренные ламелями и мягкие. Китайские же шинники, как говорилось выше, создают товары из твердых составов. А в Японии зимы не то что в Сибири — это тоже надо учитывать.
Другой момент — количество шипов. Известно, что в ряде европейских государств они запрещены. С июля 2013 года в скандинавских странах их число было ограничено 50-ю на погонный метр протектора. Тем не менее в России и для России выпускаются покрышки с нормальной ошиповкой, когда в средних размерах (те же 15 дюймов) от 110 до почти 200 шипов (в противном случае их менее сотни).
Еще одна тенденция последних лет — снижение массы баллона, которая достигается утончением боковины.