Начало этой статьи было положено на кухне нашего офиса. Ели мы обед, и тут кто-то из коллег сказал, что его машина не теряет в цене вот уже пять лет. Он купил её в десятом году за n-рублей, так в 2016 году она эти n и продолжает стоить. Инфляция-мухляция, всё понятно, но сама мысль о том, что цена на авто вниз не идёт — душу греет. На дворе затяжной кризис, и некоторые мелочи жизни вполне способны скрасить сегодняшний день. Порассуждав на эту тему, мы коллективом пришли к выводу, что ездить на машине, которая с течением времени не сильно проседает в цене, в целом не плохо. И даже, можно сказать, инвестиционно привлекательно. А много ли таких машин?
Мы проанализировали 4,5 миллиона объявлений из базы Дрома, вооружились рыночной статистикой, дополнили ее собственными расчетами и составили рейтинг автомобилей, которые лучше других сохраняют свою стоимость в процессе эксплуатации.
На эти вопросы мы решили дать ответ, проанализировав нашу базу объявлений за несколько лет. Результаты удивили даже нас самих.
В своем исследовании мы рассмотрели два крупных рыночных сегмента:
1. В первый попали подержанные машины в возрасте от трех до семи лет
2. В второй — относительно свежие экземпляры 2013 года выпуска, которые только-только стали «трехлетками» и хлынули на вторичный рынок
Наш первый рейтинг демонстрирует, какие автомобили выгоднее покупать с рук. Второй показывает, какие модели лучше брать на первичном рынке с расчетом продать машину после трех лет эксплуатации. В общей сложности в итоговые списки попали 34 модели, которые можно назвать рекомендуемой покупкой.
Для понимания нашего отчёта важно отметить две вещи. Во-первых, рынок нашей страны неоднородный. В каждом регионе своя экономика и свой автопарк. Это вносит интересное разнообразие в анализ. Во-вторых, мы принимали в расчёт только распространённые машины, штучные или редкие экземпляры остались в стороне.
В этом сегменте мы исследовали цены на машины 2009–2013 годов выпуска, и для каждого из федеральных округов России мы составили собственный Топ-5 лучших покупок. Остаточная стоимость той или иной модели может значительно отличаться в зависимости от места покупки и эксплуатации, и в случае с подержанными экземплярами это играет гораздо большую роль, чем с относительно свежими машинами. Автопарки некоторых регионов нашей страны в силу исторических причин сильно различаются, поэтому где-то в цене одни модели, где-то — другие. Кроме того, свой отпечаток накладывают условия использования и особенности сервисной инфраструктуры региона.
Топ-5 Центрального федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Opel Mokka | -1,8% |
2 | Nissan Juke | -2,7% |
3 | Suzuki Jimny | -3,5% |
4 | Mitsubishi L200 | -3,8% |
5 | Mitsubishi ASX | -4,2% |
В Москве и других городах Центрального федерального округа правят бал кроссоверы, и причем не самые дешевые. Если на юге страны больше всего в цене Renault Duster, то столичные жители предпочитают Opel Mokka, и никого не смущает, что автомобили Опель больше не продаются в России официально. С их обслуживанием в европейской части России проблем нет: множество сервисов — как неофициальных, так и официальных — продолжают специализироваться на Опелях, поэтому машины этой марки сохраняют ликвидность.
А вот хуже других берегут свою стоимость модели представительского класса: Mercedes S-класса, «семерка» BMW и Audi A8. Эти автомобили, став уже немолодыми, дешевеют на 18-21% в год. В этой категории машина быстро теряет свой престиж, когда появляется новое поколение, а, кроме того, высокий транспортный налог и очень дорогой ремонт делают подобные автомобили самым невыгодным вариантом вложения денег.
Похожая ситуация с люксовыми моделями наблюдается по всей стране. Специфика Центрального округа — на первых строчках дорогие седаны, а в других регионах на худших позициях чаще дорогие внедорожники вроде Porsche Cayenne, Range Rover, BMW X5 и т. п.
Топ-5 Северо-Западного федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Nissan Almera | -3,3% |
2 | Mitsubishi ASX | -4,2% |
3 | Nissan Juke | -4,3% |
4 | Hyundai ix35 | -4,8% |
5 | Hyundai Solaris | -4,9% |
В Санкт-Петербурге и соседних областях тоже лидируют компактные кроссоверы. Они популярны на первичном рынке и хорошо сохраняют стоимость с годами. В чем секрет? «Паркетники» в России завоевывают все большую популярность, но новые экземпляры теперь многим стали не по карману — массовый спрос постепенно переключается на подержанные кроссоверы, и это делает их довольно ликвидным товаром. Но в отличие от Центрального федерального округа на Северо-Западе конкуренцию им на вторичном рынке составляют более дешевые модели. На верхнюю строчку неожиданно прорвался Nissan Almera — один из самых доступных седанов С-класса. К сожалению, Альмера до 2012 года выпуска включительно — это во многом устаревшая по нынешним меркам модель. Зато не теряет в цене!
Топ-5 Приволжского федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Nissan Juke | -3,3% |
2 | Renault Duster | -3,9% |
3 | Mitsubishi ASX | -4,6% |
4 | Toyota Yaris | -4,7% |
5 | Mitsubishi L200 | -4,9% |
Авторынок Поволжья традиционно имеет много общего со столичным: в крупных промышленных центрах — Нижнем Новгороде, Перми, Казани, Самаре — тоже ценятся компактные кроссоверы. Но уже заметны отличия: Duster, который для столицы недостаточно престижен, в других городах-миллионниках уважают.
Топ-5 Южного федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Renault Duster | -2,6% |
2 | Toyota Vitz* | -3,0% |
3 | Nissan Juke | -3,3% |
4 | Honda Jazz | -3,9% |
5 | Mazda Demio* | -4,1% |
* - здесь и далее звездочкой отмечены модели с правым рулем
В Краснодарском крае и Ростовской области — своя атмосфера, и вторичный рынок тут разнообразнее. В прежние годы как официальные, так и серые дилеры успели ввезти сюда очень много автомобилей. В отличие от Поволжья, где в Топ-5 вошла леворульная Toyota Yaris, в Южном федеральном округе ценится ее праворульная «сестра-близнец» Toyota Vitz. Возможно, цена на Vitz в ЮФО стоит на месте не в силу ликвидности автомобиля, а в силу отсутствия с одной стороны заметного спроса, а с другой медленному накоплению усталости, свойственному подержаным японским авто. Но лучшим вложением денег на вторичном рынке Юга стал Duster.
Топ-5 Северо-Кавказского федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Hyundai ix35 | -4,1% |
2 | Hyundai Getz | -4,2% |
3 | Volkswagen Polo | -4,7% |
4 | Hyundai Solaris | -5,1% |
5 | SsangYong Actyon | -5,1% |
Считается, что на Кавказе особенно хорошо расходятся вазовские модели, но в рейтинге автомобилей, успешно сохраняющих свою стоимость с годами, Лады не на высших строчках. Лучший результат у Гранты, но это лишь 16-е место. А основная тенденция, как и в других регионах европейской части России: лидируют компактные кроссоверы и наиболее доступные седаны и хэтчбеки иностранных брендов. Конкретный набор моделей отличается от соседних округов, но в целом картина схожа.
Топ-5 Уральского федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Lada Largus | -3,9% |
2 | Mazda CX-5 | -4,0% |
3 | Toyota Hilux | -4,3% |
4 | Mitsubishi ASX | -4,4% |
5 | Nissan Juke | -4,4% |
Только в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени и близлежащих регионах Лады способны сохранять первоначальную стоимость не хуже иномарок, и даже лучше. Впрочем, речь только о Ларгусе, который можно назвать отечественной моделью лишь с большой натяжкой. Любопытно, что подобно Центральному и Приволжскому округам здесь ценят японские пикапы, но уже не Mitsubishi L200, а Toyota Hilux.
Топ-5 Сибирского федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Toyota Noah* | -2,7% |
2 | Nissan Juke | -2,8% |
3 | Toyota Belta* | -3,0% |
4 | Honda Stream* | -3,1% |
5 | Toyota Voxy* | -3,2% |
За Уралом картина во многом иная: единственная леворульная модель, которой удается так же успешно сохранять свою стоимость, как праворульным, — Nissan Juke. Надо отметить, что ниссановский кроссовер показал очень хорошие результаты в нашем исследовании: в шести из восьми федеральных округов России этот кроссовер входит в число моделей, лучше сохраняющих свою стоимость.
Топ-5 Дальневосточного федерального округа
Модель | Падение цены в год | |
1 | Toyota bB* | -1,9% |
2 | Toyota Noah* | -2,0% |
3 | Toyota Belta* | -2,2% |
4 | Mazda Verisa* | -2,3% |
5 | Honda Stream* | -2,3% |
Рынок Дальнего Востока имеет мало общего с другими российскими регионами. В лидерах рейтинга оказались только праворульные машины, и едва ли это кого-то удивит. Три места из пяти достались моделям Тойота: легенды об их надежности нашли свое отражение в ценах на вторичном рынке: в рейтинге моделей вне конкуренции bB, Noah и Belta. Если же брать статистику по маркам, то лидеры — Suzuki, Honda и Mazda. Их модели в среднем теряют по 3,8–4,1% в год, в то время как у Тойоты этот показатель 4,5%.
В «антирейтинге» тут — сплошь леворульные модели. Лидируют Mercedes GL, BMW X5 и Mercedes ML. Надо отметить, что на Дальнем Востоке они дешевеют не так быстро, как в других регионах: на 12–13% в год.
С относительно свежими экземплярами картина по стране совсем иная. Свой отпечаток накладывает то, что за последние два года стоимость новых машин у дилеров в среднем поднялась на 44%, в то время как на вторичном рынке цены за этот же период выросли на 13% (по данным PwC). Возникла редкая ситуация: продавая сегодня «трехлетку», можно вернуть почти полную сумму, уплаченную в 2013 году, или даже получить чуть больше. Однако новый автомобиль за эти деньги уже не купишь, так что все цифры надо рассматривать в новом масштабе цен.
За основу мы взяли статистику проекта «Автостат Инфо» и дополнили ее своими расчетами. Дело в том, что в рейтинге «Автостат Инфо» рассчитывается только один показатель, демонстрирующий, насколько цена «трехлетки» отличается от суммы, которую владелец отдал за новый автомобиль 3 года назад. Назовем это номинальной потерей стоимости. Но для получения полной картины нужно подсчитать еще и реальную потерю стоимости — то есть сравнить стоимость подержанного автомобиля с сегодняшним прайс-листом на эту модель. Эти расчеты мы провели самостоятельно, основываясь на официальных ценах автопроизводителей.
В этом рейтинге мы не даем разбивки по регионам. Данные о ценах на вторичном рынке в основном базируются на статистике по Центральному федеральному округу. Но, как мы отмечали выше, в случае с новыми экземплярами региональная специфика имеет гораздо меньшее значение: столичный рейтинг применим и к другим регионам.
В рейтинг не включены модели, демонстрирующие высокие показатели номинальной остаточной стоимости, но успевшие уйти с российского рынка. Например, на вторичном рынке Mitsubishi ASX сейчас в цене, но рассчитать реальную остаточную стоимость не представляется возможным, поскольку в нашей стране эта модель больше не продается.
10. Mercedes-Benz GL / Mercedes-Benz GLS
Новый летом 2013 г. (руб.)* | 3 550 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.)* | 3 180 260 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 89,6 |
* Здесь и далее данные о стоимости «трехлеток» и о ценах на новые автомобили в 2013 году взяты из статистики компании «Автостат Инфо» и проекта «Правильная цена»
Выбранная для анализа модификация: GL / GLS 350 d (3 л дизель), 4WD, AT
Тот, кто сейчас продаст свой трехлетний Mercedes GL, останется не в накладе, а вот когда решит купить новый внедорожник, будет, вероятно, шокирован. Разница в цене между «трехлеткой» и свежим экземпляром составляет примерно 2,2 млн рублей!
Новый летом 2016 г. (руб.) | 5 360 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 3 180 260 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 59,3 |
Надо отметить, что в категории столь дорогих люксовых автомобилей наблюдается интересный эффект: в первые годы владения автомобиль дешевеет относительно медленно, а вот дальше по мере старения машина будет терять стоимость гораздо быстрее, чем массовые модели. Дело в том, что состоятельным гражданам «пожилые» Мерседесы не интересны. После смены поколений старая генерация становится непрестижной. Покупателей победнее она тоже не очень интересует. Тех, у кого каждый миллион на счету, отпугивает, например, перспектива платить солидный транспортный налог. За Mercedes GL 350 d мощностью 258 л.с. придется отдавать 38 700 руб. в год (в Москве). Про стоимость обслуживания, ремонта и страховки деликатно промолчим…
Новый летом 2013 г. (руб.) | 1 690 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 530 280 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 90,5 |
Выбранная для анализа модификация: 3,5 л, 4WD, AT
Toyota Highlander считается довольно надежной моделью: подержанные экземпляры стоят недешево, и это оправданно. Но если сравнивать с тем, во сколько теперь оценивается новый кроссовер, то это провал. При продаже «трехлетки» на руки получаешь менее 45% от стоимости новой машины. А все потому, что у дилеров Highlander за три года подорожал более чем в два раза.
Новый летом 2016 г. (руб.) | 3 408 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 530 280 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 44,9 |
Для того, чтобы сменить «трехлетку» на свежий экземпляр, надо доплатить приличную сумму — 1,9 млн рублей. Это больше, чем стоила новая машина в 2013 году!
8. Volvo XC60
Новый летом 2013 г. (руб.) | 1 689 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 550 260 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 91,8 |
Выбранная для анализа модификация: 2,4 л, дизель, 4WD, AT (Momentum)
Марка Volvo не столь популярна у нас, как модели немецкой «большой» тройки, но по показателям сохранности остаточной стоимости у шведов все в порядке. Лучше всего себя проявляет кроссовер XC60, и он же является самой востребованной моделью Volvo на рынке.
Новый летом 2016 г. (руб.) | 2 520 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 550 260 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 61,5 |
Помимо шведского кроссовера, неплохие показатели в этом классе демонстрируют модели BMW X3 и Audi Q5.
7. Toyota Hilux
Новый летом 2013 г. (руб.) | 1 251 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 150 280 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 91,9 |
Выбранная для анализа модификация: 2,5 л, дизель, 4WD, MT («Комфорт»)
Toyota Hilux сохраняет остаточную стоимость лучше других пикапов: например, купленные до кризиса Mitsubishi L200 после трех лет эксплуатации подешевели примерно на 20%, в то время как Hilux — менее чем на 10%. А вот реальная остаточная стоимость пикапов Toyota сейчас выглядит не так привлекательно.
Новый летом 2016 г. (руб.) | 2 149 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 150 280 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 53,5 |
На тойотовские пикапы спрос традиционно выше, чем, скажем, на Volkswagen Amarok или Nissan Navara (последний ушел с российского рынка в 2015 году). Это еще одна из причин, почему подержанный Toyota Hilux можно назвать выгодной покупкой: впоследствии продать его будет проще, чем конкурирующие модели.
6. Mercedes CLA
Новый летом 2013 г. (руб.) | 1 300 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 200 260 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 92,3 |
Выбранная для анализа модификация: CLA 200 (1,6 л, турбо), AT (Особая серия)
Номинальная потеря стоимости у мерседесовского седана — минимальная в классе. BMW 1-й серии и Audi A3 потеряли за три года по 20% первоначальной стоимости, а Mercedes CLA — меньше 8%.
Новый летом 2016 г. (руб.) | 2 180 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 200 260 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 55,1 |
Тем временем у дилеров мерседесовский седан за три года подорожал почти на 70%, так что недешевеющие машины с пробегом удивления вызывать не должны. В 2013 году это была одна из самых важных премьер сезона, и при ценах от 1,3 млн за этой машиной даже выстраивались очереди! Со сменой прайс-листов желающих поубавилось, а вот покупать сейчас «трехлетку» довольно выгодно: получаешь неизношенную и вполне актуальную модель (всего три года на рынке) за полцены.
5. Mazda CX-5
Новый летом 2013 г. (руб.) | 1 069 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 990 280 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 92,6 |
Выбранная для анализа модификация: 2 л, 2WD, AT (Active)
Номинальная остаточная стоимость у Mazda CX-5 — неплохая, но и реальная остаточная стоимость — просто отличная. По этому показателю Mazda — лидер нашего рейтинга. А все потому, что рост цен на эти машины за последние три года оказался весьма умеренным. Новые машины подорожали всего на 35% — это лучший показатель среди моделей, попавших в наше исследование. Чтобы сменить «трехлетку» на новинку, сейчас достаточно доплатить всего 450 000 руб.
Новый летом 2016 г. (руб.) | 1 440 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 990 280 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 68,8 |
СХ-5 — это одна из самых разумных покупок на сегодняшний день, поскольку модель доказала свою высокую ликвидность. Новые экземпляры держатся в числе самых востребованных моделей в классе, даже несмотря на кризис. Продать такую машину с пробегом тоже гораздо легче большинства «паркетников» этого класса.
4. Honda CR-V
Новый летом 2013 г. (руб.) | 1 239 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 180 280 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 95,3 |
Выбранная для анализа модификация: 2 л, 4WD, AT (Elegance)
Когда три года назад за хондовский кроссовер просили больше 1,2 млн руб. (за версию с «автоматом» и полным приводом), казалось, что это очень дорого. Но те 18 тысяч человек, которые купили эту модель в 2013 году, на сегодняшний день практически ничего не потеряли в рублевом выражении.
Новый летом 2016 г. (руб.) | 1 769 900 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 180 280 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 66,7 |
И реальная остаточная стоимость не так уж мала: чтобы сменить «трехлетку» на новый экземпляр, надо доплатить лишь 600 000 рублей. В нашем рейтинге лучший результат показала только Mazda CX-5.
Новый летом 2013 г. (руб.) | 1 971 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 970 280 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 99,9 |
Выбранная для анализа модификация: 3 л, дизель, 4WD, AT
В классе среднеразмерных внедорожников Toyota Land Cruiser Prado традиционно является бестселлером, и главные причины — надежность и высокая ликвидность этих машин на вторичном рынке. Отсюда и сохранение первоначальной стоимости.
Новый летом 2016 г. (руб.) | 2 915 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 970 280 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 67,6 |
Считанные доли процента не позволили японскому внедорожнику подняться выше третьего места, но по объемам продаж эта модель (как на первичном, так и на вторичном рынке) в разы превосходит победителей. Рублем голосуют именно за Тойоту.
Новый летом 2013 г. (руб.) | 3 256 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 3 280 260 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 100,7 |
Выбранная для анализа модификация: 3 л, дизель, AT
У Кайенов на вторичном рынке наблюдается интересная особенность: немолодые экземпляры ценятся сравнительно дешево, а вот «трехлетки» сейчас на пике спроса, и за них готовы давать сумму не меньше, чем стоила новая машина в 2013 году. Но выгодно ли покупать сейчас «трехлетку»?
Новый летом 2016 г. (руб.) | 4 839 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 3 280 260 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 67,8 |
Как по номинальной, так и по реальной остаточной стоимости получается, что это одна из самых высоко ценящихся моделей на рынке. Но вот дальше она будет резко дешеветь (почему — см. выше в главке про Mercedes GL/GLS).
Новый летом 2013 г. (руб.) | 1 784 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 800 260 |
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) | 100,9 |
Выбранная для анализа модификация: трехдверная, 3,6 л, AT (Rubicon)
Классика всегда в цене! Те, кто купил американский внедорожник три года назад, могу тешить себя мыслью, что лучшего способа потратить деньги на автомобиль не существовало. Правда, таких счастливчиков на всю Россию нашлось лишь 419 человек: столь невысок был спрос на Jeep Wrangler даже в благополучном 2013 году. И для нынешних владельцев трехлетних Рэнглеров или тех, кто подумывает о такой покупке, это на самом деле печальная информация: формально их машины ценятся высоко, но фактически они очень мало востребованы в нашей стране. Товар вроде ценный, а на самом деле неликвидный.
Новый летом 2016 г. (руб.) | 3 170 000 |
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) | 1 800 260 |
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) | 56,8 |
Продавая сейчас Wrangler-«трехлетку», можно полностью вернуть потраченную в 2013 году сумму, но объясняется это тем, что новые машины за прошедшие три года подорожали почти на 80%! И есть еще одна причина, по которой Wrangler меньше других теряет в цене: эта модель, ставшая культовой, существует в своей нише почти без конкурентов и не подвержена резким колебаниям настроений потенциальных покупателей. Массовые автомобили морально устаревают гораздо быстрее — каждый рестайлинг или смена поколений оборачиваются ударом по ценам на экземпляры с пробегом, а Wrangler будто законсервирован.
А как же Lada?
Вернуть уплаченную три года назад сумму не реально, но если разобраться, то владеть Ладой все же не так плохо. Самая востребованная тольяттинская модель Lada Granta в средней комплектации «Норма» продавалась в 2013 году за 332 800 рублей, а теперь за такую «трехлетку» можно получить около 215 000 руб. Таким образом, номинальная остаточная стоимость довольно низка: 65%. Зато если рассчитывать реальную стоимость, исходя из цены новой машины сегодня (419 600 руб.), получается 51,31%. В этом плане Granta оказалась лучше, чем Toyota Highlander. А отъездив три года, достаточно доплатить 200 000 с небольшим, и у тебя снова новая Granta. По нынешним временам это выглядит вполне разумным вариантом.
Что надо знать перед покупкой?
• Популярные кроссоверы и малолитражки выгоднее брать в возрасте от трех лет: дальше они дешевеют гораздо медленнее большинства других моделей;
• Сравнительно дорогие и среднеценовые модели можно назвать удачной покупкой, только пока они новые. Вслед за ростом цен на первичном рынке быстро дорожают и такие машины: их можно продать с минимальными потерями;
• В регионах, где доля праворульных автомобилей наиболее велика, именно их можно считать лучшим вложением средств на рынке б/у автомобилей.
P.S. Ещё у нас есть достаточно материала для статьи на тему, какие авто теряют в цене быстрее всего. Если интересно, то можно сделать и такой отчёт. Отписывайтесь в комментах.