В четверг, 21 июля, в Москве открылся Форум стратегических инициатив. Это мероприятие организовано Агентством стратегических инициатив (АСИ), формально — автономной некоммерческой организацией, распределяющей средства господдержки на перспективные наукоемкие проекты.
Форум стратегических инициатив — довольно странное мероприятие, собравшее под сводами одного из павильонов ВДНХ весьма разных участников. Тематическая эклектика и плохо выраженная цель — спутники почти любого государственного начинания, связанного с распределением госсубсидий. И Форум стопроцентно соответствует духу идеи, «спущенной сверху».
Основные технологические направления, курируемые АСИ — робототехника и нейронные сети. Именно роботы стали самой заметной частью выставочной экспозиции Форума. Провели даже соревнования школьников, самостоятельно изготовивших различные робототехнические поделки (в рамках летнего кубка программы «Робототехника»).
Накануне была анонсирована презентация проекта «Матрешка», о котором мы уже писали.
«Матрешка» — это идея автономного коммерческого транспорта, разумеется, с электроприводом. Инициатор проекта — владелец автобусного завода «Волгабас» Алексей Бакулин.
Увы, красивый автобусик с подкатной тяговой тележкой собрать не успели, говорят, что машина будет готова только на следующей неделе. Вместо нее показали самый первый прототип Robus, ранее замеченный в Сколково.
Эта машина построена «Волгабасом», но вся «интеллектуальная» начинка — от рязанской фирмы Avrora Robotics, ранее уже демонстрировавшей свои «беспилотные» наработки на базе ГАЗели.
Robus функционирует как пассажирский челнок, передвигаясь между заданными точками. И исключительно на закрытых территориях, где нет значительного транспортного трафика и где можно отслеживать его работу с помощью диспетчерской службы. В качестве сенсоров используются три лазерных сканирующих устройства (лидара) Velodyne и Sick — спереди, сзади и на крыше.
Расположение верхнего лидара несимметричное, так что даже при заявленной диаграмме направленности в 360 градусов часть «картинки» все равно перекрывается противоположной частью крыши. Но в ином случае лидар пришлось бы поднимать на значительную высоту над машиной.
Предусмотрена и установка четырех видеокамер (по две спереди и сзади), но на выставочной машине их не было. Как не было и модуля GPS (по понятной причине — демонстрация проходила в помещении).
Вообще, создатели Робуса считают лидары более эффективными сенсорами, чем видеокамеры и спутниковый навигатор. Дальность их оценки — примерно 80 метров, этого достаточно для безопасного передвижения со скоростью 20 км/ч.
Конструктивно скорость челнока ограничена 30 км/ч, но программно ее уменьшили вдвое, до 15 км/ч. Как сказал один из руководителей проекта Сергей Лукша, интеллект машины еще не настолько отработан, чтобы позволять разгоняться до транспортных скоростей. А по выставочной площадке Robus ездил вообще со скоростью 5 км/ч.
Вторая итерация автономного автобуса (та самая «Матрешка») будет организована гораздо конструктивнее.
Ее задумали как модульную платформу, у которой есть основание с тяговыми аккумуляторами (центральная часть шасси) и две подкатные тележки с поворачивающимися колесами и электроприводами. Получается полноприводная и полностью управляемая конструкция с минимальным радиусом разворота (что важно для городского транспорта).
В техническом задании, которое Avrora Robotics сформировала для инженеров «Волгабаса», уже есть специфические для автономного транспорта требования — места для расположения сенсоров, коммутация подкатных тележек и т.п. И если Robus суть переделка из обычного гольф-кара, то «Матрешка» станет первым российским роботизированным транспортным средством, спроектированным с нуля.
Как рассказал директор по НИОКР Волгабаса Павел Старостин, литий-железо-фосфатные аккумуляторы для «Матрешки» будет поставлять…«Лиотех»! Якобы слухи о его банкротстве сильно преувеличены. Как к этой информации относиться — не понятно, ведь банкротство «Лиотеха» — юридически неопровержимый факт.
«Матрешку» планируется производить во Владимире, где сейчас строится новый завод «Волгабаса», точнее, фирмы BMG («Бакулин Моторс Групп»). Завод рассчитан на 6000 автобусов в год (5000 готовых машин и 1000 машинокомплектов), но первая очередь будет иметь вдвое меньшую производительность, 2500 машин. Завод планируют запустить 27 сентября 2016 года.
В самом факте его постройки тоже много странного, ведь у BMG имеется недозагруженный завод в Волжском, который ранее производил автобусы под маркой «Волжанин», а в 2013 году появился новый бренд Volgabus. По сути, это была попытка владельцев вывести предприятие из-под риска банкротства, связанного с иском на 1,3 млрд руб. от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы и претензиями налоговых органов. От банкротства юридического лица «ВП Волжанин — Конструкционные системы» это не спасло, но сам завод под другим ООО удалось сохранить. О причине ребрендинга журналистов в свое время проинформировал сам «Волгабас», разослав такие письма:
Завод во Владимирской области (село Ворша Собинского района) возводится на земле, выкупленной администрацией Владимирской области под обещание Алексея Бакулина построить самое современное предприятие. Сроки окончания строительства несколько раз сдвигались, но теперь вроде как все достроено, осталось наладить производственное оборудование.
Владимирский завод ориентирован на выпуск техники под маркой BMG, но это будут те же автобусы, что ныне производятся в Волжском. Упор обещают сделать на газомоторные модификации. А потом и на электробусы. Одним из которых и должна стать «Матрешка». Точнее то, что получится в результате доводки всех прототипов. А доводка — это большая научно-исследовательская работа, в которой многое придется делать впервые. Так что говорить о сроках внедрения, цене и объемах выпуска пока, мягко говоря, преждевременно.
Avrora Robotics на Форуме показала еще несколько интересных автономных транспортных средств. Одно из них — компактный гусеничный вездеход МАРС А-800 с автопилотом, построенный на базе джиггера Tinger Track. Эта машина ориентирована на специальные задачи — вроде доставки грузов в районы чрезвычайных происшествий или работы на пожарах.
Алгоритмика МАРС А-800 отличается от той, что закладывают в самоуправляемые дорожные машины. Среда функционирования внедорожника гораздо менее структурирована, нет улиц, перекрестков и поворотов, к которым можно «привязаться». На бездорожье машину учат ориентироваться по другим элементам, самостоятельно оценивать преодолимость каждого препятствия. Особая сложность — анализ несущей способности грунта. Сейчас эту проблему пытаются решить с помощью тех же лидаров, оценивая отраженный сигнал по нескольким параметрам. Но это только первые робкие опыты. И вообще самоуправляемой машиной МАРС А-800 называть пока рано, он способен только устойчиво двигаться в колонне за ведущим транспортным средством или управляться дистанционно, по радиоканалу.
В настоящее время машину учат самостоятельно перемещаться между двумя точками, «запоминая» все характеристики маршрута.
Кроме лидаров МАРС А-800 оснащен видеокамерами, GPS и инерциальной системой (гироскоп плюс акселерометр). Правда, на выставочном образце сенсорной системы не было, ее переставили на вышеупомянутый автобус.
Создание МАРСа профинансировал фонд Сколково. Машину хотят показать на военно-техническом форуме «Армия-2016» в сентябре, там же примут (или не примут) решение о проведении первых независимых испытаний.
Но сама машина, по словам представителя «Авроры Роботикс« Александра Борисова, не главное, важнее создать универсальную программную платформу, пригодную для разных автономных средств передвижения. Поэтому рязанцы показали макеты и других своих задумок — сельскохозяйственного беспилотного трактора и транспортных тележек, колесной и гусеничной.
Другие экспонаты Форума к беспилотному автотранспорту прямого отношения не имели, но все равно посмотрите на самые интересные из них.