Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Обзор Форума стратегических инициатив: роботизированные транспортные средства для армии и города
23.07.2016 | 7392 просмотра

Обзор Форума стратегических инициатив: роботизированные транспортные средства для армии и города

Автор: Сергей Цыганов
Фото автора
Источник: Дром

В четверг, 21 июля, в Москве открылся Форум стратегических инициатив. Это мероприятие организовано Агентством стратегических инициатив (АСИ), формально — автономной некоммерческой организацией, распределяющей средства господдержки на перспективные наукоемкие проекты.

Форум стратегических инициатив — довольно странное мероприятие, собравшее под сводами одного из павильонов ВДНХ весьма разных участников. Тематическая эклектика и плохо выраженная цель — спутники почти любого государственного начинания, связанного с распределением госсубсидий. И Форум стопроцентно соответствует духу идеи, «спущенной сверху».

Основные технологические направления, курируемые АСИ — робототехника и нейронные сети. Именно роботы стали самой заметной частью выставочной экспозиции Форума. Провели даже соревнования школьников, самостоятельно изготовивших различные робототехнические поделки (в рамках летнего кубка программы «Робототехника»).

Накануне была анонсирована презентация проекта «Матрешка», о котором мы уже писали.

«Матрешка» — это идея автономного коммерческого транспорта, разумеется, с электроприводом. Инициатор проекта — владелец автобусного завода «Волгабас» Алексей Бакулин.

Увы, красивый автобусик с подкатной тяговой тележкой собрать не успели, говорят, что машина будет готова только на следующей неделе. Вместо нее показали самый первый прототип Robus, ранее замеченный в Сколково.

Эта машина построена «Волгабасом», но вся «интеллектуальная» начинка — от рязанской фирмы Avrora Robotics, ранее уже демонстрировавшей свои «беспилотные» наработки на базе ГАЗели.

Robus функционирует как пассажирский челнок, передвигаясь между заданными точками. И исключительно на закрытых территориях, где нет значительного транспортного трафика и где можно отслеживать его работу с помощью диспетчерской службы. В качестве сенсоров используются три лазерных сканирующих устройства (лидара) Velodyne и Sick — спереди, сзади и на крыше.

Расположение верхнего лидара несимметричное, так что даже при заявленной диаграмме направленности в 360 градусов часть «картинки» все равно перекрывается противоположной частью крыши. Но в ином случае лидар пришлось бы поднимать на значительную высоту над машиной.

Предусмотрена и установка четырех видеокамер (по две спереди и сзади), но на выставочной машине их не было. Как не было и модуля GPS (по понятной причине — демонстрация проходила в помещении).

На месте таких заглушек должны быть смонтированы видеокамеры

Вообще, создатели Робуса считают лидары более эффективными сенсорами, чем видеокамеры и спутниковый навигатор. Дальность их оценки — примерно 80 метров, этого достаточно для безопасного передвижения со скоростью 20 км/ч.

Конструктивно скорость челнока ограничена 30 км/ч, но программно ее уменьшили вдвое, до 15 км/ч. Как сказал один из руководителей проекта Сергей Лукша, интеллект машины еще не настолько отработан, чтобы позволять разгоняться до транспортных скоростей. А по выставочной площадке Robus ездил вообще со скоростью 5 км/ч.

Вторая итерация автономного автобуса (та самая «Матрешка») будет организована гораздо конструктивнее.

Ее задумали как модульную платформу, у которой есть основание с тяговыми аккумуляторами (центральная часть шасси) и две подкатные тележки с поворачивающимися колесами и электроприводами. Получается полноприводная и полностью управляемая конструкция с минимальным радиусом разворота (что важно для городского транспорта).

В техническом задании, которое Avrora Robotics сформировала для инженеров «Волгабаса», уже есть специфические для автономного транспорта требования — места для расположения сенсоров, коммутация подкатных тележек и т.п. И если Robus суть переделка из обычного гольф-кара, то «Матрешка» станет первым российским роботизированным транспортным средством, спроектированным с нуля.

Как рассказал директор по НИОКР Волгабаса Павел Старостин, литий-железо-фосфатные аккумуляторы для «Матрешки» будет поставлять…«Лиотех»! Якобы слухи о его банкротстве сильно преувеличены. Как к этой информации относиться — не понятно, ведь банкротство «Лиотеха» — юридически неопровержимый факт.

«Матрешку» планируется производить во Владимире, где сейчас строится новый завод «Волгабаса», точнее, фирмы BMG («Бакулин Моторс Групп»). Завод рассчитан на 6000 автобусов в год (5000 готовых машин и 1000 машинокомплектов), но первая очередь будет иметь вдвое меньшую производительность, 2500 машин. Завод планируют запустить 27 сентября 2016 года.

В самом факте его постройки тоже много странного, ведь у BMG имеется недозагруженный завод в Волжском, который ранее производил автобусы под маркой «Волжанин», а в 2013 году появился новый бренд Volgabus. По сути, это была попытка владельцев вывести предприятие из-под риска банкротства, связанного с иском на 1,3 млрд руб. от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы и претензиями налоговых органов. От банкротства юридического лица «ВП Волжанин — Конструкционные системы» это не спасло, но сам завод под другим ООО удалось сохранить. О причине ребрендинга журналистов в свое время проинформировал сам «Волгабас», разослав такие письма:

 

Завод во Владимирской области (село Ворша Собинского района) возводится на земле, выкупленной администрацией Владимирской области под обещание Алексея Бакулина построить самое современное предприятие. Сроки окончания строительства несколько раз сдвигались, но теперь вроде как все достроено, осталось наладить производственное оборудование.

Владимирский завод ориентирован на выпуск техники под маркой BMG, но это будут те же автобусы, что ныне производятся в Волжском. Упор обещают сделать на газомоторные модификации. А потом и на электробусы. Одним из которых и должна стать «Матрешка». Точнее то, что получится в результате доводки всех прототипов. А доводка — это большая научно-исследовательская работа, в которой многое придется делать впервые. Так что говорить о сроках внедрения, цене и объемах выпуска пока, мягко говоря, преждевременно.

Avrora Robotics на Форуме показала еще несколько интересных автономных транспортных средств. Одно из них — компактный гусеничный вездеход МАРС А-800 с автопилотом, построенный на базе джиггера Tinger Track. Эта машина ориентирована на специальные задачи — вроде доставки грузов в районы чрезвычайных происшествий или работы на пожарах.

Алгоритмика МАРС А-800 отличается от той, что закладывают в самоуправляемые дорожные машины. Среда функционирования внедорожника гораздо менее структурирована, нет улиц, перекрестков и поворотов, к которым можно «привязаться». На бездорожье машину учат ориентироваться по другим элементам, самостоятельно оценивать преодолимость каждого препятствия. Особая сложность — анализ несущей способности грунта. Сейчас эту проблему пытаются решить с помощью тех же лидаров, оценивая отраженный сигнал по нескольким параметрам. Но это только первые робкие опыты. И вообще самоуправляемой машиной МАРС А-800 называть пока рано, он способен только устойчиво двигаться в колонне за ведущим транспортным средством или управляться дистанционно, по радиоканалу.

В настоящее время машину учат самостоятельно перемещаться между двумя точками, «запоминая» все характеристики маршрута.

Кроме лидаров МАРС А-800 оснащен видеокамерами, GPS и инерциальной системой (гироскоп плюс акселерометр). Правда, на выставочном образце сенсорной системы не было, ее переставили на вышеупомянутый автобус.

Создание МАРСа профинансировал фонд Сколково. Машину хотят показать на военно-техническом форуме «Армия-2016» в сентябре, там же примут (или не примут) решение о проведении первых независимых испытаний.

Но сама машина, по словам представителя «Авроры Роботикс« Александра Борисова, не главное, важнее создать универсальную программную платформу, пригодную для разных автономных средств передвижения. Поэтому рязанцы показали макеты и других своих задумок — сельскохозяйственного беспилотного трактора и транспортных тележек, колесной и гусеничной.

Другие экспонаты Форума к беспилотному автотранспорту прямого отношения не имели, но все равно посмотрите на самые интересные из них.

Комментарии

   
Чита
Сообщений: 649
Видел по телевиденью репортаж про эту выставку, что сказать, игрушки какие-то, человечество еще слишком далеко до разработки полноценных роботов.
Мои отзывы: Infiniti M37 2012, Lexus GS300 2005
26
18
Ответить
Смелый
Благовещенск
Пусть человечество сначало придумает батарейки которые будут заряжаться за 10 мин. и работать целый день, а потом можно и автобусы на линию выпускать.
36
10
Ответить
Новый
Красноярск
Какой то "пир во время чумы".

Для чего это всё сейчас? Когда кроме мАсковии никто нормально не живёт, когда китай в 3-5 раза дешевле дороги строит и в 10-100 раз быстрее, когда "денег нет, но вы держитесь", когда вся промышленность это сосать ресурсы и катать трубы чтобы ресурсы доставлять не для себя(!!!) а для иностранцев!!

Нас в Сибири топят углём, люди дышат пеплом и копотью, в то время как газовая "СИЛА СИБИРИ" утекает в кетай.. Видимо в прямом смысле сила сибиряков утекает в кЕтай
101
17
Ответить
    
Сообщений: 45
С удовольствием купил бы электробайк на работу гонять. Частного дома у меня нет чтобы заряжать электрокар, а вот с таким байком бы справился и дома и на работе.
Продаются ли они?
5
7
Ответить
Ключевые фразы в тексте - Банкрот "Лиотех" будет поставлять аккумуляторы для "Матрешки", вывести предприятие из риска банкротства, завод под другим ООО удалось сохранить и т.д. Впечатление, что все эти псевдоразработки звенья мутной цепи по уходу от налогов, долгов и прочих моментов, которые просто называются воровством!!!
51
2
Ответить
Санкт-Петербург
Какие инновации в России??? Живу в спб,дом 2015 года....а воду горячую отключают на 2 недели минимум...
40
8
Ответить
 
Москва
Сообщений: 235
Даешь камаз-трансформер.
Мой отзыв: Volvo XC70 2014
12
 
Ответить
 
Москва
Сообщений: 235
Новый:
Какой то "пир во время чумы".
Для чего это всё сейчас? Когда кроме мАсковии никто нормально не живёт, когда китай в 3-5 раза дешевле дороги строит и в 10-100 раз быстрее, когда "денег нет, но вы держитесь", когда вся промышленность это сосать ресурсы и катать трубы чтобы ресурсы доставлять не для себя(!!!) а для иностранцев!!
Нас в Сибири топят углём, люди дышат пеплом и копотью, в то время как газовая "СИЛА СИБИРИ" утекает в кетай.. Видимо в прямом смысле сила сибиряков утекает в кЕтай
Московия как-будто нормально живет.
16
11
Ответить
Aleks.Nef:
Московия как-будто нормально живет.
Если бы люди пахали на работе так же, как люди пашут в Москве, то и жили бы не хуже. Привыкли жаловаться на все и вся. В любой стране, в любом городе надо работать, чтобы чего-то добиться. А то сидят с друзьями по пятницах в барах, гаражах и на диванах и пиво пьют, когда другие в это время на свое дело зарабатывают на двух работах. Зато каждый хает страну, правительство и всех вокруг, но только не самого себя. Привыкли, что государство все дает и ***у подтирает, а тут на тебе - и все делать самому надо. Короче, как сказал Шнуров, не самый большой авторитет, но у нас народ достоен своего правительства. Молодцы, что стараются развивать новые технологии, хватит уже в прошлом веке жить. В конце концов, это в будущем станет заменой газу, дереву и что мы там еще продаем налево-направо. Очень жаль, что у нас все через одно место делается, с уклонением от налогов и тд, но лучше так, чем вообще никак.
19
60
Ответить
  
Сообщений: 467
Anton Piksasov:
Если бы люди пахали на работе так же, как люди пашут в Москве, то и жили бы не хуже. Привыкли жаловаться на все и вся. В любой стране, в любом городе надо работать, чтобы чего-то добиться. А то сидят с друзьями по пятницах в барах, гаражах и на диванах и пиво пьют, когда другие в это время на свое дело зарабатывают на двух работах. Зато каждый хает страну, правительство и всех вокруг, но только не самого себя. Привыкли, что государство все дает и ***у подтирает, а тут на тебе - и все делать самому надо. Короче, как сказал Шнуров, не самый большой авторитет, но у нас народ достоен своего правительства. Молодцы, что стараются развивать новые технологии, хватит уже в прошлом веке жить. В конце концов, это в будущем станет заменой газу, дереву и что мы там еще продаем налево-направо. Очень жаль, что у нас все через одно место делается, с уклонением от налогов и тд, но лучше так, чем вообще никак.
Забыл только в конце добавить - Так что работайте и держитесь!
45
2
Ответить
Максим
Белово
Anton Piksasov:
Если бы люди пахали на работе так же, как люди пашут в Москве, то и жили бы не хуже. Привыкли жаловаться на все и вся. В любой стране, в любом городе надо работать, чтобы чего-то добиться. А то сидят с друзьями по пятницах в барах, гаражах и на диванах и пиво пьют, когда другие в это время на свое дело зарабатывают на двух работах. Зато каждый хает страну, правительство и всех вокруг, но только не самого себя. Привыкли, что государство все дает и ***у подтирает, а тут на тебе - и все делать самому надо. Короче, как сказал Шнуров, не самый большой авторитет, но у нас народ достоен своего правительства. Молодцы, что стараются развивать новые технологии, хватит уже в прошлом веке жить. В конце концов, это в будущем станет заменой газу, дереву и что мы там еще продаем налево-направо. Очень жаль, что у нас все через одно место делается, с уклонением от налогов и тд, но лучше так, чем вообще никак.
Согласен. Если все выкладывались бы на работе, то наверное мы и жили бы лучше. А что касается воровства коррупции и схем уклонения от налогов, так это все так живут. Очень жаль конечно. И не ясно кто в этом виноват.
7
9
Ответить
  
Сообщений: 347
Наш ответ гелику
17
2
Ответить
 
Москва
Сообщений: 235
Anton Piksasov:
Если бы люди пахали на работе так же, как люди пашут в Москве, то и жили бы не хуже. Привыкли жаловаться на все и вся. В любой стране, в любом городе надо работать, чтобы чего-то добиться. А то сидят с друзьями по пятницах в барах, гаражах и на диванах и пиво пьют, когда другие в это время на свое дело зарабатывают на двух работах. Зато каждый хает страну, правительство и всех вокруг, но только не самого себя. Привыкли, что государство все дает и ***у подтирает, а тут на тебе - и все делать самому надо. Короче, как сказал Шнуров, не самый большой авторитет, но у нас народ достоен своего правительства. Молодцы, что стараются развивать новые технологии, хватит уже в прошлом веке жить. В конце концов, это в будущем станет заменой газу, дереву и что мы там еще продаем налево-направо. Очень жаль, что у нас все через одно место делается, с уклонением от налогов и тд, но лучше так, чем вообще никак.
Я на работе практически живу. 12 часов норма вещей. Хоть я и получаю выше среднего по меркам Москвы, но и мне не легко. А дальше хуже.
13
3
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
У нас до сих пор ржавые пазики ездят и еще долго будут ездить потому что в бюджете денег нет. Какие беспилотники?
Мой отзыв: Nissan Almera 2009
14
2
Ответить
   
Сообщений: 23677
будущее за дронами http://www.drone2.ru/news/48-b...
ОСАГО для легковых без переплат - http://osago.cto.ru/

для грузовиков и мото - http://cto.ru/
2
1
Ответить
gunn40
Челябинск
Такое ощущение, что есть повышенный интерес к разработке беспилотного транспорта для радиоактивных зон
9
1
Ответить
Новый
Красноярск
gunn40:
Такое ощущение, что есть повышенный интерес к разработке беспилотного транспорта для радиоактивных зон
корень есть в вашем посте, к нам например свозят тоннами ОЯТ и не известно для чего..
4
1
Ответить
 
Иркутск (р-н)
Сообщений: 7959
Aleks.Nef:
Даешь камаз-трансформер.
))
Мой отзыв: Honda Avancier 2001
 
 
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 7206
Anton Piksasov:
Если бы люди пахали на работе так же, как люди пашут в Москве, то и жили бы не хуже. Привыкли жаловаться на все и вся. В любой стране, в любом городе надо работать, чтобы чего-то добиться. А то сидят с друзьями по пятницах в барах, гаражах и на диванах и пиво пьют, когда другие в это время на свое дело зарабатывают на двух работах. Зато каждый хает страну, правительство и всех вокруг, но только не самого себя. Привыкли, что государство все дает и ***у подтирает, а тут на тебе - и все делать самому надо. Короче, как сказал Шнуров, не самый большой авторитет, но у нас народ достоен своего правительства. Молодцы, что стараются развивать новые технологии, хватит уже в прошлом веке жить. В конце концов, это в будущем станет заменой газу, дереву и что мы там еще продаем налево-направо. Очень жаль, что у нас все через одно место делается, с уклонением от налогов и тд, но лучше так, чем вообще никак.
Оборжаться можно. Неделю назад приехал из командировки в дорогую мою столицу.
принимали "работу" подрядчиков. У же почти год как должны сделать, но все то крокодил не ловится, то кокос не растет. А уж уработались они там, просто вспотели все.
Составили план - исследовать 90 образцов.
- неее, это много. Мы так не можем. Мы еще в 10 не пришли на работу, а в 18 нужно уже уйти.
- ну задержитесь.
- неее, задержаться мы не можем.
- а сколько можете сделать?
- 12 в день.
тут я поперхнулся. У нас средний лаборант делает 100 в день и еще время на кофе остается. А там в столицах они же разработчики, да доценты с кандидатами все....
первфй день ходили из угла в угол. Такое ощущение, что свою разработку видели в первый раз.
второй день всю работу запороли, так как нарушили свою же инструкцию.
на третий день с трудом выдали какие-тослегка невнятные результаты.
причем новосибирцы были готовы сделать все в несколько раз дешевле, но где там. Центральный офис (естественно в москве) решил, что именно там нужно разместить подряд.
мы же тут в сибири работать не умеем, в валенках ходим, полоротые все. Зато в столицах работнички, жеваный крот....
44
1
Ответить
Новый:
Какой то "пир во время чумы". Для чего это всё сейчас? Когда кроме мАсковии никто нормально не живёт, когда китай в 3-5 раза дешевле дороги строит и в 10-100 раз быстрее, когда "денег нет, но вы держитесь", когда вся промышленность это сосать ресурсы и катать трубы чтобы ресурсы доставлять не для себя(!!!) а для иностранцев!! Нас в Сибири топят углём, люди дышат пеплом и копотью, в то время как газовая "СИЛА СИБИРИ" утекает в кетай.. Видимо в прямом смысле сила сибиряков утекает в кЕтай
В России все еще очень много обеспеченых людей. Взгляните хотя бы на анализ рынка вкладов физических лиц http://www.asv.org.ru/agency/for_press/pr/394802/. У людей на депозитах лежит 23 триллиона рублей на 2015 год. Так, что у кого-то реально пир. По поводу отопления углем. Углем топят везде - в России, Китае, Германии и США. У сибиряков все нормально, у кого руки из правильного места растут.
3
12
Ответить
Дмитрий Павлов:
Ключевые фразы в тексте - Банкрот "Лиотех" будет поставлять аккумуляторы для "Матрешки", вывести предприятие из риска банкротства, завод под другим ООО удалось сохранить и т.д. Впечатление, что все эти псевдоразработки звенья мутной цепи по уходу от налогов, долгов и прочих моментов, которые просто называются воровством!!!
Есть доказательная база или так словоблудие?
2
4
Ответить
    
Хабаровск
Сообщений: 1911
какие беспилотники? У нас дорог то нет, одни направления. Самое время возвращаться к волокушам видать
Системный Администратор!
http://it-technology.biz/
Тел. 666-222
5
1
Ответить
Morgwat
Aleks.Nef:
Я на работе практически живу. 12 часов норма вещей. Хоть я и получаю выше среднего по меркам Москвы, но и мне не легко. А дальше хуже.
У нас люди работают по 12 часов с одним выходным (а иногда и без) чтобы получать 25-30 т.р. При средней з/п по стране в 36 т.р. (в 50 по московии в частности). И люди впахивают на заводах, у станков, дыша сажей, копотью и прочим.
Расскажи мне как тебе тяжело сидеть по 12 часов в офисе, москвич.....
23
3
Ответить
mexdag:
С удовольствием купил бы электробайк на работу гонять. Частного дома у меня нет чтобы заряжать электрокар, а вот с таким байком бы справился и дома и на работе.
Продаются ли они?
В Китае продаются. За байк не знаю, а электрический скутер от 300 долларов или 1800 юаней. Немало народа на таких ездит потому как в Китае бензин по доллару или 6 юаней за литр.
 
 
Ответить
  
Сообщений: 506
vb2002:
Оборжаться можно. Неделю назад приехал из командировки в дорогую мою столицу.
принимали "работу" подрядчиков. У же почти год как должны сделать, но все то крокодил не ловится, то кокос не растет. А уж уработались они там, просто вспотели все.
Составили план - исследовать 90 образцов.
- неее, это много. Мы так не можем. Мы еще в 10 не пришли на работу, а в 18 нужно уже уйти.
- ну задержитесь.
- неее, задержаться мы не можем.
- а сколько можете сделать?
- 12 в день.
тут я поперхнулся. У нас средний лаборант делает 100 в день и еще время на кофе остается. А там в столицах они же разработчики, да доценты с кандидатами все....
первфй день ходили из угла в угол. Такое ощущение, что свою разработку видели в первый раз.
второй день всю работу запороли, так как нарушили свою же инструкцию.
на третий день с трудом выдали какие-тослегка невнятные результаты.
причем новосибирцы были готовы сделать все в несколько раз дешевле, но где там. Центральный офис (естественно в москве) решил, что именно там нужно разместить подряд.
мы же тут в сибири работать не умеем, в валенках ходим, полоротые все. Зато в столицах работнички, жеваный крот....
+1, в глубинках иной раз бывают такие кулибины, что отправь в какую-нибудь Америку - мигом придумают весьма достойную патент/изобретение/полезную модель, с их-то условиями. Многие американские бизнесмены даже говорят, "если бы не социально-культурные условия нашей страны, мы бы не достигли такого успеха".
 
1
Ответить
  
Сообщений: 9974
Anton Piksasov:
Если бы люди пахали на работе так же, как люди пашут в Москве, то и жили бы не хуже. Привыкли жаловаться на все и вся. В любой стране, в любом городе надо работать, чтобы чего-то добиться. А то сидят с друзьями по пятницах в барах, гаражах и на диванах и пиво пьют, когда другие в это время на свое дело зарабатывают на двух работах. Зато каждый хает страну, правительство и всех вокруг, но только не самого себя. Привыкли, что государство все дает и ***у подтирает, а тут на тебе - и все делать самому надо. Короче, как сказал Шнуров, не самый большой авторитет, но у нас народ достоен своего правительства. Молодцы, что стараются развивать новые технологии, хватит уже в прошлом веке жить. В конце концов, это в будущем станет заменой газу, дереву и что мы там еще продаем налево-направо. Очень жаль, что у нас все через одно место делается, с уклонением от налогов и тд, но лучше так, чем вообще никак.
москва большая, друг. есть те, кто пашет, есть те, кто беспрерывно по барам чекинится.
с некоторыми москвичами работать хорошо, а некоторые даже не в состоянии концепцию часовых поясов усвоить, а также не в силах осознать, что камчатка не рядом с владивостоком.
3
 
Ответить
Максим
Белово
Aleks.Nef:
Я на работе практически живу. 12 часов норма вещей. Хоть я и получаю выше среднего по меркам Москвы, но и мне не легко. А дальше хуже.
Слушай, вот если не секрет сколько получаешь?
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром