2 июля в Московском университете машиностроения (он же МАМИ) — состоялся смотр дипломных проектов выпускников 2016 года, обучавшихся по направлению транспортного дизайна.
Это узкоспециализированное мероприятие интересно как минимум по двум причинам: во-первых, МАМИ — ведущий машиностроительный вуз в стране, во-вторых, выставка дипломных проектов наглядно демонстрирует сегодняшний уровень российской школы автомобильного дизайна. А дизайн, на секундочку, это то, что создает (вернее, должно создавать) высокую добавленную стоимость продукта.
Кроме того, дипломные проекты позволяют взглянуть на автомобиль по-новому, посмотреть, каким он может стать завтра, ведь мышление студента, как правило, не отягощено технологическими и финансовыми ограничениями, которыми приходится руководствоваться при работе над реальным проектом.
Такие выставки в МАМИ проводится ежегодно, начиная с 2014 года. Мероприятие здесь на манер европейских и американских дизайнерских вузов называют degree show (буквально — смотр выпускных проектов). На degree show попадают только лучшие проекты, которые вуз может с гордостью показать прессе, иностранным гостям и обычной публике.
В 2016 году на degree show выставили чуть менее десяти проектов выпускников МАМИ. Давайте пройдемся по ним.
Алексей попытался заглянуть в будущее УАЗа и разработал проект автомобиля под этой маркой, ориентированный на 2030 год. Кроссовер Егорова — молодежный, спортивный и динамичный. По замыслу автора, машиной можно управлять как вручную, так и с помощью встроенной системы автопилотирования.
Интересная особенность проекта — «глухие» боковые окна. Но на самом деле они не глухие, это технология стекол, окрашенных с одной стороны, и прозрачных — с другой.
Во время обучения Анна стажировалась в дизайн-студии концерна Renault, где разработала свою дипломную работу. Ее дизайн-проект Renault бизнес-класса представляет собой довольно крупный однообъемник расчетной длиной почти 5 м. У салона автомобиля широкие возможности трансформации. По задумке Анны, проект оснащен системой автопилота, которая может управлять машиной без участия водителя.
При работе над своим проектом Петр сознательно отошел от нынешних трендов в автомобилестроении. Его проект — спорткупе с классическими пропорциями под несколько забытой, но культовой британской маркой TVR.
Артем разработал проект кроссовера под маркой Lada на 2030 год. Дизайн выполнен в стиле корейских и японских дизайнерских школ: максимум футуристичности и концептуальности.
Владимир разработал свое видение спорткупе под итальянской маркой Alfa Romeo. В проекте он отразил дизайнерское наследие бренда — треугольную решетку радиатора, «чистые» боковины и длинные горизонтальные задние фонари.
Александр представил свое видение суперкара Volkswagen с электрической силовой установкой. Дизайн-дух немецкой марки студент прочувствовал очень хорошо — строгие лаконичные линии, «плоские» объемы.
Суперкар с электрической силовой установкой — детище Владимира Гололобова. Ни к какой конкретной марке свой проект он не привязывал, а потому был совершенно свободен в своем творчестве. Особенность проекта — разделение кузова на три объема: передняя, задняя и пассажирская части формируют интересную при виде сверху форму кузова.
В рамках degree show в МАМИ были представлены проекты-победители конкурса Lada SUV 2030, организованного Центром стиля «АвтоВАЗа» совместно с университетом. Конкурс лично курировали главный дизайнер марки Lada Стив Маттин и его заместитель Рафаэль Линари.
В конкурсе участвовали студенты разных курсов, но победили работы ребят 2-го и 3-го курсов. Четыре лучших проекта воплощены участниками конкурса в виде масштабных макетов. Победители получили возможность стажироваться в Центре стиля «АвтоВАЗа».
На degree show МАМИ были представлены также несколько работ выпускников 2016 года Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица. Но эти работы слишком концептуальны и больше относятся к области промышленного, а не автомобильного дизайна, поэтому оставим их за рамками этого обзора (но фотографии все же публикуем).