В Тольятти прошло ежегодное собрание акционеров «АвтоВАЗа». Две магистральные темы этого заседания — кадровые изменения и бюджет.
С первым разобрались быстро: за новый состав совета директоров проголосовали единогласно. Из него исключили две самые заметные фигуры — главу Ростеха и президента альянса Renault–Nissan Карлоса Гона, которые попеременно выполняли функции председателя. Это два человека, от которых в наибольшей степени зависит судьба «АвтоВАЗа». Отныне, как мы и предполагали, функции председателя совета директоров будет выполнять ставленник Ростеха Сергей Скворцов. Он фактически назначен «смотрящим» от государства вместо Чемезова, так как последний сильно загружен по другим проектам Ростеха. Скворцов же имеет возможность мониторить деятельность завода довольно подробно и внимательно, чем и займется параллельно Николя Мору. Точнее, так: Мор будет заниматься операционной деятельностью, тактикой, а Скворцов — финансами и стратегией.
А то, что из совета директоров исключили Бу Андерссона — так это и вовсе формальность. Интереснее, что одним из новых членов совета стал одиозный Владимир Аветисян, ныне зампред правления УК «РОСНАНО». С Аветисяном и его родственниками было связано несколько скандалов в период создания группы ОАТ (один из главных поставщиков компонентов на «АвтоВАЗ»). По всей видимости, и после избрания в совет директоров Владимир Аветисян продолжит курировать хорошо ему известную тему поставок автокомпонентов. Прежде всего — с того же ОАТ.
Все присутствующие на заседании акционеры ОАО «АвтоВАЗ» имели возможность голосовать за 15 избираемых членов совета директоров пропорционально количеству имеющихся в распоряжении акций. Занятно, что больше всех голосов набрал совершенно нейтральный председатель профкома Сергей Зайцев!
Выступивший по итогам голосования Сергей Скворцов сказал несколько дежурных фраз, дескать, все мы понимаем тяжесть рыночной ситуации, государство продолжит помогать «АвтоВАЗу», но 2017-2018 годы будут тяжелыми, и до 2019 года прибыли не ожидается.
Потом проголосовали за продление кредитной линии от ВЭБа, открытой до 2020 года (62 млрд руб. под 11% годовых).
Но самое неожиданное случилось под занавес собрания.
Первоначальным регламентом предполагалось одобрение кредита от Renault–Nissan на 20 млрд руб., предназначенного для расчетов с поставщиками «АвтоВАЗа». Поразительно, но параллельно этому кредиту Ростех списал ровно такую же сумму с долга «АвтоВАЗа» Ростеху! А оставшиеся от задолженности 31 млрд руб. направил на докапитализацию «АвтоВАЗа», которую предполагается осуществить до конца 2016 года. Возникает довольно простой вопрос: зачем нужно было списывать часть долга, если ее можно направить на ту же докапитализацию, вынудив партнеров, которые не желают размывать свою долю, сделать то же самое, то есть повысить сумму своего вклада? Это сильно помогло бы заводу, очень нуждающемуся в живых деньгах. А если Renault–Nissan откажется от пропорциональной докапитализации, то у Ростеха по факту увеличится доля акционерного капитала, что тоже неплохо. И главное, без каких-либо новых вложений!
Но Ростех решил пойти по неоднозначному пути. По всей видимости, тому есть причины в виде негласных договоренностей с французами.
Не менее интересно то, что вышеупомянутые 20 млрд руб., которые «АвтоВАЗ» планировал занять у Renault–Nissan, даются на худших условиях, нежели ВЭБом. Альянс просит 11,5% годовых. Если бы удалось договориться с ВЭБом на увеличение лимита средств в рамках имеющейся кредитной линии (что не сложно, ибо кредитная история ВАЗ де-факто находится под государственным поручительством, а ВЭБ — в чистом виде госбанк), то экономия на процентах составила бы 100 млн руб. в год.
И самое смешное: Renault–Nissan хочет выдать кредит в 20 млрд руб. для оплаты задолженностей перед… своими же поставщиками! То есть перед теми, кто поставлял и продолжает поставлять компоненты для сборки Renault Logan, Nissan Almera, Lada XRay и Largus. В этой хитрой схеме видится стремление просто переложить на «АвтоВАЗ» тот долг, который Renault–Nissan мог бы погасить и сам, будучи контролирующим акционером «АвтоВАЗа» и заказчиком сборки многих автомобилей на платформе В0.
По всей видимости, представители Ростеха взвесили все «за» и «против» и …сняли вопрос о 20 миллиардах с голосования. Это было неожиданностью. Формальная причина — в связи с отсутствием кворума по данному вопросу (под кворумом здесь подразумевается единое мнение).
От этого собрания акционеров многие ждали еще двух событий: утверждения финансирования либо окончательного закрытия проекта производства Весты-универсала и принятия стратегии развития «АвтоВАЗа» до 2025 года. Но ни один из этих вопросов не обсуждался.