В прошлый раз в рамках рубрики «Дороги мира» мы рассказывали вам о Сербии. В этот раз предлагаем прокатиться по дорогам Ирана.
Исламская Республика Иран — государство в западной Азии, находится в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.
Обычно туристы делятся на два типа: те, кто боится ехать в Иран, опасаясь терактов, войны и прочих страшностей, о которых говорят по телевизору (ведь зачастую Иран, Ирак, Ливия, Сирия, Пакистан и Афганистан — для некоторых (или даже многих) обывателей — это примерно одно и то же). Вторая же категория — это люди, прекрасно знающие разницу между вышеперечисленными странами или, по крайней мере, выделяющие Иран из списка как безопасную, развитую и очень интересную страну.
Впрочем, мы и так сказали уже слишком много не по теме. Наша цель: показать дороги, по которым туристам предстоит ездить в Иране, рассказать, как взять автомобиль в аренду и не сойти с ума от местного дорожного движения.
В Иране развита сеть автомобильных магистралей, связывающих между собой практически все города страны. Протяженность дорог составляет около 180 000 километров, из них около 117 000 километров — с асфальтовым покрытием.
Загородные трассы отличного качества, как и многие городские дороги.
Даже опасные горные дороги заасфальтированы:
Шоссе Чалус (дорога № 59) длиной в 160 км проложено из города Караджа (недалеко от Тегерана):
Здесь нередки случаи оползней, камнепадов. Но после устранения последствий природных «проделок» асфальт продолжает радовать автомобилистов своим качеством.
Зимой дорогу Чалус перекрывают в случае обильных снегопадов.
Тегеран (столица Ирана):
Широкие развязки, дорожные знаки, разметка, ровный асфальт.
Автомобилей в Иране много, а в Тегеране — очень много. Поэтому пробки здесь совершенно обычное явление.
В закоулках Тегерана очень узкие дорожки, часто вымощенные камнем, брусчаткой или покрытые старым асфальтом удовлетворительного качества.
На таких улочках обязательно оборудован «слив» воды.
Канавы для отвода воды не дают местным жителям заезжать на тротуары для парковки
Кередж:
Город поменьше, асфальт похуже.
Шираз:
Хотя дороги по-прежнему широкие, здесь уже все реже можно увидеть разметку, асфальт не идеальный, много трещин и «выпуклостей».
Из-за гористой местности в Иране довольно много гравийных дорог, каменистых троп и прочих пыльных внедорожных направлений.
Поэтому иранские любители бездорожья регулярно устраивают офф-роад соревнования.
«Плохие» дороги в Иране разные. По некоторым можно проехать на любой машине, главное — знать, куда ехать!
Система общественного транспорта в Иране хорошо развита. В крупных городах (Тегеране, Мешхеде, Исфахане, Ширазе) есть метро.
Автобусные маршруты связывают практически все более-менее крупные города и села страны. Большинство междугородных автобусов оснащены кондиционерами и довольно комфортабельны. Расписание рейсов очень часто меняется; многие автобусы отправляются по мере заполнения пассажирами.
Самолеты в Иране старые — из-за санкций, и летать на них боязно, однако аэропортов в стране довольно много.
Пассажирский железнодорожный транспорт в Иране распространен ограниченно. В то же время по ряду направлений поедки именно железной дорогой оказываются быстрее, удобнее и дешевле, чем другими видами транспорта (самолеты — дорого, а автобусы — слишком долго).
Места в поездах в Иране бывают трех классов: купе на 4 (реже 6) спальных мест; мягкие сидячие места; жесткие сидячие места. Стоимость билетов на поезд более чем умеренная. Купить билеты можно на любой железнодорожной станции.
Городской общественный транспорт Ирана представлен автобусами, маршрутками и метро. Салоны автобусов имеют «мужскую» и «женскую» половины. Услуги общественного транспорта очень дешевы.
В то же время иностранцам, из-за сложности в понимании путаной системы городского транспорта, проще будет пользоваться такси, стоимость услуг которого также невелика. Кроме того, иранские таксисты, в отличие от своих коллег в других ближневосточных странах, как правило, честны по отношению к туристам.
На вокзалах, в аэропортах и на центральных улицах городов есть будки предоплаты за услуги такси. В них указаны все тарифы, которым обязаны следовать водители. Средняя стоимость такси по городу составит примерно 140 000 IRR (около 300 рублей).
Для того, чтобы взять в аренду автомобиль в Иране, водителю должно быть не менее 21–23 года, в зависимости от компании, услугами которой вы воспользуетесь. Необходимо иметь международное водительское удостоверение. Стаж вождения — не менее 1 года.
В случае ДТП в Иране стоит вызвать дорожную полицию и оформить случившееся протоколом, только тогда будет рассмотрен вариант со страховкой, которая входит в стоимость аренды и покрывает затраты при повреждении или угоне автомобиля, а также ограничивает ответственность арендатора перед третьими лицами.
Многие туристы предпочитают брать автомобиль в прокат с водителем, это немногим дороже, чем самостоятельно сидеть за рулем, но, по словам путешественников, — безопаснее и спокойнее.
ПДД в Иране, несомненно, есть, но местные водители их совершенно не соблюдают.
Пожалуй, единственное правило, которому большинство иранцев подчиняются — это скоростной режим, ведь за его несоблюдение им грозит достаточно высокий штраф (по местным меркам) — 430 000 IRR (примерно 900 руб). Столько же придется заплатить за выезд на встречную полосу.
Вообще, с нарушениями правил дорожного движения складывается очень непростая ситуация. Дело в том, что у Ирана очень высокий показатель аварийности и смертности на дорогах — в 2014 году страна оказалась на третьем месте «рейтинга» по количеству погибших: 38 человек на 100 тыс. населения ежегодно.
Правительство, дорожная полиция «пытаются» бороться с нарушителями: устанавливают дорожные знаки, наносят разметку, ставят ограждения и пр. Но при этом совершенно не наказывают водителей за проезд на красный сигнал светофора, разворот в неположенном месте или парковку, а также абсолютно равнодушны к тому, что при виде пешеходов водители не замедляются и даже не объезжают последних. Пешеходы сами быстренько обходят автомобили.
С 2008 года водители, совершившие опасные маневры на дорогах, должны наказываться тюремным заключением на срок до года или 74 ударами палки. Однако, судя по рассказам путешественников, «опасные акты на дорогах» — это исключительно серьезные ДТП, все остальное — ерунда не только для водителей, но и для полиции Ирана.
Сейчас мы расскажем, чего стоит ожидать туристу, решившему поездить по иранским дорогам самостоятельно:
1. Проверьте исправность звукового сигнала на арендованном (личном) авто. В Иране тот, кто сигналит, того и замечают. Если, конечно, вы были первым, кто просигналил. В случае промедления придется вам пропустить «бибикающего».
2. Соберите нервы, волю и гордость в кулак и пропустите водителей, которые вас подрезают, внезапно начинают разворачиваться, едут по встречной полосе.
3. Если водитель при повороте/перестроении/обгоне включает дальний свет фар, то он рассчитывает на то, что вы его пропустите (обычно так и делают).
4. Остерегайтесь мотоциклистов! Они едут куда и как захотят, совершенно не обращая внимания на других. Причем не только на дорогах. Мотоциклы и мопеды спокойно ездят по тротуарам, дворам, базарам, а люди послушно отходят в сторону, услышав двухколесных.
5. Пешеходов не пропускают, они сами выбирают место для перехода дороги и «просачиваются» между машинами.
6. Паркуются местные водители везде. Начиная от «правильной» парковки вдоль дороги, заканчивая стоянкой на тротуаре или прямо посреди полосы, не прижимаясь к бордюру. Если местный водитель при парковке немного задел рядом стоящий автомобиль, он просто выйдет и пойдет по своим делам. Так же сделает и хозяин «помятой» машины — поедет дальше, будто не замечая новых повреждений.
7. Обгоняют и разворачиваются иранцы также совершенно в любом удобном для себя месте.
8. При незначительном ДТП водители обычно выходят из автомобилей, осматривают повреждения, устраняют их на месте и уезжают по своим делам.
9. Забудьте о рядности! Разметка в крупных городах есть практически везде, но, видимо, местные водители ее по каким-то причинам недолюбливают, ведь чаще всего можно заметить, как автомобили едут «пузом» по разметке, а не по рядам.
10. Пассажиров, включая детей, иранцы перевозят в любых количествах и как попало. На руле мотоцикла, без шлема, на переднем сиденье автомобиля и т.д. Вообще, по правилам должны использоваться специальные удерживающие устройства, но полиция будто не обращает внимания на грубые нарушения данного правила.
При всем хаосе дорожного движения водители абсолютно не агрессивны. Они не кричат друг на друга, не сигналят так часто и с разными интонациями, как, например, в Китае, Таиланде или Египте. Водители, как и другие граждане Ирана — довольно добродушны и готовы прийти на помощь туристу в любой сложившейся ситуации. Просто они привыкли к таким «правилам» поведения на дорогах. По-другому они не умеют, поэтому автопутешественникам придется либо привыкать и не злиться на дорожную обстановку, либо передвигаться с водителем или же на общественном транспорте.
На сегодняшний день в Иране производят автомобили следующих марок: Iran Khodro, Saipa, Pars Khodro, Bahman Autos, Kerman Khodro, Morattab и Kish Khodro.
Производятся для внутреннего потребления и на экспорт грузовики, автобусы, миниавтобусы, легковые автомашины. Наладили массовый лицензированный выпуск своей продукции и иностранные автомобильные концерны, включая французские Peugeot, Citroen и Renault, немецкий Volkswagen, японские Toyota и Nissan, Kia Motors из Южной Кореи, Chery из Китая.
Еще в 1968 году, благодаря сотрудничеству с британской компанией Hillman Hunter, был начат долгосрочный проект по созданию организации, которая бы занималась сборкой автомобилей марки Paykan в Иране. И только в 2005-м было принято решение снять с производства данный автомобиль.
Iran Khodro Paykan 1968 года выпуска. Такие и по сей день ездят по дорогам Ирана
В 1990 году при сотрудничестве с французской компанией Peugeot на предприятиях компании Iran Khodro начали производство автомобилей марки Peugeot 405, а затем и Peugeot 206. И в течение пяти лет на рынок иранского автомобилестроения было поставлено по импорту и произведено на отечественных предприятиях в общей сложности более 200 000 автомобилей.
А с 2001 года началось развитие уже самого производства иранских автомобилей. Главной его особенностью стало то, что все детали должны были делаться на родине, в Иране. Таким образом Министерством промышленности и рудников ИРИ было объявлено начало разработки программы стратегического развития национальной автомобильной промышленности Ирана.
В 2003 году, в связи с активным и эффективным развитием производства автомобилей, в Иране побывали с деловым визитом представители известных зарубежных компаний Peugeot, Citroen, Renault, Nissan, Hyundai и Fiat. В результате представительских встреч сотрудники западных автомобилестроительных корпораций ознакомили иранскую сторону с некоторыми предложениями по созданию совместного производства бюджетных и в то же время качественных малолитражных автомобилей. Иранская сторона подобное предложение приняла. В результате этого с 2006 года французско-иранская компания «Рено-Парс» начала массовый выпуск на предприятиях Iran Khodro и Saipa автомобиля марки «Логан X-90», который получил должное признание со стороны представителей автомобильной промышленности других стран.
И уж вскоре компания Iran Khodro стала осуществлять серийный выпуск известной на сегодняшний день модели Samand. Данная машина представляет собой легковой автомобиль, сделанный полностью из отечественных узлов и деталей.
В 2005-м и в 2006-м годах компания «Иран Ходроу» стала выпускать целых три новых модели линейки «Саманд».
Спустя практически 50 лет со дня основания компания по производству иранских автомобилей Iran Khodro занимает достойную позицию в автопромышленности всего мира. Доступная цена, хорошее качество, мощность двигателя делают максимально привлекательной данную машину для тех, кто не готов выделить слишком много средств на автомобиль.
Иранские автомобили перестали поставляться в Россию в 2009 году, когда обязательным условием для официального ввоза сделали экологический стандарт Евро-4. Но с 2014 года в Россию вновь пошли новенькие иранские автомобили, в их числе и седаны «Саманд».
Помимо «Саманда» Иран поставляет в Россию модели Runna и Dena. Runna — это перелицованная версия Peugeot 206, оснащенная 105-сильным двигателем и 5-ступенчатой механической коробкой передач.
Dena — это Samand нового поколения, построенный на старой платформе. Седан доступен с двумя моторами: 115-сильным атмосферным агрегатом 1,6 л и его 150-сильным турбированным вариантом. Эту модель можно заказать с системой доступа «без ключа», Bluetooth, электрорегулировкой сидений.
Далеко не каждый иранец может позволить себе купить новый «отечественный» автомобиль. Поэтому бОльшая часть машин на дорогах Ирана — старенькие, мятые и по миллиону раз отремонтированные.
Хотя иногда можно встретить и эксклюзивные модели.
Иранские грузовики:
Новенькие «красавцы» в Иран стали поступать совсем недавно
К слову, дизельное топливо в стране — жуткий дефицит. Понять, что на какой-то заправке оно есть, можно по огромной пробке из грузовиков, желающих заправиться. Зато стоимость порадует туриста из любой страны — средняя цена за литр составляет всего 12 190 IRR (25,6 руб.).
Иран — совершенно непопулярное среди туристов место. И чаще всего — из-за неоправданных страхов. На самом же деле это безопасная страна. Здесь к туристам относятся с интересом, но никогда не будут досаждать излишним вниманием. Люди приветливые, вежливые и всегда готовы прийти на помощь.
Иранские дороги, особенно автомагистрали — превосходного качества, в путешествии вы сможете вдоволь насладиться местной природой.
В городах за рулем расслабиться не удастся, так как правила дорожного движения в Иране — для нас совсем не правила, а хаотичные и непонятные маневры. Однако немного терпения и предельная внимательность помогут вам освоиться и насладиться этой прекрасной восточной республикой с древнейшей историей!
Добро пожаловать в Иран!