Не далее как в минувшем сентябре ульяновская фирма BAW-RUS Motor Corporation презентовала новый грузовик — BAW 33462-102, оснащенный газобензиновым мотором ЗМЗ 409 (LPG). На эту машину была сделана серьезная коммерческая ставка: при грузоподъемности 1,7 тонны она не выходила за полную массу в 3,5 тонны, то есть попадала в категорию № 1, для управления которой пригодны «легковые» права. А цена — как у «ГАЗели» или даже чуть ниже (базовая бортовая «ГАЗель» LPG сейчас стоит 955 000 руб., а BAW 33462, если верить официальному сайту — 860 000 руб.). При этом стоимость владения заявлялась очень низкой — 5,7 руб. за км.
Ульяновцы говорили, что в проект планируется вложить $150 млн и выйти на производство 25 тыс. машин в год (всех модификаций, включая автобусы). Тактический план был скромнее — 2500 автомобилей в год, этот объем был признан минимально окупаемым. Это при том, что BAW-RUS Motor Corporation не работала в режиме промышленной сборки и не была резидентом ни одной особой экономической зоны. А машины собирала по полному циклу, со сваркой и окраской кабин (правда, без штамповки). То есть фирма не пользовалась никакими государственными льготами. Что ее в итоге и подкосило.
С 1 января 2016 года размер утилизационного сбора увеличили на 65%. Абсолютное большинство отечественных производителей получило компенсацию от государства, примерно соответствующую размеру сбора. Фактически утилизационный сбор — это обход правил ВТО, которые обязывают выравнивать условия для отечественных и зарубежных игроков рынка. Такая своеобразная форма поддержки отечественного автопроизводителя. Но BAW-RUS Motor Corporation в список отечественных производителей не вошла — на том основании, что не работает в режиме промсборки и на нее не распространяются льготы ОЭЗ. Ульяновские машины сразу стали дороже на 140 000 руб.
ООО «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» решила обжаловать… само постановление правительства РФ! Компания подала исковое заявление в Верховный Суд о признании недействительными ряда правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств. Дескать, они противоречат Закону о конкуренции.
Увы, решение Верховного Суда от 9 сентября 2015 года было не в пользу БАУ-РУС. И субсидии ульяновцы не получили.
Ныне BAW-RUS Motor Corporation балансирует на лезвии ножа: либо закроется, либо нет. Подсек фирму и кризис в головной компании — АМС-групп; там два учредителя, Сергей Полбин и Александр Елюкин, решили разойтись. А совсем недавно, в мае, саранский Актив-банк выиграл у «БАУ РУС Мотор Корпорэйшн» иск на 134 млн руб., поручителем в котором выступала АМС-групп. Этот были деньги, взятые в свое время на запуск производства новых моделей BAW в Ульяновске и программу их локализации.
Сейчас компания «нащупала дно», став на самую грань выживания. И вместо ранее продекларированных планов развития сжала свою деятельность до минимально возможных параметров. В этом и состоит стратегия выживания: продолжать производство малыми силами в расчете на изменение рыночной и политической ситуации.
Более чем вдвое сократилось количество работников, а все производство сосредоточили в одном компактном цехе ради экономии на коммунальных платежах.
С начала года «БАУ РУС Мотор Корпорэйшн» продала ровно 100 автомобилей, это были бортовые грузовики BAW Fenix. Сделано три автобуса, но они пока покупателей не нашли. В ближайшие месяцы выпуск грузовиков будет продолжен примерно в таком же темпе — около 20 машин в месяц. Есть некоторое количество (не более десятка) машин, ПТСы на которые получены еще в 2012 году, их надо дособрать, привести в порядок и попробовать продать.
В осторожных планах — выйти на производство 3-4 тыс. автомобилей в год. При том, что минимальная рентабельность «перезапущенного» (читай секвестированного) завода достигается уже при 1000 шт. в год. Но даже на такой объем выйти можно только с понижением цены, перспектив для которого не очень много. Как радикальный вариант выживания рассматривается план переноса производства из Ульяновска на одну из площадок, соответствующую требованиям программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» — чтобы попасть в список получающих госсубсидии. Но это тоже затратное мероприятие.
Ситуация на рынке фактически поставила крест на планах сборки в Ульяновске внедорожников BAW 007 с моторами ЗМЗ-409. Без инвестиций с китайской стороны такой проект не запустить, но китайцы пока осторожничают. Несмотря на то, что рыночная ниша дешевого рамного китайского внедорожника после ухода Ховера свободна. Однако головной концерн BAIC не так давно сертифицировал в России (с помощью специалистов из «БАУ РУС Мотор Корпорэйшн») легковушку Senova, сделанную на платформе Saab 9-5.
Ее планировали собирать на так и не запущенном предприятии «Алабуга Моторс» в Елабуге, но теперь, по всей видимости, Senova будут ввозить в готовом виде из Китая. Если бизнес пойдет, то можно будет говорить и о локализации в России этой и других моделей на площадке БАУ РУС в Ульяновске. Но вероятность такого развития событий еще минимальнее, чем всех прочих.