Эстафета российских моторшоу, организованных Drom.ru, продолжается: во второй половине мая с успехом прошел первый фестиваль тюнинга УралМоторШоу, а всего через две недели пришла очередь Иркутска, где в первый уикенд наступившего лета на арене центрального стадиона «Труд» отгремел 12-й по счету фестиваль тюнинга БайкалМоторШоу (БМШ). Как и в прошлые годы, зрители могли видеть более сотни самых разнообразных транспортных средств, большинство из которых были в той или иной степени доработаны владельцами. И все они боролись за победу в 12-ти номинациях. О некоторых ярких экспонатах БайкалМоторШоу мы уже успели рассказать сразу в двух материалах (почитать можно тут и тут). А о других предлагаем узнать прямо сейчас!
Но начать хотелось бы с по-настоящему уникальной номинации среди всех наших (и не только наших!) фестивалей тюнинга — «Юное дарование», в которой представлены проекты в буквальном смысле юных техников. На этот раз за победу в номинации боролось всего 7 участников. Зато каждый из них показал отличные от других проекты. Масштабные модели 18-летнего ангарчанина Максима Королюка вызывали интерес хотя бы тем, что многие из них имели ту или иную степень доработок и переделок: у одних окрашен салон (обычно производители моделей этому элементу не уделяют должного внимания), другие инсталлированы в специальные диарамы (по сути — это мини-стенд для демонстрации одной или нескольких моделей в «обстановке»), третьи же подверглись внешним изменениям и переделкам в стиле «взрослого» тюнинга…
Еще сразу два юных участника представили на суд зрителей и жюри самодельные багги на основе автомобильных агрегатов. И если у 16-летнего иркутянина Георгия Гоя багги создан на узлах старого «Запорожца» 965-й модели, то 18-летний ангарчанин Данил Шевцов свой проект «Багуська» сделал на агрегатах специально приобретенного для этих целей аварийного ВАЗ-2108.
Но самым необычным творением юных техников по праву стоит признать самодельный снегоход «Крепыш» 13-летнего Егора Наумова из Шелехова. Уникальность проекта в том, что здесь нет абсолютно никаких сложных технических решений или дорогих материалов: даже гусеница снегохода сделана из двух полосок транспортерной ленты, металлических уголков и деревянных брусков! Простое и гениальное решение, требующее для реализации минимум затрат. Управляемые передние лыжи также сделаны самостоятельно — из обычной фанеры. Все это вместе с расположенным сбоку от водителя двигателем, старым мотоциклетным сиденьем и грузовым «кузовком» сзади сагрегатировано на простой трубчатой раме-каркасе. В итоге получилась простая «рабочая лошадка» для зимы, принесшая создателю заслуженную победу в номинации.
К слову, большинство «юных дарований» были допущены и до участия в номинации «Проект», что также говорит о достаточно высоком уровне творчества подрастающего поколения тюнеров.
Кстати, о «Проекте». В этом году здесь оказалось достаточно много участников, первый из которых встречал зрителей у входа на стадион. К большим многометровым лимузинам на базе полноразмерных американских седанов мы уже привыкли. Но вот видеть такой же длинный лимузин-кабриолет, честно говоря, до сих пор не доводилось. По словам его создателя, иркутянина Стаса Никончука, при переделке закрытого лимузина в открытую версию не потребовалось даже усиливать раму — настолько крепкой оказалась изначально созданная конструкция. К тому же на жесткости кузова благоприятно сказалось заваривание двух «лишних» пар дверей.
Сейчас строится много экстремальных внедорожников на базе легких моделей Suzuki, и на БМШ-2016 таких было три. Однако один из них — прототип Suzuki Escudo «Чара» Сергея Малахова из Читы — можно выделить особо. В сущности, он сделан из двух машин, точнее, по раме зеркально сварен из двух передних половинок Escudo, благодаря чему получилось полностью независимое и полноуправляемое шасси. Но и это, если углубляться в детали, не все особенности: корпусы редукторов «вырезаны» из задних неразрезных мостов Escudo, а привода еще и связаны с бортовыми редукторами, адаптированные от военных мостов УАЗ. Неудивительно, что с учетом колес на 38,5 дюйма клиренс в целом получился с приличным запасом, а днище в угоду езды по болотам зашито металлическими листами. Двигатель — бензиновый 2,0-литровый Toyota 3S в паре с 4-ступенчатой АКП. Лебедка одна, расположена в базе, работает на обе стороны. Радиатор перенесен на корму, там же поднятый топливный бак, но это уже из общепринятых решений.
Внедорожных грузопассажирских фургонов для автономных путешествий по северным регионам отечественная промышленность не выпускает, однако производит «компоненты», из которых такие машины можно построить самостоятельно. В результате получаются такие экземпляры, как «Газель-Арктика» Алексея Кастрицкого из Читы. Впрочем, название не отражает всю многосоставность машины. Здесь от фургона ГАЗ-2705 только цельнометаллический кузов (опять же, с переделанной боковой дверью — распашной вместо сдвижной), тогда как рама и мосты от ГАЗ-66 (с РК от «Садко»), а двигатель и вовсе японский — 5-цилиндровый дизель от грузовика Hino, с его же 6-ступенчатой МКП. Сделан внешний защитный обвес, с дополнительными баками для технических жидкостей. Каких-то изысков по части внутреннего оформления нет, однако кузов хорошо утеплен, установлена электростанция, обустроены спальные места и другие бытовые удобства. Таким образом, получился практичный экспедиционник для экстремальных условий.
Шасси ГАЗ-66 и кузов от чего-то импортного — это уже классика отечественного «бигфутостроения». Хотя и здесь могут быть варианты. Например, кузов от Pajero второго поколения, который дополнен вместительным кузовком. Доходил до него создатель пошагово. Сначала кабина от ЗИЛ-131 с самодельным кунгом. Потом надстройка в виде трехдверного Pajero и, наконец, «пятидверка» — комфортно и вполне вместительно.
На технику также есть альтернативные взгляды. В данном случае более чем полутораметровые колеса от трактора Т-150 вращает 138-сильный Д-245.9. Но трансмиссия — из разных «источников». Коробка 130-го ЗИЛа, «раздатка» 157-го, поскольку надежнее «шишиговской». Карданы тоже от ЗИЛов, и по той же причине. И лишь подвеска с мостами ГАЗ-66.
А как пройти мимо японской внедорожной классики — знаменитого предка нынешних Крузаков: Toyota Land Cruiser BJ40? Показанный на БМШ экземпляр характерен тем, что его владелец не клюнул на хорошие внедорожные задатки автомобиля — тюнинга, вопреки традиции готовить из модели off-road «котлеты», в данном случае нет. Зато присутствует грамотная реставрация с аутентичным в финале результатом. Да, машине всего 34 года, но сказать, что все это время с нее сдували пылинки, нельзя. Был и ранний — в начале 90-х — въезд в Россию. И эксплуатация, в процессе которой свернули по фланцу кардан. А потом долгое забвение на улице — ржавление, гниение. Показательно, что 3,5-литровый «грузовой» дизель 3B после такой «консервации» потребовал лишь пускового тока. В полном здравии оказалась и трансмиссия. По технической части освежить пришлось лишь подвеску. Однако кузов ждала полная реинкарнация — с постройкой чуть ли не с нуля задней части, покупкой недостающих деталей и приведением облика в состояние «лучше, чем с завода».
Подобная же цель ставилась и владельцем другого ретромобиля. С той только разницей, что оставлять родной силовую установку не планировалось. Но выбор в качестве агрегатоносителя «Москвича»-401 был осознанным, что, кстати, нехарактерно — обычно для таких работ выбираются «Волги-Победы», на которые устанавливают «джей-зеты»–«у-зеты». Здесь же мотором стала 660-кубовая «четверочка» от Pajero Mini, сагрегатированная с «автоматом». Но мост и подвеска родные, москвичевские. Признаться, такого сочетания раньше видеть не доводилось. Что же до экстерьера, то он подкорректирован лишь с учетом использования 18-дюймовых колес — расширены все крылья. Интерьер также близок к оригиналу. Взгляд спотыкается разве что о рычаг АКП и обивку.
VW Transporter второго поколения (T2) — в процессе реставрации, длящейся уже десятилетие. И хотя владелец отмечает, что идеал еще не достигнут, выглядит «автобус» законченным. Тут аналогичный BJ подход — довести до оригинала. Благо по технике (как известно, T2 основывался на агрегатах и подвеске VW Beetle) машина, вывезенная из Германии вместе с выводом советских войск четверть века назад, полностью комплектна. Правда, и восстанавливать пришлось многое. В частности, двигатель — 1,6-литровый 54-сильный «оппозит» воздушного охлаждения — у которого менялись поршневые кольца и реставрировалась топливная система.
По кузову и салону VW также был в плачевном состоянии — тянул колхозную лямку. Теперь же сверкает краской и хромом. Кстати, с запчастями на него никаких проблем. Заказывай хоть в США, хоть в странах Латинской Америки или Польше — культовая машина! А вот на востоке России раритет.
«Американцы» на российский восток тоже забредают нечасто, и не всегда судьба к ним благосклонна. Ford Thunderbird 1968 года попал в Петропавловск-Камчатский (в Иркутск он приехал именно оттуда) в начале 90-х. После чего горел, гнил, страдал разморозкой блока цилиндров и утратил многое из хромированной «бижутерии». Последняя — именно то, с поиском чего всегда бывают трудности. И хотя модификаций и исполнений у американцев всегда была масса, эту версию T-bird выпустили в количестве всего 4500 экземпляров.
Иное дело техническая составляющая — есть все! Только заказывай и ожидай. Так был восстановлен и немного оттюнен («горбатым» распредвалом и карбюратором большей производительности) 7,2-литровый V8, сейчас вместо штатных 365 сил выдающий около 400. Отремонтирована 3-ступенчатая автоматическая коробка и подвеска. Победить пока не удается только одну систему — Tilt-Away, которая при выключении зажигания поднимает руль и отводит его в сторону. Казалось бы, что сложного, однако у Thunderbird этим занимается пневматика. Любопытно, что климат-контроль (при отсутствии опционального кондиционера) здесь и подъем декоративных решеток перед фарами — также с пневмоприводом всех движущихся элементов. Интересно и другое — в Иркутске у хозяина Ford была лишь промежуточная остановка. А после — пробег до Санкт-Петербурга.
Если задаться целью поиска самого гармоничного автомобиля фестиваля, то главный претендент на эту роль, безусловно, Lexus IS 200 Monsretservice Петра Окулова из Красноярска. Петр уже не первый раз принимает участие в БМШ, был призером и победителем в номинации «Стайлинг» и, по большому счету, стал уже «мэтром» такого тюнинга. Многие мастера и просто любители хороших и красивых автомобилей с нетерпением ждали его очередное творение, работу над которым Петр начал менее чем за два месяца до выставки. Но результат — не придраться! Причем отдельные элементы обвеса кузова можно выбирать из нескольких вариантов.
Еще один призер «Стайлинга» — Lada Priora Luxury. Этот автомобиль в какой-то степени можно считать «заводской» версией известного всем седана. По крайней мере, спортивный обвес кузова — оригинальные элементы для машин, участвовавших в гонках WTCC (сейчас в этих соревнованиях выступает новая модель завода — Lada Vesta). Само собой, не обошлось и без подкапотного тюнинга. В частности, здесь установлен 2,0-литровый ВАЗовский двигатель, «раскачанный» до 380 л.с., сагрегатированный со спортивной секвентальной КП Xtrack с 3-дисковым сцеплением AP Racing и межколесным дифференциалом повышенного трения.
А может, и не стоит особо заморачиваться, и сделать из Жигулей то, что в голову взбредет? Именно так рождался проект универсала ВАЗ-2104 Dj Duck. «А давайте сделаем сзади спойлер-хвост, как у утки?». «А давайте сделаем выхлопные трубы побольше?» — по словам владельца этого универсала, Кирилла Бутаков из Шелехова, примерно так и создавался этот автомобиль. Правда, внешность все же делали в сервисе. Но по инженерии владелец не без гордости показывает уже свою работу.
А что делает на выставке обычная на вид Toyota Corolla в 95-м кузове? Впрочем, кто сказал, что она обычная? Под почти стоковой внешностью (аэрообвес по нижнему периметру и колеса с немного увеличенным вылетом не в счет — такой «тюнинг» делают многие гаражные «умельцы») скрывается вполне себе боевой аппарат с 2,0-литровым турбомотором (3S-GTE), КП от Camry и сцепление от Caldina GTT. Существенно изменена подвеска, доработаны тормозная и выпускная системы, охлаждение двигателя, а в салоне демонтирована вся «лишняя» обивка (вместе с задним диваном) и установлен каркас безопасности. Облегчению подверглись даже боковые стекла! В итоге получился уже не «корч», а вполне себе добротный спортивный автомобиль, с одинаковым успехом способный стартовать как в дрэге, так и в кольцевых гонках.
И, конечно, никак нельзя обойти вниманием представленные на БМШ мотоциклы. Хотя двухколесных экспонатов на этот раз было относительно немного, практически все они привлекали к себе внимание даже тех, кто с мотоциклами никогда не «общался» и на них не ездил. А у вас разве не возникает желания оседлать, к примеру, «Урал» «Ночной странник» Михаила Аксенова из Красноярска или необычный кастом-скутер «Джек Воробей» Евгения Потапчука из Усолья-Сибирского?
По сложившейся традиции Drom.ru представляет полные итоги судейского и зрительского голосования БайкалМоторШоу-2016, а также выбор интернет-пользователей.
1. Toyota Chaser JZX100 Avante V (Евгений Костромин, Иркутск) — 55 баллов.
2. Toyota Hiace KZH106 (Алексей Горошко, Иркутск) — 50 баллов.
3. ВАЗ-2105 «Рыжуля» (Алексей Горошко, Иркутск) — 37 баллов.
4. Toyota Corolla SE95 GTT (Сергей Долгих, Иркутск) — 35 баллов.
5. Toyota Supra JZA70 (Александр Постников, Красноярск) — 34 балла.
Александр Усов, главный судья, автогонщик, автомеханик, независимый эксперт:
— Автомобиль Евгения Костромина известен далеко за пределами Иркутской области, его надежность и качество сборки не вызывало сомнений. Внешне это обычная Toyota Chaser, но под оболочкой повседневной машины прячется тысячесильный зверь (доказано замерами на диностенде), сделанный для преодоления квотера менее чем за 11 секунд. Все работы над этим седаном были на высоте, у судей не было замечаний к механической части и качеству исполнения, авто полностью собрано и настроено. По сравнению с предыдущим годом был собран новый двигатель, заменена турбина, переделана подвеска, проводка и еще куча мелочей.
Toyota Hiace Алексея Горошко является уникальным примером инженерных разработок и может удивить любого механика. Свапнутый, а точнее, хирургическим способом инсталлированный мотор 2JZ-GTE приобрел более производительный турбонагнетатель, перенесенный ближе к задней оси. Трансмиссия также претерпела большие переделки, это практически единственный гибрид 154-й трансмиссии под полный привод с сохранением подключения полного привода и возможностью использования пониженной передачи. Аналогов такого автобуса в России замечено не было. У судей были замечания по поводу подтеков масла и еще небольших мелочей, которые и не позволили ему занять первое место.
О том, что Алексей Горошко талантливый инженер, говорит тот факт, что другой его проект ВАЗ-2105 «Рыжуля» занял третье место, и это при острейшей конкуренции. Двигатель собран из очень правильных деталей и хорошо отстроен. Вся подвеска грамотно построена, а гидроручник с отдельным контуром и вакуумным усилителем стал жирной точкой в сбалансированной сборке всей трансмиссии. Именно качество сборки салона и надежность автомобиля в целом позволили ему занять 3-е место. Как сказал один из судей — не нужно миллионных вложений, просто необходим правильный подход при сборке для достижения определенных целей.
1. Suzuki Escudo «Чара» (Сергей Малахов, Чита) — 50 баллов.
2. Suzuki Escudo ZUK (Михаил Чурилов, Иркутск) — 44 балла.
3. Chevrolet Suburban «Бигфут-2» (Алексей Кастрицкий, Чита) — 40 баллов.
4-5. Suzuki Jimny Vasabi (Евгений Ковалев, Иркутск) и УАЗ-31512 БМБ-2 (Денис Кулаков-Щапов, Иркутск) — по 39 баллов.
6. Mitsubishi Pajero II «Снежный барс» (Артем Артемцев, дер. Вершина, Боханский р-н, Иркутская обл.) — 34 балла.
Дмитрий Мункоев — главный судья, чемпион Кубка Восточной Сибири по трофи-ориентированию, независимый эксперт:
— Несмотря на единый регламент оценки, автомобили участников подготовлены для решения разных задач. И далеко не всех участников номинации мы видели в реальных боевых условиях. На бездорожье наиболее важными критериями проходимости являются габариты, масса, маневренность и надежность, а также объем усилий, требуемых от экипажа для восстановления подвижности в случае попадания в «засаду». По этим критериям судейская коллегия практически единогласно выставила максимум баллов «Чаре» из Читы — за максимальный объем технических решений, испытанных в условиях жестких соревнований на протяжении нескольких лет. При этом судьи отметили масштаб и степень проработки работ Алексея Кастрицкого и Михаила Чурилова. Как председатель судейской коллегии отмечу оригинальность трансмиссии и тормозной системы УАЗ-31512 БМБ-2.
1. Lexus IS 200 Monsterservice (Петр Окулов, Красноярск) — 126 баллов.
2. ГАЗ-М-20 «Победа» (Александр Ступин, Ангарск) — 114 баллов.
3. Lada Priora Luxury (Игорь Глебов, Красноярск) — 110 баллов.
4. Honda S2000 (Сергей Токаревич, Красноярск) — 97 баллов.
5. Toyota Celica GT-Four Spec Edition (GT-Four Varis Extremor carbon) (Максим Кулинкин, Ангарск) — 91 балл.
Алексей Степанов, главный судья, бильд-редактор Drom.ru:
— Уже на предварительном этапе стало понятно, что в номинации есть минимум один явный лидер и по крайней мере две «темные лошадки». Лидер — это, конечно, «Победа» ангарчанина Александра Ступина: не оценить этот проект высоко даже заочно невозможно. Вопрос был только в том, каким он покажет себя наяву. А вот с двумя другими лидерами однозначности не было. Красноярец Петр Окулов уже неоднократно доказывал свой высочайший класс во внешнем (да и не только) тюнинге, однако по предварительной информации его Lexus IS 200 Monsterservice не выглядел революционным. Да и по Lada Priora Luxury еще одного красноярца Игоря Глебова не хватило достаточной информации накануне шоу. В итоге все решило безупречное качество и общая гармоничность проекта Окулова: продуманным оказалась даже возможность передвижения на машине при полностью опущенной пневмоподвеске, не говоря уже о варьировании внешности посредством выбора некоторых элементов обвеса. Четыре из пяти судей именно этому проекту отдали наибольшее количество баллов. Возможно, «Победа» не менее чем Lexus (а может, даже и более — объем ручного труда и переделок здесь значительно выше) заслуживала победы, но… Не хватило буквально нюансов и стилистической цельности проекта в целом. А вот Ладе не хватило как раз достаточной степени личного участия владельца в создании машины.
1. Москвич-400-420А Кабрио (Павел Федотов, Иркутск) — 281,77 балла.
2. Пожарный автонасос ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (ГУ МЧС России по Иркутской области) — 231,64 балла.
3. УралЗиС-5М (ГУ МВД России по Иркутской области) — 231,18 балла.
4. ГАЗ-67Б (Роман Подляк, Иркутск) — 230,97 балла.
5. Ford Thunderbird «Гром» (Сергей Митрохин, Петропавловск-Камчатский) — 226,00.
Александр Баракин — главный судья, ценитель ретротехники, эксперт:
— Первое место заслуженно занял Павел Федотов, который уже неоднократно участвовал в Фестивале, причем всякий раз — с новыми автомобилями. В этот раз скрупулезнейшее восстановление редкой модификации самой первой модели «Москвича» принесло Павлу победу в номинации, причем со значительным отрывом от соперников! Баллы добавила реставратору и организация «фирменного» стенда — гаража МЗМА/АЗЛК с тремя другими автомобилями (один из которых, АЗЛК-2141 1990 года выпуска, как будто только на днях приехал из автомагазина). Огромным плюсом является и то, что машины Павел восстанавливает собственными силами, тщательно относится к деталям — так, например, даже отдельные узлы на его «Москвиче» имеют маркировку даты выпуска, соответствующую 1950-му году (то есть установка попросту подходящей детали от другого подобного автомобиля не приветствуется).
А вот три последующих места разделили буквально доли балла. Второе место занял пожарный насос на шасси автомобиля ГАЗ-АА. Подобная машина на несколько укороченном шасси «полуторки» несла службу в Усолье-Сибирском. В активе «полуторки» — самый заслуженный возраст среди автомобилей номинации. Члены жюри также отметили высокий уровень исторических знаний пожарных, сопровождающих машины, в том числе безупречную работу консультанта Алексея Череухо. В следующем году пожарный насос, кстати, планируют восстановить с целью подгонки базы под классический ПМГ с соответствующим изменением надстройки.
На третьем месте — бортовой УралЗиС-5М. Это весьма нечастая грузовая машина, выпускавшаяся по образцу московского ЗиС-5 в Миассе (данная модель — переходная), обычно бортовые версии заканчивали свою жизнь в металлоломе, восстановить такую машину — задача не из легких. Машина на хорошем ходу, при восстановлении удалось достаточно точно передать особенности модели. Автомобиль, занявший четвертое место (ГАЗ-67Б Романа Подляка), весьма близок к УралЗиСу как по историческому прошлому модели, так и по характеру реставрации — от тройки призеров Романа отделили меньше половины балла.
1. «Урал» М-66 (Инжектор) (Александр Алексеев, Иркутск) — 39 баллов.
2. «Урал» ИМЗ 8.103-10 «Ночной странник» (Михаил Аксенов, Красноярск) — 18 баллов.
3. Скутер-кастом «Джек Воробей» (Евгений Потапчук, Усолье-Сибирское) — 14 баллов.
4. Урал Вояж Subural (Денис Залуцкий, Иркутск) — 13 баллов.
5. Yamaha V-Max 1200 (Вячеслав Федченко, Иркутск) — 12 баллов.
Евгений Червонный — председатель, владелец сервиса по ремонту мототехники.
— Превосходство победителя в этой номинации — «Урала» М-66 Александра Алексеева из Иркутска было более чем подавляющим. Мотоцикл, по мнению всех судей, оказался по сравнению с другими участниками более доработанным, в проекте были применены самые оригинальные (собственной разработки) технологии. Мотоцикл технически исправен и пригоден для эксплуатации. Остальным участникам остается только пожелать более тщательно подходить к доработкам своих выставочных образцов.
1. Мотоцикл BMW R35 (ГУ МВД России по Иркутской области) — 219,15 балла.
2. Мотоциклы М-72 и Иж-49 (Евгений Шейгец, Иркутск) — 216,9 балла.
3. Мотоцикл Минск-1М (Музей ретромототехники, Владимир Астафьев, Иркутск) — 177,4 балла.
4. Мотороллер «Турист» (Музей ретромототехники, Владимир Астафьев, Иркутск) — 153,62 балла.
5. Мотоцикл «Урал» (Милиция) (ГУ МВД России по Иркутской области) — 147,24 балла.
Александр Баракин — главный судья, ценитель ретротехники, эксперт:
— На первое место мотоцикла BMW R35 1949 года в номинации, которая была учреждена впервые, повлияло несколько факторов. И в первую очередь участие в презентации модели ветерана МВД, который ранее ездил именно на этом мотоцикле и содействовал его восстановлению. Выиграть помогла и разница в возрасте — ближайшие соперники «моложе» на 6 лет. Второе место отдали сразу двум мотоциклам одного владельца (Евгений Шейгец, М-72 и Иж-49) — баллы совпали полностью! Восстановление мотоциклов практически образцовое, а с душой организованный антураж (форма, пошитая по образцу, и соответствующие отличительные знаки; точный макет оружия) только прибавил баллов! Ну и как дань справедливости — третье место иркутского коллекционера Владимира Астафьева, в чьем единственном в регионе ретромузее уже два десятка экспонатов (часть была представлена на БайкалМоторШоу).
1-2. Квадроцикл «Сокол» (Алексей Поздеев, Новосибирск) и Гусеничный вездеход ГВ-3 (Владимир Вологдин, Иркутск) — по 23 балла.
3. ГАЗ-2705 «Газель-Арктик» (Алексей Кастрицкий, Чита) — 20 баллов.
4. Вездеход Bilder (Олег Билдуев, Иркутск) — 19 баллов.
5. Мастерская Drift Trike Customs (Юрий Максимов, Усолье-Сибирское, Иркутская обл.) и Chevrolet Mega Express (Дмитрий Бодякин, Иркутск) — 17.
Василий Ларин — главный судья, журналист Drom.ru:
— Номинация смешанная и крайне разноплановая. Основные критерии оценок: оригинальность идеи (концепции), объем работы и техническая реализация, законченность проекта. Оценки судей по ряду наиболее масштабных работ имели расхождения, но если объединить мнения, то можно сказать следующее. Дети не могут конкурировать со взрослыми, для них отведена специальная номинация, поэтому здесь не стоит удивляться небольшим баллам, но судьи отмечают важность помощи дедушек и пап. В «Проекте» все же основная борьба развернулась между взрослыми и очень серьезными машинами. В том числе, кстати, рассчитанными и на детскую аудиторию. Так, многие судьи отметили новизну и при этом высокий уровень исполнения трайков для дрифта и трюковых дисциплин, представленных мастерской Юрия Максимова из Усолья-Сибирского. Техника сравнительно недорогая, разноплановая, не требует много места и специальных трасс, в общем, демократичный и социально направленный вид моторизованного увлечения.
Традиционно представлена вездеходная техника, причем если сравнивать с предыдущими годами, линейка расширилась и сами работы стали куда более зрелыми. Правда, в каких-то случаях понятие зрелости можно соотнести с четкой отработанностью конструкции. Например, постройка тяжелых колесных вездеходов с использованием шасси ГАЗ-66 и других отечественных грузовиков, «подогнанных» под кузова серийных же моделей, как «Газель-Арктик» Алексея Кастрицкого. Отсюда и соответствующие выводы: концепция известна и остается заострять внимание на практической целесообразности, индивидуальности в деталях и, если угодно, целостной красоте конструкции. Хотя в этом направлении оказались и относительно свежие решения, такие как «посадка» американского минивэна на внедорожное шасси американского же происхождения — речь об экспедиционном Chevrolet Mega Express Дмитрия Бодякина.
Набирают популярность вездеходы на колесах сверхнизкого давления (пневматики), и в этот раз мы увидели новую любопытную работу под названием «Оскар». С полностью самодельным кузовом и на базе шасси с упрощенной схемой трансмиссии, тормозов, подвески. Сейчас проект еще на стадии становления и обещает «выстрелить» именно в законченном виде. В этом же классе (пневматики) стоит отметить вездеход Bilder Олега Билдуева, где воплотились, без преувеличения, многие достижения мастеров нынешнего джипостроения. В частности, здесь интересно и основательно реализована идея шасси с колесной формулой 6х6 на основе агрегатов от различных серийных внедорожников с колесной формулой 4х4. Плюс полностью самодельный кунг, гармонизирующий весь образ машины.
Что же касается победителей (первое место разделили два участника), судя по всему, именно на их стороне оказался двойной эффект: оригинальность и техническое воплощение. Колесный вездеход «Сокол» Алексея Поздеева отличается и замыслом — квадроцикл с использованием автомобильных агрегатов, и реализацией — оптимальный баланс проверенных решений, нестандартных подходов и ноу-хау. Машина получилась продуманной, цельной, без излишеств, при этом функциональной, многоцелевой и, что немаловажно, недорогой. Вездеход ГВ-3 Владимира Вологдина сложнее по конструкции и обошелся дороже, но здесь и сама идея гусеничного плавающего снегоболотохода, самостоятельно построенного с нуля, не из разряда типичных. Комбинация дизеля, автоматической и механической КП, пневмоподвески, множество уникальных элементов hand-made, и все это в утилитарной по назначению, но кропотливо созданной машине.
1. Команда Главного Управления МВД России по Иркутской области — 777.
2. ГАЗ М-20 Победа (Александр Ступин, Ангарск, Иркутская обл) — 640.
3. Ford Thunderbird Гром (Сергей Митрохин, Петропавловск-Камчатский) — 362.
4. ВАЗ-2102 Катафалк из Преисподней (Евгений Иванов, Иркутск) — 334.
5. Lada Priora Luxury (Игорь Глебов, Красноярск) — 227.
6. Москвич-401 Машина времени (Павел Тувакмедов, Иркутск) — 225.
7. Вездеход Bilder (Олег Билдуев, Иркутск) — 186.
8. Mitsubishi Pajero II Снежный барс (Артем Артемцев, дер. Вершина, Боханский р-н, Иркутская область) — 175.
9. Ford Focus Shelby (Тигран Чобанян, Иркутск) — 161.
10. Chevrolet Suburban Бигфут-2 (Алексей Кастрицкий, Чита) — 136.
Chevrolet Suburban «Бигфут-2» (Алексей Кастрицкий, Чита), Вездеход Bilder (Олег Билдуев, Иркутск), УАЗ-31512 БМБ-2 (Денис Кулаков-Щапов, Иркутск), Mitsubishi Pajero II «Снежный барс» (Артем Артемцев, дер. Вершина, Боханский р-н, Иркутская обл.), Снегоболотоход «Оскар» (Степан Гарват, Иркутск)
Игорь Верхозин, продюсер БайкалМоторШоу:
— Когда судьи сдали протоколы, стало ясно, что ни один из многочисленных «бигфутов» Фестиваля не стал его победителем. Как жаль, ведь именно они неизменно пользовались успехом у зрителей! И тогда мы в Оргкомитете решили отдать свой выбор самому большому автомобилю фестиваля. Но как определить самый большой? Сколько мы ни присматривались к потенциальным кандидатам на «большой размер» (и сверху, и снизу), самый-самый определить не смогли. Тогда и было принято решение — отдать «Выбор организаторов» всем большим авто БайкалМоторШоу-2016.
1. ВАЗ-2102 «Катафалк из Преисподней» (Евгений Иванов, Иркутск) — 42 балла.
2. Suzuki Jimny Vasabi (Евгений Ковалев, Иркутск) — 20 баллов.
3. Урал «Дом на колесах» (Артем Артемцев, дер. Вершина, Боханский р-н, Иркутская обл.), ГАЗ-21 «Волга» (Милиция) (ГУ МВД России по Иркутской области), Toyota Camry (Полиция) (ГУ МВД России по Иркутской области) — по 16 баллов.
Оксана Громыко — председатель, менеджер Оргкомитета БайкалМоторШоу по работе с группами поддержки, продюсер радио mCm:
— Удивительным разнообразием, профессионализмом и творческим подходом групп поддержки порадовало БайкалМоторШоу-2016. Фантастические лесные нимфы, очаровательные зайчики-плейбойчики, восхитительные чирлидерши, сногсшибательные жемчужные королевы в белых фраках, яркий номер в фантазийных костюмах, изображавших женщину и мужчину одновременно, зажигательные уличные танцоры в стиле 60-х годов семи-восьми лет отроду, исполнившие чудесный вальс и перевоплотившиеся в современных танцоров, весь день создавали праздничное настроение и дарили позитивные эмоции всем гостям.
Асолютно всех сразили наповал самые маленькие участники группы поддержки Александра Алексеева (Мотоцикл «Урал» М-66 Инжектор) — на сцене выступали дети, которым всего четыре года! Ребята из глубинки Иркутской области — Черемхово (автомобиль Toyota Caldina), придумали и исполнили песню, посвященную БМШ. Чего уж говорить о том, что на сцене и стадионе зажгла «Верка Сердючка», а потом отправилась к своей полевой кухне и весь день кормила посетителей вкусной гречневой кашей с тушенкой. Веселые, яркие и талантливые «мастера автосервиса», которые представляли автомобиль Евгения Ковалева Suzuki Jimny Vasabi, удивили всех не только отличным номером на сцене, но и ярким интерактивом около автомобиля на протяжении всего дня.
Самую масштабную группу поддержки представила полиция Иркутской области. Автомобили и мотоциклы разных эпох, сотрудники в ретроформе, настоящий двухметровый Дядя Степа, шоу барабанщиц и регулировщиков движения. Это было по-настоящему зрелищно!
Автомобиль Евгения Иванова «Катафалк из преисподней» и его потрясающая группа поддержки произвели огромное впечатление на зрителей ярким номером с фаер-шоу, танцем на пилоне и косплей-шоу.
Решающим стало судейское новшество — давать дополнительные три балла за работу нон-стоп.
1. Снегоход «Крепыш» (Егор Наумов, 13 лет, Шелехов) — 19 баллов.
2. Вятка ВП-150 AF20E (Роман Титов, 15 лет, Иркутск) — 17 баллов.
3. Багги серии Vertu «Багуська» (Данил Шевцов, 18 лет, Ангарск) — 13 баллов.
4-5. Kawasaki 50 «Пушка» (Александр Кононов, 15 лет, Иркутск) и Багги «Луноход» (Георгий Гой, 16 лет, Иркутск) — по 8 баллов.
6-7. Масштабные модели автомобилей времен СССР (Максим Королюк, 18 лет, Ангарск) и Kawasaki KX250F (Владимир Ищенко, 16 лет, Иркутск) — по 5 баллов.
Алексей Степанов, сопредседатель судейской коллегии в номинации, бильд-редактор Drom.ru:
Как я понимаю тех, кто отказался судить в этой номинации: оценивать работы детей всегда непросто, а порой и вовсе невозможно… Поэтому я не стану выражать точку зрения коллег, ограничившись лишь своими личными оценками. А по ним фаворитом для меня стал 13-летний Егор Наумов, представивший самодельный снегоход «Крепыш». Этот проект был начат дедушкой Егора, но именно внук в конечном итоге довел его до готовности (чуть подробнее об этом проекте можно было прочитать в начале материала). Нельзя не отметить увлеченность и Романа Титова, ставшего уже постоянным участником БМШ. Его рассказ о восстановлении и переделке мотороллера поражает подробностями и доскональным знанием всех технических нюансов. Вот только аккуратности бы побольше: на раме и кожухе мотороллера, к примеру, можно заметить следы былых повреждений, а электрические контакты под моторным кожухом соединены слишком небрежно. Ну и, конечно, нельзя было не выделить багги «Багуська» 18-летнего Данила Шевцова из Ангарска. Этот проект сделан на действительно взрослом уровне, без каких-либо видимых слабых мест и просчетов как по конструкции, так и по изготовлению в целом.
1. ГАЗ-21 «Белая молния» (Дмитрий Подашев, Иркутск) — 5727 лайков.
2. ГАЗ-21 «Волга» (Милиция) (ГУ МВД России по Иркутской области) — 2314.
3. Пожарный автонасос ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (ГУ МЧС России по Иркутской области) — 910.
4. Пожарная автолестница АЛГ-17 (51) (ГУ МЧС России по Иркутской области) — 817.
5. Пожарная автоцистерна ПМЗ-42 (ЗИЛ-157К) (ГУ МЧС России по Иркутской области) — 792.
Андрей Ящерицын — главный судья, журналист Drom.ru:
Дмитрий Подашев провел огромную работу по продвижению своего автомобиля — он не только призывал голосовать за него в соцсетях и на форумах, но даже создал собственный сайт. Даже такие мощные команды, как иркутская полиция и МЧС, не смогли составить ему конкуренцию.