В прошлый раз в рамках проекта «Дороги мира», мы рассказывали вам о дорогах Таджикистана. Путем голосования наши читатели решили, что теперь настало время посмотреть, какие дороги во Вьетнаме.
Социалистическая Республика Вьетнам — государство в Юго-Восточной Азии, куда едут туристы со всего мира, чтобы отдохнуть. Здесь множество развлечений на любой вкус: и пляжный отдых, и непроходимые джунгли, и парки, храмы, древние памятники архитектуры, а также красивейшие пейзажи, окружающие всю страну. Но об особенностях путешествия по достопримечательностям Вьетнама вы можете прочитать во всевозможных путеводителях, а наша тема — дороги.
Мы вам расскажем, по каким дорогам вам предстоит ездить и на каком виде транспорта, а также обозначим основные правила и особенности дорожного движения во Вьетнаме.
Общая протяженность автомобильных дорог Вьетнама составляет 258 200 км. В соответствии с национальными стандартами, автомобильные дороги по значимости подразделяются на национальные, провинциальные, уездные, сельские, городские и прочие дороги.
Наиболее значимыми для экономики государства являются национальные дороги и магистрали, длина которых составляет 7,26% от общей протяженности сети. Из 18 744 км национальных трасс и магистралей около 63% составляют дороги с капитальным типом покрытия (асфальтобетонное или цементобетонное), около 34% — с покрытием облегченного типа и 3% имеют переходный тип покрытия.
Распределение дорог неравномерно по территории страны. Одним из наиболее развивающихся регионов в настоящее время является район дельты реки Меконг.
На сегодняшний день в этом районе проживает около 21% населения Вьетнама (18 млн. человек), здесь расположены 13 провинций, занимающих площадь около 4 млн.га. Так как регион имеет общую границу с Камбоджой (протяженностью более 360 км), из которой экспортируются сельскохозяйственные продукты и продукты рыболовства, то он обладает большим потенциалом для развития аквакультуры и рыбопереработки.
Большинство дорог, за исключением построенных недавно, часто затапливаются в сезон дождей. Большой процент от их общей протяженности (более 70%) составляют сельские и уездные дороги.
Стратегия развития сети дорог Вьетнама на период 2010–2020 годов и с перспективой до 2030 года предусматривает строительство новых и реконструкцию имеющихся дорог.
Дороги во Вьетнаме самые разные. Как правило, в городах хорошее дорожное покрытие и разметка. Пригородные дороги бывают как отличного качества, так и гравийные.
Ханой (столица)
Нельзя сказать, что асфальт в столице идеальный. На дорогах часто нет разметки, много следов ямочного ремонта. Но в целом дороги неплохие: широкие, многополосные, с тротуарами и ограждениями.
Хошимин
Нячанг
Нячанг, благодаря своему побережью, весьма популярен среди туристов
Нячанг — небольшой курортный городок. Для огромного количества туристов, приезжающих сюда каждый год, дороги проложены очень хорошие.
А вот так выглядят дороги в мелких отдаленных городах и деревнях, а также трассы, ведущие к ним:
Старый асфальт или полное его отсутствие. Ямы, грязь, глина, гравий — в сельской местности Вьетнама дороги по-настоящему плохие
Каждой дороге во Вьетнаме присвоен свой номер, самая главная и лучшая автомагистраль — шоссе №1, идущее от китайской границы на севере до провинции Камау на юге.
Многие участки данного шоссе, как и некоторые другие трассы во Вьетнаме — платные. Проезд по ним недорогой, поэтому это не мешает туристам наслаждаться природой Вьетнама во время путешествии.
По стране можно летать самолетами. Во Вьетнаме есть три современных международных аэропорта — в Ханое (Нойбай), Хошимине (Таншоннят) и Дананге. Среди местных аэропортов большое значение для туризма имеют аэропорты в Камране и на острове Фукуок.
Цены на авиабилеты достаточно высоки: например, перелет из Ханоя в Хюэ обойдется вам примерно в 1 800 000 вьетнамских донгов (около 5 250 руб.), а в Хошимин — 2 700 000 донгов (около 7 900 руб.).
Во Вьетнаме насчитывается 7 железнодорожных линий и около 20 станций. В основном, железные дороги используются для перевозки грузов. Единственная линия, которую туристы могут использовать с удобством для себя, — северо-западная железная дорога, соединяющая Ханой и Лаокай (этой дорогой пользуются для поездок в горный городок Сапа). Причина столь слабого интереса — дороговизна и медлительность поездов. Во Вьетнаме быстрее и дешевле доехать до нужного места на автотранспорте. К примеру, билет Ханой — Хошимин в сидячем вагоне без кондиционера стоит около 890 тыс донгов (примерно 2 600 руб.), в то время как билет на кондиционированный автобус обойдется дешевле — 447 тыс донгов (1 300 руб.).
В последние годы правительство наконец-то обратило внимание на многолетние проблемы стальных магистралей и старается сделать пассажирские перевозки более привлекательными для туристов, тем более что многие железнодорожные сооружения Вьетнама являются бесспорными памятниками истории и научно-технической мысли. Теперь в поездах можно ездить сидя или лежа, а также с кондиционером и другими удобствами. Но, проезд остался довольно дорогим. Например, самый «престижный» вид места в поезде по маршруту из Ханоя в Сайгон (более 1700 км) — мягкий спальный кондиционированный — обойдется примерно в 1 млн 340 донгов (около 4 000 руб.).
В последнее время во Вьетнаме появились компании, предлагающие поездки на дальние расстояния в собственных вагонах класса «люкс», которые цепляются к обычным поездам. Примером такого поезда может служить «Виктория Экспресс», курсирующий по маршруту Ханой—Лаокай—Ханой и принадлежащий отелю Victoria Sapa Resort.
Между городами в стране хорошо налажено автобусное сообщение. В каждом, даже мелком городке есть автовокзал или автостанция. Проезд в автобусах, как уже отмечалось, недорогой, при этом пассажиров берут — сколько поместится!
Самый удобный для туристов вид экскурсионного общественного транспорта — это «Open Tour», что можно перевести как «открытая экскурсия», причем открытая не в плане того, что автобус будет без крыши, а в плане того, что «открытой» будет дата вашего путешествия.
Поясняем: вы покупаете билет на автобус, принадлежащий одной из многочисленных туристических компаний, и совершаете путешествие по всей стране от Ханоя до Хошимина, останавливаясь в различных городах и продолжая движение, когда вам захочется. Билет состоит из купонов, в каждом из которых указан один из отрезков шоссе № 1: Ханой—Хюэ, Хюэ—Хойан, Хойан—Нячанг, Нячанг—Муйне, Муйне—Хошимин. Такой билет обойдется в $21–22. Можно купить билет на каждый из указанных отрезков в отдельности. Например, проезд из Хошимина в Муйне будет стоить около 112 000 донгов (примерно 330 руб.), а из Хошимина в Хойан — около 335 000 донгов (995 руб.). Иногда к указанному выше маршруту добавляется горный город-курорт Далат — такой вариант маршрута будет стоить еще дороже. Сделав остановку и собираясь продолжить поездку, необходимо наведаться в местный офис перевозчика за день до отправления и отметить соответствующий купон.
Отправление автобуса «open tour» происходит ежедневно от офиса компании-перевозчика, однако в случае необходимости машина забирает пассажиров из отелей (курортов) по пути следования. Если место жительство туриста расположено далеко от улиц, по которым проезжает автобус, компания может организовать бесплатную доставку человека к месту посадки на мотобайке или машине.
В таких автобусах можно даже с удобством поспать
Такси в крупных городах Вьетнама является основным видом общественного транспорта. Не только туристы но и многие городские жители ежедневно пользуются его услугами. К сожалению, несмотря на все попытки властей организовать надежную и безопасную систему столь популярного транспорта, на сегодняшний день в стране действуют разнообразные схемы мошенничества и воровства.
Такси в стране бывают трех типов: крупные официальные компании, мелкие фирмы и незаконные частные перевозчики. К сожалению на вид отличить одних от других невозможно, частные таксисты полностью копируют оформление автомобилей официальных компаний.
Машину такси можно вызвать по телефону, а можно просто поднять руку, стоя у края проезжей части. В крупных городах и на популярных курортах есть остановки такси. Обычно в таких местах считается небольшая очередь. Некоторые компании предлагают купить «проездной билет» на несколько поездок.
Официальные такси работают по фиксированным тарифам (например, из аэропорта в город) или по счетчику. Мелкие компании и частные водители обычно не используют счетчик, в этом случае рекомендуется договариваться о цене заранее и убедиться в том, что водитель все правильно понял. Можете смело торговаться, но в пределах разумного.
Во Вьетнаме, как и во многих других странах Юго-Восточной Азии, распространены мото-такси. Это самый дешевый, но и один из самых опасных видов транспорта. Средняя стоимость поездки 35 000 донгов (104 руб.), а за 200 000 донгов (595 руб.) можно договориться о целом дне сопровождения.
Популярны вело-такси (велорикши) или тук-тук (небольшие трехколесные тележки). Стоимость за 15 минут поездки составляет около 17 000 донгов (50 руб.).
В некоторые места Вьетнама быстрее и удобнее будет добраться водным транспортом. Пассажирские линии через весь Вьетнам начали формироваться недавно. А вот, что касается морских городов в северной и южной частях, то здесь неплохо развито пассажирское судоходство на небольшие дистанции, в основном на мелких судах. Также в этой местности сформировано и речное пассажирское сообщение.
По Меконгу можно доплыть и в Камбоджу, и в ее столицу Пномпень. Те, кто проживают в дельте Меконга, оживленно пользуются лодками и катерами, что дает возможность доплыть до почти всех населенных пунктов за счет разветвленной системы каналов. Средние суда используются в основном в заливе Халонг, Хошимине и дельте Меконга как экскурсионный вид транспорта, стоимость которого составит почти 300 000 донгов (860 руб.).
Взять в аренду машину довольно дорого и непросто. Ни русское, ни водительское удостоверение международного образца во Вьетнаме не котируются. По местным законам туристы-водители обязаны оформить заявку на получение временных прав, которыми занимается водительский департамент. Оформление таких документов проходит быстро, максимальный срок — неделя. Для этого необходимо предоставить заверенную копию перевода действующих международных права или водительских прав вашего государства, фотографии и заполнить анкету.
Перевод водительских прав на вьетнамский язык можно сделать в народном комитете.
Помимо ВУ, для аренды автомобиля необходимо иметь при себе загранпаспорт и залог (требуется не всегда). Иногда в качестве залога могут попросить только загранпаспорт.
Во многих компаниях на отсутствие «нужного» водительского удостоверения могут закрыть глаза, однако в случае ДТП без этих прав не будет действовать страховка.
Также если вас остановит инспектор (бывает крайне редко, если не нарушать и не привлекать к себе внимание) без местных прав, то у вас изымут транспортное средство и выпишут штраф (около 4,5 млн донгов — 13 260 руб.).
В аренду можно взять автомобиль с водителем. Это будет немногим дороже, но крайне спокойней и в плане закона, и при движении в хаотичном потоке других транспортных средств.
Самым распространенным и простым видом личного транспорта во Вьетнаме является мотоцикл, точнее мопед или просто байк. Двухколесного транспорта на дорогах Вьетнама просто тьма. Автомобили, даже самые большие, теряются в потоке миллионов байков.
Аренда мотобайка существенно облегчает жизнь туриста, особенно в курортной зоне. В зависимости от места пребывания и модели байка, день аренды обойдется в сумму от 100 000 до 200 000 донгов (примерно 300 — 600 руб.). При аренде на длительный срок имеет смысл попросить дополнительную скидку. Иногда к байку прилагается шлем: с декабря 2007 г. в стране действует закон об обязательном ношении шлема как водителем мотоцикла, так и его пассажиром во время движения. Купить простенький шлем можно примерно за 200 000 донгов (600 руб.).
Формально для вождения мотобайка также нужны права, выданные во Вьетнаме, однако в действительности на туристов смотрят сквозь пальцы. Это не значит, что за рулем двухколесного «коня» можно расслабиться. На дороге следует быть предельно внимательным, а в первые дни вообще не рекомендуется садиться в седло в часы пик утром и вечером из-за непривычно для туристов дорожного движения (подробнее чуть дальше).
Кстати, туристам не разрешается ездить на мотоциклах с объемом двигателя более 125 см³.
Мопеды сдают в аренду повсеместно. И в аэропортах, и в гостиницах, и на вокзалах. Местные жители «раздают» байки буквально на каждом углу.
При аренде в любом месте (официально или у частников), внимательно осматривайте и фотографируйте технику. В залог обычно достаточно оставить копию загранпаспорта.
Если мотоцикл во Вьетнаме вам также страшен, как и автомобиль, то можно путешествовать по городам на велосипеде. Его можно арендовать за 10 000–16 000 донгов в день (30–50 руб.). Иногда «велик» бывает предпочтительнее даже мотобайка — например, в Хойане, где в пределах Старого Города разрешено движение только безмоторного транспорта.
Стоимость бензина — $0,69 (47 руб.) за литр.
Заправок множество. На них есть 92 и 95 бензин. Персонал АЗС сам заправляет автомобиль/байк, расчет производится из рук в руки на месте, кассу при этом искать не надо.
Топливо для мотоцикла можно отыскать вблизи многих кафе, магазинов и других местах скопления людей. Достаточно показать пальцем на бак мопеда первому встречному вьетнамцу и вполне возможно, что именно он предоставит вам заветную бутылку с «едой» для двухколесного друга.
Пожалуй, самое непривычное и в первые дни страшное для автомобилистов (мотоциклистов) во Вьетнаме — это ПДД. Точнее, практически полное их отсутствие.
Основные правила:
— На дорогах движение правостороннее;
— Преимущество имеют ТС, движущиеся справа;
— В городах действует строгое ограничение скорости: 40 км/ч;
— Если иностранец попал в ДТП, он всегда виноват (в таких случаях выписывают огромный штраф или, если авария привела к смерти, заключают под стражу и присуждают тюремный срок);
— Нужно всегда сигналить — это одно из главных правил. Делается это для того, чтобы окружающие видели, что вы — один из участников дорожного движения, замечали вас и ваши намерения;
— Многие перекрестки оборудованы знаком, позволяющим поворачивать направо на красный свет, пропустив тех кто едете на зеленый. Обычно это соответствующий знак рядом с зеленым (это либо зеленая стрелка — тогда могут ехать все, либо дополнительный светофор с мотоциклистом, позволяющий направо ехать только мотоциклистам).
Это практически официальные правила, действующие на всех дорогах Вьетнама. Однако большинство туристов заявляют, что на дорогах Вьетнама ПДД нет совсем. Мы не можем с этим согласиться! Правила дорожного движения есть! Просто нужно их заметить и понять.
Например, на красный сигнал светофора останавливаются большинство водителей, но не все. Некоторые могут продолжить движение, как ни в чем ни бывало.
Пешеходов не то что пропускают, их... объезжают. Многие туристы, побывавшие в городах Вьетнама, рассказывают страшные истории об опыте своего первого перехода через дорогу. Обычно это звучит примерно так: ступаешь на проезжую часть и понимаешь, что останавливаться никто не собирается. Более того, никто даже не замечает тебя. Далее нужно начать делать медленные, но уверенные шаги и тогда, как по волшебству, машины и другие транспортные средства будто обтекают тебя. То есть, человек идет (главное, не останавливаться, не менять траекторию, не совершать никаких резких и непредсказуемых движений), а транспорт огибает, обруливает его, и все это происходит без остановок или снижения скорости транспортными средствами.
Приглядитесь: среди мотоциклов и машин ходят люди
Обгон по встречной полосе, движение по обочине — в порядке вещей во Вьетнаме. Причем, водитель любого транспортного средства, от мопеда до огромного грузовика, может просто включить поворотник и, пересекая сплошную линию разметки, начать обгон.
На перекрестках есть еще одно необычное правило: проезжают те, кого больше. Например, один автомобиль пропустит 10 мопедов. 5 мопедов пропустят 15 и т.д. Причем, неважно, какой горит сигнал светофора или кто у кого помеха справа.
А еще во Вьетнаме есть ярко выраженная иерархия по величине и значимости транспортных средств. Самые «крутые» — автобусы. Они мчатся на огромной скорости по левой полосе, постоянно сигналят, обгоняют по встречке и вообще ведут себя крайне агрессивно. Автобусам все уступают. Будьте предельно внимательны с ними.
Самые предсказуемые на дорогах Вьетнама — дальнобойщики на длинномерах. Как правило, они едут с постоянной скоростью, при перестроениях всегда включают поворотники, все движения плавные и размеренные. На нерегулируемых перекрестках длиномеры всегда имеют преимущество перед мототранспортом, все мотоциклисты притормаживают и пропускают фуру.
Самые бесшабашные — маленькие грузовички, от них можно ждать чего угодно, они могут перестраиваться, разворачиваться, останавливаться и выезжать из переулков совершенно неожиданно для вас. Наши «маршрутки» всегда ездят по правилам по сравнению сравнении с этим товарищами.
Грузовички зачастую перегружают так сильно, что ездить становится небезопасно. Прибавьте к этому манеру езды вечно опаздывающих водителей и результатом становятся подобные происшествия
Обычные автомобили во Вьетнаме не сильно выделяются. Они как правило ездят предсказуемо, особо никуда не лезут, лишний раз не рискуют обгонять по встречной полосе. Хотя исключения бывают, и чаще всего дерзким поведением отличаются туристы за рулем автомобилей.
Двухколесные транспортные средства имеют куда меньший приоритет перед четырехколесными. И по большому счету их задача сделать так, чтобы не мешать четырехколесным. Мопедов во Вьетнаме настолько много, что они кажутся главными участниками дорожного движения, но создается это впечатление именно от их количества. Если проехать по трассе, из одного города в другой, то вы заметите, что по одиночке мопедисты не такие уж смелые и наглые. Они ездят по специально выделенным участкам дорог и не мешаются четырехколесному транспорту.
Помимо хаотичного движения, еще одной отличительно чертой водителей Вьетнама является их любовь к звуковым сигналам. Они сигналят, чтобы сообщить о своих намерениях или обратить на себя внимание других водителей. Абсолютно любой маневр сопровождается «бибиканьем». Арендуя байк или автомобиль, приучите себя делать то же самое! Это убережет вас не только от неприятных сюрпризов со стороны невнимательных вьетнамцев, но и от ДТП.
Как отмечают туристы, складывается ощущение, что местные водители всегда смотрят только вперед. Выезжая со двора, со стоянки, проезжая перекресток, они нажимают на клаксон и включают поворотник (но не все и не всегда), а вот по сторонам зачастую не смотрят. И ладно, когда это маленький мопед, его можно обрулить. Большой неожиданностью для водителей-новичков во Вьетнаме станут огромные автобусы, которые делают точно также. Ему надо, он и выезжает, расступись!
Случайно найденная на просторах интернета фотография американской модели и телеведущей Тайры Бэнкс, которая невероятно точно передает первое впечатление туристов от вьетнамского дорожного движения
Парковать и автомобиль и мотобайк лучше на платных парковках (за исключением парковок возле кафе, супермаркетов и отелей — многие из таких бесплатны и безопасны). Стоимость парковки колеблется от 2 000 до 10 000 донгов (от 6 до 30 руб.).
Также можно парковать автомобили и мотоциклы вдоль тротуаров (если нет запрещающих знаков или разметки).
Стоянка во Вьетнаме — это не только специально оборудованное место. Часто услуги парковщика предлагает простой местный житель, платить которому нужно в руки, без получения талончиков. Он присмотрит за авто/байком, взятым напрокат, пока водителя не будет. Можно проигнорировать предложение вьетнамца, проехать 30 метров и оставить транспортное средство в любом другом месте, но, скорее всего, его кто-нибудь намеренно повредит.
Полиции во Вьетнаме лучше не попадаться, особенно если вы, как и большинство туристов, ездите без нужного водительского удостоверения.
Стражи порядка дежурят на дорогах городов Вьетнама повсеместно, но они предпочитают махать вам рукой в знак приветствия, а не останавливать для проверки. Однако если вы явно нарушите основные правила дорожного движения, то остановят вас обязательно.
Некоторые штрафы за нарушения ПДД:
— Езда без шлема — от 100 000 до 200 000 донгов (примерно 300–600 руб.);
— Езда без прав — от 800 000 до 1 200 000 донгов (примерно 2 300–3 500 руб.);
— Езда без техпаспорта или без номеров — от 300 000 до 400 000 донгов (890–1 120 руб.);
— Превышение скорости на 5 км/ч — от 100 000 до 200 000 донгов (300–600 руб.);
— Превышение скорости на 10 км/ч — от 500 000 до 1 млн донгов (1 500–3 000 руб;
— Превышение скорости на 20 и более км/ч — от 2 до 3 млн донгов (6 000–9 000 руб.).
Если вы решили отправиться во Вьетнам и самостоятельно передвигаться по местным дорогам, то лучше сразу настроиться на то, что управлять вам придется не автомобилем, а мопедом или мотоциклом. Взять в прокат двухколесное транспортное средство в республике намного проще и дешевле. Чтобы покататься на автомобиле, нужно будет либо тратить время и деньги на получение легального вьетнамского водительского удостоверения, либо нарушать закон, формально катаясь без «прав».
Но даже при движении на мопеде вам нужно будет пережить первоначальный шок от манеры езды местных водителей и постараться влиться в их хаотичные потоки. Немного отваги, бесстрашия и уверенности, и вы быстро станете полноценным участником дорожного движения!
Если вы собираетесь выезжать за пределы города, отправиться в соседние деревни, пляжи и другие отдаленные места, то приготовьтесь к движению по гравию, неровному и старому асфальту. И мы искренне желаем вам не оказаться на сельских дорогах после дождя. Но зато магистрали в стране отличные, покрытые ровным асфальтом, проезжая по которым вы сможете вдоволь насмотреться на природу и другие красоты Вьетнама!
Добро пожаловать!