21-22 мая в Екатеринбурге пройдет Первый Международный фестиваль тюнинга УралМоторШоу, организатором которого выступает Drom.ru. На нашем портале в Каталоге участников вы можете проголосовать за понравившийся проект в номинации «Выбор пользователей Drom.ru». Сегодня мы представляем несколько экспонатов УралМоторШоу-2016.
Обращение гласит: «Приглашаем вас посетить единственную на Урале выставку американских и советских ретроавтомобилей, выпущенных с начала XX века». Пригласительный лукавит! Не скажем за отечественные автомобили (все-таки есть по стране и кое-какие частные коллекции, и даже музеи), но все остальное, что удалось увидеть в Екатеринбурге, способно удивить не только жителя Урала — любого искушенного и столичного ценителя раритетной техники. И тем более могут поразить некоторые особенности коллекции — интенсивность ее пополнения, время существования, наконец, масштаб и конкретные экземпляры, которые не всегда можно увидеть даже в московских ретрогалереях. Так что статус «единственная на Урале» можно смело повышать до «единственная в своем роде в России», а может быть, и во всем бывшем СССР.
По стенам бытовая утварь вперемешку с запчастями, различной атрибутикой и восстановленными мотоциклами — творческий беспорядок! И еще фотографии! Здесь он с разными губернаторами, там со звездами и другими известными людьми. За долгую жизнь Анатолий Александрович Скоробогатых кем только не работал и с кем только не пересекался. Наш разговор то прыгает от Росселя к Розенбауму, то касается самоваров (это страсть!), но неизменно возвращается к ретро-автомобилям. Они, кстати, здесь же — Brush, Buick, Ford-T. Стоят, как говорится, «в огороде» и тут же реставрируются. Надо сказать, почти всегда до полной аутентичности и на 90% самостоятельно. «Спицы должны быть такого цвета, рычаг коробки — бронзовый, эту «деревяшку» изготовил по образу и подобию — за век замызгали ее». Последнее — о пороге Brush Ranabout Model E 1911 года…
Как отмечает мой собеседник, даже по таким «ветеранам», выпущенным в первые два десятилетия прошлого века, в США есть выбор. Катайся себе от побережья до побережья, приценивайся, выбирай, что лучше — взять подороже и в хорошем состоянии или сравнительно недорого, но под реставрацию. Случалось и так, что проигнорировать найденное предложение представлялось не менее чем преступлением — вне зависимости от того, какова была аутентичность «лота». Так произошло с Oldsmobile Curved Dash или, точнее, тем, что от него оставил американский владелец.
Обратные примеры, причем по отечественным автомобилям, в биографии екатеринбургского коллекционера тоже имеются. Свое первое ретро — ГАЗ-А (на минуточку, в 1976 году) — Анатолий Александрович обрел в почти первозданном виде.
Для справки — подобная экспертная оценка абсолютно законна. Вот только сами законы у нас — что дышло. Ранее можно было ввозить автомобили в возрасте не моложе 30 лет, доказав, что они принадлежали легендарной личности, а с 50-ти — по заключению эксперта. Потом возраст решили поднять до 100 лет, потом опустили вдвое. Сейчас таможни на местах дурят по своему усмотрению. Вкупе с курсом рубля это может привести к консервации обновления всех коллекций. Кому это надо? Ответ очевиден — недалекой и жадной российской бюрократии! И будьте добры, не ищите среди коллекционеров людей алчных, меркантильных. На своих машинах и тем более их экспозициях они зарабатывают гораздо меньше, чем тратят на них же. Одна отдушина — доходный бизнес, благодаря которому можно «содержать» свое хобби. Пример в Екатеринбурге есть — очень показательный!
Окраина Екатеринбурга, территория фирмы, торгующей смазочными материалами, а на ней… Чудно видеть такие раритеты среди канистр с маслом и покупателей, далеких от ретро. Бизнесмены — владельцы коллекции — в теплое время года выгоняют автомобили на открытую экспозицию, для бесплатного просмотра. В ближайшее время откроется музей площадью 500 кв. м, позже — на 5000 кв. м. Там будут теплые полы, благоприятная для содержания «престарелого железа» температура и кафе в ретростилистике. Кроме того, организация ETS Classic Cars, входящая (и крупнейшая по числу машин) в сообщество екатеринбургских ретроводов, участвует в акции «Ночь музеев», устраивает пробеги по городу, и вообще «за любой кипиш». Жаль, что с какими-то акциями сейчас туго — «больше трех» у нас же теперь не собираться! Тем не менее мужики не унывают, и если сейчас не возят классических «американцев», то хотя бы покупают под реставрацию советские автомобили. Но мы же обещали эксклюзив!
Все началось около четырех лет назад, когда при налаженных со Штатами связях (возили грузовики, запчасти к ним) захотелось какой-то экзотики и дополнительного заработка. Тогда, рассчитывая на их продажу, привезли первых классических «американцев». Однако, увидев позитивную, даже восторженную реакцию окружающих, решили — ну ее, эту дополнительную прибыль. Впрочем, остановиться, не приобретать больше ретро не смогли, скупали классические автомобили с интенсивностью биржевых брокеров. Сейчас в коллекции под сотню машин, при том что экспозиция будущего музея, совмещающая собрания других ретроводов города, может составить порядка 120 автомобилей. Какие будут от ETS Classic Cars?
Артем Пухарев, один из команды ETS Classic Cars. Влюблен в ретро, причем не обязательно на четырех колесах — есть велосипеды, мопеды, мотоциклы, а также предметы бытового обихода. Будущие музей и кафе надо чем-то стилизовать…
— Сначала брали все, что попадалось под руку. Теперь процесс покупки начинается еще дома, с тщательного изучения истории автомобиля, его особенностей. Но при самом приобретении — никакого интернета, только личная встреча с владельцем и осмотр автомобиля на месте.
Принцип выбора автомобиля прост — понравился. Каких-то конкретных предпочтений по эпохам-десятилетиям, по типам кузовов/дизайну, по маркам и т. д. нет. Поэтому есть в коллекции, скажем, «британцы», а США представлены машинами, начиная от 20-х годов и заканчивая 80-ми. Отдельная тема — хот-роды и реплики.
Встречаются и «траки». Разумеется, не относящиеся к категории полноразмерных и современных. Также без особой привязки к эпохе, марке, трудовой специальности.
Реплик в Штатах масса, и все-таки основная часть автомобилей приобретается с аутентичной техникой. В каком состоянии? Бывает, что в хорошем снаружи, но с последующим восстановлением части агрегатов. Иногда в отвратительном экстерьерном, однако на ходу. В ETS Classic Cars уже сложилась команда реставраторов, способная «поднять» самые безнадежные образцы. Но в любом случае надо пересекать океан и у машины решать — стоит ли овчинка выделки. Благо выбор есть — в США уйма коллекционеров, и едва ли не любой выезд к заинтересовавшему автомобилю превращается в посещение разной величины музеев. Один раритет в собственности там редкость. Правда, и отношение к ветеранам разнится. С одной стороны, наблюдали буквально сдувание пылинок. С другой — чуть ли не падали в обморок от того, что хозяин закидывал на крышу уже отреставрированного экземпляра какой-нибудь грязный сырой матрац. Дескать, это же железо, чего ему будет. Иное дело, что с обманом от коренных (если так можно выразиться) американцев до сих пор не сталкивались. Но всякие «приезжие» охотно впарят автомобиль с килограммами шпатлевки, выбирать надо внимательно.
А вообще по многим раритетам можно отметить — качество восстановления в Америке, скажем так, небрежное. Зато по части наличия запчастей особых проблем не замечено. В ряде случаев достаточно назвать код детали и — вуаля — оказывается, такая есть в старых запасах. Другой вариант — «новодел». По нему за океаном целая индустрия, благодаря чему можно приобрести вещи, плохо переносящие долгое хранение, например, шины и прочие изделия из резины. В конце концов, за каким-то эксклюзивом стоит обращаться на известные по американским фильмам автосвалки. Как отмечает Артем, несмотря на то, что в США существует утилизация как таковая, все эти горы ржавого железа на колесах нагромождаются вовсе не для того, чтобы идти под пресс. В части отношения к вещам янки очень похожи на русских — барахольщики. Собирают всякий бутор, по принципу «пусть будет». Подобные автопомойки позволяют тамошним Плюшкиным кое-что заработать, а покупателям — сэкономить. Берешь инструмент, сам ищешь, сам снимаешь, платишь — копейки. Попутно отмечая, что уж если к отреставрированным автомобилям порой такое отношение, то какого ожидать к тем, которые свое отходили. Лежат вповалку, гниют.
Словом, пахать еще Америку и пахать. Были бы курсы валют гуманнее, законы логичнее и таможня человечнее. Да еще понимали бы все, кто что-то решает в стране, — это не бизнес, чистый альтруизм, даже филантропия и в какой-то степени меценатство. Не ура-патриотизм — попытка, и вполне действенная, развить в окружающих чувство прекрасного.