Сергей Скворцов, замдиректора госкорпорации «Ростех»
Пару дней назад стало известно, что новым председателем совета директоров «АвтоВАЗа» станет «ростеховец» Сергей Скворцов. Приятно, что я сообщил об этом ещё месяц назад, правда, в слегка завуалированной форме.
Собственно говоря, Скворцов не возник «из ниоткуда», он давно связан с «ВАЗом». Ещё в период работы в компании «Тройка Диалог» (на тот период «Тройка» — один из совладельцев «АвтоВАЗа» и даже на короткий период «управляющий» контрольным пакетом акций) Скворцов занимался упорядочиванием структуры собственности завода (так называемой «раскольцовкой», при которой «ВАЗ» принадлежал четырём фирмам, перекрёстно владеющим акциями друг друга). Так что в Тольятти его знают. И он Тольятти знает.
Будучи заместителем Чемезова в «Ростехе», он решал некоторые неформальные вопросы в период правления Бу Андерссона. Особо отметился Сергей Викторович в истории с продажей фирмы «Объединённые Автомобильные Технологии» (ОАТ), которая является ключевым по значимости поставщиком компонентов на «АвтоВАЗ». Мытьём и катанием, но ОАТ удалось-таки «приструнить», ныне эта группа компаний почти полностью зависит от «ВАЗа», хотя формально и остаётся самостоятельной.
Когда стало ясно, что дни Андерссона на посту президента «АвтоВАЗа» сочтены, по разным неофициальным каналам пошла информация о том, что грядёт полное переформатирование управленческой структуры «ВАЗа». Дескать, слишком много полномочий в одних руках — это нехорошо, государство должно приглядывать за главным своим автозаводом, несмотря даже на то, что де-юре «ВАЗ» уже почти как три года принадлежит Renault-Nissan. Но и в миноритарной должности государство остаётся носителем социальной ответственности, что, безусловно, входит в пакет неформальных договорённостей с главным акционером завода. Типа, вы деньги зарабатываете, а мы сохраняем спокойствие в одном из крупнейших моногородов России.
Сохранить спокойствие при Андерссоне не получилось, тот всё время жаловался и скандалил. Шведа можно понять: поставленные бизнес-цели входили в противоречие с пресловутой социальной ответственностью и Бу к этим целям попёр слишком уж напролом, как и должно бизнесмену. В итоге ни бизнеса толком не получилось (убыток в 74 млрд руб. по МСФО за 2015 год — это не бизнес, это благотворительность в особо крупных размерах; хорошо если не по предварительному сговору), ни социального спокойствия. Новая структура управления «АвтоВАЗом» призвана разрешить это противоречие: теперь разные люди будут отвечать за бизнес и «социалку».
Напомню, что много лет подряд фигура председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» была в значительной степени номинальной. Этот пост занимали Карлос Гон (глава альянса Renault-Nissan) и Сергей Чемезов (гендиректор «Ростеха»), чередуясь каждый год.
Карлос Гон, глава альянса Renault-Nissan
Но, по сути, никакого участия в операционной деятельности «ВАЗа» они не принимали, давая президенту ОАО «АвтоВАЗ» (сначала Игорю Комарову, а потом Бу Андерссону) лишь стратегические указания.
Но надо понимать, как сильно заняты Гон и Чемезов на площадках своей основной деятельности. Друг с другом и другими членами правления они виделись хорошо если 2-3 раза в год. При такой насыщенной жизни постоянно следить за деятельностью «ВАЗа» и корректировать действия его главного менеджера невозможно, всё отдаётся на откуп советникам, которые пишут аналитические записки. Эти записки просматриваются бегло и только к ежегодным акционерным собраниям Совету директоров удаётся внятно сформировать повестку.
Сергей Чемезов, генеральный директор государственной корпорации «Ростех»
Сергей Скворцов — принципиально иной персонаж, он моложе, активнее и способен разобраться в деятельности «ВАЗа» достаточно глубоко. Тем более что он уже в ней разобрался. Уверен, что влияние Скворцова как председателя совета директоров на текущую деятельность завода будет несравненно выше, чем в периоды Гона-Чемезова. Он не только поставлен «смотрящим» от Правительства РФ, но и наделён полномочиями прямого действия.
Замечу, что «Ростеху» (читай Правительству РФ) такая диспозиция предельно выгодна. «ВАЗ», с точки зрения госадминистрации, — это чемодан без ручки. То, что его «сбагрили» иностранцам, говорит лишь о том, что в отечественном менеджменте правительство разочаровалось. Государству сейчас абсолютно всё равно, какие в Тольятти будут выпускать модели, в каких количествах и с каким уровнем локализации. Ему (правительству) нужно только спокойствие в регионе и источник стабильных налоговых поступлений. Как гордость отечественного автопрома «АвтоВАЗ» уже не рассматривается. При этом известно, как у нас умеют решать вопросы собственности. Если на то будут воля и причины, то вывести Renault-Nissan из списка акционеров «ВАЗа» — дело нескольких минут. Французы могут лишиться своего актива просто по щелчку пальцев «кого надо». И они это знают, это тоже входит в обоюдоприемлемый список потенциальных сценариев. Появление Скворцова на высшей должности «АвтоВАЗа» тому подтверждение. Французов просто поставили в известность, что теперь будет так.
Это подтверждается и подчёркнуто соглашательской позицией нового президента «АвтоВАЗа» Николя Мора. Он, кажется, разве что во фрунт не встаёт при упоминании Мантурова и Чемезова.
Николя Мор, президент ОАО «АвтоВАЗ»
Мор немедленно согласился с тем, что больше увольнять работников с «ВАЗа» нельзя, что нужно повышать уровень локализации и отдавать предпочтение отечественным поставщикам. По всей видимости, самостоятельность Мора в принятии стратегических решений будет не очень большой, его поставили, строго говоря, разгрести за Андерссоном и наладить тихую-мирную работу завода, без скандалов, интриг и безумных убытков. Мор — тактический менеджер. Глобальные вопросы возвращаются к представителю «Ростеха».
Сергей Цыганов |