С обесцениванием рубля сумма в миллион отечественных денег стала выглядеть неким новым «водоразделом» между автомобилями «эконом-класса» и всеми остальными. Еще не так давно было мнение, мол, есть миллион, можно что-то путное взять хотя бы из легковых моделей. А сейчас и «гольф-класс» далеко не во всех модификациях доступен за такие деньги, уж не говоря о SUV. Итак, вооружимся изрядно полегчавшим «лимоном» и пройдемся по нынешнему официальному рынку.
Как бы мы этого ни хотели, но миллион нынче не означает «много всего» и отнюдь не разделяет два мира, а «режет» по еще недавно массовому среднему классу легковых автомобилей — это С-сегмент. Во всяком случае, если речь идет о полноценных моделях наиболее распространенных марок. Можно, конечно, утешиться, что иные представители этого сословия, а именно седаны, в длину с легкостью превосходят 4,6 метра (за что им даже любят присваивать дополнительный плюсик — С+), как правило, с большими багажниками. Но и в этом случае базовые двигатели все равно не очень-то вдохновляют, да и в целом уровень экипировки (без учета опций за немалую доплату) еще не самый богатый. Поэтому есть смысл «покопаться» в доступном оснащении, сравнить возможности, поскольку за такую кругленькую сумму хотелось бы не только «звучания» модели, но и количества штатно полагающихся удобств.
Мощь и сила в широком понимании, очевидно, за такие деньги уже не доступны, хотя в некоторых случаях имеются и бензиновые турбомоторы, и «атмосферники» рабочим объемом более чем 1,6 литра. Тип кузова в этом классе тоже диктует условия: в ряде случаев за хэтчбеками остается звание более демократичных (более доступных), а вот седаны на престижных ролях — именно они сегодня в большинстве своем «тянут на миллион» и более. На них и остановимся более подробно, к тому же седаны пусть и не эпически, но еще представлены разнолико.
Гораздо хуже ситуация с универсалами: модельный выбор сузился буквально к «раз-два». В данной ценовой категории европейские универсалы, по сути, остались только в семействе Ford Focus. Седан в данном случае незавидно отличается малым объемом багажника, да и хэтчбек в минимальной багажной конфигурации не пример в классе, поэтому вместительным можно считать только универсал.
Но сначала все же о седане, который почему-то и после обновления семейства не выглядит конкурентоспособным ни по количеству модификаций, ни по их насыщению. Для этого кузова даже не предусмотрен маломощный (85 л.с.) вариант 1,6-литрового двигателя, как и в целом стартовая версия Ambiente, чем располагает хэтчбек. Седан доступен сразу с более оснащенной версии Sync Edition за 958 тысяч, впрочем, не такой уж и щедрой: есть ESP, расширенный электропакет с подогревом сидений, аудиосистема с голосовым управлением, «мультируль», передние «туманки», но подушек все равно только две и нет климат-контроля. Для 105-сильного мотора других версий по оснащению не предусмотрено (только опции), плюс вариант с шестиступенчатым «роботом», поднимающий цену еще на 40 000 рублей. Более интересный двигатель в 125 сил еще доступен во второй (и последней) версии Titanium, где есть боковые подушки, климат-контроль, литые диски и прочее, но это уже миллион с хорошим плюсом. Ну а Focus с новым 1,5-литровым 150-сильным турбомотором в единственной версии Titanium на сегодня и вовсе оценивается почти в 1,2 млн рублей. Что касается Focus-универсала, то конфигурации по оснащению для этого кузова такие же, как для седана, только на 10 000 рублей дороже.
Есть смысл отметить и другие оставшиеся универсалы. С уходом из этого сегмента Chevrolet Cruze и Opel Astra такой тип кузова еще поддерживает парочка корейских моделей: универсалы Hyundai i30 и Kia cee’d SW. Кстати, они слегка преобразились в рамках недавнего обновления своих семейств, где главными фигурантами выступают хэтчбеки. Как известно, оба универсала выросли на одной платформе, во многом схожи, однако по технике и оснащению есть различия, как и в ценах.
Более демократичным выступает Kia cee’d SW, у него заметно «шире душа», то есть линейка комплектаций: есть «бюджетная» версия с двигателем 1,4 литра в 100 сил (за 845 000 рублей), а также топ-версия с новым для семейства мотором 1.6 GDI в 135 сил (по ценам от 1,09 млн рублей). И между ними еще четыре варианта с наиболее востребованным двигателем 1.6 в 130 сил, а почти за миллион как раз предлагается самая упакованная с этим двигателем версия Luxe. Кроме наличия шестиступенчатой АКП сюда входят боковые и оконные подушки, круиз-контроль, парктроник, подогревы сидений, форсунок и зоны покоя щеток, кожаный руль также с подогревом, аудиосистема CD, USB, AUX, Bluetooth, литые диски на 16 дюймов. Но, например, системы стабилизации, навигации, камеры заднего вида, ксеноновых фар, датчиков дождя, света или даже электроскладывания зеркал — ничего такого нет (это предусмотрено для следующих версий).
А что универсал Hyundai i30? Разнообразием исполнения для России он не удивил и после рестайлинга: двигатель один и выбор из четырех основных вариантов оснащения. Среди них второй уровень Active как раз оценивается ровно в миллион рублей. То есть даже подороже, чем максимальная версия Kia cee’d SW с таким же двигателем. В принципе, штатный уровень оснащения у i30 в этой комплектации схожий, но со своими особенностями: ко всему еще имеется система стабилизации, а вот обогревы руля, форсунок омывателя и зоны покоя щеток отсутствуют. В общем, оба универсала каких-то особых «подарков» за миллион не предоставляют, а если брать версии дороже, то, наверное, уже есть смысл рассмотреть модель на ступеньку выше — универсал Hyundai i40 (от 1,2 млн рублей).
Что касается корейских седанов С-сегмента, то они даже в названиях позиционируются обособленно и несут некоторые технические отличия — речь о Hyundai Elantra и Kia Cerato. В 2015 году в Корее были представлены модели следующего поколения, их появление в России еще не анонсировалось, поэтому пока будем рассматривать имеющиеся. По габаритной длине (менее 4,6 метра) эти седаны недотягивают до ряда «выскочек», зато несут на борту, а точнее под капотом, уже подзабытые в этом классе «объемные» моторы, причем в разной конфигурации. Базовый двигатель для обеих моделей фактически один, да и мощность старших тоже одинакова: 150 л.с., однако при разном рабочем объеме — 1,8 у Elantra и 2,0 у Cerato, что отражается на характеристике максимального крутящего момента (178 Нм и 194 Нм соответственно).
Кроме того, Hyundai Elantra выглядит демократичнее по выбору: чуть доступнее и здесь больше версий с базовым двигателем (пять против семи у Kia). Есть нюансы и в оснащении. Ровно за миллион Elantra выступает во втором уровне Active с учетом АКП, боковых и оконных подушек, ESP, раздельного климат-контроля, датчиков света и дождя, подогрева сидений, кожаного руля, аудиосистемы CD, USB, AUX, литых дисков. У Kia Cerato с базовым двигателем версия за 982 000 рублей также представлена во втором уровне (Luxe), но лишена системы стабилизации и климат-контроля, а также датчиков света и дождя. В обоих случаях версии богаче стоят уже свыше миллиона, но тогда напрашиваются более мощные моторы, к тому же они сразу идут в топ-версиях и только с АКП. Причем Elantra представлена лишь в одном варианте, где имеются датчики света и дождя, обогрев руля, навигация и камера заднего вида с семидюймовым дисплеем. А вот Cerato с двигателем 2,0 идет в двух исполнениях, при всем более доступная оснащена раздельным климат-контролем, круиз-контролем, электроусилителем руля с функцией изменения усилия, но нет навигации с камерой (это в более дорогой версии).
Теперь посмотрим, чем «угощают» седаны «гольф-класса», чья длина превышает 4,6 метра. Начнем с того, кто и вырос из персонажа с нарицательным именем, а именно седана VW Jetta, обновленного в прошлом году. Кстати, модель показала неплохой спрос: в 2015 году было реализовано более 11 000 экземпляров — больше, чем Hyundai Elantra и Kia Cerato вместе взятых. В семействе Jetta четыре варианта двигателя, но согласно новой конфигурации версий и цен в районе миллиона рублей теперь оказывается небольшой выбор. По сути, это стартовый уровень для более мощного из атмосферных двигателей (если 110 л.с. вообще уместно назвать «мощным» для этой модели). И с учетом варианта оснащения Trendline, куда штатно входят боковые и оконные подушки, ESP, кондиционер, аудиосистема CD, SD, USB, iPod, электропакет с обогревом зеркал, передних сидений и форсунок омывателя. С шестиступенчатой АКП цена поднимается еще на 50 000 рублей. За схожую сумму можно получить и вариант побогаче — Allstar (климат-контроль, кожаный руль, подлокотник, электрообогрев лобового стекла, датчик дождя, передние «туманки», литые диски на 16 дюймов), но только с базовым «атмосферником» в 90 сил и только с МКП. Что касается турбомоторов объемом 1,4 литра, то даже младший из них (125 л.с.) доступен с более дорогих версий, и теперь цены с ним начинаются с отметки в 1 115 000 рублей (с учетом МКП, а предусмотренный для этого двигателя семиступенчатый «робот» прибавляет сразу 60 000 рублей).
Кого-то наверняка удивит факт, но VW Jetta в прошлом году по продажам обошла (и почти в два раза) саму Toyota Corolla. Причем в данном случае уповать на уровень сопутствующей экипировки не приходится — Corolla отнюдь не кладезь современного штатного оборудования. Нет смысла заострять внимание на стартовой версии с мотором 1,3 литра, как и на вариантах с топовым 1,8-литровым. С основным же атмосферным двигателем 1,6 в 122 силы седан с учетом последних наценок как раз предлагается от миллиона рублей и сразу со второго уровня оснащения «Классик». Но это, вопреки некоторым стереотипам, не подразумевает японской щедрости: есть боковые подушки, подогрев кресел, подлокотник, но нет ни системы стабилизации, ни климат-контроля, ни даже начального уровня аудиосистемы. Чуть ли не единственным «бонусом» можно считать доступность в этом же уровне оснащения автоматической трансмиссии: в качестве оной выступает вариаторная коробка, с которой цена автомобиля повышается сравнительно немного — на 37 000. Говорить о каком-то богатстве оснащения не приходится и в следующей версии «Стиль»: добавляются кожаный руль, аудиосистема CD, AUX, USB, задние электростеклоподъемники, передние «туманки», литые диски, но с ценами уже выше на 45 000 рублей.
В продолжение логично сказать о другом японском седане, выпускаемом и представленном на российском рынке с 2014 года — Nissan Sentra, которому в продажах тоже удалось обойти Corolla. По многим техническим параметрам, включая двигатель и коробки, автомобили схожи, но именно соотношение цены и штатного оборудования отличается в пользу Sentra. Седан предлагается в семи основных вариантах оснащения, и средняя из них Elegance Plus как раз «подпирает» сумму в миллион рублей. При этом есть боковые подушки, ESP, раздельный климат-контроль, аудиосистема CD, USB, AUX, Bluetooth, бесключевой доступ с запуском двигателя кнопкой, подогрев кресел, задний подлокотник, датчики света и дождя, передние «туманки», литые 16-дюймовые диски. Вроде ничего сверхъестественного, но как уже ясно, у других за такие деньги и этого нет. Если же добавить 10 000 рублей, то седан становится доступен еще с 5,8-дюймовым сенсорным дисплеем, навигационной системой и камерой заднего вида. А с вариаторной коробкой (предлагаемой уже со второй версии Comfort) автомобиль обойдется дороже на 35 000 рублей. К сожалению, такие крутые принадлежности, как ксеноновые фары с автокорректором и кожаный салон, — это уже прерогатива топ-версии с ценой свыше 1,1 млн рублей. И все же к главным пробелам Sentra можно отнести отсутствие выбора по силовой части: нет ни более мощного бензинового двигателя, ни дизеля.
С дизельными моторами в этом сегменте вообще напряженка. Такая версия еще остается за седаном Peugeot 408 (его длина и вовсе 4,7 метра с хвостиком), правда, не понятно, сохранится ли сама модель на рынке — продажи сильно просели. Что говорить, если модель стала стоить более миллиона рублей в нехитром варианте: с бензиновым двигателем 1.6 в 120 сил в паре с четырехступенчатой АКП и во втором уровне оснащения Style, где штатно всего лишь две подушки, климат-контроль, «туманки», электропакет с обогревом форсунок и зоны покоя щеток. Есть подогрев сидений, подлокотник, аудиосистема CD, USB, Bluetooth. А с дизелем автомобиль предлагается еще чуть дороже в таком же, и единственном для него, уровне оснащения.
Такие же опасения по поводу дальнейшего присутствия на рынке РФ есть и в отношении Citroen C4 Sedan. Автомобиль у нас с предкризисного 2013 года, и как-то не довелось ему вкусить большую любовь покупателей. Вот и сейчас, если брать аналогичную с Peugeot 408 пару с 1.6 в 120 сил и 4-АКП, то минимальная цена лишь чуть меньше, притом она действительна для базовой комплектации Dynamique, где штатного оборудования с гулькин нос: две подушки, кондиционер, начальный электропакет, нет ни музыки, ни чего другого интересного. Дизель для этой модели не предлагается, а вот со 150-сильным 1.6 турбо, как и в случае с Peugeot 408, цена свыше 1,1 млн рублей.
Пока есть и другой французский седан, и тоже со своей «идентичностью». О Renault Fluence уже можно сказать без преувеличений: один из последних динозавров своего сегмента с наличием атмосферного бензинового двигателя 2,0 л, поскольку как раз в марте эту модель снимают с производства на московском предприятии компании. Преемник может быть заявлен позже, но появится ли в его моторной гамме «двушка» — вопрос. А поскольку нынешний Fluence еще несколько месяцев будет фигурировать у дилеров, данные о нем вполне актуальны. Впрочем, несмотря на локализацию производства, этот седан тоже заметно поднялся в цене, и за миллион приходится рассматривать варианты с двигателем 1,6 литра. Слабое утешение лишь в том, что это более мощные версии в 114 сил в паре с вариаторной коробкой (в базе идет 106-сильный мотор с МКП). Доступен такой Fluence со второй комплектации Confort: с боковыми подушками, передними «туманками», кожаным рулем, подогревом кресел, подлокотником, CD, USB, AUX, Bluetooth, но без ESP и климат-контроля.
Что же касается двухлитрового двигателя, он идет сразу с третьего уровня Limited Edition: с улучшенной отделкой салона, дополненный круиз-контролем, задним парктроником, литыми дисками, но ESP и климат-контроль штатно все так же отсутствует, уж не говоря о мультимедиа с сенсорным дисплеем и навигацией. Правда, этот двигатель предлагается как с МКП, так и с CVT, причем цена с вариатором повышается на 40 000 рублей.
Как известно, в этом сегменте выделяется лифтбек Skoda Octavia с его минимальным объемом багажника в 568 литров, плюс известные для этого типа кузова часть функций универсала — компоновочные преимущества налицо. А что еще «в придачу», если рассчитывать на миллион? С базовым «атмосферником» 1.6 речь идет только о втором варианте оснащения Ambition, который в своей штатной экипировке на деле без амбиций: боковые подушки, кондиционер, подогрев кресел, передние «туманки», обогрев форсунок, датчик дождя, аудиосистема начального уровня с CD, USB, AUX. Для варианта с шестиступенчатой АКП штатно еще и система стабилизации, что все вместе прибавляет 60 000 рублей и перешагивает «черту» (цены уже от 1,044 млн рублей). По всему, «амбициозность» здесь заключается в другом: в очень широком списке доступных опций, отдельно и пакетами, чем умело пользуются дилеры при «формировании» предложения, и приобрести «чистые» версии в штатном исполнении не так легко. Кроме того, уже в базовом уровне оснащения Octavia доступна с турбомотором 1.4 в 150 сил, но только с МКП, а вот второй уровень — это уже минимум 1 059 000 рублей (с учетом штатной ESP), вариант же с семиступенчатым «роботом» стоит еще на 40 000 дороже. Что касается полноценного универсала Octavia Combi, то он позиционируется и вовсе отстраненно — с учетом схожих с лифтбеком комплектаций цены уже превышают 1,1 млн рублей.
Еще свежи воспоминания, что в этом ценовом сегменте был выбор седанов рангом выше, кои относят к сегменту D+ или даже к автомобилям «начального» бизнес-класса. Если исходить из нынешних прайсов, то о таком выборе речи уже не идет, особенно с исчезновением некоторых маркетинговых уловок. Скажем, Ford Mondeo уже давно не выступает с базовым атмосферником 1,6 литра, с которым ценовая линейка выглядела лояльней.
Однако подобные решения еще встречаются: так, обновленное семейство Hyundai i40 начинается седаном с двигателем 1.6 GDI, причем только с МКП и вообще с этим мотором в единственном варианте исполнения Comfort. Цена немного выше миллиона, а оснащение все же с компромиссами. Система безопасности включает ESP и семь подушек (в том числе для защиты коленей водителя), в электропакет входят подогрев кресел и зоны покоя щеток, руль и рычаг КП отделаны кожей, есть подлокотник, датчик света, CD, USB, AUX, сигнализация. Но нет климат-контроля, передних «туманок», парктроника и прочих вещей, штатно доступных уже в более дорогих комплектациях.
Некоторая интрига здесь внесена новым седаном Kia Optima, чьи продажи в России начались как раз с марта. Перчик момента в том, что модель была заявлена по цене даже меньшей, чем предыдущая — налицо явно демпинговая политика. А ведь это не просто рестайлинг, а действительно новая модель, с несколько выросшими габаритами, с увеличенной долей высокопрочных сталей в структуре кузова (жесткость на кручение повысилась на 50%), с изменениями в компоновке и отделке салона. Наконец, с иной моторной гаммой во главе с турбомотором, хотя именно за счет сохранения для РФ атмосферной «двушки» машину удалось представить у нас в выигрышном ракурсе.
С учетом всего напрашивается сравнение не столько с прежней Optima, сколько с седаном Hyundai i40 — обращая внимание почти на одинаковую стартовую цену. Итак, новая Optima крупнее (длиннее на целых 110 мм), а базовым выступает все же двухлитровый двигатель в 150 сил. Правда, «демпинговая» цена и в этом случае принадлежит лишь единственной версии оснащения Classic с учетом механической коробки. Прочий набор благ в этом стартовом уровне поддерживает статус модели без излишеств: боковые и оконные подушки, ESP, система помощи при старте в гору, кондиционер, круиз-контроль, подогревы кресел и зоны покоя щеток, подлокотник, датчик света, аудиосистема CD, USB, AUX, легкосплавные диски колес. Если же рассматривать этот двигатель в паре с АКП, то это уже следующий уровень оснащения и цены сразу от 1,2 млн рублей. В общем, на данный момент старшие корейские модели в своих начальных версиях по ценам еще не сильно оторвались от «гольф-класса».
Приобрести за такую сумму автомобиль повышенной проходимости и вообще с полным приводом становится делом все более призрачным, учитывая многие печальные обстоятельства. Включая фактически уход с рынка специализирующихся на таких моделях компаний Ssang Yong и Great Wall. Перестали здесь фигурировать японские пикапы — так же, как и большинство кроссоверов в варианте 4WD. Да что говорить, даже переднеприводные версии SUV, включая корейские, в большинстве своем ушли далеко. Одновременно с этим к рубежам в миллион рублей «подтянулись» игроки рынка из нижнего ценового диапазона, во всяком случае, своими топ-версиями.
Теперь вот и некогда бюджетный Renault Duster примерил семизначный ценник: из четырех основных вариантов комплектаций (всего 14) к нему прикоснулись версии высшего уровня Luxe Privilege. Интересно, чем таким наделен Duster за миллион? Самый дорогой — с бензиновым двигателем 2,0 литра в паре с АКП (четырехступенчатой) и полным приводом. А что еще? С учетом совершенно «пустой» машины в базовом состоянии, то много чего. Между ними пропасть, однако доступного оборудования в топе тоже не слишком много. Как ни странно, но лишь в этом уровне штатно появляются пассажирская и боковые подушки безопасности, но нет оконных и нет ESP — эта система и здесь идет опционально. Имеется задний парктроник, круиз-контроль, но нет климат-контроля, лишь обычное управление кондиционером. Электропакет только в этом уровне дорастает до привода задних стеклоподъемников, хотя еще имеется и обогрев лобового стекла. Есть аудиосистема CD, USB, AUX, Bluetooth, однако мультимедийная система с навигацией и камерой заднего вида идет опционально. Плюс ко всему глубокая тонировка стекол и кожаный салон (притом окраска кузова «металликом» идет за доплату). Хотя и без него, то есть в «обычном» уровне Privilege, кроссовер предлагается близко к ценникам в миллион рублей, включая дизельный вариант с МКП и 4WD.
Как раз тот случай, когда напрашивается прямое сравнение Duster с его клоном Nissan Terrano, который изначально позиционировался как более престижный SUV с улучшенной экипировкой в базе и по более высоким ценам. Однако Duster еще летом претерпел рестайлинг с рядом технических изменений, а вот Terrano только недавно заявлен в обновленном виде. В частности, по стопам Duster сюда пришли более мощные бензиновые двигатели, а также появился вариант с мотором 2,0 литра в сочетании с АКП и полным приводом. Модель тоже предлагается в четырех основных уровнях оснащения, и общее количество версий осталось прежним (десять), но варианты комплектаций изменились, а главное, повысились ценники — примерно на 60 000-70 000 рублей.
Вот это обстоятельство совсем отодвинуло обновленный Terrano от черты в миллион рублей. Теперь эту цифру плотно окружают лишь версии с двигателем 1,6 литра с МКП, но хотя бы с полным приводом. Базовый уровень Comfort штатно включает две подушки, ESP, кондиционер, аудиосистему CD, USB, AUX, Bluetooth, а второй уровень Elegance с доплатой в 28 000 рублей еще прибавляет боковые подушки, подогрев кресел, передние «туманки». Новые же варианты с двигателем 2,0 литра теперь представлены только с полным приводом, сразу со второго уровня оснащения (Elegance) и по ценам свыше миллиона рублей. Впрочем, у дилеров еще остаются модели Terrano в предыдущих конфигурациях, где за миллион фигурируют и двухлитровые версии, в том числе с полным приводом (но «по старинке» с МКП). Кстати, в отличие от Duster, комплектации у Terrano фиксированные, без опциональных пакетов, и дизельных вариантов не предусмотрено.
Кроме того, у Nissan есть SUV, так сказать, не «суррогатный», а собственного рождения. Во-первых, компактный Nissan Juke. С основным для него двигателем 1,6 л в 117 сил (в базе 94-сильный, в топе — 190-сильный) речь идет только о переднем приводе, а цена как раз отталкивается от миллиона. В этом случае получаем этот двигатель сразу в паре с вариатором и только второй (из семи) уровень оснащения XE: боковые и оконные подушки, ESP, кондиционер, подогрев кресел, CD, AUX, литые диски на 16 дюймов. Либо еще 10 000 рублей за вариант с МКП и третий уровень оснащения SE, оживленный климат-контролем, круиз-контролем, кожаным «мультирулем», CD, USB, AUX, Bluetooth, передними «туманками», литыми дисками на 17 дюймов. А с вариатором в этом случае цена еще на 60 000 рублей дороже.
Можно отметить и модель постарше — Nissan Qashqai, правда, речь только о стартовой версии, цена которой едва удерживается на орбите миллиона рублей с риском уйти дальше. Причем особых сил на это у кроссовера в базе нет: под капотом мини-турбодвигатель 1,2 литра в 115 сил, шестиступенчатая МКП и, разумеется, 2WD. Прочее оснащение без излишеств, но при всех основных ценностях: боковые и оконные подушки, ESP, система помощи при старте в гору, омыватель фар, кондиционер, круиз-контроль, подогрев кресел, подлокотник, «мультируль», CD, USB, AUX, Bluetooth. И для справки: с вариатором в том же базовом уровне оснащения цена автомобиля сразу выше на 60 000 рублей.
Сегмент компактных кроссоверов сегодня не досчитывает ряд моделей ввиду кризиса, в том числе не смог состояться дебют Mazda CX-3, хотя вряд ли это помогло бы расширить предложение в означенном ценовом сегменте. Неожиданно для многих свернулась карьера и некогда популярного Mitsubishi ASX — поставки прекращены из-за невыгодного курса валют, дальнейшая судьба кроссовера для рынка РФ прояснится еще не скоро, а машины 2015 года выпуска уже закончились.
Также у дилеров фактически распроданы кроссоверы Suzuki SX4 первой генерации (с 2013 года), но обновленный вариант все же обещается приехать в Россию: анонса точной даты еще не было, но случится такое не ранее лета. А пока эту нишу у компании отстаивает новый Suzuki Vitara, вышедший «месить российскую грязь» летом прошлого года. Кстати, за шесть месяцев таких машин было продано больше, чем SX4 за весь год. Стартовая цена схожа с таковой у Qashqai, но Vitara компактнее (длина 4175 мм) и базовый набор несколько другой — более традиционный. Под капотом атмосферный двигатель 1,6 литра в паре с пятиступенчатой МКП, а из штатного оснащения особая забота проявлена по части безопасности: есть не только боковые и оконные подушки, но и подушка для защиты коленей водителя. Также в базе ESP, кондиционер, электропакет с подогревом кресел, «мультируль», аудиосистема CD, USB, Bluetooth. Примечательно, что в качестве «автомата» новая Vitara располагает гидромеханической шестиступенчатой АКП, и она доступна уже с базовой версии GL, но вот цена за такое удовольствие особенно высокая — стоимость повышается сразу на 100 000 рублей.
Примерно с той же ценовой позиции (немногим выше миллиона) стартует и Skoda Yeti, но в отличие от «японцев» здесь совсем другой расклад. Общее количество модификаций по сравнению с близкими «товарищами» просто космос — до 45 вариантов без учета массы доступных опций. Тем обиднее, что при скромных, в общем-то, габаритах (длина 4222 мм) базовый Yeti едва «приодет»: начальный уровень Active штатно включает только две подушки, ABS, кондиционер и первичный электропакет с обогревом форсунок омывателя. Притом и здесь многое остается «на совести» опций, а это значит, что в реальности обнаружить в наличии у дилера базовую версию в «чистом» виде маловероятно. Можно добавить, что в базовом уровне с атмосферным двигателем 1,6 литра доступна не только МКП, но и традиционная шестиступенчатая АКП, с которой цена еще выше на 60 000 рублей с учетом штатно «прилагающейся» ESP.
Компактный кроссовер Ford EcoSport (длина 4273 мм), внешне столь эффектно использующий внедорожную стилистику (высокий клиренс в 200 мм, короткие свесы, запаска на задней двери), еще с выходом на рынок в 2014 году не совсем «угадал» с набором комплектаций и цен. В результате продажи оказались ниже запланированных, а в критическом 2015 году они составили всего около 4000 экземпляров (почти в два раза меньше того же Skoda Yeti). Базовым выступает сравнительно мощный в классе 122-сильный «атмосферник», но картина в целом не радует. Стартовая цена превысила миллион рублей, притом в штатном распоряжении только две подушки, ESP, кондиционер, CD, AUX, USB. Подогрев сидений и тот за доплату. Вариант с шестиступенчатым «роботом» еще на 50 000 дороже.
В нынешних условиях стоит напомнить и о новом для нас компактном кроссовере Hyundai Creta, начало производства и продаж которого в РФ обещается в 2016 году. Параметры выглядят адекватно: длина 4270 мм, багажник от 400 литров, клиренс более 180 мм, разные варианты двигателей и трансмиссии. Для нас предполагаются бензиновые атмосферные моторы 1,6 и 2,0 литра с распределенным впрыском топлива, шестиступенчатые МКП и АКП, оба варианта привода и нормальное базовое оснащение. Во всяком случае, две подушки, система курсовой устойчивости, борткомпьютер, кондиционер, аудиосистема — все это должно быть в стартовом исполнении. И, надо полагать, по конкурентоспособным ценам.
Как ни странно, но в этом сегменте представлена и парочка серьезных рамных внедорожников, причем полностью «на мостах». Правда, из иностранных это может быть (и остается) только один фигурант — миниатюрный Suzuki Jimny (длина всего 3,7 метра с учетом запаски на двери). Продажи его невелики: в 2015 году было реализовано всего 345 штук, в наличии Jimny практически не встретить, однако модель еще не снимается с рынка и в основном поставляется на заказ. По оснащению все довольно просто: один бензиновый двигатель и три варианта комплектации — базовый с МКП и два с надежной четырехступенчатой АКП. В базовое оснащение входит необходимый минимум: две подушки, ABS, ESP, кондиционер, подогрев кресел, CD-проигрыватель, передние «туманки», рейлинги. С АКП цена базовой версии выше на 50 000 рублей, а самый дорогой вариант включает кожаный салон. Вместе с тем минивездеход по-современному не лишен и удобства управления трансмиссией: подключение переднего моста (полный привод здесь part-time) и включение понижающей передачи осуществляется не классическим рычагом, а нажатием клавиш на приборной панели.
Другой персонаж уже из отечественных — UAZ Patriot, а точнее, его верхние варианты комплектаций. В таких «патриотичных» по названию версиях, как Limited, Unlimited и Expedition, внедорожник по ценам вплотную подступился к рубежу в миллион рублей, а единственная версия с отечественным дизелем объемом 2,2 литра уже уверенно перешагнула и эту черту.
И чем располагает, скажем, версия «Анлимитед», где Patriot с бензиновым двигателем имеет максимальный ценник? От версии просто «Лимитед», разница с которой составляет 40 000 рублей, в основном особой отделкой и оформлением — с оригинальным колером, кузовными стойками черного цвета, задним спойлером с повторителем стоп-сигнала, с хромированным чехлом запаски, есть отличительные элементы и в салоне. В остальном все как у «Лимитед»: кроме ABS и кондиционера, имеются подогрев не только передних, но и задних сидений, а также электрообогрев лобового стекла и глубокая тонировка. Из утонченных технологий — мультимедийная система с семидюймовым сенсорным дисплеем, навигацией и камерой заднего вида, плюс колеса на 18-дюймовых литых дисках. И как мы знаем, еще с 2013 года Patriot оснащается новой раздаточной коробкой с электрическим приводом и управлением вместо рычага круглым переключателем.
Ох уж эти «высокие хэтчбеки» с «задатками кроссовера», о которых стали чаще говорить с выходом Lada XRAY. Тут еще важно понимать: значение «высокий» относится к высоте автомобиля по кромке крыши или акцент все же на увеличенный клиренс?
Наверняка многие слышали, что Peugeot 2008 производитель выдает за кроссовер, в то время как по габаритам (в том числе по высоте) он даже чуть меньше, чем Lada XRAY, а клиренс фактически «легковой» — всего 160 мм. При этом стартовая версия стоимостью чуть выше миллиона представлена в единственном варианте с трехцилиндровым двигателем 1,2 литра в паре с МКП, где из штатного оснащения еще две подушки, ESP, кондиционер, простенькая магнитола, начальный электропакет с обогревом форсунок омывателя, рейлинги. Остальные варианты уже дороже 1,2 млн рублей, и в целом не удивительно, что в 2015 году всего было продано 244 экземпляра этой модели. В марте в Женеве уже был показан обновленный 2008-й, но вряд ли это сильно изменит текущую ситуацию.
Другое дело, что буквально на 30 марта в России назначена презентация очередного в этом классе французского новобранца — Renault Kaptur, разработанного для нас на платформе B0 и с организацией производства на московском предприятии «Автофрамос». Модель называют компактным кроссовером (будут и полноприводные версии), ее также можно причислить к «высоким хэтчбекам», но главное, цена должна учитывать сложившуюся на рынке конъюнктуру — все подробности — уже в ближайшие дни.
Если клиренс стандартный, а крыша высокая, то еще можно услышать термин микровэн. Поскольку сейчас полноценных (мощных и комфортабельных) минивэнов или даже компактвэнов в этой ценовой категории уже нет, то отметим другие модели с нестандартным типом кузова.
Скажем, у Kia имеется даже парочка «вэнистых» моделей компактного формата, однако различающихся по габаритам и оснащению. Один из них — Kia Soul, он чуть крупнее в размерах (с длиной 4140 мм), у него в базе двигатель 1,6 литра и шесть основных вариантов оснащения (в целом девять). Очевидно, по дизайну и вообще по концепции модель нравится покупателям, что отражается на реализации: в 2015 году продано почти 6000 экземпляров, что немногим больше, чем седанов Cerato.
Кстати, с весны 2014 года Soul вышел рестайлинговый, а в прошлом году в моторную линейку для нашего рынка добавили двигатель 1.6 в версии GDI мощностью 132 л.с. (но убрали дизель), причем доступны такие варианты только со среднего уровня Luxe по цене выше миллиона. Кроме боковых и оконных подушек, ESP, подогрева руля, подогрева передних и задних сидений, комплектация Luxe отличается наличием светодиодных «габаритов» и задних фонарей, «линзованных» фар, климат-контролем, аудиосистемой CD, USB, AUX, Bluetooth, камерой заднего вида (но с изображением на небольшом 4,3-дюймовом дисплее), датчиком света, литыми дисками на 17 дюймов. Этот же уровень оснащения является верхним для базового двигателя в 124 силы, причем в паре с МКП. С 6-АКП дороже всего на 10 000 рублей, правда, «экономия» достигается за счет комплектации ступенькой ниже (то есть Comfort — со всеми подушками, ESP, подогревами, но без климат-контроля, камеры заднего вида и др.).
Другой компакт — Kia Venga, причем именно эта модель пропорциям действительно сложена как микровэн (в отличие от Soul с его «кроссоверным» обликом). И базовый двигатель здесь всего лишь 1,4 литра в 90 сил и только в паре с МКП. Старший же мотор 1,6 литра идет только с шестиступенчатым «автоматом». В предмаксимальной версии Luxe (970 000 рублей) автомобиль оснащен почти так же, как и Soul в одноименной версии, но без подогрева задних сидений и без камеры заднего вида (есть обычный парктроник), а также с 16-дюймовыми литыми дисками. Еще плюс 70 000 рублей и получаем топ-вариант Prestige, где имеются камера заднего вида, бесключевой доступ с запуском двигателя кнопкой, круиз-контроль и навигационная система с семидюймовым дисплеем. Вместе с тем продажи Kia Venga пока в три раза меньше, чем у Soul.
Также в качестве минивэнов еще можно рассмотреть некоторые европейские модели — речь о соответствующих версиях в семействе грузопассажирских фургончиков («каблучков»), которые в результате кризиса были отброшены к рубежу в миллион рублей. Причем за эту сумму речь идет о базовых вариантах, где согласно концепции утилитарного транспорта оснащение весьма простецкое. Так, у Renault Kangoo стартовая версия с бензиновым двигателем 1,6 литра (100 л.с.) штатно имеет только две подушки и ABS, а «добрать» оснащение можно за счет некоторых опций. В базовой версии также доступен дизель объемом 1,5 литра (86 л.с.), но начальная цена с таким двигателем на 42 000 рублей выше.
Еще один представитель из этой категории — Peugeot Partner Tepee, обновленный в 2015 году. Базовые цены даже немного ниже, чем у Kangoo, а базовый бензиновый двигатель помощнее. В стартовом оснащении только необходимый минимум: две подушки, ABS, борткомпьютер, пассажирское кресло со складной спинкой. Вторая с этим двигателем версия стоит на 75 000 рублей дороже и штатно включает кондиционер, круиз-контроль, аудиосистему CD, AUX. А вот варианты с более мощным бензиновым двигателем (120 л.с.) и с дизелем (90 л.с.) сразу предлагаются в более оснащенных вариантах и цены зашкаливают за 1,1 млн рублей. К сожалению, включить в этот ряд семейство VW Caddy уже невозможно: начальные цены превосходят 1,2 млн рублей.
Завершим обзор довольно экзотическими для подавляющего большинства жителей РФ автомобилями. Речь о субкомпактных хэтчбеках: трехдверном Smart Fortwo длиной всего 2,7 метра и пятидверном Smart Forfour длиной 3,5 метра. Это новое поколение Smart, представленное в Европе в 2014 году, а на российском рынке машины с 2015-го. Данное семейство в этот раз разработано на платформе нового Renault Twingo, главным отличием которого является заднее расположение двигателя с приводом на задние же колеса. Сами двигатели по определению не могут быть массивными: базовым является трехцилиндровый атмосферник объемом 1 литр мощностью 71 л.с., доступный только с МКП. Второй еще меньше — объемом 0,9 литра, но с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, совмещенный только с шестиступенчатой роботизированной коробкой.
Обе модели предлагаются в четырех вариантах оснащения плюс всевозможные пакеты опций. С турбомотором и «роботом» цены хэтчбеков сразу на 160 000 рублей выше, причем по цене около миллиона рублей фигурируют базовые версии, весьма неоднозначные по оснащению. Штатно здесь все «гут» только в плане безопасности: боковые и оконные подушки, подушка для защиты коленей водителя, ESP. Также стандартно предусмотрена система «старт-стоп» и почему-то круиз-контроль, а вот все остальное предлагается только в качестве «допов». Не очень-то меняет ситуацию и второй вариант оснащения — кожаный руль, литые диски, зато список доступных опций заметно расширяется.
Ко всему добавим, что в силу известных обстоятельств прайсы на автомобили сейчас как никогда активные. Только за март случились корректировки в сторону повышения на многие модели, отодвинув их еще дальше от границы в миллион рублей. С другой стороны, на определенных условиях у дилеров действуют программы скидок, а также еще остаются автомобили 2015 года выпуска по «специальным» ценам (в таблице — примеры ценников 2016 года без учета возможных скидок).
Марка и модель | Тип кузова | Тип привода | Двиг. (л./л.с.) | Объем багажника, л | Цена, тыс. руб. |
Citroen C4 | Седан | Передний | 1,6/115 | 440 | 889–1 032 |
Citroen C4 | Седан | Передний | 1,6/120 | 440 | от 1 026 |
Ford Focus | Седан | Передний | 1,6/105 | 372 | 958–998 |
Ford Focus | Седан | Передний | 1,6/125 | 372 | от 993 |
Ford Focus | Универсал | Передний | 1,6/105 | 467–1502 | 968–1 008 |
Ford Focus | Универсал | Передний | 1,6/125 | 467–1502 | от 1 003 |
Ford Ecosport | Универсал | Передний | 1,6/122 | 310–1238 | от 1 049 |
Hyundai Elantra | Седан | Передний | 1,6/132 | 485 | 870–1 010 |
Hyundai Elantra | Седан | Передний | 1,8/150 | 485 | 1 070 |
Hyundai i30 | Универсал | Передний | 1,6/130 | 528–1642 | от 910 |
Hyundai i40 | Седан | Передний | 1,6/135 | 525 | 1 039 |
Kia Venga | Хэтчбек | Передний | 1,6/124 | 440 | 890–1 040 |
Kia Soul | Хэтчбек | Передний | 1,6/124 | 354 | 855–955 |
Kia Soul | Хэтчбек | Передний | 1,6/132 | 354 | от 1 015 |
Kia cee’d SW | Универсал | Передний | 1,6/130 | 528–1642 | 895–995 |
Kia Cerato | Седан | Передний | 2,0/150 | 482 | от 1 065 |
Kia Optima New | Седан | Передний | 2,0/150 | 510 | 1 070 |
Nissan Sentra | Седан | Передний | 1,6/117 | 511 | от 908 |
Nissan Terrano | Универсал | Полный | 1,6/114 | 475 | 977–1 005 |
Nissan Terrano | Универсал | Полный | 2,0/143 | 475 | от 1 087 |
Nissan Juke | Универсал | Передний | 1,6/117 | 354–1189 | от 999 |
Nissan Qashqai | Универсал | Передний | 1,2/115 | 430–1585 | от 1 049 |
Peugeot 408 | Седан | Передний | 1,6/115 | 560 | 919–973 |
Peugeot 408 | Седан | Передний | 1,6/120 | 560 | от 1 044 |
Peugeot 408 | Седан | Передний | 1,6/112 | 560 | 1 053 |
Peugeot 2008 | Хэтчбек | Передний | 1,2/82 | 350–1194 | 1 009 |
Peugeot Partner Tepee | Универсал | Передний | 1,6/110 | 544 | 969–1 045 |
Renault Fluence | Седан | Передний | 1,6/114 | 530 | от 986 |
Renault Fluence | Седан | Передний | 2,0/137 | 530 | от 1 026 |
Renault Duster | Универсал | Полный | 2,0/143 | 408–1636 | 871–995 |
Renault Duster | Универсал | Полный | 1,5/109 | 408–1636 | 901–985 |
Renault Kangoo | Универсал | Передний | 1,6/100 | 660 | 989–1 076 |
Renault Kangoo | Универсал | Передний | 1,5/86 | 660 | от 1 031 |
Skoda Octavia | Лифтбек | Передний | 1,6/110 | 568–1558 | от 872 |
Skoda Octavia | Лифтбек | Передний | 1,4/150 | 568–1558 | от 927 |
Skoda Yeti | Универсал | Передний | 1,6/110 | 322–1665 | от 1 031 |
Suzuki Vitara | Универсал | Передний | 1,6/117 | 375–1120 | от 1 039 |
Suzuki Jimny | Универсал | Полный | 1,3/85 | 113–816 | 989–1090 |
Smart Fortwo | Хэтчбек | Задний | 0,9/90 | 260-350 | от 950 |
Smart Forfour | Хэтчбек | Задний | 0,9/90 | 185–975 | от 990 |
Toyota Corolla | Седан | Передний | 1,6/122 | 452 | от 999 |
UAZ Patriot | Универсал | Полный | 2,7/128 | 1200–1850 | 779–990 |
UAZ Patriot | Универсал | Полный | 2,2/114 | 1200–1850 | 1 100 |
VW Jetta | Седан | Передний | 1,6/90 | 510 | 889–1 035 |
VW Jetta | Седан | Передний | 1,6/110 | 510 | от 989 |
Ранее на тему: