На молодежном сленге слово «гон» означает что-то ошибочное, ложное, реже — быструю и бессмысленную речь. В общем, ничего стоящего. Однако на этот раз все оказалось серьезно: очередная — 25-я по счету — «Олдтаймер-Галерея» в основе своей посвящена 95-летию знаменитого ГОНа — Гаража Особого Назначения. Неудивительно, что в этот раз в павильонах выставочного центра «Сокольники» строгих охранников «в штатском» было больше обычного. Впрочем, они только подчеркивали особый антураж нынешней экспозиции.
Первые лица
В этом году ГОНу исполняется 95 лет (официальная дата создания — 5 января 1921 года). Однако его история началась еще в царской России: первые автомобили для выездов императора Николая II официально появились в Александровском дворце Царского Села еще в 1905 году. Тогда, как и сегодня, первые лица государства ездили в основном на иностранных автомобилях, среди которых особой любовью императора долгое время пользовалась марка Delaunay-Belleville.
Первому вождю мирового пролетариата особенно сильно полюбилась аристократическая марка Rolls-Royce. Однако данный фаэтон модели Phantom I Open Tourer Pall Mall датирован уже 1925-м годом. А это значит, что сам Ленин пользоваться этой машиной уже не мог. Отличительной особенностью 5,1-метрового автомобиля являлась особо тихая и плавная работа 7,6-литрового двигателя мощностью 60 л.с. За что, собственно, он получил и свое имя (Призрак), и любовь советских вождей
Packard 180 стал олицетворением приверженности И.В. Сталина к американским машинам. Однако роль этого лимузина выше, чем просто автомобиль вождя: именно 180-й Паккард стал основным прототипом при создании правительственного ЗиС-110 — первого послевоенного советского автомобиля и первого по-настоящему удачного лимузина отечественного производства
ЗиС-110Б и ЗиС-110П (на дальнем плане) — открытые модификации 110-й модели, созданные уже на закате карьеры модели (в 1954-м и 1956 годах соответственно). Внешне оба ЗиСа практически одинаковы — даже бледно-голубой цвет идентичен. Но второй фаэтон имеет полноприводную трансмиссию. Этот вариант был создан в 1956 году и использовался для обслуживания поездок Н.С. Хрущева — как деловых, так и на отдыхе (на охоту и т.п.)
ЗИЛ-111А стал очередным советским лимузином с дизайном в американском стиле. Однако, в отличие от своих предшественников, в монументальности и пафосности облика появившийся в 1958-м году 111-й даже превосходил свои заокеанские прообразы. Да и в техническом плане модель выглядела не хуже: шестилитровый 200-сильный двигатель, более шести метров длины и 170 км/ч максимальной скорости по тем временам были весьма достойным показателем для семиместного лимузина
ЗИЛ-111В изначально был не более чем открытой версией 111-й модели. Однако в историю он вошел не с Хрущевым, а с первым космонавтом Земли — Юрием Гагариным. 14 апреля 1961 года именно в таком фаэтоне Гагарина вместе с Москвой встречала не только вся страна, но и весь мир
Рестайлинг через четыре года для обычного легкового автомобиля — дело вполне нормальное. Однако для правительственного лимузина такой срок нетипичен. Тем не менее, всего через четыре года внешность 111-й была значительно изменена. А показанный в Сокольниках экземпляр ЗИЛ-111Г примечателен еще и тем, что именно этот автомобиль попал под обстрел у Боровицких ворот Кремля в 1969 году при покушении на Л.И. Брежнева
Свой современный облик правительственные ЗИЛы получили в 1978 году с появлением модели ЗИЛ-115, которой при серийном производстве дали новый индекс ЗИЛ-4104. В принципе, это был все тот же сто четырнадцатый, но переживший серьезный рестайлинг (проводился при участии британской компании «Капко») и получивший 315-сильный двигатель. Многие считают его внешность неудачной и слишком «старческой». Однако с небольшими изменениями такой дизайн сохранялся вплоть до окончания выпуска отечественных лимузинов в начале 21-го века
Бронированный вариант нового (или обновленного) ЗИЛа появился только в 1983 году — уже после смерти Л.И. Брежнева. Внешне автомобиль копировал ЗИЛ-4104 (позднее — лимузины ЗИЛ-41045 и 41047) и имел в качестве несущего кузова так называемую бронекапсулу. Толщина брони колебалась от 4 до 10 мм, пуленепробиваемых стекол — 43–47 мм. Также автомобиль имел пожаровзрывобезопасные топливные баки, специальные шины, позволяющие сохранять подвижность после пробоев, и улучшенную систему отопления/кондиционирования салона. Бронекапсулы (изготовленные, кстати, на заводе в Кургане) оказались настолько прочными и качественными, что впоследствии шесть из них были использованы с отработавших свое автомобилей для выпуска новых. А экземпляр, представленный на снимках, — один из двух, прошедших испытания на стрелковом полигоне
Серый «парадный» кабриолет ЗИЛ-117М — уникальный автомобиль, построенный в 1984 году в единственном экземпляре. По сути, это обычный сто семнадцатый, только с внешностью модели 4104
ЗИЛ-41047 является последним серийным отечественным лимузином. Производство началось в 1985 году — с приходом к власти М.С. Горбачева, и формально не закончено до сих пор. Однако на практике модель уже не собирается. Всего было произведено порядка 200 таких лимузинов. На фото — модификация ЗИЛ-41047ТБ: бронированная немецкой компанией TRASCO Bremen версия серийного лимузина. В целом автомобиль получился удобнее отечественного аналога с индексом 41052 (в частности, здесь были хорошая климатическая система, пневмоподвеска, подогреватель двигателя и ряд других усовершенствований и дополнений), однако немцы недостаточно усилили подвеску, из-за чего бронированные ими лимузины после скорого ремонта стали исполнять функцию резервных
Эпоха отечественных лимузинов на службе первым лицам государства стала заканчиваться с приходом к власти Б.Н. Ельцина. Именно для него все на той же фирме TRASCO Bremen были заказаны лимузины на базе 140-го Mercedes-Benz. Однако первый блин получился комом: модель S600L ТБ (на фото на заднем плане) оказалась недостаточно длинной и солидной, поэтому вскоре в президентский гараж были заказаны лимузины с удлинением кузова уже на метр: S500 ТБ (на фото) и S600 ТБ
Вскоре президентский гараж пополнился еще более совершенным лимузином с уже заводской защитой кузова — Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (W140). Собственно, он и стал основным транспортом первого президента России. При этом автомобиль оказался настолько удачным и надежным, что до сих пор состоит на службе в ГОНе
Впоследствии президентские лимузины еще дважды сменяли поколения. На смену 140-му приходили «Пульманы» вначале 220-й, а затем и 221-й серий. Собственно, именно такой лимузин расположился в центре инсталляции президентского кортежа
Всем выйти из тени!
Само собой, в Гараже Особого Назначения числятся не только президентские лимузины или парадные кабриолеты, но и большое количество автомобилей сопровождения и прочих вспомогательных или иных специальных транспортных средств. И если раньше для этих целей использовались просто модели рангом и статусом попроще, то сегодня некоторые из спецмашин по уровню оснащения и техническому совершенству могут дать фору и транспорту для первых лиц. Впрочем, обо всем по порядку.
Знаменитые «Эмки» — ГАЗ-М1 — появились на службе в Гараже в 1936 году. Однако чуть ранее для охраны и сопровождения, а равно и для обслуживания партийных деятелей рангом ниже, руководство Гаража закупило партию легких, но мощных Ford V8. По сути, это был первый массовый легковой автомобиль с V-образной «восьмеркой» под капотом, благодаря которой машина получила очень высокие ходовые качества. Не зря именно Ford V8 двумя годами ранее стал любимым автомобилем знаменитой американской пары Бонни Паркер и Клайд Бэрроу
В этот раз мы не станем упоминать особо ни об «Эмке», ни о первом массовом лимузине ГАЗ-12 ЗИМ — о них и без того говорят много и часто. А вот на некоторых других моделях стоит остановиться. В частности, три неприметных черных «Волги» моделей ГАЗ-21, ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. А точнее, ГАЗ-23, ГАЗ-24-34 и ГАЗ-31013. В народе эти машины прозвали «догонялками» — из-за наличия под капотом мощных V-образных «восьмерок». И если самая первая «догонялка», сделанная еще на базе «Победы», имела двигатель мощностью всего 90 л.с., то под капотом ГАЗ-23 и ГАЗ-24-34 располагался уже 195-сильный мотор. А 31013-я получила 220-сильный двигатель, в комплект к которому пришлось устанавливать дополнительную чугунную плиту в багажнике — чтобы хоть как то нормализовать развесовку по осям и вернуть машине более-менее нормальную управляемость
Б.Н. Ельцин также был любителем поохотиться. Но для первого российского президента специальный автомобиль марки Mercedes-Benz приобрели в Германии — у компании Friederichs GmbH. Версия GE300 (в релизе на сайте организаторов почему-то указан другой автомобиль — G500). Вообще, с этим внедорожником не все ясно: где-то указывается, что автомобиль в сравнении со стандартной версией был удлинен на полметра, где-то говорится только о внутреннем переоборудовании для «спецлица»… Так или иначе, но «ельцинский» внедорожник выглядит значительно скромнее стоящего рядом черного «Гелендвагена» охраны
Особняком среди автомобилей ГОНа (к слову, 2/3 из них представлены даже не самим Гаражом, а музеями и частными коллекционерами) стоит микроавтобус ЗИЛ-118К «Юность». Здесь тоже не все ясно с характеристиками модели — в частности, заявленная мощность двигателя составляет 300 л.с., в то время как на серийную версию устанавливали V-образную «восьмерку» от ЗИЛ-130, дефорсированную до 150 л.с. Неужели перед нами специальная многоместная «догонялка»?
Кроме автомобилей в экспозиции, посвященной «без пяти минут» юбилею Гаража Особого Назначения, свое место заняли и мотоциклы почетного эскорта, которые впервые
посетили «Олдтаймер» в прошлом году. Однако на этот раз рядом со спецбайками обнаружиись сразу три крайне любопытных экспоната о двух колесах. Первый — не имеющий даже собственного имени опытный экземпляр, созданный в рамках перспективного проекта
«Эскорт-86» на Киевском мотозаводе в 1985 году. Второй — также опытный экземпляр все того же проекта, но созданный уже на п/о «Ижмаш» и имеющий имя
ИЖ 8.201-01 «Вега». Но если эти мотоциклы были оснащены достаточно типичными для мототехники двухцилиндровыми «оппозитником» и V-образником (50 и 40 л.с. соответственно), то вот третий опытный экземпляр куда как интереснее именно своим двигателем: под декоративными щитками
ИЖ 8.201-03 «Вега» скрывается двухсекционный роторно-поршневой мотор ВАЗ-1184 мощностью 87 л.с. (по другим данным — 80 л.с.)
Просто «Олдтаймер»
Экспозиция ГОНа вместе с показательными выступлениями роты специального караула Президентского полка и Президентского оркестра составляли только половину очередной «Олдтаймер-Галереи». Вторая часть уже традиционно была отведена просто различному ретро. И не только на автомобильную тематику. Правда, на входе гостей выставки встречали «тематические» лимузины ЗИЛ, которые, как удалось узнать, можно даже приобрести. К сожалению, назвать хотя бы ориентировочный уровень цен на эти сухопутные яхты представители компании-владельца вежливо отказались.
Mercedes-Benz 770K W07 1937 года выпуска в свое время считался самой крупной и мощной моделью компании. Его 7,7-литровый мотор был оснащен компрессором и выдавал мощность в 200 л.с. Данный же экземпляр в свое время был подарен рейхсканцлером Германии болгарскому королю Борису III
Еще одна модель Horch — кабриолет 830 BL — пока представлен в неотреставрированном виде. Но он интересен тем, что именно на таком автомобиле ездил после войны французский генерал Шарль де Голль
Нельзя обойти вниманием и артиллерийский гусеничный тягач СТЗ-5 «Сталинец». Этот, по сути, трактор еще пребывает в состоянии реставрации, однако и в таком виде способен вызвать определенное восхищение как собой, так и трудившимися за его рычагами людьми. Выпуск этих тягачей начался в 1937 году и продолжался до августа 1944 года, когда немецкая пехота прорвалась на территорию Сталинградского тракторного завода
Коллекция Байона
Экспонаты, выставленные в темном шатре посередине одного из павильонов, иначе как рухлядью и назвать сложно. И это действительно так. «Живописной рухлядью» называют эту коллекцию, найденную в заброшенном поместье Роже Байона на западе Франции. За время, пока уникальные автомобили оставались скрытыми от человеческих глаз, они успели обветшать, проржаветь и прийти практически в полную негодность. Тем не менее их вид оказался настолько живописен, а сами модели настолько редкими (среди представленных в Сокольниках экспонатов остатки таких автомобилей, как Talbot M67 «11 HP Six» Faux-Cabriolet (1928 г.), Ariès Type CC4S (1930 г.), Panhard-Levassor 6CS Type X72 Limousine (1934 г.), Panhard-Levassor Dynamic Type X77 Berline (1936 г.), Talbot-Lago Type T11 Cadette Berline (1936 г.) и Singer SM Roadster (1955 г.)), что даже в таком состоянии эта «рухлядь» оценивается в миллионы евро!
Вместо эпилога
Вообще-то этот стенд не столько показывает раритетный Volkswagen, загримированный под киногероя «Херби», сколько рекламирует инструменты и оборудование для ремонта. Но разве очаровательный «Жук» не заслуживает улыбки?
Еще один повод для улыбки — оригинальная инсталляция на стенде гостей из Белоруссии. И ведь не поспоришь! Но в любом случае все мужчины еще чаще, чем об автомобилях, думают о женщинах. И поэтому мы с удовольствием присоединяемся к такому скромному, но очаровательному поздравлению представительниц нашей прекрасной половины!
Фотобонус