Даже у жителей СССР был «социально неравный выбор» легковых автомобилей: дешевый «Москвич», среднего уровня «Жигули» и номенклатурная «Волга». Из внедорожников — ЛуАЗ, «Нива» и УАЗ. Сейчас, даже в трудный экономический период, разбег авто по исполнению, престижности и ценам несравнимо широк и тянет на «бесконечность». Мы задались вопросом: какие сегодня автомобили на официальном рынке доступны за предельно минимальную сумму, а какие «запредельно» дорогие? И решили выбрать по десять таковых с каждой стороны. Вот что у нас получилось.
Сразу надо оговориться, что при таких жестких условиях «отбора» нет смысла рассматривать заведомо рекордные суперкары и всякие штучные эксклюзивы, цены на которые доходят до 30 млн рублей и выше. Также нет резона задействовать отдельные спортивные серии типа Mercedes-AMG, BMW M или Audi RS. Остановимся на «стандартных» семействах в более востребованных и разных кузовных исполнениях: седаны, хэтчбеки, универсалы, кроссоверы, внедорожники. С тем условием, что по недорогим авто будем ориентироваться на базовые версии, а с противоположной стороны как раз отметим топовые варианты. Кстати, несмотря на вселенскую пропасть между ними, у многих есть единственный, но важный объединяющий признак: в свободной продаже таких версий обычно не бывает, в своих семействах они выпускаются сравнительно небольшими тиражами, их надо заказывать и ждать. Для полноты картины и демократии все же отметим и возможных конкурентов. Итак, первым делом приведем десятку самых недорогих автомобилей.
Десять наиболее доступных серийных автомобилей
Марка/модель | Тип кузова | Тип привода | Двигатель (л./л.с.) | Разгон, сек. | Цена, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|---|
Chery Indis | 5-дв. хэтчбек | Передний | 1,3/83 | 17 | 419 |
Daewoo Matiz | 5-дв. хэтчбек | Передний | 0,8/52 | 17 | 314 |
Daewoo Gentra | Седан | Передний | 1,5/107 | 11,9 | 439 |
Geely GC6 | Седан | Передний | 1,5/94 | н.д. | 409 |
Lifan X50 | 5-дв. хэтчбек | Передний | 1,5/103 | 11 | 530 |
Lada Granta | Седан | Передний | 1,6/87 | 12,2 | 369/372 |
Lada Largus | Универсал | Передний | 1,6/87 | 14,5 | 510/570 |
Lada 4x4 | Универсал | Полный | 1,7/83 | 17 | 446 |
Renault Logan | Седан | Передний | 1,6/82 | 11,9 | 459 |
UAZ Hunter | Универсал | Полный | 2,7/128 | н.д. | 589 |
Если взывать не только к абсолютно самой доступной в базе, но и самой продаваемой в своем сегменте модели, то это пятидверный минихэтчбек А-сегмента Daewoo Matiz (длина около 3,5 метра). Диапазон выбора — восемь модификаций с ценами от 314 000 до 414 000 рублей, однако даже самая дорогая версия до сих пор не оснащалась такими элементами безопасности, как подушка и ABS. Так что в этом смысле базовый Matiz ничем не хуже «топового», однако в начальной версии вообще ничего нет, кроме прикуривателя и аудиоподготовки. Усилитель руля, «музыка» и даже кондиционер предусмотрены, но за это придется доплачивать. Теперь для сравнения: немного большего размера китайский хэтчбек Lifan Smily (сегмент А+) в обновленном виде предлагается от 395 000 рублей, но уже в базе он имеет две подушки, ABS, усилитель руля, электропакет, кондиционер, «музыку» с USB-портом и AUX (но без CD-проигрывателя). Если же говорить о самом доступном отечественном хэтчбеке, то это полноценная модель В-сегмента Lada Kalina (длина около 3,9 метра). Цены от 421 000 рублей, при этом в базе есть одна подушка, ABS, усилитель руля, борткомпьютер, начальный электропакет. Что касается Matiz, то в 2016 году модель просто обязана выходить на российский рынок с ABS уже в базе, а с учетом перевоплощения UZ-Daewoo в новую марку Ravon, модель 2016 года обещается выйти и с некоторым внешним преобразованием.
Продолжая тему самых доступных хэтчбеков, хотелось бы выделить из них и нестандартный по исполнению вариант. К таковым можно отнести Chery Indis. При минимальной для хэтчбека В-сегмента длине (около 3,9 метра), Indis можно отнести к субкомпактным кроссоверам: высокий кузов (1638 мм) с короткими свесами, увеличенный клиренс (180 мм) и защитный пластик по периметру. Ожидаем от китайской модели и нормальный набор стандартного оборудования: две подушки, ABS, «туманки», борткомпьютер, кондиционер, передние электростеклоподъемники, «музыка» с USB-портом (но без CD) и даже сигнализация. В 2015-м продажи Chery Indis в России сравнительно невелики — 690 экземпляров, — но притом самые большие среди всех легковых моделей Chery без учета более «взрослых» кроссоверов. Автомобиль в таком исполнении появился на российском рынке задолго до выхода универсала Lada Kalina Cross и пока остается более доступным. Вазовский «кросс» предлагается от 487 000 рублей с учетом улучшенной базовой комплектации «Норма», куда входят одна подушка, ABS, борткомпьютер, климат-контроль, «музыка» (но без CD), USB и Bluetooth. Ну и по размерам он крупнее — длина 4104 мм.
А во что обойдется самый доступный универсал? Причем не такой компактный, как Lada Kalina, который недалеко ушел от хэтчбека В-сегмента (длиннее всего на 191 мм), а настоящий, с хорошей вместимостью? Обращаться все равно придется к популярной отечественной марке — Lada Largus. Причем в нынешней конъюнктуре Largus при длине 4470 мм и высоте 1636 мм выступает в двух качествах: это и пятиместный универсал повышенной вместимости, и семиместный минивэн. Правда, если пятиместная версия доступна со стандартного уровня (одна подушка, ABS, рейлинги, регулируемый по высоте руль, но без усилителя!), то трехрядный вариант предлагается со второго уровня «Норма». То есть как минивэн Largus сразу идет в более «престижном» оснащении: имеется не только усилитель руля, но также электропакет с подогревом передних сидений и кондиционер. По этой причине и разница в базовой цене между двух- и трехрядным исполнением составляет целых 60 000 рублей — в таблице отражены как раз две эти цены. Кстати, по соотношению функциональности и цены Largus на сегодня — автомобиль безальтернативный. Китайская компания Lifan «загадывала» на 2016 год вывести на российский рынок свой вариант универсала подобного класса, но сейчас трудно добавить какой-либо конкретики.
Превращение хэтчбеков в кроссовер уже давно не в диковинку. Как и вариант появления компактных кроссоверов в образе хэтчбека сегмента В+, когда можно разглядеть и самый доступный SUV, пусть и с одним передним приводом. В июне 2015 года на российском рынке дебютировал Lifan X50, который при длине 4100 мм, высоте 1540 мм и с клиренсом 185 мм занял такую нишу. То есть еще до появления Lada XRAY, чей выход состоится уже в этом месяце и с более высокими начальными ценами. Известные до того Lada Kalina Cross и Renault Sandero Stepway в базовых версиях немного дешевле, но X50 сразу представлен в хорошей современной «упаковке». Выбор всего из трех версий с одним двигателем (есть вариант с CVT), но уже в базе автомобиль оснащен двумя подушками, ESP с «антибуксом», кондиционером, расширенным электропакетом с подогревом передних кресел, CD/MP3, USB, AUX, задним парктроником, «мультирулем», рейлингами, литыми дисками и даже кожаной обивкой сидений. И в данном случае китайская новинка не пролетела мимо: за полугодие было реализовано не так уж мало этих машин — около трех тысяч, что по итогам 2015-го вывело X50 на второе место среди моделей компании (в том числе позади остался недорогой седан Solano).
Разумеется, никак не обойти наиболее востребованный в России кузов — седан. А если рассматривать самый доступный «трехобъемник», то вновь право на внимание остается за отечественной моделью — Lada Granta. Кстати, в свое время сменившая «классику» и семейство «Самара». В базовом исполнении эта Лада-седан сегмента В+ (длина 4260 мм) на сегодня самая недорогая. Если, конечно, принять во внимание и уровень базового оснащения: одна подушка, ABS и усилитель экстренного торможения, а так больше ничего, нет даже усилителя руля, как и его регулировки.
Тут, конечно, самое место напомнить, что Granta еще предлагается в интересном кузове лифтбек (некое смешение седана, хэтчбека и универсала), что обойдется всего на 20 000 дороже. А также с двумя типами автоматических трансмиссий — традиционная четырехступенчатая АКП и пятиступенчатый «робот», причем в обоих случаях это тоже наиболее доступные автомобили с «автоматами» (483 000 и 453 000 рублей соответственно). Что еще «по соседству»? Седан-производная, а именно Datsun on-Do. Базовая версия дороже на 77 000 рублей, имеется усилитель руля, подогрев передних сидений, плюс «иномарочный имидж» и увеличенная до 4337 мм длина с более объемным багажником (530 литров). До кучи выделим из модельного ряда «АвтоВАЗа» и другой седан — Lada Priora, тем более что с декабря эта модель выпускается только в этом кузове. Кроме того, автомобиль длиной 4350 мм теперь предлагается в двух вариантах исполнения по ценам от 437 000 рублей. За минимальную стоимость получим одну подушку, ABS, усилитель руля и электропакет с регулировкой и обогревом зеркал. И все идет к тому, что скоро от семейства Priora останется одна упрощенная версия, а потом модель должна сойти со сцены.
Китайский седан-одноклассник? Да, есть такой, по близкой же цене — Geely GC6. Из других братьев по размерам и происхождению (Brilliance H230, Chery M11, Lifan Celliya) это наиболее доступная на сегодня модель. В отличие от продукции «АвтоВАЗа», выбора модификаций у Geely GC6 немного (всего две), но в этом случае по китайским традициям уже базовое оснащение можно назвать богатым. Сюда входят две подушки, ABS, кондиционер, электропакет с подогревом зеркал и передних сидений, аудиосистема с CD и USB, сигнализация. Да, статистика неумолима: GC6 по продажам хоть и превосходит означенных китайских собратьев вместе взятых, но до абсолютного лидера продаж Lada Granta этой модели очень далеко (объемы реализации по итогам 2015 года меньше в 65 раз!). Тем не менее такая альтернатива существует.
Как не обратить внимание на седан Daewoo Gentra в его нынешнем виде: автомобиль полноценного С-сегмента (длина 4515 мм), с происхождением от известной в недалеком прошлом модели Chevrolet Lacetti и предлагающийся явно по демпинговым ценам? То есть в своем размерном классе это самый доступный седан. До сих пор в базовом оснащении значилась одна подушка безопасности, корректор фар, «туманки», регулировка водительского кресла по вертикали, складной задний диван и расширенный электропакет с приводом всех стекол и боковых зеркал с обогревом. С переходом на бренд Ravon модель обещает принципиально не измениться (в том числе останется единственный 1,5-литровый двигатель в 107 сил), хотя по стандартному оснащению и ценам произойдут изменения. Кроме того, Gentra остается самым доступным в своем классе седаном в версии с шестиступенчатой гидромеханической АКП (еще в начале 2016 года цены были от 519 000 рублей). Что в качестве альтернативы? По размерам как раз подходит китайский седан Lifan Solano (длина 4550 мм), базовое оснащение получше, причем сейчас еще доступны до- и рестайлинговые версии. Кроме того, модели 2014 года выпуска предлагаются всего от 405 000 и 465 000 рублей соответственно.
Если же говорить о седанах европейского происхождения, то наиболее доступным выступает только Renault Logan, да и то с оговорками. После ухода с рынка в конце 2015 года модели первого поколения и повышения цены с началом нового года, «доступность» этой модели отодвинулась до 459 тысяч руб. Притом по оснащению базовой версии все та же звенящая пустота, даже усилитель руля предлагается за отдельную плату. Причем и двигатель в этом случае всего лишь в 82 силы, тогда как с более мощным в 102 силы и цена уже совсем другая (от 550 000 рублей). Собственно, в «чистом» базовом виде Logan не так-то просто «застать» у дилеров. И все же формально это самый недорогой в стартовом исполнении седан среди таких одноклассников, как VW Polo, Ford Fiesta, Hyundai Solaris, Kia Rio, а с недавних пор и Lada Vesta.
Наконец, внедорожники. Если говорить о наиболее доступном из них, то все «внедороги» ведут к ВАЗовскому же ветерану «Ниве», ныне именуемому Lada 4x4. Да, он безрамный, но степень проходимости классической «Нивы» со всеми нынешними кроссоверами не сравнить: клиренс, свесы, схема полного привода с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала — все это было заложено еще в эпоху суровых представлений о «джипах», пусть и легкого класса. Вообще любопытная вещь получается: сколько раз «Нива» стояла над пропастью ухода с рынка, но всякий раз этому мешало какое-то глобальное сотрясение, благодаря чему автомобиль оставался в роли антикризисного предложения. И 2015 год не исключение: продажи Lada 4x4 превысили таковые у Chevrolet Niva, и падение по сравнению с предыдущим годом (на 18%) тоже одно из самых небольших. Да, этому долгожителю уже «сороковник», и те же кризисы всегда мешали основательно его переделать, но все же сейчас Lada 4x4 во многом преобразилась даже в базовом исполнении: перенастроена подвеска, модернизированы двигатель и трансмиссия, после чего ходовые качества стали явно лучше без потери проходимости. Альтернативных зарубежных вариантов нет, условно-близкий «аналог» — Suzuki Jimny, но сейчас он стоит более чем в два раза дороже.
Настоящих же «ломовых» внедорожников в мире осталось не так много, в том числе Россия любезно еще такие производит — это UAZ Hunter. В отличие от советского периода, теперь классический УАЗ отвечает за самый доступный «джип» на раме и с неразрезными мостами. Многое в нем изменилось со времен УАЗ-469, но по узнаваемости образа и аскетичности UAZ Hunter весь в «дедушку». Ничего «лишнего», предельная утилитарность, а в чем-то и упрощение случилось: передний мост с некоторых пор идет без колесных муфт, с постоянным зацеплением, как у «Патриота». Как и в случае с «Нивой», над патриархом УАЗ периодически нависает угроза «списания в запас». Оно и верно — продажи с каждым годом падают, в этом отношении разрыв с тем же Patriot только увеличивается. Но всякий раз обстоятельства отодвигают «дембель». Так, если в 2014 году Hunter потерял аж 40% своей доли на рынке, то в 2015 всего лишь 5%, что говорит о вернувшемся к нему внимании. Теперь даже обещают некоторую очередную модернизацию, дабы соответствовать новому техрегламенту таможенного союза. А уж конкурентов в этой ценовой нише нет, кроме других моделей УАЗ, и в первую очередь из коммерческой серии.
Что же касается рамно-мостовых Jeep Wrangler и Land Rover Defender, то они стали стоить далеко за два миллиона рублей, к тому же Defender уже навсегда снимается с производства (но в отличие от UAZ Hunter, «британскому уазику» готовится замена). Есть из этой когорты брутальных внедорожников модели еще дороже, но это уже из следующей категории — наиболее дорогих автомобилей российского рынка.
Десять наиболее дорогих серийных автомобилей
Марка/модель | Тип кузова | Тип привода | Двигатель (л./л.с.) | Разгон, сек. | Цена, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|---|
Audi A6 Avant | Универсал | Полный | 3,0/333 | 5,1 | 3 715 |
BMW 650i Gran Coupe | Седан | Полный | 4,4/450 | 4,4 | 5 655 |
Jaguar XJ L | Седан | Полный | 5,0/510 | 4,9 | 7 429 |
Lexus LS 600h L | Седан | Полный | 5,0/394 | 6,1 | 8 053 |
Mercedes S 600 L | Седан | Задний | 6,0/530 | 4,6 | 10 900 |
Mercedes G 500 | Универсал | Полный | 5,5/421 | 6,1 | 7 500 |
Mini Countryman JCW | 5-дв. хэтчбек | Полный | 1,6/218 | 7,0 | 2 131 |
Range Rover Long | Универсал | Полный | 5,0/550 | 5,5 | 11 300 |
Porsche Panamera Turbo S | 5-дв. хэтчбек | Полный | 4,8/570 | 3,9 | 13 125 |
Smart Forfour | 5-дв. хэтчбек | Задний | 0,9/90 | 11,9 | 1 234 |
Так, «немецкий уазик» Mercedes-Benz G-Class не намного моложе российского коллеги — в привычном всем образе выпускается с 1979 года (хотя транспортеры с буквой G существовали и до Второй Мировой). Но судьба у него сложилась по-другому: кроме военной службы, автомобиль возглавил элитные подразделения и на «гражданке». Достаточно упомянуть, что такие машины используются в кортеже главы государства. Модернизации не изменили армейскую концепцию шасси и дизайна Gelandewagen, но по технической подготовке и оснащению модель на гребне прогресса. Разумеется, и управление полноприводной трансмиссией с тремя дифференциалами и 100-процентной их принудительной блокировкой осуществляется посредством рукояток и клавиш. Сегодня для рынка РФ машина предлагается в двух «стандартных» исполнениях: дизельный G 350 d и бензиновый G 500 с 5,5-литровым V8 в паре с семиступенчатой АКП. В последнем случае это как раз пример наивысшей цены за автомобиль на рамном шасси с неразрезными мостами. Но в отличие от «уазика», здесь подушки безопасности «вкруг» и комплекс электронных систем, включая контроль тягового усилия в различных дорожных условиях. Кроме того, кожаный салон с подогревом всех сидений и с памятью положения передних кресел, мультимедиа с навигацией, биксеноновые фары с омывателем и автокорректором, датчики дождя, света, давления в шинах и даже система «старт-стоп» для экономии топлива на остановках. Какие конкуренты есть у представителей G-класса? Разве что они сами, только в версиях AMG, в том числе с двигателем V12 стоимостью до 18,9 млн рублей. К слову, в 2015 году Mercedes G стал одним из редких автомобилей, продажи которых в России увеличились.
Самый дорогой, так скажем, SUV с полностью независимой подвеской? Претендентов немало, но отметить хотелось бы Range Rover инновационного четвертого поколения, вышедшего в 2013 году. Одной из его особенностей стал целиком алюминиевый кузов (даже штатная защита двигателя снизу из этого легкого металла), благодаря чему машина заметно сбросила вес (общая масса снизилась более чем на 400 кг) при некотором увеличении стандартных габаритов. Это семейство нынче довольно широко представлено: 18 вариантов по исполнению, включая шесть версий Long с удлиненным до 5,2 метров кузовом (плюс 200 мм). Версия Long в топ-исполнении SV Autobiography с самым мощным в семействе двигателем (в паре с восьмиступенчатой АКП) как раз и претендует на самый дорогой... Кстати, эту модель тоже называют внедорожником. С учетом постоянного полного привода с блокировками межосевого и заднего дифференциалов, понижающей передачи и пневмоподвески со сравнительно большими ходами и регулируемым в широком диапазоне клиренсом (вплоть до 400 мм при стандартном положении 228 мм), Range Rover действительно способен запросто преодолевать серьезные препятствия. Если, конечно, владелец удумает на нем «сунуться» во всякие дебри. Разумеется, машина нашпигована различными электронными системами, через любые дорожные условия она может «провести» в автоматическом режиме даже неподготовленного водителя. О роскоши «бытовых условий» тоже не приходится переживать, поскольку даже для задних пассажиров предусмотрены раздельные электрорегулировки, подогрев, массаж и вентиляция сидений. И еще примечательный факт: по итогам 2015 года как раз флагманский Range Rover стал самой продаваемой моделью под брендом Land Rover, причем с большим отрывом — например, он более чем в два раза превзошел компактный Evoque с его второй позицией.
Седаны представительского класса — вот что по праву составляет классический «цвет» премиального сектора. Ну а как эту замечательную компанию представить без «шестисотого»? Если точнее, Mercedes-Benz S 600 L, являющегося самым дорогим не только в своем семействе (без учета серий Mercedes-Maybach S и Mercedes-AMG S), но и среди других «стандартных» седанов с 12-цилиндровыми двигателями (таких как Audi A8 L W12). В нынешнем поколении S-Class был представлен миру не так давно, в 2013 году, причем сегодня в прайсах фигурируют именно удлиненные до 5246 мм варианты (плюс 130 мм), возглавляемые версией с шестилитровым V12, оснащенным непосредственным впрыском и турбонаддувом. Казалось бы, при таких данных стандартная мощность не слишком впечатляющая, но зато максимальный крутящий момент в 830 Нм при 1900-4000 оборотах позволяет более чем двухтонному заднеприводному седану с семиступенчатой АКП чувствовать себя совершенно налегке. Стоит ли говорить, какими другими свойствами наделен автомобиль, где подогреваются в том числе подлокотники, и где ремни безопасности также являются надувными, автомобиль, для которого предусмотрена пневмоподвеска Airmatic с бесступенчатой регулировкой силы демпфирования, система стабилизации при боковом ветре, система адаптивного круиз-контроля с функцией «полуавтопилота» и так далее. Конкретно для «шестисотого» придуманы такие серийные индивидуальности, как особая отделка интерьера с кожаной обивкой Exclusive Nappa, пакет активных систем помощи водителю, включая «автопарковщик», адаптивное головное освещение LED Intelligent Light System, более высокого уровня медиакомплекс и прочее. В новом семействе S-Class имеется и гибридная версия, но в этом отношении заслуживает внимания еще более дорогой «гибрид», причем японского происхождения.
Седан, который для своего времени отражал продвинутую систему гибридных технологий — Lexus LS 600h L. Полноприводный автомобиль на удлиненной базе (длина кузова 5210 мм) с пневматической подвеской выступает флагманом семейства и позиционируется как полногибридный: с бензиновым V8 объемом пять литров, вариаторной коробкой с режимом секвентального переключения и двумя электродвигателями, один из которых выступает как мотор-генератор. В зависимости от режима движения электродвигатели могут включаться раздельно и параллельно. Общая мощность силовой системы заявлена в 445 л.с., комбинированный расход топлива составляет 8,6 литра на 100 км пути, что не так уж много для седана снаряженной массой более 2,3 тонны. Кстати, тоже видный показатель: по нынешним меркам большой Lexus тяжеловат, тот же «шестисотый» Mercedes почти на 200 кг легче. На сегодня Lexus LS 600h L доступен в двух основных вариантах по исполнению, наиболее дорогой Exclusive как раз и отражен в таблице. В частности, в этой версии задние сиденья раздельные, правое из них в конфигурации Ottoman, а специальные датчики дополнительно следят за температурой тел задних пассажиров для оптимизации работы климатической установки. Вот только сейчас в особых подробностях этот автомобиль вряд ли уже нуждается, поскольку речь хоть и о рестайлинговой модели 2013 года, но машина, в сущности, продолжает свое развитие на базе модели четвертого поколения, которая ведет свой отсчет еще с 2006 года. На пороге появление LS нового поколения, хотя этого события еще надо подождать. Своего рода предтечей можно считать большое купе Lexus LC 500, презентация которого прошла в январе в Детройте. По всему, это будет не просто полностью новый LS, с новыми силовыми установками и новыми материалами в конструкции кузова и шасси, а еще и с иной идеологией спортивного седана. И о том, что рынок заждался новую флагманскую модель, красноречиво говорят увядающие цифры продаж.
Представительский седан Jaguar XJ всегда отличался консервативным дизайном с характерной «четырехглазой» облицовкой, но выход в 2009 году машины пятого поколения как будто организовали инопланетяне — настолько разительно она отличалась. Фары «стеклись» в изогнутые полоски, весь кузов словно распластался по асфальту, обрел плавные формы в стиле купе-седана. В 2015 году модель претерпела рестайлинг, но принципиальных отступлений от революционного дизайна не произошло. Свой знаменитый шестилитровый V12 седан потерял еще в четвертом поколении, не вернулся такой двигатель и в нынешнее поколение. Более того, сейчас семейство открывает весьма заурядный бензиновый агрегат: четырехцилиндровый турбомотор в 240 сил, что, согласитесь, для представительского автомобиля еще недавно казалось немыслимым извращением. Однако предусмотрена серия LWB с удлиненным до 5255 мм кузовом (плюс 125 мм), где имеется топовая версия Autobiography с пятилитровым V8, которая и вошла в список наиболее дорогих. Этот двигатель оснащен непосредственным впрыском, механическим нагнетателем и развивает максимальный крутящий момент в 461 Нм при 2500-5550 оборотах. С учетом полного привода, восьмиступенчатой АКП и сравнительно небольшой снаряженной массы в 1885 кг, при такой подготовке дикая кошка действительно способна на хороший рывок. Вместе с тем зверь осторожен и предупредителен. Так, среди прочих современных девайсов в базовое оснащение топ-версии входит интеллектуальная система распознавания дорожных знаков — это когда автомобиль запоминает знаки ограничения скорости и запрета на обгон, а потом напоминает об этом водителю, выводя информацию на приборную панель или проекционный дисплей на лобовом стекле.
Седан от BMW в этот ряд тоже напрашивается флагманский, но по соотношению максимальных цен и размеров в своем классе выделить надо модель на ступеньку ниже. Речь о шестой серии, а именно о купе-седане в топовом варианте BMW 650i Gran Coupe. Как известно, шестая серия олицетворяла кузов купе, но в 2012 году, вдогонку за новомодным купе-седаном Mercedes-Benz CLS-Class, баварцы расширили это семейство своим вариантом такого кузова, а в 2015 году модель претерпела рестайлинг. Созданный на платформе «пятерки» Gran Coupe сохранил базу в 2968 мм, но длина выросла на 100 мм и составила фактически представительские 5007 мм. В целом седан-купе BMW превзошел конкурента от Mercedes по длине (на 70 мм) и по ширине (на 13 мм), но обошел его и по ценам. В том числе в топовой версии BMW 650i Gran Coupe, оснащенного 4,4-литровым V8 с турбонаддувом, восьмиступенчатой АКП и полным приводом. Для сравнения: топовый Mercedes-Benz CLS 500 4Matic (двигатель V8 объемом 4,7 литра, девятиступенчатая АКП, полный привод) стоит на 665 000 рублей меньше. И вообще, это более демократичное семейство, поскольку в базе имеет четырехцилиндровый 2,1-литровый дизельный двигатель и цены «всего» от 3,29 млн рублей. У BMW 6 Gran Coupe подобных моторов нет, а цены стартуют от 4,78 млн рублей за версии с бензиновой и дизельной «шестерками» объемом три литра. Разумеется, безрамочные стекла дверей, электрорегулировки кресла и руля с памятью, подвеска «М Спорт» или выбор режимов вождения являются лишь фрагментом в перечне семейных особенностей. Автомобиль премиум-класса предполагает оснащение и отделку по высшему разряду с возможностью индивидуального выбора, а с рестайлингом 2015 года модель получила дополнительные электронные системы, делающие вождение еще более комфортным и безопасным.
Новое время вывело в премиум-сегмент и совершенно несвойственный до этого здесь кузов — «простонародный» хэтчбек. Так какие из нынешних хэтчбеков самые весомые? Формально Porsche Panamera относится к этому типу кузова, правда, длиной более пяти метров и с потенциалом суперкара класса Gran Turismo. Модель была представлена в 2009 году, а в 2013-м претерпела рестайлинг. Причем в обновленном семействе появились еще более растянутые версии Executive, с удлиненным до 5165 мм кузовом (плюс 150 мм). Всего на сегодня представлено до 15 вариантов исполнения (не каждый массовый хэтчбек может похвастать близким количеством вариаций), а на вершине отнюдь не пришедший с рестайлингом «экономист» Panamera S E-Hybrid, а «убойная» комплектация Porsche Panamera Turbo S Executive. Здесь самый мощный в семействе двигатель, семиступенчатая роботизированная коробка PDK, полный привод и впечатляющая динамика. Однако, и цена соответствующая — именно она нашла отражение в таблице. Впрочем, даже базовая модель с трехлитровым 250-сильным дизелем дает приличное ускорение в 6,4 секунды. Что есть схожее по идеологии? Есть пятиметровый хэтчбек Gran Turismo на платформе «пятерки» BMW, но назвать их прямыми конкурентами не получается. Поскольку даже топовый BMW 550i GT (двигатель 4,4 литра в 450 сил, 4,8 секунды до «сотни») предлагается «всего» за 4,45 млн рублей, что на 400 000 рублей дешевле базовой версии Panamera! Любопытно отметить, что в 2015 году больших хэтчбеков BMW было продано почти в два раза меньше, чем хэтчбеков Porsche, притом сама Panamera по реализации сильно уступает сопоставимому по ценам (но все же чуть более доступному) суперкроссоверу Porsche Cayenne — разница в продажах на порядок.
Теперь спустимся на землю и заглянем в ряды обычных легковых универсалов. Кто на свете всех «универсалистей»? Из тех моделей, что сегодня официально предлагаются на рынке РФ, выделяется Audi A6 Avant. Без малого пять метров длины, багажник объемом 565-1680 литров и до 20 вариантов комплектаций без учета доступности всяких опций. Нынешний Avant базируется на «шестерке» 2011 модельного года с рестайлингом в 2014 году, так что смена поколения еще впереди. Похожая ситуация с универсалами этого класса от BMW и Mercedes, и на сегодня эти компании оставили для продажи весьма ограниченный выбор версий (причем седан Mercedes-Benz Е-класса нового поколения уже заявлен). На этом фоне большие универсалы от Audi пока в отрыве даже в своем штатном семействе (то есть без учета серий S и RS). Так, во главе этого семейства остается Audi A6 Avant c бензиновым турбомотором в 333 л.с. в комплектации Business. Двигатель V6 идет в паре с семиступенчатой коробкой DSG и полным приводом Quattro. Базовая стоимость этой комплектации в таблице, и она заметно выше, например, чем цена за предлагаемый ныне BMW 528i Touring с двухлитровым турбомотором и также с полным приводом (3,08 млн рублей), и тем более выше, чем за «утилитарный» универсал Mercedes-Benz E 250 4Matic (2,99 млн рублей). Не случайно и слово «базовая»: несмотря на, казалось бы, богатое штатное оснащение версии Business, такие вещи, как камера заднего вида, аудиосистема класса Hi-Fi, система адаптивного освещения и многое другое идут опционально. Еще интересный вопрос: а много ли продается в России универсалов бизнес-класса? В 2015 году было реализовано более 4000 моделей семейства Audi A6, и только 61 из них пришлась на версии A6 Avant. То есть не существенный, но спрос на такие машины тоже есть.
Не хотелось бы в этой категории останавливаться только на больших автомобилях. Почему бы не отметить и самых дорогостоящих малышей? Например, выбивающийся из общего ряда по цене и размерам компактный кроссовер? А именно полноприводный Mini Countryman JCW. Автомобиль небольшой, длина всего 4133 мм, то есть формат, скажем, Suzuki SX4. Кстати, базовые характеристики в семействе Countryman, которое появилось в модельном ряду Mini еще в 2010 году, тоже схожие: бензиновый атмосферный двигатель 1,6 литра мощностью 122 л.с. и передний привод. Но более поздняя версия Countryman JCW выбивается наличием 218-сильной версией турбомотора в паре с шестиступенчатой АКП, полным приводом и специальной отделкой. Вот эта версия и стоит сегодня свыше двух миллионов рублей. Притом, несмотря на пластиковую обшивку кузова, клиренс в сравнении с другими кроссоверами невысокий. Да и штатное оснащении этой версии без откровений. Так, есть система курсовой устойчивости, но подушек безопасности только две, аудиосистема простая, обивка сидений тканевая (хотя сами кресла спортивного профиля), а такие привычные и для недорогих автомобилей вещи, как климат-контроль, задний парктроник, подогрев сидений и многое другое, идут за дополнительную плату. Впрочем, даже если рассматривать Mini Countryman не в максимально заряженном, а в среднем уровне оснащения Cooper S со 184-сильным турбомотором и полным приводом, то цены тоже отнюдь не минимальны — свыше 1,8 млн рублей.
И все же, пожалуй, самым вызывающим с точки зрения габаритов и цены выступает обычный минихэтчбек, хотя к обычным его все же не отнесешь — это дебютант 2015 года, сити-кар Smart Forfour. Для традиционного модельного ряда Smart он большой, а так это всего лишь пятидверный хэтчбек начального А-сегмента (длина 3495 мм). Автомобиль создан как «продолжение» трехдверного Smart Fortwo, который в новом исполнении делит платформу с новым же Renault Twingo. С точки зрения современных компоновочных решений особенностью микрохэтчбека является расположение двигателя сзади под полом багажника, соответственно, с приводом на задние колеса. Таким образом, новый европейский «запорожец» обеспечивает должный уровень безопасности, кроме того, характеризуется управляемостью более интересной, чем переднеприводные компакты. И какое «сердце» бьется не в груди, но сзади этой четырехколесной «чихуахуа»? Базовым выступает литровый и в три цилиндра атмосферный двигатель мощностью 71 л.с., разгон с которым с учетом МКП составляет почти 16 секунд. А вот особое ускорение этот «зверек» обретает тоже с трехцилиндровым, но уже 0,9-литровым турбомотором в 90 сил, совмещенным с шестиступенчатой роботизированной коробкой. Модель предлагается в четырех основных вариантах исполнения, где самый дорогой называется Proxy, и с турбомотором оценивается свыше 1,2 млн рублей. Причем штатное оснащение хоть и вполне неплохое, но многие дополнительные радости все же предлагаются в качестве опций. Как ни удивительно, но в России такие машинки тоже находят спрос, а единичные продажи в данном случае объясняются появлением только в самом конце 2015 года.
Продажи указанных автомобилей в РФ за 2015 год (по данным АЕБ)
Марка/модель | Кол-во продаж | Показатель к 2014 году |
---|---|---|
Lada Granta | 120 182 | −21% |
Lada Largus | 45 094 | −31% |
Renault Logan | 41 311 | −32% |
Lada 4x4 | 35 312 | −18% |
Daewoo Gentra | 13 595 | −29% |
Daewoo Matiz | 4 545 | −52% |
Range Rover | 4 254 | −7% |
Audi A6 | 4 022 | −25% |
UAZ Hunter | 3 564 | −5% |
Mercedes S | 3 010 | −31% |
Lifan X50 | 2 926 | — |
Geely GC6 | 1 850 | −21% |
Mercedes G | 1 125 | +12% |
Chery Indis | 690 | −65% |
Mini Countryman | 576 | −32% |
BMW 6 | 375 | −8% |
Porsche Panamera | 316 | −37% |
Jaguar XJ | 144 | −53% |
Lexus LS | 99 | −56% |
Smart Forfour | 4 | — |