Цены растут на все, и на автомобили в том числе. Но так ли стремительно поднялась стоимость транспортных средств, как упал наш рубль? Аналитическое агентство «Автостат» говорит о том, что средневзвешенная цена автомобиля за девять месяцев 2015 года составила 1 169 000 рублей, что на 18% выше аналогичного показателя прошлого года. То есть в среднем каждый автомобиль стал стоить дороже почти на пятую часть. Конечно, это немало, и не все могут позволить себе купить тот автомобиль, который планировали приобрести еще год назад. Но при этом прайс-листы на иномарки при пересчете на валюту оказываются заметно ниже тех, что рекомендуют автопроизводители в других странах. В своем стремлении не допустить падения продаж, а то и отхватить большую долю рынка, представительства многих российских автомобильных компаний вынуждены проводить политику сдерживания цен.
Как это ни парадоксально звучит, но на данный момент цены на автомобили на нашем рынке в валюте зачастую ниже европейских, а то и американских. Не говоря уж о таких «зверских» в этом плане странах, как Турция или Норвегия. Не верите? Для подтверждения этой гипотезы мы сравнили цены на несколько моделей из разных сегментов от супер-«премиума» до «народных» марок. Для верности сопоставления были выбраны модели с одинаковым набором характеристик, включая двигатели, трансмиссии и, по возможности, комплектации. Ценовыми оппонентами стали автомобили из США и Германии — лидеров мирового авторынка как по производству, так и по продажам. Норвегия интересовала нас в качестве государства без своего автопрома и с очень высокими таможенными пошлинами и налогом на роскошь. Ну а Турцию, в которой в последние годы наблюдалось сильное падение курса местной валюты — лиры — сопровождаемое повышением цен на 30-40%, взяли потому что ее часто относят к экономическому блоку развивающихся стран, как и Россию. Еще одна особенность турецкого авторынка в том, что некоторые официальные производители лишь представляют свою продукцию, цены устанавливаются дилерами, а для того, чтобы налоги были ниже, новым машинам накручивают пробег около 3000 км.
Начнем с одного из самых престижных автомобилей в мире, причем в одной из наиболее дорогих версий. Такой выбор частично обоснован целью показать, насколько государство может влиять на цены, опровергая пословицу про роскошь. Но даже несмотря на приличные таможенные пошлины, в России S-klasse можно назвать очень доступным по сравнению с другими странами. Любопытен также тот факт, что везде разные базовые версии: у нас это S 400 L за 5 550 000 рублей (€80 509), в Америке — S 550 за $95 650 (€89 738), в Германии и Норвегии гибридный S 300 h за €87 286,50 и 920 800 kr (€99 731) соответственно, в Турции — дизельный S 350 4MATIC Short за 713 000 TL (€234 326).
Примечание. Здесь и далее используются слегка устаревшие курсы валют: 1 доллар США = 64,86 руб., 1 евро = 69,38 руб.
Mercedes-Benz AMG S 63 4MATIC L | ||||
---|---|---|---|---|
Россия | США | Германия | Норвегия | Турция |
9 200 000 руб. | $143 250 | €152 022,50 | 2 242 800 kr | 1 228 615 TL |
$141 828 | — | $161 858 | $259 849 | $431 927 |
€132 587 | €134 540 | — | €242 915 | €403 783 |
— | 9 292 240 руб. | 10 548 628 руб. | 16 855 628 руб. | 28 017 950 руб. |
Вот что значит локальная сборка: там, где у BMW местное производство, машины стоят заметно дешевле, чем в странах-импортерах. Причем калининградские автомобили и «баварцы» из Южной Каролины отличаются в цене минимально, а немецкое производство явно наживается на своих согражданах, не говоря уже о покупателях за границей. С увеличением стоимости модификации приблизительно в таком же процентном соотношении растет и разница в ценах. Отмечаем традиционное для США отсутствие версий с дизельными двигателями.
BMW X6 хDrive35i | ||||
---|---|---|---|---|
Россия | США | Германия | Норвегия | Турция |
3 900 000 руб. | $59 800 | €66 400 | 1 080 600 kr | 519 840 TL |
$60 123 | — | $70 696 | $125 197 | $182 063 |
€56 205 | €56 164 | — | €117 039 | €171 000 |
— | 3 879 064 руб. | 4 607 403 руб. | 8 121 184 руб. | 11 865 450 руб. |
BMW X6 хDrive d50M | |||
---|---|---|---|
Россия | Германия | Норвегия | Турция |
4 980 000 руб. | €87 500 | 1 346 000 kr | 735 680 TL |
$76 772 | $93 161 | $155 946 | $257 657 |
€72 241 | — | €145 783 | €242 000 |
— | 6 031 900 руб. | 10 115 782 руб. | 16 682 512 руб. |
Вроде бы равные для всех стран условия — все они импортируют Jaguar, но пропорции сохранились для всех, кроме России. У нас XJ с мотором V6 340 л.с. и полным приводом в средней комплектации Portfolio стоит дороже, чем американский. Частично это можно объяснить тем, что в США эта линейка Jaguar начинается только с более дорогой версии R-Sport, и этот двигатель считается «младшим». Но если рассматривать оснащение подробнее, то оно отстает от общих стандартов, и для полного соответствия нужно докупать пакеты оборудования.
Jaguar XJ Portfolio | |||
---|---|---|---|
Россия | США | Германия | Норвегия |
5 940 000 руб. | $77 900 | €98 500 | 1 612 900 kr |
$91 737 | — | $110 320 | $186 869 |
€86 166 | €73 086 | — | €174 692 |
— | 5 044 025 руб. | 6 790 196 руб. | 12 121 653 руб. |
Найти продающуюся во всех странах комплектацию оказалось невозможно: в Турции Пассатов вообще крайне мало, в Америке нет дизельных версий, в Норвегии — одна-единственная бензиновая 1.4 TFSI. Этот вариант двигателя с «механикой» является базовым в этой стране, Германии, Турции и России, и стоит 350 100 kr (€37 905), 84 900 TL (€27 771), €26 075 и 1 339 000 рублей (€19 280). При этом норвежские машины начинаются со второго уровня оснащения Businessline, а немецкие, турецкие и российские варианты с действительно базового — Trendline. Второй по доступности американский Passat — это спецверсия за $23 995 (€22 365), которая оснащается 170-сильным двигателем 1,8 TSI и шестиступенчатым «автоматом» Tiptronic (плюс 17-дюймовые диски, кожаный салон, тонированные стекла, адаптивный свет, мультимедийная система с тачскрином и восемью динамиками, камера заднего вида, электрорегулировка водительского кресла, подогрев передних сидений, бесключевой доступ). Похожий по оснащению немецкий вариант стоит € 34 225, наш топовый — 2 029 000 рублей (€29 215).
Volkswagen Passat 1.8 TSI | ||
---|---|---|
Россия | США | Германия |
2 029 000 руб. | $23 995 | €34 225 |
$31 279 | — | $36 439 |
€29 241 | €22 365 | — |
— | 1 556 490 руб. | 2 374 825 руб. |
«В том, что цены в России действительно ниже «западных», легко убедиться, сравнив цифры по аналогичным комплектациям в Европе и России. Особенно явно это прослеживается на моделях российского производства (у Volkswagen это прежде всего Polo, Jetta, Tiguan). Это следствие действия макроэкономических факторов и курса рубля.
Если посмотреть на курс, на сегодняшний день российским клиентам автомобили предлагаются на очень выгодных условиях. Происходит это за счет снижения маржинальности, то есть по факту автопроизводители зарабатывают на продаже меньше, чем прежде. В некоторых случаях это приводит к тому, что отдельные модели уходят с рынка, поскольку на определенном этапе при текущей покупательской способности населения цена все же становится слишком высокой для обеспечения стабильного спроса (даже если относительно курса валют она очень привлекательна и существенно ниже западной)».
Трудно найти «корейца», который продается на всех рынках. Но мы все же решили выбрать Kia Sorento Prime, потому что это одна из «новинок» российского рынка, и ее ценообразование происходило при актуальном сейчас курсе валют. Но, несмотря на это, Sorento Prime («добавка» Prime дана, чтобы развести новинку и предыдущее поколение, которое продолжает продаваться только в России) все равно стоит дешевле, чем в других странах.
Kia Sorento V6 Premium | |
---|---|
Россия | США |
2 489 900 руб. | $41 090 |
$38 384 | — |
€35 883 | €38 592 |
2 489 900 руб. | 2 665 397 руб. |
Kia Sorento 2.2 CRDi Premium | |||
---|---|---|---|
Россия | Германия | Норвегия | Турция |
2 489 900 руб. | €51 190 | 719 900 | 209 900* |
$38 384 | $54 502 | $83 406 | $73 791 |
€35 883 | — | €77 972 | €68 983 |
2 489 900 руб. | 3 552 002 руб. | 5 410 365 руб. | 4 786 664 руб. |
«Стратегия KIA подразумевает соотношение высокого качества и разумной цены. Мы не перекладываем бремя нестабильной экономической ситуации на плечи дилеров и клиентов и стремимся удерживать цены вне зависимости от экономической ситуации. Однако под воздействием внешних факторов (например, резких флуктуаций курсов валют или действий других игроков рынка) иногда мы вынуждены пересматривать рекомендованные цены на некоторые модели и комплектации.
В период с ноября 2014 до конца сентября 2015 года розничные цены на автомобили KIA были пересмотрены на 16% в сторону увеличения при показателе в среднем по рынку 21%. При этом курс доллара и евро вырос в два раза. Таким образом, пересмотр стоимости на автомобили в России не компенсировал уровень девальвации рубля, именно поэтому в пересчете на иностранную валюту автомобили в России сейчас действительно дешевле, чем во многих других странах».
Mazda сейчас демпингует чуть ли не сильнее других. Ближе всего к нам оказывается Америка за одним нюансом: в США базовым считается двухлитровый мотор (155 л.с.), и с ним «трешка» на «механике» стоит $18 545 (€17 442/1 211 489 рублей). Во всех остальных странах начальной модификацией считается 100-сильный двигатель, и за самую простую версию в Германии нужно отдать €17 690 ($19 011/1 228 570 рублей), в Норвегии 235 700 kr ($27 183/€25 519/1 760 865 рублей). У нас же минимальная комплектация стоит 957 000 рублей ($14 807/€13 780). А в Турции не нашлось ни одной Mazda3 с нулевым пробегом, хотя автосалоны клянутся в том, что 3000 км никак не сказались на состоянии машины. Цены на «трешки» в Турции начинаются от 69 800 TL ($24 320/€22 832/1 575 448 рублей). Если же подобрать аналоги к топовой российской версии, то разрыв будет даже несколько больше.
Mazda3 Active+ | ||||
---|---|---|---|---|
Россия | США | Германия | Норвегия | Турция |
1 149 500 руб. | $24 015 | €24 790 | 287 700 kr | 80 000 TL |
$17 786 | — | $26 642 | $33 180 | $27 875 |
€16 551 | €22 346 | — | €31 149 | €26 168 |
— | 1 552 089 руб. | 1 721 665 руб. | 2 149 346 руб. | 1 805 672 руб. |
«Продавать авто в убыток никто не будет. Может быть, крайняя мера по очистке стоков, но не долговременная стратегия. Возможны комбинации, когда одни модели «кормят» другие, но это чревато налоговыми осложнениями, так же, как и продажа в убыток. Когда был рост рынка, то существовал хороший запас прочности, так как каждый новый игрок, каждая новая модель ориентировались на сложившийся баланс в ценах. Кто-то был более агрессивен, кто-то менее, но все зарабатывали хорошо, и не было особого смысла демпинговать. Сейчас, когда рынок просел, повышение цен, адекватное изменению курса, равносильно уходу с рынка. Поэтому каждый делает такой шаг в цене, который может себе позволить. Одновременно сокращаются все издержки, какие только могут быть найдены. Как правило, в первую очередь снижают расходы на рекламу. Откладывают долговременные проекты с длинными сроками окупаемости. Замораживают зарплаты, срезают вакансии или даже увольняют персонал. Кто-то пытается переложить часть проблем на дилеров, урезая дилерскую маржу».
Сложнее всего сравнивать цены на доступные автомобили, поскольку почти у каждого рынка есть свои локальные бестселлеры вроде наших Hyundai Solaris и KIA Rio. Более или менее «международной» моделью можно назвать разве что Ford Fiesta. Причем в «бюджетном» кузове седан (от 552 000 рублей) и с мощными моторами она доступна в России и США, а в Европе можно купить только «хэтч» с экодвигателями. Базовые версии достаточно сильно разнятся по набору оборудования, но в версии Titanium этот набор начинает совпадать в большинстве стран. У нас эта комплектации с мотором 1,6 л (105 л.с.) и «роботом» PowerShift стоит 744 000 рублей, в Америке $14 390, в Турции 55 515 TL.
Ford Fiesta Titanium | ||||
---|---|---|---|---|
Россия | США | Германия | Норвегия | Турция |
744 000 руб. | $14 390 | €19 400 | 171 000 kr | 55 515 TL |
$11 490 | — | $20 678 | $19 812 | $19 517 |
€10 793 | €13 501 | — | €18 521 | €18 245 |
— | 931 752 руб. | 1 337 358 руб. | 1 285 140 руб. | 1 265 992 руб. |
Duster в России продает Renault, в Европе — Dacia, а вот в Америке автомобилем не «торгуют»: там достаточно местной полноприводной техники. И все же это один из немногих недорогих кроссоверов, представленных на рынках огромного количества стран. Начальные предложения на официальных сайтах выглядят так: Россия — 549 000 рублей (€7912), Германия — €10 690, Норвегия — 195 900 kr (€22 697), Турция — 49 000 TL (€16 104). Столь высокая цена норвежской версии объясняется тем, что Duster там представлен в комплектации North Edition с дизелем 1,5 и оснащением на уровне нашего Luxe Privilege, то есть в максимальной. На эту версию и ориентируемся, добавив для полноты картины полный привод.
Renault/Dacia Duster | |||
---|---|---|---|
Россия | Германия | Норвегия | Турция |
951 990 руб. | €18 490 | 255 900 kr | 62 850 TL |
€13 720 | — | €27 716 | €20 656 |
— | 1 282 995 руб. | 1 923 201 руб. | 1 433 262 руб. |
Любопытная история с непопулярными у нас гибридами и электрокарами. Сложные технологии и высокая цена аккумуляторов сказываются на стоимости этих машин во всем мире, но при этом сохраняется соотношение разницы цен и для Prius.
Toyota Prius Executive | |||
---|---|---|---|
Россия | США | Германия | Норвегия |
1 972 000 руб. | $31 235 | €31 500 | 330 800 kr |
$30 400 | — | $33 538 | $38 326 |
€28 420 | €29 336 | — | €35 828 |
— | 2 026 130 руб. | 2 185 740 руб. | 2 486 107 руб. |
Зато российский Mitsubishi держит очень низкие цены на полностью электрический автомобиль. И тут к нам ближе всего норвежцы, которые, правда, имеют возможность приобрести i-MIEV «за гроши» из-за отсутствия экологических сборов.
Mitsubishi i-MIEV | |||
---|---|---|---|
Россия | США | Германия | Норвегия |
999 000 руб. | $22 995 | €23 790 | 152 900 kr |
$15 400 | — | $25 329 | $17 714 |
€14 397 | €21 597 | — | €16 560 |
— | 1 491 623 руб. | 1 650 755 руб. | 1 149 110 руб. |
«Сейчас цены еще держатся на том уровне, который заложили себе автопроизводители при последнем повышении. Но это продлится недолго. Скоро возможности маржинального коридора будут выбраны, и тогда придется ориентироваться уже на новые курсы валют. Произойдет это в конце этого — начале следующего года. Чуть легче будет тем компаниям, которые собирают машины в России, — чем выше уровень локализации, тем меньше они зависят от курса. Но и они будут вынуждены повысить цены, ведь все равно российский рынок очень сильно зависит от импорта».