Нынешний Highlander, он же «Горец», достойный преемник былой славы своих предков — Toyota Harrier, Kluger, Lexus RX и, собственно, Highlander первых двух поколений. Мощно стартовав в январе прошлого года, кроссовер без проблем раздвинул ряды своих конкурентов, среди которых Honda Pilot, Hyundai Grand Santa Fe, Mazda CX-9, Nissan Murano. Хуже продаются даже схожие по размерам модели из разряда более внедорожно ориентированных. Такие как Mitsubishi Pajero и VW Touareg. Популярнее «Горца» только крупные классические джипы, причем тойотовские — TLС 200 и TLC Prado. Заслуженна ли подобная оценка Highlander?
Отчасти Highlander нынешнего поколения повторяет своего предшественника. По крайней мере, по моторам. Это 2,7-литровая «четверка» 1AR-FE и V6 2GR-FE объемом 3,5 литра, знакомые, кстати, по другим моделям Toyota. «Одноразовые» агрегаты с цепным приводом и фазовращателями на впускном и выпускном распредвалах способны отходить не менее 250-300 тыс. км. Главное, не забывать менять масло раз в 10 тыс. км. Дилеры Toyota в этом отношении честны — не пролонгируют периодичность ТО до 15 или даже 20 тыс. км, как некоторые их «коллеги». Масло (с завода заливается с вязкостью 0W20, однако производитель допускает использование 5W40) можно менять и чаще — через 7-8 тыс. км. «Спасибо скажут» и муфты VVT-i, и другие составляющие двигателей. Цена вопроса у «официалов» около 3-4 тыс. руб. При этом за установками не замечено масляного аппетита, хотя течи сальников коленвала наблюдаются. К тому же у менее чем тысячи экземпляров, выпущенных в середине 2014 года, был выявлен дефект топливной рампы, который мог приводить к протечкам бензина. Была отзывная кампания...
На Highlander устанавливаются две коробки. С «четверкой» (такие модификации только переднеприводные) сосуществует «шестиступка» U760E. «Горец» с 2GR-FE для российского рынка всегда полноприводный. «Автомат» имеет аналогичное число передач, но модель другая — U660F. Впрочем, коробки родственные, и проблемы у них схожие. Отличия лишь в том, что 760-я АКП, сагрегатированная с меньшим по объему и мощности мотором, не столь нагружена, как U660. Конечно, это вовсе не означает, что и в том и в другом случае можно на все сто пользоваться предоставляемыми этими агрегатами преимуществами. А именно полностью на уровне механических трансмиссий реализовать потенциал моторов, что обеспечивается ранней блокировкой гидротрансформатора и настройками блока управления. Как раз-таки муфта становится первым элементом, который потребует вмешательства. Это станет заметно по течи сальника насоса. Если дело запустить, то из строя выйдет гидроблок. Дальше начнут гореть фрикционы. Есть еще одна особенность — разбивается стопорное кольцо подшипника в месте соединения коробки с дифференциалом, подшипник начинает люфтить. Последнее характерно, когда владельцы нагружают не прогретую коробку. Все остальное — следствие конструктивных особенностей и манеры езды. Продлить жизнь этим «автоматам» до 200 и даже более тысяч км удастся, скорректировав свой стиль передвижения. И, разумеется, меняя ATF (смотреть по степени загрязнения, но не реже, чем в 30-40 тыс. км), причем через раз вместе с фильтром.
Ключевое отличие нынешнего Highlander в подвеске — задняя многорычажная схема, в то время как раньше у всех крупных кроссоверов Toyota там использовался McPherson. И задняя же подвеска — основной источник неприятностей. Из-за конструкции сайлент-блоков проезд неровностей сопровождается звуками. Хорошо, что дилеры меняют продольные рычаги на те, у которых резиновые шарниры доработаны. Помимо них производитель признавал дефекты передних сайлент-блоков и передних же стоек. А на автомобилях, выпущенных во второй половине 2014 года, Toyota проверяла блок управления электроусилителем, по причине которого ЭУР мог отказывать. И много жалоб на биение руля в момент торможения — при «снаряженке» в две с лишним тонны тормозные диски не любят сильных перепадов температур. Зато шаровые спереди съемные.
Увы, можно сказать, что традиционно уже современный автомобиль преподносит сюрпризы по части бытовых мелочей. Ладно, хром внешний зацветает, покрытие руля истирается да сморщивается кожа на валиках водительского сиденья. Кто-то и не обратит внимания. Но почему порой приходится регулировать зазоры водительской двери, почему трескаются рейлинги и скрипит уплотнитель задней двери и обшивка передних? Почему на ходу бренчит средний ряд сидений, для устранения чего меняется крепления пружинок, складывающих спинки? Кроме этого, владельцы жалуются на грязную в прямом смысле работу дворников, на люфт в креплениях водительского сиденья, на некорректно работающий круиз-контроль, на собирающийся под обшивкой и капающий с потолка конденсат, на не справляющиеся со своими обязанностями приводы багажной «калитки». Еще Toyota обновляла софт навигации и исправляла ошибки, которые приводили к сбрасыванию громкости при использовании Bluetooth.
Безусловно, нельзя сказать, что все это вкупе подстережет одного владельца на конкретном автомобиле. Иного обладателя подобные «прелести» вообще могут обойти стороной. По агрегатам опять-таки «японцы» вполне соответствуют нынешним тенденциям. По современным меркам ресурс двигателей и коробок передач вполне достаточен и даже больше, чем у некоторых конкурентов. Тем не менее настораживает то, что сервисные кампании теперь касаются принципиальных вещей — топливной системы, ЭУРа. Суть еще и в том, что часто у Toyota появляются «блуждающие» житейские грешки — по салону, кузову.
Суровый «взгляд» узкой светотехники, внушительные габариты, богатые комплектации — у Highlander последнего поколения есть все, чтобы стать «статусным автомобилем». А как это его неформальное позиционирование поддержано потребительскими и ходовыми качествами?
Кроссоверный full size чувствуется из-за руля — по обширным сиденьям, подлокотнику между ними, ширине салона. Но передняя панель словно от легковушки. К тому же по ней четко идентифицируешь автомобиль как Тойоту — есть ссылки на Corolla и на RAV4. Да и эргономика по-тойотовски понятна и без проколов. Радует и мягкий материал покрытия, которого, впрочем, из-за своеобразного дизайна торпедо в Highlander мало. Зато по низу панели идет полочка, удобная для гаджетов и прочей «карманной клади».
Посадка за рулем тоже без вопросов. Однако, усевшись сзади, их все-таки задаешь. Откуда столько пространства? Откуда столько комфорта? Ах да, размеры, ориентация на Америку! Можно чуть ли не закидывать ногу на ногу и наслаждаться отдельным от передних пассажиров управлением климатом. Но третий ряд сидений все же только для детей. Хорошо, что он хотя бы не отнял много места у багажника (есть даже небольшое подполье для инструмента). Разве что «выдавил» запаску в задний свес — как на крупных внедорожниках.
3,5-литровый 2GR-FE в особом представлении не нуждается. Мотору едва ли не десятилетие, а он по-прежнему охотно «трясет стариной». В том числе на кроссовере полной массой более 2,5 т. 249 «лошадок», говорите, ну-ну. Так или иначе, двигатель отлично подхватывает с «низов» и отзывчив на «верхах». Коробка оперативно и незаметно перебирает передачи.
Главное же открытие Highlander — его шасси. По некоторым ощущениям кажется, что едешь на большом джипе — столь невосприимчив «Горец» к швам, стыкам, трамвайным рельсам, просто разбитому асфальту. И при этом почти отсутствуют крены, колебания неподрессоренных масс и вертикальная раскачка. Лишь «электроруль» пустоват в околонулевой зоне. Что ж, небольшая плата за следование современным тенденциям и в целом неплохое качество для трассовых режимов. Представляется, что именно за городом и на экспедиционных направлениях с корявыми покрытиями этот кроссовер сможет максимально раскрыть потенциал своего шасси.
Самый доступный «Горец» — это переднеприводный «универсал» в комплектации «Элеганс» с 2,7-литровым мотором, предлагаемый за 2 440 000 руб. В «базе» уже есть система стабилизации, усилитель экстренного торможения, помощник подъема по склону, активные подголовники и восемь подушек безопасности, включая шторки, коленную водительскую и в сиденье переднего пассажира. Также предлагаются датчики света и дождя, «запаска» на легкосплавном диске, электропривод двери багажника, круиз-контроль, трехзонный климат-контроль, подогрев всех сидений и электропривод водительского. В общем, не бедно. 3,5-литровый полноприводный Highlander в таком оснащении стоит 2 728 000 руб.
Комплектация «Престиж» с «четверкой» и «шестеркой» стоит, соответственно, 2 629 000 и 2 917 000 руб. Здесь покупатель дополнительно получит омыватели фар, передние датчики парковки, диодный ближний свет, систему мониторинга слепых зон, отделку под дерево, память водительского и электропривод пассажирского сиденья, их вентиляцию, навигацию, а также восьмидюймовый дисплей.
Highlander в оснащении «Люкс» только полноприводный и 3,5-литровый — 2 964 000 руб. Из «допов» относительно предыдущих комплектаций в нем система контроля за полосностью и переключения с дальнего света на ближний, плюс аудиосистема JBL с 12 динамиками.
Технические характеристики Toyota Highlander
Типичные цены на подержанные Toyota Highlander в сравнении с конкурентами (тыс. руб.):
Автомобиль/год выпуска | 2014 | 2015 |
---|---|---|
Toyota Highlander | 2 000–3 050 | 2 290–3 150 |
Honda Pilot | 2 100–2 380 | |
Hyundai Grand Santa Fe | >1 460–2 300 | 2 200–2 350 |
Mazda CX-9 | 1 390–1 900 | |
Nissan Murano | 1 250–2 100 | 2 050–2 080 |
Характерная особенность Highlander на вторичном рынке — количество предлагаемых экземпляров. Кажется, «Горцев» больше, чем всех его конкурентов, вместе взятых. Вполне логично — новый большой кроссовер Toyota, по крайней мере, еще недавно продавался заметно лучше своих одноклассников. Но и средние цены на подержанные машины выше таковых у оппонентов. А верхний потолок стоимости и вовсе зашкаливает за три миллиона. Это минимум на 600 000 рублей дороже, чем стоимость конкурентов. Отчасти (если к тому же не принимать во внимание «свежесть» модели) такое ценообразование можно объяснить тем, что в продаже мало модификаций с 2,7-литровой «четверкой» и передним приводом. Такие, кстати, можно подыскать за 2,0–2,3 млн руб. Highlander с V6 и 4WD, коих подавляющее большинство, стоит обычно дороже.
На что обращать внимание при покупке подержанного Toyota Highlander:
— Была ли замена топливной рампы на 2GR-FE, если машина попадала под отзыв. Была ли замена/диагностика блока управления электроусилителем
— Состояние ATF в АКП. Качество переключения передач, герметичность агрегата, отсутствие вибраций
— Герметичность системы смазки двигателя
— Состояние подвески, в частности передних и задних сайлент-блоков, амортизаторов
— Работоспособность всех второстепенных органов, состояние дверных уплотнений, обивки
Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах:
Операция | Двигатель 1AR-FE | Двигатель 2GR-FE |
---|---|---|
ТО–1 | 6 650 | 7 550 |
ТО–2 | 9 050 | 10 300 |
ТО–3 | 6 650 | 7 550 |
ТО–4 | 13 200 | 16 250 |
ТО–5 | 6 650 | 7 550 |
ТО–6 | 9 050 | 12 740 |
ТО–7 | 6 650 | 7 550 |
ТО–8 | 30 050 | 32 800 |
ТО–9 | 6 650 | 7 550 |
ТО–10 | 17 850 | 25 900 |
Highlander проходил краш-тест в Австралии, где он известен под именем Kluger, однако это ничего не меняет. Оснащение кроссовера, продающегося на Зеленом континенте, соответствует российскому, а методика идентична европейской.
Рекомендованные отзывы владельцев
Toyota Highlander (2014, 3,5 л., АКПП, 4WD) от заур1
Toyota Highlander (2014, 2,7 л., АКПП, 2WD) от NikZon22
Toyota Highlander (2014, 2,7 л., АКПП, 2WD) от Spl1nter
Toyota Highlander (2014, 2,7 л., АКПП, 2WD) от galaktikon
Toyota Highlander (2014, 3,5 л., АКПП, 4WD) от LevinAM
Toyota Highlander (2014, 3,5 л., АКПП, 4WD) от MADex