В январе автомобильный рынок России тормозил по скользкой дороге на грани блокировки колёс: разогнавшись в декабре, в первый месяц 2015 года мы выяснили, что впереди если не обрыв, то, по крайней мере, очень жёсткая дорога.
В конце 2014 года в нашей стране сложилась уникальная ситуация, разогнавшая продажи машин до максимума: во-первых, в валютном выражении подешевели новые автомобили, во-вторых, население массово кинулось «успеть купить» по «старой цене», в-третьих, запасы дилеров быстро были распроданы, рынки подержанных авто опустели, продавцы хаотично наценивали машины, накидывая по 30 000 рублей к ходовым моделям. В начале года авторынки России поредели, салоны дилеров заметно опустели — рынок встал. Ну как встал, по факту он прилёг и неуверенно болтает головой, пытаясь понять, что же вообще происходит: стоит ли пытаться , или лучше уж совсем лечь и не рыпаться, пока само не пройдёт.
Проходить есть чему. В январе автомобили всех годов выпуска подорожали в той или иной степени. Если в декабре средние цены выросли только на автомобили «до трёх лет», то в январе подорожало всё. Подержанные авто больше всего относительно декабря дорожали в категории «не старше 5 лет»,остальные показали слабый рост. Дилерские автомобили (включая трейд-ин) тоже прибавили в цене, и, естественно, наибольшую прибавку показали машины «не старше трёх лет».
Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам на фоне общего удорожания автомобилей «повезло»: здесь цены, напротив, немного опустились — на 4,2% относительно декабря. А больше всего цены подтянулись в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах: на 47,7%, 19,3% и 14,6%.
Общее предложение автомобилей на рынке в январе сократилось на 20%-30% в зависимости от региона, это немного по меркам января, слабого на продажи в любой год. Однако... количество сделок по купле-продаже упало на 88% для частников и на 90% для дилеров, а количество просмотров объявлений в январе немного выросло.
Таким образом, в январе рынок оказался лицом к лицу с ситуацией, когда продавцы не понимают, какую цену поставить так, чтобы оказаться с прибылью, а покупатели уже не готовы платить, поскольку не знают, какая цена в нынешних условиях является честной и рыночной. Рынок остановился.
Изменение средней цены нового авто по Федеральным округам в январе 2015 года
К этой таблице требуется сделать пояснение.
Предложение по продаже новых автомобилей драматически упало только в ЦФО — почти в десять раз по сравнению с декабрём, отсюда и «падение» средней цены — нормальные машины купили ещё в декабре, остался в основном «второй сорт». В СФО, напротив, в январе предлагали к продаже немного больше машин, чем в декабре, однако количество сделок по продаже упало на 80%, отсюда и снижение цены. В остальных регионах мы видим дружный рост. Итоговый процент, показывающий, что «в среднем по палате» цена нового авто в январе пошла вниз, на самом деле находится под сильнейшим влиянием показателей ЦФО, без них — итог будет ближе к реальности.
# | Федеральный округ | Средняя цена, тыс. руб. | ||
Декабрь 2014 г. | Январь 2015 г. | Изм., % | ||
1 | Северо-Западный федеральный округ | 1336.5 | 1638.1 | 22.6% |
2 | Приволжский федеральный округ | 891.4 | 1057.1 | 18.6% |
3 | Северо-Кавказский федеральный округ | 1254.9 | 1472.3 | 17.3% |
4 | Дальневосточный федеральный округ | 1994.8 | 2081.7 | 4.4% |
5 | Южный федеральный округ | 1223 | 1274 | 4.2% |
6 | Уральский федеральный округ | 1332.4 | 1346.6 | 1.1% |
7 | Крымский федеральный округ | 1272.9 | 1240.2 | -2.6% |
8 | Сибирский федеральный округ | 1550.9 | 1433.5 | -7.6% |
9 | Центральный федеральный округ | 1706.8 | 1265.4 | -25.9% |
Итого: | 1450.3 | 1341.9 | -7.5% |
Изменение среденей цены подержанного авто по федеральным округам в январе 2015 года
# | Федеральный округ | Средняя цена, тыс. руб. | ||
Декабрь 2014 г. | Январь 2015 г. | Изм., % | ||
1 | Центральный федеральный округ | 523.9 | 644.3 | 23% |
2 | Приволжский федеральный округ | 443.9 | 511.4 | 15.2% |
3 | Северо-Западный федеральный округ | 518.4 | 580.2 | 11.9% |
4 | Крымский федеральный округ | 399.8 | 421 | 5.3% |
5 | Южный федеральный округ | 429 | 448 | 4.4% |
6 | Уральский федеральный округ | 418.8 | 432.6 | 3.3% |
7 | Дальневосточный федеральный округ | 444.2 | 429.9 | -3.2% |
8 | Сибирский федеральный округ | 383.9 | 367.1 | -4.4% |
Итого: | 411.1 | 410.9 | 0% |
Изменение средней цены автомобилей по годам выпуска
# | Год выпуска | Средняя цена, тыс. руб. | ||
Декабрь 2014 г. | Январь 2015 г. | Изм., % | ||
1 | 2012 | 790.6 | 839.6 | 6.2% |
2 | 2010 | 627.5 | 662.6 | 5.6% |
3 | 2006 | 398.1 | 415.2 | 4.3% |
4 | 2007 | 458.5 | 476.8 | 4% |
5 | 2008 | 554.9 | 576.8 | 4% |
6 | 2011 | 689.1 | 713.7 | 3.6% |
7 | 2003 | 335.9 | 344.6 | 2.6% |
8 | 2002 | 285.7 | 292.4 | 2.3% |
9 | 2001 | 268.2 | 272.8 | 1.7% |
10 | 2000 | 254.8 | 254.8 | 0% |
Итого: | 430.1 | 453.8 | 5.5% |
Изменение цены популярных новых авто в январе 2014
Средняя цена, тыс. руб. у дилеров | Рост отпускных цен у производителей |
|||
Декабрь 2014 г. | Январь 2015 г. | Изм., % | Изм., % за январь | |
Lada Granta | 335.5 | 361.7 | 7.8% | 5% |
Hyundai Solaris | 591.4 | 620.8 | 5% | 6.2% |
Kia Rio | 581.8 | 630.4 | 8.4% | 6.7% |
Renault Duster | 697.4 | 807.7 | 15.8% | 8% |
Lada Kalina | 356.3 | 383.1 | 7.5% | 8.2% |
Renault Logan | 505.2 | 568.1 | 12.5% | 8.2% |
Volkswagen Polo | 598 | 613.3 | 2.6% | 3.2% |
Nissan Almera | 476.9 | 572.2 | 20% | 10.4% |
Toyota RAV4 | 1646.3 | 1622.8 | -1.4% | 18.2% |
Toyota Camry | 1510.1 | 1572.5 | 4.1% | 20.4% |
Как видите, пока рост цен у дилеров не догнал отпускные у производителей. Это связано с тем, что ещё не все запасы распроданы с прошлого года.
«Суха теория, мой друг»... Цифры и статистика — это, конечно, хорошо и показательно. Есть о чём задуматься, но также важны настроения продавцов: на рынке и частников. Чтобы разобраться в ситуации «на местах», мы опросили продавцов на крупных автомобильных рынках России на предмет, что они думают по поводу нового привоза и новых цен. С таким же вопросом Дром обратился к частным продавцам.
Авторынки России: наблюдения и ожидания в январе
На Дальнем Востоке владивостокский рынок «Зелёный угол» замёрз: покупателей единицы, машин мало, спад продаж, новый привоз не предвидится. В декабре было распродано рекордно много авто по «старой цене», новый завоз делать сейчас невыгодно, поскольку свежие авто из Японии из-за выросшего курса будут заведомо дороже тех, что сейчас остаются на рынке. Рынок стоит полупустой. Поэтому пока продавцы выжидают. Есть мнение, что в феврале ситуация начнёт двигаться: кто-то из рискованных продавцов откроет новый завоз и начнётся восстановление рынка. Но это только мнение, февраль потенциально может растянуться на весь год.
В Западной Сибири и на Урале по инерции действует «казахстанский фактор». Но не он определяет настроение рынка. Во-первых, цены поднялись на несколько десятков тысяч рублей на все модели. Во-вторых, часть продавцов не хочет продавать авто из-за того, что не может определить для себя выгодную цену в условиях постоянного роста цен и нестабильного курса. В Восточной Сибири казахстанцев нет, но нет и свежего привоза. Продавцы, которые успели привезти авто до скачка курса, переписывают ценники в сторону увеличения. Стоимость нового привоза — большой вопрос для всех.
На Юге России ситуация аналогична: цены на автомобили не старше пяти лет выросли вслед за повышением стоимости новых авто в салонах дилеров, а цены на авто старше пяти лет особо не поменялись. Хорошо заметен как спад покупательской активности, так и падение предложения — машин стало на рынках заметно меньше. Наполняемость не растёт.
Ситуация у дилеров с новыми авто
Ситуацию с дилерскими авто можно условно разграничить на два лагеря. В первом находятся крупные дилерские сети, у которых даже после декабрьского ажиотажа остался запас автомобилей в наличии, но уже не по старым ценам, а по приподнятым. Их не спешат продавать, ждут пока ситуация «устаканится». Во втором находятся мелкие дилеры, распродавшие весь запас в декабре и сейчас ожидающие нового прихода по «новым ценам». С этими ценами есть нюанс — их никто не знает. Поэтому в данный момент сложилась практика, когда клиент, заключая договор о покупке авто, соглашается оплатить стоимость авто в пересчёте по курсу доллара на день поставки. То есть пока цены привязались к курсу.
Опрос частных продавцов
Мы опросили несколько сотен частных продавцов по всей России. Интересовались их планами по продаже своего автомобиля этой зимой. Исследование показало, что 30% продавцов-частников решили притормозить продажи. Основными причинами нежелания продавать авто стали: «нестабильная ситуация с курсом и ценами», «подожду до весны, а там видно будет».
Получается, что частники тоже ощущают «нестабильность» рынка, которая заставляет их повременить с продажами. Никому не хочется оказаться в убытке или вовсе остаться с ворохом бумаги на руках и без автомобиля в гараже.
На десерт
Мы провели ещё одно маленькое исследование, чтобы выяснить, какой процент продавцов в январе переписал цены в доллары или евро. Так вот... их оказалось 0,7% от общего числа. Остальные остались в рублях. Надолго ли?
— Официальная инфляция в январе составит 13% или более.
— Рос отпускных цен у производителей составил от 2,5 до 50%.
— Рост средней стоимости подержанных авто составил от 23% (в ЦФО) до -3% в (ДВФО).
— Общее предложение сократилось на 20%-30% в зависимости от региона.
— Количество сделок по подержанным и новым авто суммарно упало на 80%.
— Точка равновесия между спросом и предложением пока не найдена, что тормозит рынок.
— Пичаль-беда... жёсткая посадка ещё впереди.
Вот расклад по Toyota Noah 2009 года (без признака привода) в Приморском крае: средняя цена сентября — 546.2 тыс рублей, средняя цена декабря — 616.1 тыс рублей, в январе — 637.2 тыс рублей.
Вы же ищете ещё полный привод, такие машины всегда и заведомо дороже именно в Приморье из-за спроса на них. В тексте также написано, что ходовые модели подорожали сильнее, чем обычные.
Таблица отражает изменение цены по всему модельному ряду сразу, это сотни моделей всех годов выпуска.