Каждый год, приезжая на Эссен Мотор Шоу, я привыкла приходить в зал №11 и традиционно видеть на одном и том же месте стенды AMG, Startech и, конечно, Brabus. Нацелив в этот раз объектив на точку, где всегда был расположен столь привычный и милый моему сердцу стенд Brabus, один из самых объемных и ярких на шоу, я растерялась: вместо него виднелось огромное полупустое пространство, заполненное чем угодно, но только не огромными черными внедорожниками, блестящими седанами и яркими смартами. Brabus в этот раз не приехал. Startech, соответственно, тоже. Да и AMG отсутствовал. Правда, как оказалось позже, он просто переехал в другой зал.
Что случилось? Однозначного ответа у меня нет. Стоимость площадей на выставке настолько невысока для подобных компаний (порядка 100 евро за квадратный метр, а если платить заранее, то еще дешевле, а если за большой метраж, как у Brabus, то скидки возрастают многократно), что оправдать это экономическими причинами трудно.
Я написала в представительство компании Brabus, не слишком рассчитывая на ответ, но мне все же ответили: «К сожалению, наша компания сейчас параллельно участвует в двух выставках в ОАЭ, кроме того, наша продукция на 90% идет на экспорт, и наша задача поддерживать эти рынки. К тому же в эти же даты мы участвуем еще в одной выставке «лакшери» в Мюнхене».
Вот, собственно, и всё. И, наверное, в отсутствии Brabus не было бы ничего напряжного, если бы общее впечатление от Essen Motor Show в этот раз не оказалось бы с привкусом нафталина. И вправду — нового было немного, и несмотря на перестановку в залах (многие стенды перенесли с привычных мест), создавалось впечатление, что все это мы уже несколько раз видели.
Впрочем, о лучшем расскажу по порядку.
Этот подзаголовок к моторшоу в Эссене призван отражать смысл выставки. А смысл ее, пожалуй, все же в том, что все экспонаты делятся четко на две части: имеющие практический смысл и те, что от рукоблудия.
В этот раз все, что в обычных городских условиях никуда не поедет, было собрано преимущественно в 12-м зале. И хорошо. Можно было побродить, помечтать и перейти к делу.
Но если честно, то оказавшись в Эссене уже, наверное, раз в десятый, я поняла, что никаких изменений в европейском тюнинге не только не наблюдается, но и не предвидится, и из года в год тут показывают автомобили, похожие друг на друга как близнецы.
Про 11-й зал я уже немного сказала. Вместо Брабуса там собрали невнятную экспозицию электрических и гибридных автомобилей, на которых ездят жители региона Рура (Рур — крупнейший промышленный район в Германии, а заодно и река в Северной Вестфалии, впадающая в Рейн). Глубокого смысла в этой экспозиции я не нашла, разве что закрыть пустующее место. Вот некоторые из автомобилей, на которые было бы интересно обратить внимание:
В этом же зале развернулась экспозиция, посвященная автомобильному дизайну, на которой различные европейские ателье представляют свое видение автомобилей будущего. В этот раз в Эссене показали: Citroen, Fuore Design, Italdesign Giugiaro, Hyundai, IED, Lazareth, Peugeot, Rinspeed, Sbarro and Zenvo.
Если вышеуказанные модели были разработаны в качестве концептов практически с нуля, то другие уважаемые тюнинг-ателье, такие как ABT, TechArt или AMG, представили свои варианты доработок для существующих моделей.
Так, например, ABT предложил тюнинг-пакеты для Audi RS6-R (которая была представлена в этом году в Женеве) и новой Audi TT, доработки для которой были показаны тут впервые.
AMG представил несколько вариантов седанов и, конечно, не мог пропустить новый Mercedes GT с прекрасным слоганом «Ручная работа от автогонщиков».
TechArt, большие любители продукции другого Штутгартского производителя, показали совершенно новые специальные пакеты для 911 Targa и Macan.
Для Porsche 911 Targa предлагается аэродинамический обвес, новая подвеска, выхлопная система, а также дополнительные детали интерьера. Для Macan разработана целая аэродинамическая программа, предлагаются возможности по тюнингу двигателя с увеличением мощности в среднем на 50 л.с., а также пакеты для подвески и выхлопной системы.
Зато тема автоспорта раскрывается в Эссене как нельзя лучше. Это одна из немногих выставок такого толка, где присутствуют представители различных спортивных трасс, производителей спортивных узлов и агрегатов на автомобили и прочих комплектующих, а также предлагаются сопутствующие товары вроде омологированной одежды, обуви, шлемов и прочих приблуд.
Безусловно хороша была выставка, посвященная истории Германии в Формуле 1. Всего 15 машин, зато среди них и знаменитая «Серебряная стрела» (Mercedes-Benz W196) Хуана Мануэля Фанхио, которая принесла ему чемпионский титул в 1954 году. Тогда Германия вернулась в Гран-при после 15-летнего перерыва на этап во французском Реймсе, и Фанхио на пару с Карлом Лингом одержали там двойную победу.
Нельзя было пройти и еще мимо одного победного автомобиля Хуана Мануэля Фанхио — это Mercedes Benz W196 Monoposto 1955 года. Восьмицилиндровый двигатель объемом 2,5 литра и мощностью 280 л.с. Вес примерно 650 кг.
В этой же экспозиции еще несколько уникальных машин, на которых выступали и побеждали немецкие пилоты. Это:
Ferrari Dino 246 1960 года. Пилот — Граф Трипс (Graf Trips).
Benetton B194-Ford 1994 года, пилот — Михаэль Шумахер.
Ferrari F310B 1997 года, пилот — Михаэль Шумахер.
А также McLaren M23-Ford Cosworth (1975 г., пилот — Йохен Масс), McLaren MP4/13-Mercedes (1998 г., пилот — Мика Хаккинен), Jordan 199-Mugen Honda (1999 г., пилот — Хайнц-Гаральд Френтцен), Williams FW21-Supertec (1999 г., пилот — Ральф Шумахер), BMW Sauber F1.07 (2007 г., пилот — Ник Хайдфельд), McLaren MP4/23-Mercedes (2008 г., пилот — Льюис Хамильтон), Red Bull RB6-Renault (2010 г., пилот — Себастьян Феттель) и Mercedes-Benz F1 MGP W03 (2012 г., пилот — Нико Росберг).
Коллекция не очень большая, но крайне приятная глазу. Выставка посвящена 80-летию великой британской марки, которое будет отмечаться в следующем году. Собственно, и это собрание автомобилей — всего лишь предыстория к большому показу во время апрельской Техно-классики, которая состоится в Эссене.
В зале под названием «Галерея» была представлена традиционная коллекция хот-родов, которые в этом году слегка разбавили другими короткими историями вроде автомобилей, участвующих в американских грязевых гонках.
Грязевые гонки — одно из весьма популярных развлечений в Америке. Появились они еще перед Первой Мировой войной, но пика популярности достигли в 20-е годы прошлого века. Проходят на подготовленных грязевых овалах протяженностью около мили, где в качестве гоночной поверхности используется специальный грунт, который дополнительно смачивается водой. Грязевые гонки проводятся среди двух типов автомобилей — с открытыми колесами и так называемымх stock cars. Последние могут быть как построены специально для этих соревнований, так и созданы на основе обычных уличных автомобилей.
Отдельно хочется сказать о трех проектах:
Одним из главных экспонатов Essen Motor Show 2014 организаторы считают уникальный образец — Fardier de Cugnot — реплику первого паромобиля, когда-либо произведенного человеком. Он был создан за 100 (!) лет до появления первого автомобиля. Датой рождения машины считается 1896 год, когда Карл Бенц получил патент на свое первое изобретение, а именно дорожный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания Августа Отто. Эта же удивительная повозка была построена в 1796 году!
Паровая машина принадлежит «перу» артиллерийского офицера Николя Куньо, который построил это трехколесное чудо собственными руками в честь французской армии. Назвал он ее «Fardier à Vapeur», что означает «паровая тележка». Оригинал этой конструкции хранится в Музее искусств и ремесел в Париже, а создание реплики, представленной в Эссене, инициировал французский миллионер Ален Серф, владеющий частным автомобильным музеем в Тампе (США).
Приятно встречать на европейских салонах российские компании. Эссен также не стал исключением. Помимо россиян, предлагающих услуги собственных прокатных контор, например, на Нюрбургринге — Ring Garage, я встретила здесь российского представителя ателье Manhart и целый стенд Larte Design, которые впервые появились в Эссене в прошлом году.
Про Larte хочется сказать немного больше. Компания работает на рынке уже порядка десяти лет, но премиальным классом стала заниматься последние три года. В прошлом году на Essen Motor Show они представили свой проект на базе Range Rover Evoque, который, к большому удивлению представителей компании, победил в категории тюнинг. Это привело к появлению европейской аудитории и большому количеству контактов. А также к регулярной совместной работе с журналом Autobild, который берет на тесты автомобили от Larte Design.
Larte работают по принципу крупных европейских ателье, которые сначала тщательно разрабатывают и готовят стайлинг-пакеты, а уже затем только предлагают их своим клиентам. Стоимость таких пакетов для премиум-автомобилей от 400 тысяч до миллиона рублей. Основные марки, с которыми они работают — Infiniti, Mercedes, Range Rover.
И напоследок у нас осталась традиционная купля-продажа — тоже приятное событие для Эссена. Здесь можно увидеть, сколько же на самом деле стоят уникальные автомобили. И, честное слово, позволить себе такую роскошь в Европе совсем не то, что приобрести подобный автомобиль в России...