Dacia Sandero Stepway, Sandero и Logan нового поколения появятся в России под брендом Renault уже в этом году. Но будут ли они так же доступны, как их предшественники?
Новые автомобили в РФ можно приобрести и меньше чем за 400 тысяч руб., но год назад именно с этого малобюджетного диапазона мы начали цикл обзоров официального рынка. Много ли за это время произошло изменений? Хватает, особенно с учетом подросших цен, что даже вывело из этих рамок некоторые модели. Другие сошли с дистанции ввиду прекращения производства или падения спроса. Вместе с тем в этой нише появились (и еще появятся) новые игроки, в том числе российского производства. Ну и как обычно, машины выпуска прошлого года еще можно приобрести со скидками.
Прошлый год отметился «реваншем» ряда производителей именно в сегменте автомобилей малобюджетного, но более «продвинутого» класса. Это в первую очередь Nissan Almera или двойники Citroen C-Elysee и Peugeot 301. Они появились, условно говоря, дабы не зазнались такие популярные российские иномарки, как Solaris, Rio или Polo. Но результаты продаж 2013-го говорят о том, что эта троица реальной угрозы так и не ощутила — второе, третье и пятое место в общем рейтинге моделей, причем с приростом у каждой. Тогда как новые конкуренты не вошли и в первую двадцатку. Только надо учитывать, что это по итогам именно за 12 месяцев, а ведь продажа дебютантов насчитывает немногим более полугода. Так, свежие данные за первый месяц 2014-го уже показывает другое соотношение сил, и как все сложится в новом году, еще вопрос. Тем не менее все эти модели в базовых версиях лишь начинают играть в диапазоне «до 500», где их оснащение не самое привлекательное, а продажи минимальны.
Peugeot 301 и Citroen C-Elysee
Если же сравнивать динамику цен за год, то самым несдержанным оказался Chevrolet Aveo. Изначально равнявшийся на тот же VW Polo Sedan, то есть в районе от 450 тысяч рублей при наличии кондиционера уже в базе, теперь Aveo в более доступном кузове седан подорожал минимум на 60 тысяч рублей и просто выскочил в следующий диапазон (хэтчбек и раньше стоил заметно дороже). И это несмотря на организацию в начале 2013 года сборки модели на территории России (на ГАЗе). Кроме того, после восьми лет продаж ушло на покой семейство Lacetti, которое, пусть и в скромном базовом оснащении, можно было приобрести за эти деньги в трех вариантах кузова.
Зато с весны 2013-го появился он — «один за всех» седан Chevrolet Cobalt бразильского происхождения. Начальная цена примерно как у «прошлогоднего» Aveo, чуть больше колесная база и вместительнее багажник (на 43 литра), но стандартное оснащение не в пример беднее (только одна подушка и электропакет), да и двигатель слабее. Есть версия с 6-ступенчатой АКП, с ней же доступен второй уровень оснащения (две подушки, ABS, кондиционер, аудиосистема, литые диски), но и по ценам это уже следующий уровень. В указанные рамки пока еще полностью вписывается только Chevrolet Spark — хэтчбек сегмента А+, хотя заметное подорожание (на 35-40 тысяч рублей) коснулось и его. Такой вот своеобразный нынче у Chevrolet расклад по малобюджетникам.
В отношении базовых ценностей седана VW Polo никаких «провокаций» не наблюдается, и ценник поднялся пока незначительно (в пределах 10000 рублей). Изменения в семействе есть, но все касаются более дорогого уровня. Так, в прошлом году вышла «тематическая» серия Sochi Edition (отличия в элементах отделки), а на подходе новая версия Style, которая в том числе и впервые для этой модели будет доступна с дефорсированным до 86 л.с. вариантом его единственного, и без того не слишком мощного двигателя. Однако и этот факт не сделает Polo Sedan доступнее — цены на богатенький вариант Style начинаются от 565 тысяч рублей. Вместе с тем «чистокровный» хэтчбек VW Polo примерит обновы посерьезнее, но нас это уже не касается — ввиду незначительного спроса поставки модели в РФ сворачиваются.
Hyundai Solaris и Kia Rio после ценовых подвижек 2013-го только усугубили здесь свое присутствие. Выпускаемый почти три года Solaris как бы находится в преддверии рестайлинга, но и без того вместе с появлением некоторых обновлений (улучшенный свет, новые диски) автомобиль «подтянулся» в ценах так, что с двигателем 1,6 литра он теперь «за гранью» даже в базе.
Что уж говорить о Rio, который и раньше позиционировался немного дороже, а сейчас базовые цены на седан и хэтчбек сравнялись, подросли, и вместе выбыли из этого списка — теперь как раз стартуют от полумиллиона даже с двигателем 1,4 литра. Ну и слабое утешение, что Kia хотя бы «оставила» на этом берегу хэтчбек сегмента А+, причем цена на Picanto в свою очередь тоже подросла (на 20-25 тысяч рублей), и здесь модель доступна только с базовым двигателем 1,0 литра и МКП. Более востребованная пара в 1,2 литра и АКП обойдется уже как за «взрослый» автомобиль.
Вместе с тем с осени прошлого года на российском рынке присутствует еще одна новинка «продвинутого» малобюджетного сегмента. Седан UZ-Daewoo Gentra в какой-то мере подменил ушедшую Lacetti, поскольку модель создана на ее основе и предлагается за меньшую стоимость. Другая облицовка, другой двигатель (как у Cobalt), размеры полноценного С-сегмента (длина 4515 мм) и цены за все многочисленные комплектации как раз в данной вилке, включая версии с АКП. В базовое оснащение входят две подушки, кондиционер, корректор фар, туманки, электропакет с обогревом зеркал, но ABS, магнитола, подогрев сидений и улучшенная отделка — это уже на более дорогих версиях. Да и кузов только в одном исполнении. Тем не менее, начало 2014-го демонстрирует неплохие позиции для этой модели — в январе с результатом 2119 машин Gentra оказалась на 22-ом месте, обойдя тот же Cobalt и обоих французских новичков.
И, конечно, в этих ценах с учетом всех комплектаций по-прежнему хозяйничает Renault Logan/Sandero, хотя над семейством уже нависло время перемен. Последний рост цен (на 4-6 тысяч) особой роли не играет, да и падение продаж в прошлом году не столь уж тревожное явление. Главное — грядет смена поколения: ориентировочно летом на рынок выйдет новый Logan, который будет выпускаться уже на ВАЗе. А пока видим признаки «сворачивания» производства нынешнего поколения — из продажи уже исчезли версии с АКП, хотя они и не были особо популярны. С автоматом теперь доступен только «кроссовер» Stepway, где АКП идет на более дорогой версии (свыше 500 тысяч).
Упомянутый дебютант 2013-го Nissan Almera, конечно, здесь засвечена, и даже не одной, а четырьмя версиями. И продажи у этого седана теперь показательные — по данным января 2014-го Almera с результатом 2993 машины уже вошла в десятку самых популярных моделей. Однако за варианты с АКП и самый высокий уровень оснащения Tekna (кожаный руль, аудиосистема, Bluetooth, AUX) придется выложить заметно больше.
Что касается Citroen C-Elysee и Peugeot 301, созданных на увеличенной платформе модели В-сегмента, интерес к ним ограничен оснащением — до 500 тысяч оба укладываются только с базовым 3-цилиндровым двигателем 1,2 литра, для которого из «автоматов» идет роботизированная коробка. И хотя в базе уже предусмотрены ABS, две подушки, кондиционер, туманки, электропакет с обогревом зоны покоя дворников, все же большинство хороших комплектаций, особенно с двигателями 1,6 литра, заметно дороже. Также на рынке остаются субкомпактные хэтчбеки (Citroen C1 и Peugeot 107) в двух версиях кузова (3-х и 5-дверные), но с единственно возможным литровым 3-цилиндровым двигателем и «пустые» в базе.
Чистокровные европейские хэтчбеки В-сегмента, если не учитывать скидки, в эти цены вообще не попадают, в том числе новый Peugeot 208. Исключение — возрастная Skoda Fabia, в нынешнем поколении выпускающаяся с 2007-го года. Но весной 2014-го в Женеве засветится модель третьего поколения, построенная на модульной платформе MQB. Дебют на рынке может состояться уже осенью, и с учетом всего нового, в том числе увеличенных размеров, хэтчбек наверняка станет дороже. А пока Fabia доступна в пределах 500 тысяч даже с учетом небольшого подорожания (на 10 тысяч), правда, теперь только с базовым моторчиком 1,2 литра. С более популярным 1,4 (не говоря уж об 1,6) стартовые возможности фактически перешагнули рубеж — базовая цена хоть еще и «до», но в реальности выйдет больше. Да, с двигателем 1,4 модель сразу предлагается со второго уровня оснащения Ambition, но добавить сюда хотя бы кондиционер (плюс 27900 рублей), который штатно здесь тоже не предусмотрен, и вот уже итоговая цена далеко «за».
Этот ценовой диапазон давно не экзотика и для продукции ВАЗа, особенно с прекращением в декабре выпуска «Самары» и выходом Lada Kalina 2, продажи которой еще летом начались как раз с люксовой, то есть более дорогой версии. Однако именно комплектации с АКП, которая идет в паре с 98-сильным двигателем, а также самые мощные варианты, в принципе, уже не купишь дешевле 400 тысяч. С осени начались продажи «Калины» в кузове универсал, который еще дороже. В новом году «Калина» должна быть предложена с доработанной подвеской (в пользу управляемости) и улучшенной шумоизоляцией.
Недолго осталось жить семейству Lada Priora — примерно в 2015 году его может сменить новая модель классом выше. Однако завод не отказался поддержать интерес за счет некоторой модернизации: осенью появилась рестайлинговая Priora — снаружи изменений мало: в основном они коснулись бампера и радиаторной решетки, которая обрела заостренную форму. Больше перемен в салоне — теперь здесь обновленные сиденья и совсем другая панель, облагороженная более качественным пластиком, хромированными и глянцевыми вставками. АКП для семейства так и не появилась, зато предложены версии с автономным предпусковым подогревателем Hydronic. Обойдется такой вариант примерно на 17 тысяч дороже, однако это примерно в два раза дешевле, если такое устройство ставить самостоятельно.
Молодое семейство Lada Largus показало хороший рост производства и продаж: за 2013 год реализовано более 57 000 машин, что фактически сравнялось с Priora и позволило занять девятое место в общем рейтинге моделей. Причем модель «продает» себя без каких-либо изменений в комплектациях, в том числе пока не предлагается АКП. А за первый месяц 2014-го Largus и вовсе уже обошел «Приору», вплотную приблизившись к VW Polo (это с учетом того, что Largus в январе, в сравнении с прошлым годом, прибавил на 32%, а немецкий малобюджетный седан ушел в минус на 17%).
В этих ценах с некоторым выбором еще представлены и китайские производители, чье влияние на российский рынок отрицать нельзя: отдельные марки за 2013 год показали прирост на десятки процентов, в том числе за счет новых моделей. Например, Geely прибавил аж на 55%, а кроме компактов MK, начал продажи Emgrand — модели сегмента С+. Сначала седана (длина 4635 мм), затем в тех же версиях и по той же стоимости хэтчбека, причем за год цены успели подрасти на 20-30 тысяч в зависимости от комплектации. Располагая в базе двумя подушками, ABS, борткомпьютером, кондиционером, датчиком света, электрообогревом лобового стекла и прочим, Emgrand пока еще держится в данных рамках, но появившаяся следом версия с вариатором (в паре с двигателем 1,8 литра) уже далеко за пределами наших сегодняшних финансовых границ.
Свое актуальное предложение назрело и под маркой FAW. Между компактным седаном V5, вышедшим в прошлом году, и старшеньким Besturn B50, выступившим еще раньше, как раз зияла пустота. Скоро ее не будет: объявлены цены на седан FAW Oley, выход которого затянулся (должен был состояться еще в 2013-м), но теперь вроде все определилось — в мае начнутся продажи. Модель длиной 4485 мм, как заявляется, создана с использованием платформы VW Jetta предыдущего поколения, с «прояпонским» двигателем и с японской 4-ступенчатой АКП Aisin. Версий оснащения немного, но уже в базе две подушки, ABS, туманки, кондиционер, магнитола, USB, литые диски и прочее. Цены точно между вышеуказанными моделями, причем в «до 500» еще умещаются и две версии с автоматом.
Кроме того, в прошлом году в Китае был показан обновленный вариант Lifan Solano (под индексом 630), в привычной для них манере с «носом по ветру», причем буквально. Только на этот раз небезуспешную в России китайскую модель загримировали под нечто большее — с облицовкой в стиле новых Lexus. Появился и новый двигатель, объемом 1,5 литра в 103 силы. Будут ли такие варианты поставляться в РФ и когда, пока неясно. В начале 2014-го у дилеров Lifan в продаже привычные варианты Solano, подорожавшие на 20 тысяч рублей (с вариатором они стоят уже свыше 500 тысяч). Возможно, еще раньше появится Lifan Cebrium, который относится к D-сегменту и по цене будет заметно дороже. А в качестве недорогого варианта может появиться New Breez.
В то же время за 2013 год на международной арене объявилось еще несколько малобюджетных новичков компактных размеров, в том числе от Ford и Mitsubishi. Однако до российских перспектив дело пока не дошло. Зато к выходу готовится Datsun, который собираются позиционировать как раз в районе 400 тысяч рублей. Весной «покровители» возрожденной марки (альянс Renault-Nissan) должны озвучить цены и комплектации, а осенью начнутся продажи.
Легковые модели стоимостью 400-500 тысяч рублей на февраль 2014 года:
Модель | Кузов | Двигатель (л/л.с.) | Ориентировочная стоимость, руб |
Citroen C1 | Хэтчбек | 1,0/68 | от 424 000 |
Citroen C-Elysee | Седан | 1,2/72 | от 462 000 |
Chevrolet Spark | Хэтчбек | 1,0/68 | 451 000 — 499 000 |
Chevrolet Spark | Хэтчбек | 1,2/81 | от 421 000 |
Chevrolet Cobalt | Седан | 1,5/105 | от 499 000 |
Chery Indis | Хэтчбек | 1,3/83 | до 445 000 |
FAW Oley | Седан | 1,5/102 | 430 000 — 480 000 |
Geely MK Cross | Хэтчбек | 1,5/94 | 412 000 — 432 000 |
Geely Emgrand | Седан/хэтчбек | 1,5/98 | 462 000 — 482 000 |
Geely Emgrand | Седан/хэтчбек | 1,8/126 | от 482 000 |
Hyundai Solaris | Седан | 1,4/107 | от 468 000 |
Hyundai Solaris | Хэтчбек | 1,4/107 | от 454 000 |
KIA Picanto | Хэтчбек | 1,0/69 | 400 000 — 485 000 |
Lada Kalina | Хэтчбек | 1,6/98 | 416 000 — 467 000 |
Lada Kalina | Хэтчбек | 1,6/106 | 408 000 — 415 000 |
Lada Kalina | Универсал | 1,6/98 | 422 000 — 475 000 |
Lada Kalina | Универсал | 1,6/106 | 416 000 — 435 000 |
Lada Granta | Седан | 1,6/98 | до 431 000 |
Lada Granta | Седан | 1,6/106 | 407 000 |
Lada Granta Sport | Седан | 1,6/120 | 459 000 |
Lada Priora | Седан | 1,6/98 | до 452 000 |
Lada Priora | Седан | 1,6/106 | до 442 000 |
Lada Priora | Хэтчбек | 1,6/98 | до 456 000 |
Lada Priora | Хэтчбек | 1,6/106 | до 446 000 |
Lada Priora | Универсал | 1,6/98 | до 461 000 |
Lada Priora | Универсал | 1,6/106 | 451 000 |
Lada Largus | Универсал | 1,6/87 | 369 000 — 443 000 |
Lada Largus | Универсал | 1,6/105 | 442 000 — 470 000 |
Lifan Solano | Седан | 1,6/105 | от 430 000 |
Lifan Solano | Седан | 1,8/125 | 480 000 |
Nissan Almera | Седан | 1,6/102 | от 436 000 |
Peugeot 107 | Хэтчбек | 1,0/68 | от 427 000 |
Peugeot 301 | Седан | 1,0/68 | от 462 000 |
Renault Logan | Седан | 1,6/84 | от 410 000 |
Renault Logan | Седан | 1,6/102 | от 432 000 |
Renault Sandero | Хэтчбек | 1,6/84 | 426 000 — 469 000 |
Renault Sandero | Хэтчбек | 1,6/102 | 448 000 — 490 000 |
UZ-Daewoo Gentra | Седан | 1,5/107 | от 399 000 |
Skoda Fabia | Хэтчбек | 1,2/70 | 419 000 — 444 000 |
Skoda Fabia | Хэтчбек | 1,4/86 | от 484 000 |
VW Polo Sedan | Седан | 1,6/105 | от 461 000 |
Василий Ларин |