В отличие от кроссоверов, обычные легковые модели в этом диапазоне цен рыночных заслуг не имеют — продажи не столь велики. По статистике весь легковой сегмент составляет почти 2/3 официальных продаж, в то же время сегмент D+, или, по-другому, начальный бизнес-класс, занимает немногим больше 5%. В этом «теневом» царстве не так часты новости, зато меньше заурядности, больше эксклюзива, да и в целом богаче выбор, в том числе версий с полным приводом чуть ли не столько же, сколько и у кроссоверов. А некоторые модели в принципе нельзя назвать обычными...
... И стали появляться совсем уж неформатные «личности», о которых одни поклонники еще недавно и мечтать не могли, а другие посчитали бы за измену идеалам бренда. Речь о том, что приспособление в виде отдельного багажника имеет свою магическую силу не только в малобюджетном сегменте.
Так, появившийся в текущем году Mercedes-Benz CLA, ставший первым для компании переднеприводным седаном, буквально свихнул головы. Созданный на платформе компактного А-класса, автомобиль длиной 4630 мм выглядит, как уменьшенная «копия» представительского седана-купе CLS, и был предложен по базовой цене до полутора миллиона рублей. Это с учетом 1,6-литрового турбомотора в 156 сил в паре с 7-ступенчатым роботом (версия CLA200). А вот 2,0-литровая 211-сильная версия (CLA250) уже дороже этой планки, хотя не намного, к тому же она с полным приводом. Как результат — квоты быстренько вычерпали задолго до окончания года. И кто знает, если бы Mercedes эту «демпинговую» новинку предложил с лучшим выбором, глядишь, ее продажи в одночасье перевернули бы сложившуюся систему ценностей.
В любом случае, мы видим, что ничто человеческое не чуждо теперь никому. На эту тему есть и самый свежий пример — Audi A3 Sedan. Увеличена база, длина выросла до 4456 мм, и вот вам за относительно невысокую стоимость получился вполне гармоничный премиум-седанчик с вместительным багажником на 425 литров. Кстати, для рынка РФ новинка идет только с многорычажной задней подвеской — базовую версию со скручивающейся балкой «подсовывать» не стали.
Характерно также, что цены на A3 Sedan начинаются как раз там, где заканчиваются, например, цены на VW Jetta. Хотя правильнее сравнивать с тем же CLA, на фоне которого A3 Sedan меньше по длине, зато доступней и разнообразен по комплектациям. Еще до базовой цены Mercedes CLA новый седан Audi укладывается не только с двумя бензиновыми двигателями, дизелем и 7-ступенчатой роботизированной коробкой, но также и версией с полным приводом, которая идет с наиболее мощным мотором. Доступна и механическая коробка. В итоге седану А3 можно предвидеть в России больший успех, нежели у хэтчбека, если, конечно, не будет ограничений с квотами (другой перспективный рынок для него — Китай).
Своим путем пошла компания Volvo, вдруг одарившая российский рынок необычной межнишевой моделью V40 Cross Country. Вроде бы, в основе всего лишь хэтчбек С-сегмента (длиной 4370 мм), только в «кроссовом» камуфляже. Есть даже полноприводные версии. И все же компактным кроссовером эту машину назвать не получается: несмотря на увеличенный на 12 мм клиренс и крупные колеса, геометрические параметры все равно проигрывают имеющимся на рынке компактам категории SUV. Зато в топовых вариациях серьезные спортивные амбиции. В итоге видим по-своему стильный хэтч с широкими возможностями — от «утилитарного» псевдокроссовера до хот-хэтча с полным приводом.
Что уж говорить о Mini: несмотря на свой «минимализм», этот премиальный бренд уже расплодил столько межнишевых модификаций, что досконально вникнуть во все разнообразие способны только самые дотошные знатоки этой «микрофлоры». Кстати, в том числе тут хватает своих псевдокроссоверов. Вот и новинка года — Mini Paceman — тоже из этого ряда. Представший как более элегантный и 3-дверный вариант «паркетного» Countryman, новичок, в свою очередь, тоже «маскируется» под кроссовер в различном исполнении, включая самые горячие версии JCW с 218-сильными моторами, хотя такие уже и стоят за гранью 1,5 млн рублей.
Вообще, в «компактном» классе премиальные евробренды показывают еще тот пример свободы выбора. Так, BMW первой серии во всех своих уровнях и комплектациях растянулся боевым строем более чем на миллион рублей (от 900 до 2 млн с хвостиком), хотя все самые востребованные у нас версии укладываются именно до 1,5 миллиона. Все-таки, здесь начинает играть роль авторитет третьей серии.
Из японских премиум-брендов в открытом доступе этого ценового сегмента фигурирует Lexus. Причем двумя моделями, одна из которых с задним приводом, другая с передним, к тому же — гибрид. И если IS250 уже прошел смену модельного ряда, то CT200h предстоит только корректировка внешности — в продаже такой появится в конце года или уже в следующем.
И все же символом данного обзора остаются легковые модели, в первую очередь седаны, которые по размерам еще недавно можно было причислить к сегменту Е, а сейчас принято относить к сегменту D+, где кучкуются машины с приличным запасом по длине, примерно от 4650 до 4850 мм. Суть явления проста: если автомобиль с большим кузовом предложить с нетрадиционной линейкой двигателей, от демократичного 1,6 литра до серьезного агрегата, то машину можно заявлять гораздо шире.
Volkswagen Passat Variant и Ford Mondeo Sportbreak
Одним из первых «нарушителей границ» был VW Passat, развил тему Ford Mondeo, а сейчас эта ниша вообще заполнена много чем. Отсутствие строгой классификации дает волю производителям экспериментировать не только в размерах, типе кузова и наборе двигателей, но и в позиционировании. Вот, скажем, Hyundai i40 далеко не самый длинный в сегменте, но который, как мы слышали, «бизнес-класс, и точка». И ведь не оспоришь — более логичная на это звание Sonata уже не предлагается, а настоящий «бизнес» в лице седана Grandeur стоит других денег — уже свыше 1,5 млн.
Более того, благородный кузов седан и здесь вовсю дополняется «хозяйским», но тоже не лишенным элегантности универсалом, хотя некоторые пошли гораздо дальше. На сегодня самыми «семейственными» выступают Ford Mondeo и Opel Insignia: на выбор три типа кузова, и в каждом длинный ряд версий (но, особенно, у седанов) с выбором двигателя и прочего оснащения.
А в арсенале Insignia еще и полноприводные версии. Как известно, уже объявлены цены на обновленную модель, которая выйдет до конца года. Автомобиль подорожает на 20 000 рублей, но при этом станет богаче оснащен как в топовых, так и в базовых исполнениях. Пока же у дилеров продается прежняя Insignia, и в таблице еще приведены предыдущие цены и комплектации. В целом, количество новых версий останется примерно таким же, а к полноприводным добавятся универсалы во «внедорожном» исполнении Country Tourer, которые будут доступны с 2,0-литровыми моторами (бензиновым и дизельным), но при этом еще по ценам до 1,5 миллиона рублей.
Вообще, сказать, что в этом классе есть полноприводные версии — не сказать ничего. Одна только Subaru предлагает исключительно полноприводные модели. Правда, седаны Legacy 2013 модельного года лишились 2,0-литровой версии, МКП и традиционного полного привода через самоблокирующийся межосевой дифференциал. Теперь только 2,5-литровые, CVT, полный привод через многодисковую муфту и базовые цены близко к 1,5 миллиона. Впрочем, у дилеров еще можно найти модели Legacy 2012 года выпуска с «устаревшими» параметрами и ценами. Зато «внедорожный» Outback с 2,5-литровым мотором подешевел сразу на 100 тысяч: теперь этот универсал можно приобрести уже от 1 455 000 рублей.
Версии с полным приводом имеются и у Skoda Superb. Правда, такие варианты в этом диапазоне цен уже не доступны. В отличие от седана Volvo S60, который еще предоставляет такую возможность. Полноприводный седан в сегменте D+ есть также у Suzuki, причем Kizashi предлагается в этой единственной версии, но по сравнительно высокой цене.
Skoda Superb Combi и Suzuki Kizashi
Продажи символические, да и на что рассчитывали в компании, если, например, есть полноприводный Nissan Teana, который заметно крупнее, при этом дешевле и доступен в четырех версиях. И по стилю Kizashi не обладает никакими очевидными преимуществами, поэтому не совсем понятно его рыночное кредо. Примерно таким же затерянным в океане выглядит появившийся в 2012 году седан Chevrolet Malibu, пришедший на смену не очень популярной модели Epica.
Nissan Teana и Chevrolet Malibu
И все же кто бы чего не предлагал, а побеждает пока Toyota Camry. Возможно, этот «национально-корпоративный» седан тоже мог бы обзавестись версиями с полным приводом, но вроде незачем, ведь машина и так держит пальму первенства по продажам в сегменте. Так, это единственный седан в классе, продажи которого за девять месяцев 2013 превысили 26 000 экземпляров — конкуренты и близко не стоят. Притом отмечается некоторый рост по сравнению с прошлым годом, в то время как другие испытывают спад.
Вероятно, снижение рынка в текущем году стало причиной и ряда отложенных модернизаций. Рестайлинговый Kia Optima и Renault Latitude, а также Mazda6 в кузове универсал, что изначально планировалось на 2013 год, переносится на год следующий.
Казалось бы, многие марки ассоциируются с определенным модельным рядом, рассчитанным на массовые потребности в той или иной степени. Но у многих припасено нечто большее. И не в смысле размеров, а скорее в смысле имиджа, для отдельных любителей адреналина, экспрессии и прочих ценителей автоискусства.
Renault Megan RS и Volkswagen Golf GTI
Это наиболее мощные версии хэтчбеков или даже самостоятельные спортмодели. В общем объеме продаж они практически невидимки, но если всех собрать вместе, то получается серьезная команда: Focus ST, Astra OPC, Megan RS, Golf GTI, Peugeot RCZ, Mazda MX-5, Toyota GT86, Subaru BRZ — есть, из чего выбрать. Передний и задний привод, разная мощность и динамические показатели, но у всех цены до 1,5 млн рублей. Жаль, нельзя включить сюда Honda Civic Type R — официальные поставки прекращены.
Ford Focus ST и Opel Astra OPS
Выбор предлагается и по самим моделям. У Peugeot RCZ по двигателям, а у Focus ST по оснащению и даже по кузову — хэтчбек или универсал. У других моделей, «статичных» по мотору и кузову (Astra OPC, Megan RS, Golf GTI), есть хорошие возможности опционального оснащения, хотя базовые варианты и без того не бедно выглядят. Из этой «группы товарищей» одним из самых скромных по двигателю выступает Mazda MX-5, зато машина является родстером с задним приводом, что и выделяет ее среди всех.
И куда уж оригинальней выделился Citroen со своим суббрендом DS. Данный ценовой диапазон как раз вотчина топовой модели этой спортивно-люксовой линейки — межнишевый DS5 длиной 4530 мм. Автомобиль, созданный на платформе С4, воплощает многие виды, и предлагается с выбором версий, включая весьма «заряженные». Впрочем, модели семейства C5, оснащенные гидропневматической подвеской — тоже эксклюзив в своем классе.
У Subaru своя особенность: модель С-сегмента Impreza представлена только седаном и только с полным приводом. Но практически всем этим многочисленным семейством модель предлагается по ценам от миллиона и заметно выше.
Из разряда обособленных и пока даже одиноких «во вселенной» Toyota Prius: гибрид не только по силовой установке, но и типу кузова — что-то между хэтчбеком С-сегмента и минивэном. А цена как за добротный «бизнес-класс», наверное, поэтому машина по продажам занимает последнюю строчку в модельной гамме Toyota.
Если говорить о традиционных минивэнах, то этот класс автомобилей тоже пока в хвосте спроса — их общая доля не дотягивает и до 5%. Хотя выбор моделей имеется, а иные представители класса и сами предлагаются с хорошим выбором комплектаций — взять те же VW Touran или Ford S-Max и Galaxy. Но цены за хорошие версии «вэнов» обычно перескакивают далеко за миллион — в качестве семейного авто такие варианты рассматриваются не часто.
Опять же, где-то недосмотрели сами производители. Так, Mazda5 могла бы наверняка лучше продаваться, будь у нее в базе простой 1,6-литровый двигатель с ценами до миллиона с запасом, как у той же Toyota Verso или, скажем, у межнишевой модели Peugeot 3008. У Opel другая ситуация: здесь новому дорогому Zafira Tourer явно мешает более доступная Zafira Family. Минивэн Seat Alhambra вернулся на российский рынок бескомпромиссно — только в богатых комплектациях по высоким ценам.
Mazda5 и Mercedes-Benz B-class
А всем стратегам по развитию вместительных легковых автомобилей, очевидно, надо равняться на дебютанта 2011 года Chevrolet Orlando. В нем объединились 7-местный минивэн, «немножко кроссовер», оптимальный 1,8-литровый двигатель в паре с МКП или АКП, и цены за все версии еще до миллиона. Именно этот проект установил рекорд продаж в классе в прошлом году, и по всему закрепит успех в нынешнем.
Seat Alhambra и Volkswagen Touran
Новые легковые автомобили, стоимостью от 1 000 000 до 1 500 000 руб. (на октябрь 2013 года):
Модель | Тип кузова | Двигатель (л/л.с.) | Ориентировочная стоимость (тыс. руб.) |
Audi A3 Sportback | Хэтчбек | 1,8/180 | 1040-1100 |
Audi A3 Sportback | Хэтчбек | 2,0/143 | 1160 |
Audi A3 Sportback Quattro | Хэтчбек | 1,8/180 | 1195 |
Audi A3 Sedan | Седан | 1,4/122 | 990-1065 |
Audi A3 Sedan | Седан | 1,8/180 | 1040-1185 |
Audi A3 Sedan | Седан | 2,0/143 | 1160-1270 |
Audi A3 Sedan Quattro | Седан | 1,8/180 | 1194-1270 |
Audi A4u | Седан | 1,8/120 | 1167-1237 |
Audi A4 | Седан | 1,8/170 | 1270-1340 |
Audi A4 | Седан | 2,0/150 | 1437 |
Audi A4 | Седан | 2,0/225 | 1498 |
Audi A4 Quattro | Седан | 1,8/170 | 1354 |
Audi A4 Avant | Универсал | 1,8/120 | 1237-1307 |
Audi A4 Avant | Универсал | 1,8/170 | 1340-1400 |
Audi A4 Avant Quattro | Универсал | 1,8/170 | 1424 |
BMW 118i | Хэтчбек | 1,6/170 | 995-1080 |
BMW 120d | Хэтчбек | 2,0/184 | 1120-1280 |
BMW 120d x-Drive | Хэтчбек | 2,0/184 | 1220 |
BMW 316i | Седан | 1,6/136 | 1260-1360 |
BMW 320i | Седан | 2,0/184 | от 1370 |
BMW 320i x-Drive | Седан | 2,0/184 | от 1460 |
BMW 320i Touring | Универсал | 2,0/184 | от 1425 |
Chevrolet Malibu | Седан | 2,4/167 | 1285 |
Citroen C5 | Седан | 1,6/150 | до 1180 |
Citroen C5 | Седан | 2,0/140 | 1150-1280 |
Citroen C5 | Седан | 2,2/200 | 1440 |
Citroen C5 Tourer | Универсал | 1,6/150 | 1045-1227 |
Citroen C5 Tourer | Универсал | 2,0/140 | 1195-1327 |
Citroen C5 Tourer | Универсал | 2,2/200 | 1485 |
Citroen DS4 | Хэтчбек | 1,6/200 | 1127 |
Citroen DS4 | Хэтчбек | 2,0/160 | 1115-1197 |
Citroen DS5 | Хэтчбек | 1,6/150 | 1157-1380 |
Citroen DS5 | Хэтчбек | 1,6/200 | 1330-1460 |
Citroen DS5 | Хэтчбек | 2,0/160 | 1377-1507 |
Ford Focus ST | Хэтчбек | 2,0/250 | 1252-1392 |
Ford Focus ST | Универсал | 2,0/250 | 1327-1427 |
Ford Mondeo | Седан | 2,0/145 | 989-1065 |
Ford Mondeo | Седан | 2,3/161 | 1079-1310 |
Ford Mondeo | Седан | 2,0/200 | 1245-1400 |
Ford Mondeo | Седан | 2,0/240 | 1293-1448 |
Ford Mondeo | Седан | 2,0/140 | 1181-1336 |
Ford Mondeo | Лифтбек | 2,0/145 | 1082-1158 |
Ford Mondeo | Лифтбек | 2,3/161 | 1248 |
Ford Mondeo | Лифтбек | 2,0/200 | 1338-1460 |
Ford Mondeo | Лифтбек | 2,0/240 | 1387-1510 |
Ford Mondeo | Лифтбек | 2,0/140 | 1275 |
Ford Mondeo | Универсал | 2,0/145 | 1098-1174 |
Ford Mondeo | Универсал | 2,3/161 | 1264 |
Ford Mondeo | Универсал | 2,0/200 | 1354 |
Ford Mondeo | Универсал | 2,0/240 | 1402 |
Ford Mondeo | Универсал | 2,0/140 | 1290 |
Ford S-Max | Минивэн | 2,0/145 | 1108-1170 |
Ford S-Max | Минивэн | 2,3/161 | 1224-1413 |
Ford S-Max | Минивэн | 2,0/200 | от 1385 |
Ford S-Max | Минивэн | 2,0/140 | 1249-1389 |
Ford Galaxy | Минивэн | 2,0/145 | 1158-1224 |
Ford Galaxy | Минивэн | 2,3/161 | 1280-1339 |
Ford Galaxy | Минивэн | 2,0/200 | 1427 |
Ford Galaxy | Минивэн | 2,0/140 | 1298-1442 |
Honda Accord | Седан | 2,4/180 | от 1149 |
Hyundai i40 | Седан | 2,0/150 | до 1249 |
Hyundai i40 | Универсал | 2,0/150 | 1089-1209 |
Hyundai i40 | Универсал | 1,7/136 | 1129-1189 |
Kia Optima | Седан | 2,0/150 | 960-1200 |
Kia Optima | Седан | 2,4/180 | 1140-1340 |
Lexus CT200h | Хэтчбек | 1,8/136 | от 1318 |
Lexus IS250 | Седан | 2,5/208 | от 1337 |
Mercedes-Benz A200 | Хэтчбек | 1,6/156 | 1170 |
Mercedes-Benz B180 | Компактвэн | 1,8/109 | 1100 |
Mercedes-Benz B200 | Компактвэн | 1,6/156 | 1170 |
Mercedes-Benz CLA200 | Седан | 1,6/156 | 1270 |
Mercedes-Benz C180 | Седан | 1,6/156 | 1420 |
Mini Paceman | Хэтчбек | 1,6/122 | 1080-1155 |
Mini Paceman 4x4 | Хэтчбек | 1,6/184 | 1365-1440 |
Mazda MX-5 | Родстер | 2,0/160 | 1300-1378 |
Mazda6 | Седан | 2,0/150 | до 1123 |
Mazda6 | Седан | 2,5/192 | 1074-1198 |
Nissan Teana | Седан | 2,5/182 | 1043-1392 |
Nissan Teana | Седан | 3,5/249 | от 1428 |
Nissan Teana 4x4 | Седан | 2,5/167 | 1233-1383 |
Opel Astra OPS | Хэтчбек | 2,0/280 | 1165 |
Opel Insignia | Седан, Лифтбек | 1,6/180 | 970-1044 |
Opel Insignia | Седан, Лифтбек | 2,0/160 | 1018-1232 |
Opel Insignia | Седан, Лифтбек | 2,0/220 | 1096-1150 |
Opel Insignia 4x4 | Седан, Лифтбек | 2,0/160 | 1164-1331 |
Opel Insignia 4x4 | Седан, Лифтбек | 2,0/249 | 1174-1248 |
Opel Insignia | Универсал | 1,6/180 | 1015-1089 |
Opel Insignia | Универсал | 2,0/160 | 1063-1277 |
Opel Insignia | Универсал | 2,0/220 | 1141-1194 |
Opel Insignia 4x4 | Универсал | 2,0/160 | 1209-1378 |
Opel Insignia 4x4 | Универсал | 2,0/249 | 1219-1301 |
Opel Zafira | Минивэн | 1,8/140 | до 1005 |
Opel Zafira | Минивэн | 1,4/140 | 972-1100 |
Opel Zafira | Минивэн | 2,0/130 | 997-1165 |
Peugeot RCZ | Купе | 1,6/156 | 1199 |
Peugeot RCZ | Купе | 1,6/150 | 1259 |
Peugeot RCZ | Купе | 1,6/200 | 1299 |
Peugeot 308 CC | Кабриолет | 1,6/150 | 1289 |
Peugeot 508 | Седан | 1,6/150 | 1029-1199 |
Peugeot 508 | Седан | 2,0/140 | 1124-1294 |
Peugeot 3008 | Компактвэн | 1,6/156 | 952-1122 |
Peugeot 3008 | Компактвэн | 1,6/112 | 957-1122 |
Renault Megane RS | Хэтчбек | 2,0/250 | 1182 |
Renault Laguna Coupe | Купе | 2,0/170 | 1438-1467 |
Renault Latitude | Седан | 2,0/139 | до 1087 |
Renault Latitude | Седан | 2,5/177 | 1207-1267 |
Skoda Superb | Лифтбек | 1,8/152 | до 1141 |
Skoda Superb | Лифтбек | 2,0/140 | 1181-1366 |
Skoda Superb | Лифтбек | 2,0/200 | 1271-1456 |
Skoda Superb Combi | Универсал | 1,8/152 | 1059-1211 |
Skoda Superb Combi | Универсал | 2,0/140 | 1296-1436 |
Skoda Superb Combi | Универсал | 2,0/200 | от 1386 |
Suzuki Kizashi | Седан | 2,4/178 | 1410 |
Seat Alhambra | Минивэн | 2,0/200 | 1391-1426 |
Subaru BRZ | Купе | 2,0/200 | 1436 |
Subaru Impreza | Седан | 1,6/114 | 975-1165 |
Subaru Impreza | Седан | 2,0/150 | 1107-1324 |
Subaru Legacy | Седан | 2,5/167 | от 1412 |
Toyota GT86 | Купе | 2,0/200 | от 1368 |
Toyota Prius | Хэтчбек | 1,8/134 | от 1217 |
Toyota Verso | Минивэн | 1,8/147 | до 1110 |
Toyota Camry | Седан | 2,0/148 | 969-1067 |
Toyota Camry | Седан | 2,5/181 | 1087-1307 |
Toyota Camry | Седан | 3,5/249 | 1400-1503 |
Volkswagen Golf GTI | Хэтчбек | 2,0/220 | 1271 |
Volkswagen Scirocco | Хэтчбек | 1,4/160 | 1082-1222 |
Volkswagen Scirocco | Хэтчбек | 2,0/210 | 1279-1347 |
Volkswagen Touran | Минивэн | 1,4/140 | 972-1172 |
Volkswagen Touran | Минивэн | 2,0/170 | 1020-1200 |
Volkswagen Touran | Минивэн | 1,4/170 | 1279 |
Volkswagen Passat | Седан | 1,8/152 | 1136-1231 |
Volkswagen Passat | Седан | 2,0/170 | 1337 |
Volkswagen Passat | Седан | 2,0/210 | 1400 |
Volkswagen Passat Variant | Универсал | 1,4/122 | 1004-1077 |
Volkswagen Passat Variant | Универсал | 1,8/152 | 1143-1297 |
Volkswagen Passat CC | Седан | 1,8/152 | 1136-1231 |
Volkswagen Passat CC | Седан | 2,0/170 | 1470 |
Volkswagen Passat CC | Седан | 2,0/210 | 1482 |
Volvo V40 Cross Country | Хэтчбек | 1,6/114 | 999-1169 |
Volvo V40 Cross Country | Хэтчбек | 2,0/180 | 1189-1359 |
Volvo V40 Cross Country 4x4 | Хэтчбек | 2,0/180 | 1279-1449 |
Volvo V40 Cross Country 4x4 | Хэтчбек | 2,5/249 | от 1449 |
Volvo S60 | Седан | 1,6/150 | 1099-1389 |
Volvo S60 | Седан | 2,0/180 | 1169-1429 |
Volvo S60 4x4 | Седан | 2,5/249 | от 1329 |
Василий Ларин |