Легко понятен замысел организаторов выставки «Вездеход-2013» (21-24 февраля, Москва, Крокус-Экспо): по соседству они логично разместили другую экспозицию — «Охота. Рыбалка. Отдых». Собственно, если абстрагироваться от финансовых возможностей, потенциальная аудитория обоих выставок одна. И, волей-неволей, посетители охотничье-рыболовной части, кто с любопытством, а кто и с практическим интересом, заглядывали на внедорожную экспозицию — право же, их горизонты раздвигались здесь и вширь, и вдаль.
«Вездеход-2013» не удивил ни столичным размахом (всю экспозицию можно было обойти за час, если уж совсем дотошно — то за два), ни присущим автомобильным выставкам какофонией и обилием эротичных стендисток (мы нашли парочку, но вполне благопристойных!). Как не было и многих засветившихся в прессе и на телевидении вполне серьезных разработок — «Беркута», «Хищника» и прочих «Странников».
На входе посетителей встречал легендарный ветеран ГАЗ-67Б. Символично, ведь именно с него началась история отечественных легких полноприводных автомобилей.
Однако прямые потомки «Иван-Виллиса», равно как и продукция автомобильных производств, были представлены лишь парой «Соболей 4х4», автодомом на газовском шасси да модифицированными, но хорошо всем знакомыми УАЗами на стендах компаний, занимающимися внедорожным тюнингом. Интересы «гражданской» техники отстаивали в основном заграничные бренды: Toyota, Volkswagen, Ford, Land Rover. Среди их представителей особенно выделялся Land Rover Defender в необычном «милитаристско-постапокалиптическом» облачении.
Намного интересней (да и оживленней) смотрелась экспозиция колесных и гусеничных вездеходов. Компаний, серьезно занимающихся разработкой и производством транспортных средств для бездорожья, в России не так много, но тем не менее все потребности рынка они закрывают — от рыбаков-любителей до запросов нефтяных компаний. Ценовой диапазон представленной на выставке техники начинается от 46 тыс. руб. за мотобуксировщик ЗиД Fishсar и до восьмизначных сумм.
Пусть название «Fishсar» не смущает — любители зимней рыбалки, конечно, оценят такое транспортное средство, но только это не автомобиль. Мотобуксировщик — это компактная грузовая платформа, закрепленная на резиновой моногусенице шириной 380 мм, которая приводится одноцилиндровым «воздушником» Lifan мощностью 5 л.с. Такого «ослика» можно навьючить грузом (до 50 кг), прицепить к нему сани (до 200 кг) или самому встать на лыжах за нехитрые органы управления. Конечно, скорость передвижения невысока, до 15 км/ч, зато любые сугробы на пути к любимой лунке нипочем, а серьезный (и нужный!) груз покажется пушинкой! При этом «Рыбное авто» имеет полностью складную конструкцию: в транспортном положении его габариты 950х750х710 мм — войдет в багажник легкового автомобиля.
За 46 тысяч рублей можно передвигаться и самому, пожертвовав грузоподъемностью — на модели МБГ-2 «Вьюга» того же производителя. Такой же двигатель, схожая конструкция с одной гусеницей, но на месте грузовой платформы — сидушка, есть и руль, управляющий парой лыж. Практически полноценный снегоход! Только регистрировать его нигде не надо, и права для управления не требуются. Максимальная скорость чуть выше, чем у «Fishkar» — 18 км/ч. Места для груза не предусмотрено, так что, вероятно, для поклажи придется использовать прицепные сани. «Вьюга» также имеет складную конструкцию (разбирается на 6 частей при помощи обычного инструмента) и может быть перевезена в багажнике «легковушки».
Мотовездеход «Пелец Пилигрим» схож по концепции с ЗиД МБГ-2, но выглядит уже практически как «взрослый» сноумобиль. Здесь есть передний обтекатель, светотехника, пружинная подвеска, гусеница длиннее и шире (1340х500 мм), а значит проходимость по глубокому снегу выше. На борт «Пилигрим» может принять двух человек. В багажник автомобиля такой аппарат положить уже не удастся. Одноцилиндровый двигатель выдает 12 л.с., а максимальная скорость «Пилигрима» — 35 км/ч. Конструкция предусматривает возможность быстрой замены лыж на небольшие колеса низкого давления для «юзанья» в межсезонье. Стоимость мотовездехода в стандарте — 127 000 рублей.
Легкая гусеничная техника представлена сразу несколькими производителями. Один из самых доступных вездеходов — «Пелец Круизер», о котором мы упоминали в анонсе выставки. На его «старшем брате», модели «Транспортер» (стоимостью чуть больше 570 тысяч рублей), удалось немного прокатиться по пересеченной местности в окрестностях «Крокус-Экспо».
Внутри минимум комфорта — вибрация и шум как в машинном зале (никогда бы не подумал, что мотор взят с легковой микролитражки). Но едет быстро, внешне ожидаешь куда меньшей прыти. Подвеска жесткая, «табуреточная», как будто ее и вовсе нет. На пересеченке буквально чувствуешь (и слышишь!) как царапает днище снег и льдинки. Снаружи клиренс вроде и не маловат, но внутри понимаешь, что сидишь совсем низко. Тем не менее, на упорстве продвижения вперед низкая посадка никак не сказывается, да и обзорность отличная. Маневренность потрясающая, но это понятно — гусеницы. А рычаг переключения КПП воткнули неудобно — он короткий, торчит из-под сиденья и требует постоянных поклонов.
На этом аппарате применена необычная «связка» бензинового двигателя от китайского автомобиля Chery QQ6 с коробкой передач от тольяттинской Lada Priora. 67 л.с. хватает, чтобы бодро разгонять четырехсоткилограммовый аппарат до максимальных 45 км/ч, однако двигаться с такой скоростью постоянно вряд ли захочется. Но не будем требовать невозможного от утилитарного гусеничного аппарата. Его задача — преодоление серьезного бездорожья, а сугробы небольшого полигона перед выставочным комплексом — это развлечение для жителей мегаполиса.
Снегоболотоход «Медведь» (750 тыс. руб.) схож по конструкции и идеологии с «Транспортером», разве что компоновка тут капотная. Основные агрегаты тоже до боли знакомы — двигатель и КПП позаимствованы у вазовской «классики». Масса уже посерьезнее — 800 кг. Тем не менее, этот вездеход обладает плавучестью, а также неплохим запасом хода на 60-литровом бензобаке (против 22 литров на «Пелеце»).
Если бы на этой выставке проводился конкурс красоты и изящества, то приз надо было отдать шестиместному вездеходу Terranica. Технологичный и красивый кузов, 110-сильный тубодизельный двигатель VM, 4-ступенчатый «автомат», комфортабельная пружинная подвеска, 120 литров топлива на борту. Однако и цена как у полноценного внедорожника (при всей условности такого сравнения) — от полутора миллионов рублей!
На выставке довелось оценить ходовые качества колесного мотоболотохода (новый жанр!) ЗиД «Бархан», который мне после теста хотелось назвать «Забава и Драйв». Хотя понятно, что строился он с сугубо практическими целями.
Впечатления? Сидишь высоко. Управление туговатое (на льду он вообще упорно прет вперед, не замечая поворота руля). Все передачи короткие и низкие — стартовать можно хоть с четвертой, а первая как будто из пониженного ряда (причем, и «понижайка» есть!). Тормоза полноценные, гидравлические дисковые — огромный плюс. Особенность: нет привода на переднее колесо — если зазеваешься и закопаешься задом, будут проблемы. Для движения по твердым дорогам можно вручную отсоединить одну полуось и тогда «Бархан» станет с приводом на одно колесо, но и рулиться будет получше.
Из-за отсутствия заднего межколесного дифференциала и общих габаритов, «Бархан» не слишком маневренен, но «катки» такого размера позволяют лихо ухнуть и в глубокую колею, и в рыхлый снег. А огромное передаточное отношение прощает любые ошибки в выборе нужной передачи — достаточно поддерживать ровный газ, и препятствие остается позади.
Двумя монументами над экспозицией возвышались гусеничная «Четра» ТМ-140 и восьмиколесный «Шаман». В отличии от прочих агрегатов, сложно представить, чтобы эта техника использовалась частным порядком, хотя бы из-за своих размеров и соответствующей габаритам цене. Но, тем не менее, эти «боевые машины» («Четра» — продукт КурганМашЗавода, производителя военных БМП) представляла наибольший интерес, в том числе и благодаря своей высокой технологичности.
«Четра» — настоящий 11-тонный лайнер бездорожья, в котором есть все полагающиеся по рангу атрибуты: капитанский мостик с настоящим U-образным штурвалом и россыпью приборов, машинное отделение с дизелем ЯМЗ мощностью 250 л.с. и просторная «кают-компания». Естественно, сообразно задачам вездехода, может варьироваться и его оснащение — жилой модуль может быть заменен на «мастерскую» для работы на нефтепроводах, на буровую установку или бортовой кузов с краном-манипулятором. В последнем случае машина будет способна взять на борт до полутора тонн груза.
Запас хода «Четры» также достоин судоходных ассоциаций — 800 км без дозаправки, и это не в самых простых (точнее — самых сложных, какие можно представить для этой махины) условиях!
А четырехосный «Шаман» из Твери выглядит эдаким «Бэт-мобилем», как снаружи, так и внутри.
Трехлитровый 146-сильныйтурбодизель Iveco в паре с шестиступенчатой МКПП ZF позволяет разгонять этого «мастодонта» до 80 км/ч, а независимая гидропневматическая подвеска всех колес вместе с шинами низкого давления подарят пассажирам небывалый для любого «утилитарника» комфорт. В кокпите пилота чувствуешь себя не водителем, а каким-то космолетчиком — настолько здесь все футуристично.
Практически все вездеходы способны преодолевать водные преграды, но «Шаман» может сделать это особенно красиво — опциональный гидравлический гребной винт существенно повышает скорость и маневренность на воде. На случай попадания воды в салон, на борту имеются несколько выскопроизводительных помп для откачки. Централизованная подкачка колес здесь настолько производительная, что вездеход сможет продолжать движение даже с пробитым колесом. И весь этот потрясающий список оборудования запросто соседствует с хорошей автоакустикой, люминесцентной подсветкой и кожаной отделкой салона. Ну чем не транспорт для супергероя?..
Экспозиция показала, что вездеходное производство сегодня — это уже не только и не столько самоделки (хотя и это направление, судя по различным тюнинг-фестивалям, растет и ширится), а отрасль, претендующая на звание индустрии. Причем различные внедорожные транспортные средства производят как предприятия-гиганты, так и небольшие, но серьезно настроенные компании (коих, на самом деле, большинство), ориентирующиеся на потребности, в том числе, и частного клиента.
Автор: Евгений Загатин. |