Полноприводный седан с 4,2-литровым V8 в 420 сил и ледовый серпантин под колесами с падающим снегом и околонулевой температурой воздуха — конечно, достойное сочетание для знакомства с новыми зимними шинами, на которых будут ездить и вполне «мирные» автомобили. Для полноты ощущений разве что не хватало сравнительных заездов на шинах-конкурентах. Но все вопросы по этой части устроители парировали тем, что это не сравнительный тест, а именно презентация новой продукции. Мол, просто катайтесь и наслаждайтесь. И покатались мы действительно неплохо, причем в разных условиях и на самых разных «снарядах».
Какое значение имеют зимние шины в мировых масштабах? Ерунда — по данным производителей, доля таких шин всего каких-то 7-8%, не более. А в России? Совсем другой след: у нас на такие шины сейчас приходится более половины шинного бизнеса! А бизнес этот уверенно растет: если в 2008 году было продано около 35 млн шин, в кризисный 2009-й объемы продаж упали до 25 млн, то с 2010-го начался рост и в 2012-м уже достиг 40 миллионов.
И больше половины продаж приходится на зимний ассортимент. Почему — объяснять надо разве что жителям субтропической глубинки, но они в святом меньшинстве, и могут даже не подозревать, что динамика продаж зимних шин в РФ сейчас самая высокая в мире. Даже в несколько раз выше, чем в Скандинавских странах — и это тоже данные производителей. А если будет принято решение об обязательной смене шин, продажи должны еще ускориться. Более того, по статистике свыше 2/3 доли продаж в РФ приходится на шины средней и премиум групп, и лишь остальное на шины эконом-класса.
Поэтому ничего удивительного, что международные шинные акулы Россию с ее могучим резко-континентальным климатом рассматривают как самую лакомую часть для своего продвижения. В порядке алфавита: Bridgestone, Continental, Good Year, Hankook, Michelin, Nokian, Yokohama — эти и другие шинные монстры любят нашу страну за суровый климат с длинными снежными зимами.
Лет 15 назад «шиповки» и «липучки» ведущих иностранных компаний казались вполне идеальной зимней обувью для наших условий, во всяком случае, на фоне традиционной отечественной продукции. Но сейчас и те модели сильно отстают от своих современных последователей — шины продолжают совершенствоваться.
Не случайно и то, что мировые шинные «державы» уже давно запустили свои резиновые щупальца в российское производство: здесь в ходу и участие разного вида, и строительство с нуля фирменных заводов. Российский завод Nokian Tyres под Санкт-Петербургом именно такой, причем сейчас это не только одно из крупнейших шинных предприятий в РФ, но оно в два раза мощнее завода у себя на родине — в Финляндии. И как говорят, по оснащению даже более современное. С годовым выпуском свыше 12 млн шин и возможностью дальнейшего увеличения. Часть продукции экспортируется в другие страны, в том числе в саму Финляндию. Так что если кто захочет приобрести в Финляндии «местные» шины Nokian, может с удивлением обнаружить на них Made in Russia.
Оборудование на заводе только импортное, с высокой долей автоматизации — в цехах людей и впрямь непросто увидеть, причем уровень ручного труда продолжает сокращаться. Персонал «отечественный», но как заверил гендиректор завода Nokian Tyres — Россия Андрей Пантюхов, среди рабочих, инженеров и управленцев нет ни одного человека с «советским» шинным прошлым.
Сырье только импортное, иначе никак. Качественная шина — это первым делом резиновая смесь из соответствующей сажи, то есть углерода, и каучука. Конечно, фирменные рецептуры ноу-хау подразумевают добавку и других компонентов, и уж тем более разработчики «колдуют» при создании современных зимних шин, в которых состав смеси и структура протектора гораздо сложнее, чем в летних шинах.
Так, для новых зимних шин Nokian применяется фирменная смесь на основе криосилана второго поколения (Cryo-Silane Gen 2), где больше натурального каучука, больше кремния (силики), а также используется сурепное масло. А в состав смеси для фрикционных шин теперь стали добавлять твердые микрочастички (концепция Nokian Cryo-Crystal) для повышения сцепных свойств на льду. Причем, что это за частички — не разглашается, секрет фирмы. Не лыком шита и новая структура протектора, куда входят такие ноу-хау, как 3D-ламели и ламели-насосы. В общем, «теория» красивая, но ведь и практические результаты не смазаны.
Конвейер медленно заглатывает ленту из «сырой» резиновой массы, «замешанной» по фирменным рецептам,
и через несколько технологических стадий, с вулканизацией на финише, «выкатятся» готовые шины
Шиносборочные машины на российском заводе Nokian. Автоматизация здесь и без того выше,
чем на финском заводе, но доля ручного труда продолжает сокращаться
Схема процесса производства шин у всех схожая, но шины, как известно, получаются разные
Местечко Ивало — «крайний север» для Европы и Финляндии, и здесь самый северный шинный полигон, принадлежащий Nokian. И хотя координаты «триста км за полярным кругом» звучат страшновато, климат не такой уж суровый: хорошие морозы бывают, но теплое дыхание Атлантики все же смягчает погоду. Так, незадолго до нашего приезда было -35, а нас в конце января уже встречал теплый циклон со снежком и температурой только чуть ниже ноля.
Так что та самая Лапландия, где обитают олени, хаски и Санта-Клаус, встретила нас в своей самой сказочной красоте — белая и пушистая. Такая белая, что на местных дорогах глаз коли: только едва различаешь, где проезжая часть и где обочина. Белым бело и гладко — катушка полная! Дороги, конечно, убирают, но никакой химией не посыпают: из соображений экологии, в частности, для сохранения популяции оленей — они здесь каждый на счету. Когда-то в целях безопасности загородные трассы посыпали солью, но олени выходили на проезжую часть слизывать полюбившийся им реагент, и дело только усугубилось. Дороги посыпают мелкой каменной крошкой, но «точечно» в самых проблемных местах и в основном в населенных пунктах.
На магистралях, где движение интенсивнее, асфальт все же проглядывает, но во время снегопадов он «замыливается», так что тоже скользко. Вот и получается, чтобы ездить в таких условиях нормально, рассчитывать приходится только на шины. И финские водители здесь ездят вполне быстро, даже на грузовиках и автобусах.
Встретить оленей на дорогах Лапландии — дело обычное
Зимние дороги местного значения: где проезжая часть, а где обочина — все сливается,
а подсыпки не ведется даже на подъемах, блеск и чистота полная
На федеральных трассах асфальт «прощупывается», но в снегопады с оттепелями он «замылен» и скользкий,
а подсыпка тоже не ведется
Вероятно, ребята как раз не различили дорогу с обочиной, и неосторожно съехали в «кювет»
Казалось бы, у Nokian в арсенале зимних шин скандинавского типа, то есть для наиболее суровых зим (существуют также модели для центрально-европейского региона, но нам такие не «катят»), вполне современные модели — шипованная Hakkapeliitta 7 и фрикционная Hakkapeliitta R. Вроде бы и так занимают верхние строчки в отчетах сравнительных тестов.
Но нет, нашему вниманию было предложено целое трио новинок: моделей следующего поколения — Hakkapeliitta 8, Hakkapeliitta R2, а также Hakkapeliitta R2 SUV специально для кроссоверов. Все основные показатели, по заявлению авторов, улучшены — по торможению и разгону на льду и снегу, управляемости на разных покрытиях, сопротивлению качения, уровню шума.
Особое внимание к «восьмерке». И вовсе не из-за дизайна: в этом смысле рисунок ее протектора как раз не такой эффектный, как у R2. Просто HKPL 8 разрабатывалась в свете новых, более жестких требований европейского законодательства к шипованным шинам. И закон этот для производителей как шип в горло! С 2013 года в странах Европы, где разрешены шипованные шины, к ним предъявляются следующие требования: на один метр качения колеса должно быть не более 50 шипов, или любое количество, но производитель обязан доказать, что его шина не будет вредить асфальту более, чем шина с показателями «50 шипов на метр».
«Восьмерка» имеет больше шипов, в том числе заметно больше, чем «семерка»: примерно на 40-50% в зависимости от размера. Нокиановцы в ходе специальных тестов на износ полотна доказали, что их новая модель еще с запасом проходит требования. И все дело в особой конструкции шипа с более толстой амортизационной подушкой и новой технологии ошиповки, когда давление «гвоздиков» именно на твердую поверхность стало меньше прежнего.
В России вряд ли кто станет пересчитывать шипы на колесах, но вот поведение зимних шин на чистом твердом покрытии вопрос тоже вполне актуальный, особенно в межсезонье. Как известно, в силу своей специфики зимние шины скандинавского типа с их более мягким протектором не могут адекватно вести себя на «летней» дороге.
Нокиановцы утверждают, что и эти параметры: торможение и управляемость на мокром и сухом асфальте, в новых моделях тоже улучшены. Так или нет, даже гипотетически проверить все равно не было возможности — погодные условия презентации не давали никаких на это шансов даже на магистралях, а они тоже входили в «легенду» тестовой программы.
Сравнение пятна контакта «обычной» шипованной шины и Nokian HKPL 8 с новой ошиповкой Eco Stud 8 Concept —
шипов не только больше, но они и равномерно распределены по пятну контакта
И все же главное действо разворачивалось на полигоне White Hell (Белый ад) в естественных условиях местной системы озер, промерзающих на глубину 50-80 см. На площади более 700 гектар и только 5-6 месяцев в году на десятке подготовленных трасс испытываются и тестируются зимние шины в различных дисциплинах. Формируется не только разная конфигурация трасс, но и структура самого льда: мягкий, средний, жесткий, рифленый или гладкий, а также водянистый со снежной кашей (шугой) для проверки сопротивления слашплэнингу.
Ворота в ад, точнее на полигон «Белый ад»
Схема тестовых треков на полигоне в Ивало
Автомобили — тоже разные. От нового VW Golf с базовым моторчиком 1,2 литра в 105 сил до «икры заморской, баклажанной», самой деликатесной — Audi серий RS. Причем для нас, жаждущих остроты восприятия, именно в шипованную «восьмерку» как раз были обуты идейные противники: утилитарные модели типа Ford Focus или даже VW Caddy с одной стороны и Audi RS4 с другой! Правда, и условия покатушек отличались. Для первых типичные «повседневные» — это езда змейкой, «лосиный тест», то есть объезд препятствия с быстрым возвращением на свою полосу, а также уже вне полигона прогулка по дорогам общего пользования под конвоем инструкторского «пейс-кара».
Тест-парк (это только его часть) выглядел разнообразно и внушительно — к демонстрации
шин нового поколения компания подошла «не по-детски»
Автомобиль-робот (без водителя) используется для монотонных испытаний, например, исследования
продольных сцепных свойств или в тесте по влиянию шипованных шин на твердую поверхность, однако
его программное обеспечение позволяет быстро проехаться и по извилистому кольцу
На полигоне в качестве подсобного грейдера может быть приспособлен и обыкновенный Defender
А вот на «деликатесе» можно было отжечь пару кругов извилистой ледовой трассы, специально подготовленной для оценки управляемости, а заодно того самого «Driving pleasure» — удовольствия от вождения. Кстати, на этом же кольце «дежурил» и заряженный Golf с 6-ступой механикой. Вот и получается, что ознакомительный тест шин невольно «скатывается» к оценкам спортивных достоинств «агрегатоносителей».
На переднеприводном хэтчбеке практически всю дистанцию только на второй передаче, на оборотах, и все пролетело как по нотам: прибавляешь газ, отпускаешь, коррекция рулем — и траектория пишется канонически, с красивыми плавными скольжениями, даже почти без вмешательства электроники. А полноприводный RS4 игрушка не такая податливая: с норовом, с бесовщинкой, «учит» вождению по своим правилам, играя на недостаточной и избыточной поворачиваемости. Атаковать повороты «тянет» поразмашистей, но распоясываться не давал вид высоких снежных бордюров и активная помощь электроники, которую нельзя отключать. Остальную работу по «укрощению строптивого», вероятно, делали шины.
Вне трека, на машинах общего назначения и на дорогах общего пользования, где Hakkapeliitta 8 до скучного цепка и надежна, в том числе на «поребриках», хотя бы стал понятен такой недостаток. Точнее был услышан — шум все-таки есть, иначе новинку совсем можно было принять за что-то потустороннее. Как настоящие зимние, шины шуршат и подвывают, хотя и не слишком навязчиво.
С нешипованной Hakkapeliitta R2 довелось ознакомиться сразу в топ-размере 255/35 R20 за рулем купе Audi RS5, хотя в этом случае полагалось не на треке резвиться, а ездить по общим дорогам в колонне за инструктором. Нет, все-таки не удержаться от оценок самих автомобилей. Ведь RS5 тоже не рядовая модель: полный привод, 450 сил и 7-ступенчатый робот. Характер выдержанный, но только до поры. Двигатель где-то до 2500 оборотов не слышен вовсе, в спокойном режиме движения робот экономично держит верхние передачи и все выглядит нордически ровно.
И как все преображается, когда начинаешь пришпоривать! Под капотом вдруг оживает щипяще-ревущий зверь, и коробка тут же «спешит на помощь». А в ручном режиме так и вовсе суровеет: быстро перескакивает вниз и нарочито задерживает переключения вверх — мол, раз уж захотел спорта, будь любезен не расслабляться, лови момент!
Шины? А что шины, вокруг белая мгла с падающим снегом, но они и держат, и точность управления соблюдают. Дабы «заострить» понимание, надо было приотставать от ведущего и «хулиганить» с интенсивным разгоном, торможением, переставками. Чтобы вновь убедиться в корректном поведении автомобиля. Уж не знаю, как оценить роль новационных твердых вкраплений в резиновую смесь, но «двойка» вела себя на «пятерку».
Модель Hakkapeliitta R2 SUV отличается от «донора» не только рисунком протектора с более мощным центральным блоком, но и более жесткой конструкцией каркаса. Вероятно, при разработке этих шин учитывались и повышенные требования к проходимости, поскольку организаторы не побоялись «прогнать» колонну тестовых кроссоверов по узким лесным дорожкам с колеей.
Колея, конечно, не «Ураловская», можно и на иной моноприводной легковушке проскочить, но все же. Разумеется, дизельный Audi Q5 с его постоянным полным приводом легко «взял» лесные массивы, в том числе и с разгоном в горочки, и движением «в натяг». Шины гребут уверенно. Главное было — сильно не выскакивать за пределы колеи, иначе уже можно зарыться в глубокой «обочине». Но что интересно: по программе для SUV сразу после лесной колеи «конвой» вывел на ледовый серпантин озера.
Смена условий движения как по писанному не нарушила гармонию — на гладких покрытиях сцепление при боковых нагрузках имеет предел, но он достаточно высокий, хорошо чувствуется. Скольжение плавно, без особо резких срывов развивается и вовремя гасится. Кроссовер «разматывает» серпантин спокойно и послушно. Вообще, наверное, в этом главный вывод по отношению к новым зимним шинам Nokian.
Тест на сопротивление качению — в данном случае дальняя вешка зафиксирована в точке остановки
автомобиля на шинах-конкурентах. Для чистоты эксперимента смена колес производилась у всех на виду
Типичное тестовое упражнение — езда змейкой
На трассе управляемости переднеприводный Golf на шипованных шинах законопослушен до «безобразия»
На той же трассе полноприводные Audi серии RS едут красивее во всех смыслах, но и к ошибкам не так лояльны
В перегонах по дорогам общего пользования тест-колонны на всякий случай страховал «конвой»
На ледовый серпантин выпускались в том числе кроссоверы на фрикционных шинах
Хотя на автомобилях класса SUV интересней было прохватить по лесному «бездорожью»
Спору нет — на скользких покрытиях надежное сцепление даже чисто субъективно надежней прежнего, особенно в продольном векторе, поскольку в скоростной дуге «хватка» все же не столь выдающаяся. Но именно мягкие, прогнозируемые, без провокаций и «выкрутасов» характеристики управляемости наделяют эти шины теми свойствами, что дают чувство безопасности и комфорта. А еще, как наглядно продемонстрировал специальный тест на полигоне, новые шины легче катятся, то есть способствуют экономии топлива.
Как бы там ни было, а новое трио от Nokian в торговой сети РФ появится только осенью, то есть накануне следующего зимнего сезона. И как заверяют авторы, те шины по свойствам не будут отличаться от «презентационных». Не лукавят ли? Что касается цен, то они тоже станут выше, примерно до 10% в зависимости от размера шины.
Текст и фото: Василий Ларин |