Вот уже почти неделю, после того, как прогремела новость, что Даниила Квята исключили из программы Red Bull, многие отечественные СМИ с радостью выливают ушат помоев на российского пилота. Заслуженно ли это, и с чем связан такой подход, попробуем разобраться.
У меня есть один любимый анекдот на русскую тему, который, к сожалению, гораздо ближе к правде, чем хотелось бы.
Во время экскурсии в аду один из туристов, показывая пальцем на два котла, спрашивает гида:
— Скажите, почему у вас один котел открыт, а другой закрыт плотно и еще на два замка?
— Видите ли, — отвечает гид, — в том, который закрыт, сидят немцы (англичане, евреи — любая национальность на выбор). И если один сумеет выбраться, то он вытащит за собой и остальных. А в открытом сидят русские. Даже если один попробует вылезти, остальные стянут его назад и утопят.
Ситуация с Даниилом Квятом до безобразия похожа на этот анекдот. Даже в лучшие его времена, когда он быстро прогрессировал и добивался отличных результатов, всегда появлялось огромное количество недоброжелателей, которые находили, к чему придраться: не там родился, не там вырос, родители не тем занимаются, учился не там, плохо говорит по-русски (по-английски, по-итальянски), нашел подружку-иностранку и многое другое.
Сейчас же, когда у Даниила начались серьезные проблемы, только ленивый не кинул в него камень, не разбираясь в причинах и следствиях и радостно затаптывая его еще глубже в грязь. Даже многие мои коллеги, которые всегда были способны судить объективно и рационально, бросились публиковать непроверенную информацию, лишь бы попасть «в хайп».
Для того, чтобы разобраться в том, что же произошло на самом деле, давайте вспомним основные вехи карьеры Даниила.
В 2013 году, еще будучи в команде Arden в GP3 вместе с Карлосом Сайнцом, Даниил Квят получал много хвалебных слов от Хельмута Марко: сезон у него был по-настоящему ударный, и когда подошел черед выбирать нового пилота в Toro Rosso, то в компанию к Жану Эрику Верню взяли именно Даниила, а не Феликса да Кошту и тем более, не Карлоса Сайнца. Собственно, тот сезон был удачным для российского пилота и в европейской Формуле 3, Даниил находился на подъеме.
Кстати сказать, в Формулу 3 он пришел на год позже Карлоса Cайнца, проведя лишний сезон в Formula Renault 2.0, а ушел на год раньше. В 2014 Квят уже ездил в Формуле 1, а Сайнц еще в Мировой серии Рено. Карлос Сайнц старший таким развитием был крайне недоволен, и обивал пороги Red Bull, чтобы составить протекцию и своему сыну тоже.
Вполне возможно, что именно это и сыграло свою роль: после перевода Даниила в Ф1 в Red Bull Junior подавляющее большинство было недовольно таким повышением, считая, что Квят занимает место более достойных пилотов, в том числе Карлоса-младшего. Но в то время Даниил со всем этим отлично справился.
Сезон 2014 в Toro Rosso был для него довольно успешным. Тогда, несмотря на поломки автомобиля и прочие сложности, он заработал за сезон 8 очков и подтвердил у Хельмута Марко свой статус талантливого пилота с большим будущим — настолько, что уже в 2015 сел за руль Red Bull напарником к Даниэлю Риккардо. Одновременно с этим в Toro Rosso подписали Макса Ферстаппена, который перед этим взял бронзу в европейском чемпионате Формулы 3. Амбициозная семейка стала еще одним бельмом на глазу Сайнца-старшего — да и младшего тоже, который настолько бесился отсутствием роста, что в 2017 году даже попробовал шантажировать Хельмута Марко своим переходом в другую команду.
Марко быстро поставил его на место, но, как мы видим, шантаж даром не прошел, и Карлос очень быстро и удачно перешел в Renault еще до окончания сезона. Моторы хонда в молодежной команде Сайнцев не воодушевляли.
2015 год был на первый взгляд для Квята очень удачным: быстрый подъем по карьерной лестнице удивлял и радовал, но внутренние проблемы были уже тогда. Задачей Йоса Ферстаппена было любым способом протолкнуть своего сына из юниорской команды во взрослую. Проще всего было найти ему место в Red Bull. Было понятно, что Даниэль Риккардо в тот момент сидел в своей машине очень прочно, а вот этого русского, без менеджера и поддержки, сожрать было проще простого.
Тему Гран-при России 2016 и двойного тарана Квятом Феттеля обмусолили уже со всех сторон, и все, что нужно сказать об этом сейчас, это то, что, конечно, столкновение стало хорошим поводом, но сама рокировка Ферстаппен-Квят была продумана уже давно. В команде ждали Сочи, чтобы после него объявить о замене. Понижение и унижение Квята, конечно, не прошло бесследно. Вспомните себя в 22 года (если вам сейчас, конечно, больше) и подумайте, как бы вы отреагировали на подобный факт в этом возрасте. Довольно сложно обладать в 22 года спокойствием, рассудительностью и рациональностью 40-летних. Оставшийся сезон в Toro Rosso — с новым инженером и на новой машине был для Даниила очень сложным, и прежде всего психологически. Возможно, в тот момент Хельмут Марко еще не ставил задачу сломать Даниила, но лобби Ферстаппена было таким сильным, а сам Макс показывал настолько хорошие результаты, что сложно было устоять.
Думаю, все помнят первую гонку Макса в Барселоне и его победу, которая, по большому счету была ему подарена — как судьбой (двойная авария Mercedes на 1-м круге), так и тактикой Red Bull, которые определили Максу на 1 питстоп меньше, чем Риккардо. Так что даже взорвавшаяся на предпоследнем круге шина у Даниэля ничего по сути не изменила. Мало кто помнит, наверное, но именно Квят в той гонке показал лучшее время круга.
К концу года Квят начал понемногу адаптироваться к новой старой команде, а про начало 2017-го он вообще говорил, что оно было хорошим, комфортным и вселявшим надежду. Но затем позитивное ощущение стало пропадать. В первой гонке этого года и впрямь казалось, что мы становимся свидетелями возвращения Даниила: 9-е место и желание атаковать в Австралии, первые два очка в сезоне — казалось, что все будет хорошо. Но уже в Китае — первый из многих технических сходов в сезоне (из-за проблем с гидравликой). Затем Бахрейн и 12-е место, при том, что Сайнц сходит из-за аварии. Гран-при России — и снова 12-е место, а вот в Испании он снова 9-й, но опять позади Карлоса.
Следующий этап в Монако — здесь Квята выбивает Серхио Перес, а Сайнц финиширует 6-м.
Канада — это вообще полный финиш: двойное наказание за ошибку команды на старте гонки. Тогда у Даниила заглохла машина, и команда, не разобравшись, отправила его стартовать с ошибочной позиции. В итоге сначала Даня получил штраф проездом через пит-лейн, а затем еще 10-секундный stop&go. Затем у него возникли механические проблемы с машиной, и на следующем круге он сошел. После двойного наказания он высказался довольно резко в адрес судей и, как я считаю, в целом был прав: два раза за одно не судят. Его потом обвинили в грубости — но куда уж ему до Себастьяна Феттеля, посылающего Чарли Уайтинга на три буквы, или Макса Ферстаппена, результативно высказавшегося после того, как его лишили подиума в Остине.
Дальше. Баку — сход из-за проблем с электрикой. Австрия — Даниила признали виновным в аварии на старте и наказали проездом через питлейн, в итоге он последний. После этого этапа за Даниила не вступился разве что ленивый –все, включая Хорнера, говорили, что Квят «был пассажиром в той аварии и не мог ничего сделать». Тем не менее, его показательно штрафуют, добавляя еще и штрафные баллы и делая из него козла отпущения.
Сильверстоун — история повторяется: Квята наказывают за небезопасное возвращение на трассу после вылета и столкновение с Карлосом Сайнцом, хотя там была очевидна и вина Карлоса. И снова проезд через питлейн и еще 2 штрафных балла.
Венгрия — Даниил 11-й; Бельгия — 12-й; Италия — снова 12-й, но здесь он хотя бы объехал Сайнца. И вот Сингапур, глупая авария, причину которой сам Даниил назвал потом весьма откровенно: «Я ошибся». Даниил вообще готов признавать свои ошибки, если он их делает, в честности ему отказать нельзя. К тому же он всегда был командным игроком и старался не выносить никакие внутренние конфликтные ситуации на всеобщее обсуждение.
Поэтому, когда во время квалификации в Сингапуре он бросает в team radio: «Я сыт этим по горло», мысль, что «что-то сгнило в датском королевстве», только укрепляется.
Как выясняется, связана эта фраза была с совершенно конкретной ситуацией, когда между сегментами квалификации в его машину внесли изменения, которые он просил не делать. Более того, это был далеко не первый случай такого насильственного вмешательства в технику, после чего машина внезапно теряла баланс как в квалификации, так и в гонке.
Стало ли это одной из причин аварии в Гран-при Сингапура? Возможно, да, возможно, и нет. Тем более, что Даниил сам сказал, что «мне удалось обогнать Магнуссена, но сразу после этого я заблокировал передние шины и въехал прямо в барьер».
Но факт в том, что после Сингапура ситуация повторяет почти в точности ту, что произошла в 2016 после Гран-при России: подрастает новое поколение в виде Пьера Гасли, который вот-вот станет (но так и не стал) чемпионом японской Формулы, и который в следующем сезоне поедет за Toro Rosso, и нужно освободить место, чтобы дать ему привыкнуть к машине перед новым сезоном. Кто у нас первый кандидат на выбывание? Правильно, Квят. Тем более, есть отличный повод.
На самом деле проблема была даже не в месте в команде — оно бы автоматически нашлось после перехода Сайнца в Renault. Проблема заключалась в том, что Квят стал для боссов команды главным раздражителем. Такие вещи не происходят внезапно — раздражение должно вызреть. Очевидно, что Хельмуту Марко не терпелось избавиться от российского гонщика любой ценой, пусть даже с ущербом для команды. Подтверждением этому является и тот факт, что после Остина Даниила уволили не только из формульной команды, но и вообще из всей программы Red Bull. Ведь в свое время даже не оправдавшего надежд Брендона Хартли оставили в программе, хотя и не ждали от него великих результатов.
Когда Даниила перед Остином спросили, как у него складываются отношения с Toro Rosso, он ответил: «Если отношения испортились, их сложно восстановить». При этом Даниил вернулся в Toro Rosso на гонку в Остине (и только на одну, что было предсказуемо) — когда положение в Toro Rosso было совсем уж безвыходное. Можете себе представить, что должно происходить в команде, если им некого найти на замену кроме ненавистного русского?
Что произошло после Остина, все знают и так. Хельмут Марко отстранил его от гонок и команды, сообщив, что «сюда он больше не вернется». Одна итальянская газетенка написала, что его вообще выставили из боксов, не дав возможности взять свои вещи или попрощаться с командой. Это ерунда. Расставание прошло тихо и без скандалов, а вот что удивляет, так это подхватившие новость российские недо-сми, решившие в очередной раз позлорадствовать чужой беде, используя непроверенную информацию. Интересно, им-то, убогим, чем не угодил Квят?
Брендон Хартли — хороший ли это выбор у Toro Rosso? Жизнь покажет. Хартли очень сильный пилот, и, пожалуй, самый быстрый сейчас в Чемпионате мира по эндурансу. К тому же он Чемпион мира в этой серии и победитель гонки 24 часа Лемана в самом топовом классе. Готов ли он выступать в Формуле 1? В силу почти нулевого опыта в Формуле 1 ему придется непросто, он вкатывается уже вторую гонку подряд, и его результаты пока не становятся приятным сюрпризом. Однако, в силу его опыта и наката он вполне может стать тем самым номером один в команде, который всегда нужен. Как только он окончательно разберется с машиной, обратная связь от него будет весьма полезной. Вопрос — когда это произойдет.
Пьер Гасли — быстрый и победный пилот в младших сериях, где он выступал, в Формуле 1 он пока начинающий. Понятно, что в этом сезоне никаких особых надежд на него никто не возлагает, но и очки нужно зарабатывать. Раньше это делал Карлос Сайнц и немного Даниил Квят, сейчас это делать в команде TR уже некому.
Поэтому можно предположить, что до конца года Toro Rosso потеряет свое 6 место, уступив команде Renault. Впрочем, им не привыкать: 7-е место их нормальный результат за последние годы, независимо от того, кто за них выступает, и какие результаты показывает старшая команда.
Кстати, это еще одна закономерность, которая наводит на размышления: может быть, причина совсем не в пилотах и не в Квяте?
Так или иначе, в следующем году им тоже вряд ли придется ждать хороших результатов. Предполагаемые сложности с двигателями от Honda, явные проблемы с шасси (хотя в этом случае «чемоданчик с долларами», занесенный Honda, может помочь решить проблему) и два малоопытных в Ф1 пилота однозначно не смогут перевести команду в разряд первого эшелона.
А с учетом того, что в молодежной программе Red Bull в принципе отсутствует конкурентоспособное младшее поколение, я не удивлюсь, если и команда Toro Rosso прекратит свое существование через год или два — по крайней мере на какое-то время.
Во-первых, исключение из Red Bull это далеко не конец. Из Формулы 1 возможно уйти и затем вернуться, и примером тому может послужить Михаэль Шумахер или Кими Райкконен. Виталий Петров в 2011 году ушел из Лотуса, и все думали, что это конец, но в 2012 он уже выступал за Кейтерем. Ну и уж самый очевидный пример — Брендон Хартли, которого в свое время отправили вон из Toro Rosso, а сейчас он уже вторую гонку выступает в Ф1 и будет продолжать это делать как минимум до конца года.
За то, что Хельмут Марко исключил Даниила Квята из программы Red Bull, ему надо поклониться в ножки. Теперь у Даниила развязаны руки, и он может устраивать свою судьбу сам — или с помощью нанятого профессионала. В противном случае могло получиться так, что он бы просидел бесконечное число лет резервным пилотом в Ф1 или бы попал в какую-то богом забытую серию, где и закончил бы свои активные дни пилота.
Любопытно, что не успела прогреметь новость от доктора Марко, и фанаты автоспорта не перестали гадать на кофейной гуще, что же теперь ожидает Квята, как Кристан Хорнер высказался в духе «он был бы хорошим пилотом для Williams».
И хотя возможность для Квята попасть в Williams выглядела призрачной на фоне таких кандидатов как Фелипе Масса, Роберт Кубица, Пол ди Реста и Паскаль Верляйн, сейчас она начала приобретать некоторые контуры. Накануне гран-при Мексики в Williams объявили о том, что вычеркнули из списка кандидатов Верляйна и Массу, а Падди Лоу подтвердил, что в качестве одного из кандидатов рассматривает Даниила Квята.
Как бы то ни было, жизнь не заканчивается после Ф1, хотя она и является пока самой престижной из всех серий. Достаточно примера Марка Вебера, который только после ухода из, кстати, того самого Red Bull, сумел заработать свой чемпионский титул за команду Porsche в Мировой серии по эндурансу. В конце концов, есть программа SMP Racing, которая со следующего года возвращается в WEC с прототипом класса LMP1, и где очень нужны талантливые российские пилоты.
А в том, что Даниил на самом деле очень талантлив, я ни секунды не сомневаюсь. А плохие периоды бывают у всех.