Для двух лидирующих команд Сепанг стал, пожалуй, самым провальным этапом в этом сезоне. Проблемы у Ferrari начались еще во время свободных заездов, когда на третьей практике отказала силовая установка на машине Себастьяна Феттеля. Перед квалификацией ее внепланово заменили (новый мотор планировали поставить на машину Феттеля к Японии), но и здесь возникли проблемы с турбиной. В итоге Феттель в первом сегменте квалификации из-за падения мощности вернулся в боксы до завершения быстрого круга и больше на трассу не выехал. В команде из-за этого царило уныние: во-первых, Себастьяна могли не допустить на старт, во-вторых, если бы и допустили, то стартовал бы он в любом случае с последнего поля. Решением стюардов Феттель был допущен к старту, впереди у него была сложная гонка. Однако история уже знает случай, когда стартовав последним, немец сумел приехать на подиум — в 2012 году на Гран-при Абу-Даби, когда его результат в квалификации аннулировали из-за малого количества топлива в баке.
Зато для Кими Райкконена квалификация сложилась вполне удачно: он стал вторым с минимальным отрывом от Хэмилтона в 0,045 секунды. И это при том, что на последнем секторе он допустил ошибку: т.е. на самом деле Райкконен вполне мог приехать на поул-позицию. А если бы Феттель остался в строю, то вообще непонятно, каков был бы результат для Мерседеса. Но, как принято говорить, история не знает сослагательных наклонений. Вообще квалификация была в этот раз довольно плотной: первые пять мест (Хэмилтон, Райкконен, Ферстаппен, Риккардо и Боттас) отделяло друг от друга менее 0,6 секунды.
Для Льюиса Хэмилтона это 70-й подиум в карьере. Теперь он уже 100% опередил Михаэля Шумахера — ведь после его поул-позиции в Монце, которая позволила британцу выйти на первое место, многие вспоминали, что Шумахер на самом деле завоевал 69 поулов, но один не был засчитан — в Монако 2012 года, когда Михаэль получил штраф в 6 позиций на старте. Справедливости ради стоит отметить, что накануне той гонки, а именно на Гран-при Испании-2012, свою поул-позицию также потерял и Хэмилтон — за недовес, но в любом случае этот спор теперь разрешен.
В этот раз поул-позиция для Льюиса Хэмилтона была довольно шаткой. Red Bull весь уикенд показывали очень хорошую скорость, и, в отличие от Mercedes и Ferrari, у них не было технических проблем. По окончанию уикенда Хэмилтон признался, что проблемы с машиной возникли и у него, и у Боттаса, и причина их пока непонятна. На Мерседесе под номером 44 сложности возникали с системой рекуперации, и в какой-то момент даже была угроза ее отказа. После «черной пятницы», как ее назвал Тото Вольфф, и неудовлетворительных результатов в практике Хэмилтону вернули аэродинамические настройки, которые он использовал в Сингапуре. Боттас же остался на новых настройках и во время квалификации оказался лишь пятым. Но к этому моменту менять что-либо в машине было поздно и он поехал на том, что было.
Утром перед гонкой в Сепанге прошел сильный дождь, трасса стала подсыхать, но неравномерно. Ее внешняя сторона, с которой стартовал Кими Райкконен, была более сухой, а поскольку большинство пилотов, в том числе и первая тройка, стартовали на покрышках Supersoft, то это было существенно.
Но и здесь Мерседесам повезло. Уже на выезде на грид на машине Райкконена возникли проблемы с двигателем, так что инженеры вышли на стартовую решетку, чтобы попробовать их решить — но безуспешно: Ferrari № 7 вручную закатили обратно в боксы, там она и осталась. Для Кими Райкконена гонка на этом закончилась, а ведь именно в Малайзии в этот раз у него были, пожалуй, лучшие шансы на победу — если забыть про Гран-при Монако этого года. При удачном старте его бы не догнал не то что Хэмилтон, но и партнер по команде.
По большому счету у Хэмилтона за спиной была массированная защита — Феттелю было бы сложно прорваться через два Red Bull и Валттери Боттаса, так что при отсутствии серьезных технических проблем подиум ему был бы обеспечен — и впереди Феттеля, что важно для упрочения лидерства в чемпионате. Но гонка все равно обещала быть интересной.
На старте британец сохраняет лидерство, а Боттас атакует Ред Буллы в борьбе за позиции, проходит Риккардо, обходит Ферстаппена, но затем голландец возвращает себе позицию, а уже через круг отбирает лидерство у Хэмилтона со словами: «Вот как мы это делаем!». Голландские болельщики стоя приветствуют своего героя. Макс, который после квалификации заявляет, что меньше всего хочет вновь оказаться начинкой в сэндвиче из двух машин, отрывается от Хэмилтона быстро и уверенно. Red Bull буквально летит — и уже на подиуме Марк Вебер заметит, подмигнув Максу: «Red Bull окрыляет».
Феттель по ходу гонки легко вырывается вперед, обгоняя более медленных пилотов одного за другим и отыгрывая позиции, как будто лузгает семечки. На втором круге он уже обходит Хюлькенберга и становится 12-м, но чем ближе к голове пелотона, тем сложнее ему будет атаковать. Стоит сказать хорошее и про Магнуссена, который после старта с 17-й позиции прорывается на 9-е место.
Уже на девятом круге Риккардо обходит Боттаса, да и Хэмилтону становится сложно удерживать вторую позицию, дистанция между ним и Риккардо сокращается. Зато становится понятна основная функция Боттаса в дальнейшей гонке: ему предстоит стать буфером между двумя претендентами на титул в этом году. Это настолько очевидно, что даже не требует подтверждения по командному радио: финн приложит все усилия, чтобы сдерживать Феттеля как можно дольше. А Феттель-то уже пятый…
Шинная стратегия у Ferrari в корне отличается от большинства других команд. Себастьян стартует на софте, который выдержит максимальное время на трассе, а затем переобуется в середине гонки в суперсофт для максимально агрессивных обгонов самых серьезных соперников. Кроме него такая стратегия только у двоих — Верляйна и Эрикссона, но у них это, скорее, попытка команд проверить разную тактику для пилотов.
Кажется, что стратегия Ferrari себя бы оправдала, отправься Феттель на пит-стоп кругов на 10 позже, потому что к моменту возможности атаки Риккардо на 51-м круге его шины уже слишком изношены, и после двух попыток он отстает. Все, лучшего результата он уже не добиться, но нервов команде Red Bull он попортил изрядно. Тем не менее мечта доктора Марко исполнилась: Red Bull завоевал победный подиум, а Макс Ферстаппен одержал вторую победу в своей карьере — и когда! В свой 20-й день рождения — круглую дату он отпраздновал в субботу накануне гонки, а в воскресенье после подиума Риккардо сказал, что проследит, чтобы Макс как следует отметил свой двойной праздник.
«Особенно после того сезона, что у меня был, эта победа подоспела в нужное время! Теперь шампанское!» — сказал Макс на подиуме. Голландские болельщики просто плакали от радости и не скрывали этого: Ферстаппен стал пятым по счету победителем этого сезона. И что-то подсказывает — если бы не технические сходы в семи Гран-при этого года, эта победа могла быть не первой: хотя голландец агрессивен и не всегда точен, но в скорости и смелости ему отказать невозможно.
…Однако на финишном флаге сюрпризы гонки не закончились. Уже на остывочном круге произошло совершенно неожиданное столкновение — между Лэнсом Строллом и Себастьяном Феттелем, в котором Феттель лишился левого заднего колеса и не сумел доехать на машине до боксов. По дороге его «подхватил» Паскаль Верляйн и довез до питлейна.
Судьи не стали наказывать никого из пилотов, решив, что виноваты оба.
Для Льюиса Хэмилтона второе место стало его шестым подиумом в Малайзии, но побеждал он здесь лишь однажды. Теперь его отрыв от Себастьяна Феттеля вырос на 6 единиц и составляет 34 очка. Однако, несмотря на то, что осталось всего пять гонок, интрига в чемпионате по-прежнему сохраняется. Более того, Red Bull явно предупреждает, что в следующем году готов включиться в борьбу за титул — по крайней мере командный.
Отличную гонку продемонстрировал Серхио Перес, финишировав шестым, несмотря подхваченный вирус и плохое самочувствие. Он рассказал, что две ночи подряд накануне Гран-при он находился на усиленной терапии и не был уверен, что вообще сможет выйти на старт. Тем не менее Серхио сумел собраться, отлично стартовать и не допустить по ходу гонки ни одной ошибки. Когда он вылез из машины на финише, цвет его Force india выгодно отличался от цвета лица. «Это была самая сложная гонка из всех, где я участвовал», — признался Перес.
Не менее серьезным был и прорыв Стоффеля Вандорна, который отлично квалифицировался накануне и финишировал в Сепанге седьмым — отличие от Алонсо, который оказался лишь 11-м.
Мы так ничего и не сказали про Даниила Квята, но это не очень веселая тема. После Сингапура россиянина отстранили на две гонки, посадив за руль его Toro Rosso молодого претендента на место в команде Пьера Гасли. Пока предполагается, что Даниил вернется в команду на гонке в американском Остине, но как сложатся его дальнейшие дела в Toro Rosso, пока непонятно. Лично мне безумно жаль парня — его просто доламывают, и делают это очень грубо и максимально унизительно.
Гасли показал себя в Сепанге весьма неплохо, финишировав 14-м. Карлос Сайнс сошел на 29-м круге из-за проблем с электрикой.
Что касается самого Гран-при Малайзии, то руководство страны заявило, что Формула 1 вполне может вернуться на трассу Сепанг в случае изменения экономической ситуации — или, возможно, изменений условий со стороны FOM.
Следующая гонка состоится уже через неделю в Японии на трассе Сузуки, ставшей роковой для Жюля Бьянки в 2014 году.
Основные цитаты пилотов по командному радио, которыми запомнится Гран-при Малайзии 2017
В этот раз многие пилоты то ли были чересчур возбуждены, то ли решили не сдерживаться, однако радиотрансляции так и взрывались агрессивными комментариями:
2-й круг: Грожан возмущается поведением Пьера Гасли: «Торо Россо заняли всю трассу, этих новых парней надо учить!».
С середины гонки «температура» радиообмена накалилась еще больше:
33-й круг: продолжение внутрикомандного соперничества между Оконом и Массой, когда Фелипе в очередной раз довольно жестко закрыл калитку французу: «Какого черта??? Он опять меня вытолкнул!» — Эстебан Окон.
34-й круг: борьба Алонсо и Магнуссена. Магнуссен: «Какого черта он делает???».
Алонсо: «Да он и впрямь идиот, Хюлькенберг был прав!».
40-й круг: «Что за чертов псих??» — на этот раз Магнуссен про Палмера.
48-й круг: круговой Алонсо не пропускает Феттеля: «Ну же, Алонсо! Я думал, ты выше этого!».
После аварии Стролла и Феттеля на остывочном круге:
Стролл: «Феттель просто приехал мне в бок машины!».
Феттель: «Как это возможно? Стролл просто не смотрел, куда ехал! Он буквально врезался в мою машину!».
Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. М. Ферстаппен | Red Bull | 1:30.01.290 | 206.889 | 1 |
2. Л. Хэмилтон | Mercedes | +12.770 | 206.401 | 1 |
3. Д. Риккардо | Red Bull | +22.519 | 206.030 | 1 |
4. С. Феттель | Ferrari | +37.362 | 205.467 | 1 |
5. В. Боттас | Mercedes | +56.021 | 204.765 | 1 |
6. C. Перес | Force India | +78.630 | 203.920 | 1 |
7. С. Вандорн | McLaren | +1 круг | 202.673 | 1 |
8. Л. Стролл | Williams | +1 круг | 202.312 | 1 |
9. Ф. Масса | Williams | +1 круг | 202.080 | 1 |
10. Э. Окон | Force India | +1 круг | 201.468 | 1 |
11. Ф. Алонсо | McLaren | +1 круг | 201.367 | 1 |
12. К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 201.261 | 1 |
13. Р. Грожан | Haas | +1 круг | 201.231 | 1 |
14. П. Гасли | Toro Rosso | +1 круг | 201.176 | 1 |
15. Д. Палмер | Renault | +1 круг | 200.957 | 1 |
16. Н. Хюлкенберг | Renault | +1 круг | 200.953 | 2 |
17. П. Верляйн | Sauber | +1 круг | 200.637 | 2 |
18. М. Эриксон | Sauber | +2 круга | 199.351 | 2 |
Лучший круг: Себастьян Феттель (Ferrari) — 1:34 080 (42-й круг, 212.104 км/ч).
Лучшие моменты Гран-при Малайзии-2017: