Последняя гонка сезона всегда обещает быть самой жесткой и бескомпромиссной. Пилотам и командам уже нечего терять, они едут «на все деньги» и не жалеют технику в борьбе за очки и позиции. Именно поэтому зрителю всегда так интересно смотреть финалы — количество столкновений и аварий здесь просто зашкаливает.
Все это можно в полной мере отнести и к Российской серии кольцевых гонок (СМП РСКГ), финалы которой в прошедшие выходные состоялись на автодроме «Казань-ринг», пожалуй, самой сложной и техничной трассе в России, с большими перепадами высот и хитрыми поворотами, одни названия которых говорят о многом: например, «штопор».
Что характерно — в каждом классе здесь разворачивалась своя драма. Изменчивая фортуна в субботу улыбалась одним пилотам, но в воскресенье рушила надежды и выводила в лидеры совсем других.
Заезды класса «Национальный», самого многочисленного из всех классов российского кольца, вопреки традиции открывали оба дня соревнований (обычно во второй день гонка «Национального» проходила последней). Конечно, с учетом погодных условий для пилотов класса это было не лучшее решение, так как после ночных заморозков асфальт Казанского кольца был еще очень и очень холодным. С другой стороны, совершенно понятно, почему так было сделано: для мощных автомобилей класса «Туринг» холодное покрытие было бы гораздо более опасным и аварийным.
Основная борьба в «Национальном» за титул разворачивалась между Глебом Кузнецовым и Айдаром Нуриевым. В субботней гонке он сумел финишировать на втором месте, что практически подтвердило его победу в сезоне, но воскресенье принесло ему неприятный сюрприз: после старта он откатился почти в самый хвост пелотона и не набрал очков.
В этой ситуации свой шанс получил 16-летний пилот Академии Ралли Глеб Кузнецов: он отлично стартовал и продержался лидерах гонки почти весь воскресный заезд, но… Именно здесь вступает в игру фортуна: машина безопасности за четыре круга до финиша и очень быстрый Егор Санин (Lada Sport Rosneft) позади лишили Глеба как первого места в гонке, так и во всем чемпионате. Разница между двумя пилотами на финише составила всего лишь 0,62 секунды, но именно они и решили судьбу класса.
Вообще же заезды «Национального», как всегда, стали одними из самых зрелищных, с самым большим накалом борьбы, количеством контактов, аварий, взорванных моторов и эффектных вылетов.
В классе «Супер-продакшн» участников намного меньше — всего 10, но сражались они так же отчаянно. Здесь за победу в сезоне боролись между собой Михаил Митяев (Lada Sport Rosneft) и Максим Чернев («Открытие»). В субботу Митяев сходит практически сразу после старта, а следом за этим происходит еще череда аварий и сходов: в результате на трассе остаются лишь шесть автомобилей, сгруппировавшихся по три: в первой тройке сражаются Дмитрий Добровольский, Михаил Грачев и Максим Чернев, во второй — Владислав Незванкин, Ефим Гантмахер и Александр Марушко. Дмитрий Добровольский (Aimol Neva), стартовавший первым, удерживал лидерство на протяжении всей гонки, и даже два рестарта за машиной безопасности не смогли помочь его соперникам.
Для Максима Чернева финиш на третьем месте и сход Митяева означали, что он еще может побороться за победу в сезоне, но вот воскресенье вновь все поставило «с ног на голову»: на этот раз Максим Чернев сходит, попав в завал, а это значит, что по итогам года он остается лишь на втором месте.
Заезды класса «Туринг-лайт» разворачивались по той же драматичной схеме. Основная борьба за титул на протяжении последних гонок шла между пятью пилотами, а разница в очках у них была всего 11 баллов. Самые напряженные сражения происходили между Андреем Масленниковым («Подмосковье Моторспорт») и Тимуром Богуславским (NEFIS Racing Division). К финалам пять очков отделяло Андрея и от Дениса Булатова (SMP Racing), следом с разницей в одно очко шел Григорий Бурлуцкий (Carville Racing).
В субботней гонке Богуславский сходит, открывая тем самым Масленникову прямую дорогу к победе. Но нет! В схватке за очередную позицию Масленников вылетает с трассы и возвращается лишь 12-м, но благодаря чужим штрафам поднимается на 8-е место и поул на реверсивном старте в воскресенье. Однако здесь есть тонкий момент: Денис Булатов выигрывает гонку, набирает максимальные 25 очков и становится новым лидером класса.
В воскресенье Андрей Масленников, как всегда, творил на трассе что-то нереальное! Вдруг в самом начале гонки его Ford Fiesta остановился на обочине и заглох. Затем вдруг снова завелся, но к тому моменту Андрей оказался далеко позади соперников, оставалось лишь догонять. К финишу он был уже вторым, но это, увы, не помогло: Денис Булатов финишировал четвертым и выиграл титул. Победу в гонке одержал Владимир Атоев.
Пожалуй, только самый старший класс РСКГ «Туринг» обошелся в этот раз без сюрпризов, хотя и здесь все складывалось неоднозначно. К финалам в Казань лидером приехал Дмитрий Брагин (СТК «ТАИФ Моторспорт») с довольно существенным отрывом в 23 очка от Владимира Шешенина (Lada Sport Rosneft). Третьим шел Алексей Дудукало. Субботняя гонка позволила Владимиру Шешенину сократить разрыв: Брагин финишировал только на 8-м месте. Однако было понятно: пилот «ТАИФ Моторспорт», стартуя в воскресенье с реверсивного поула, добровольно победу уже не отдаст. Так и получилось: Брагин выиграл, вторым стал Кирилл Ладыгин, третьим — Николай Карамышев.
Для Кирилла Ладыгина, который на предыдущем подмосковном этапе очень эмоционально рассказывал о грубой борьбе на трассе, в этот раз улыбнулась удача: победа в субботу и серебро в воскресенье; но подняться на итоговый подиум ему это не помогло. В расстановке сил за казанский этап ничего не изменилось: чемпионом стал Дмитрий Брагин.
Рассказывая про СМП РСКГ, не нужно забывать и еще об одном классе, который в этом году принимал участие в российском чемпионате — пусть и не во всех этапах. Речь идет о классе «Национальный Юниор», где в этом сезоне на старты вышло в общей сложности 18 (!) юных пилотов. Эта цифра позволяет нам надеяться, что будущее у российского автоспорта все же есть.
На финалы в Казань лидером класса приехала юная пилотесса из Карелии Ира Сидоркова, выступающая за команду «Академия ралли». Восемь очков ей проигрывал Максим Корнилков. Казалось бы, сезон так и закончится — Ира всегда отчаянно защищает свои позиции и показывает высокие результаты. Субботние результаты это только подтвердили, но вот воскресенье вновь разрушило все надежды: в последней гонке Ира финиширует лишь на 10-м месте, а вот Максим Корнилков, наоборот, выигрывает гонку и опережает пилотессу на несколько очков. Этого достаточно, чтобы одержать победу в сезоне. Ира получает лишь серебряную медаль.
Записи трансляции всех гонок можно посмотреть на телеканале серии.
«Туринг» (чемпионат России)
1. Дмитрий Брагин, Audi RS3 LMS, «ТАИФ Моторспорт» 241 очко
2. Владимир Шешенин, Lada Vesta, Lada Sport ROSNEFT 202 очка
3. Алексей Дудукало, SEAT Leon, LUKOIL Racing 178 очков
«Супер-продакшн» (Кубок России)
1. Михаил Митяев, Lada Vesta, Lada Sport ROSNEFT 221 очко
2. Максим Чернев, Subaru BRZ, «Открытие» 207 очков
3. Ефим Гантмахер, Subaru BRZ, «Открытие» 194 очка
«Национальный» (Кубок России)
1. Айдар Нуриев, KIA Rio, FEREKS Racing 201 очко
2. Глеб Кузнецов, Volkswagen Polo, «Академия Ралли» 200 очков
3. Егор Санин, Lada Kalina NFR, Lada Sport ROSNEFT 177 очков
«Туринг-лайт» (чемпионат России)
1. Денис Булатов, Volkswagen Polo, SMP Racing 189 очков
2. Андрей Масленников, Ford Fiesta, «Подмосковье Моторспорт» 184 очка
3. Ильдар Рахматуллин, Renault Twingo, SUVAR Motorsport 171 очко
Первенство СМП РСКГ «Национальный юниор»
1. Максим Корнилков, Lada Kalina, Goltsova Racing 183 очка
2. Ирина Сидоркова, Volkswagen Polo, «Академия ралли» 171 очко
3. Владислав Середенко, Volkswagen Polo, AKHMAT Racing 135 очков