26 и 27 августа в Нижнем Новгороде помимо чемпионата России прошел также второй (и финальный) этап чемпионата Приволжского федерального округа, который в общей сложности собрал более 80 спортсменов в четырех классах: FSA, FSL, FSB и US. Пилоты представляли различные города и регионы России и Украины: Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Нижний Новгород, а также Симферополь, Белгород и другие.
В субботу традиционно состоялись квалификационные заезды, которые продолжилась и утром в воскресенье. Хорошая и нежаркая погода способствовала низким временам на стрипе, а ровная и практически идеально подготовленная трасса давала отличное сцепление. Благодаря этому наблюдался разительный контраст с результатами в Беларуси, и в классе FSA почти сразу был установлен неофициальный рекорд России — 8,949 секунды. Он принадлежал, хотя и недолго, Алексею Кремневу из Мурома на Honda Civic. Но уже буквально через час его побил Мустафа Муртазаев из Симферополя. На своем автомобиле ВАЗ-2108 он показал время в 8,868 секунды, а скорость на выходе составила 254,3 км/ч.
В абсолютном зачете в субботу лучший результат продемонстрировал Дмитрий Саморуков — 7,147 секунды со скоростью на выходе 317,32 км/ч. Дмитрий традиционно выступал на про-модифицированном Dodge Viper DT мощностью 2000 л.с. Отличный результат показал и Андрей Кравченко, который также привез в Нижний Новгород промод Topspeed Promod Outlaw, визуально отдаленно напоминающий Nissan GT-R — 7.518 секунды. Дрэгстер Кравченко также заправляют метанолом, в его основе лежит полностью рамная конструкция, а третий результат принадлежит уже стандартному кузовному автомобилю — Nissan Skyline GT-R Дмитрия Капустина. В субботу его лучшее время было 7,852 секунды. На трассе в Нижнем Новгороде такие машины могут на равных бороться с промодами и показывать сопоставимые времена. Причина довольно проста: зона торможения на «Нижегородском кольце» недостаточна по своей протяженности, поэтому пилоты промодов, чтобы успеть затормозить (даже с помощью парашюта), снимают ногу с газа еще на приличном расстоянии до финишной отсечки. Конечно, на трассе подходящей длины их результаты серьезно бы различались.
По итогам субботних заездов лучшее время дня показал Андрей Кравченко: 6,881 секунды. Оно менее, чем на 0,3 секунды отличается от рекорда трассы, который в прошлом году установил Дмитрий Саморуков: 6,855 секунды.
Однако здесь есть одно но: по новым правилам чемпионата участники Абсолютного зачета не могут преодолевать дистанцию быстрее, чем за 7 секунд, поэтому лучший результат Кравченко был зафиксирован, но не попал в зачет квалификации.
В воскресенье утром продолжились квалификационные заезды, а после полудня стартовали финалы. Мустафа Муртазаев сумел улучшить свой результат до 8,614 секунды и одержал победу в классе FSA. Более того, это время стало вторым в Европе в переднеприводном классе (лучшее принадлежит Торстену Миддендорфу из Германии на VW Golf — 8,457 секунды. Рекорд мира был установлен на Honda Civic Turbo — 7,6 секунды).
Мустафа Муртазаев рассказал, что его рекордный ВАЗ-2108 ранее принадлежал Вадиму Кравченко, нынешнему капитану их гоночной команды: «Мы совсем немного переделали машину — только доработали коробку передач и электронику. Совсем недавно наш лучший результат составлял 9,1 секунды, а уже на вторых для нас соревнованиях в этом году удалось побить официальный рекорд России. Следующая цель — стать первыми в Европе: надо “сбросить” еще 0,17 секунды. Тем более что мы еще не использовали весь потенциал автомобиля, например, не использовали закись азота и не поднимали наддув».
Приятной неожиданностью стали и высокие результаты Александра Альбина. В июле на автодроме Moscow Raceway хорошо известный спортсмен из Омска впервые сел за руль своего нового дрэгстера. Тогда заезды получились скомканными: к необычной машине нужно было привыкнуть. Однако уже в Минске две недели тому назад Александр вполне успешно стартовал даже на сложной трассе аэродрома «Минск-1». Привез он свой автомобиль и в Нижний Новгород — для промозаездов, однако уже в субботу на брифинге пилотов было принято единогласное решение допустить Альбина к финалам в основном зачете. В итоге лучшее время на квалификации — 8,227 секунды, а в 1/4 финала — 7,592 секунды.
В четвертьфинальных заездах Альбин встречается с Алексеем Криволаповым и «выбивает» его, а затем и сам проигрывает в полуфиналах Дмитрию Саморукову, допустив фальстарт. Но впереди — заезды за третье место, в которых соревнуются Альбин и Кравченко, и в этот раз фальстарт у Кравченко.
В финале на старт вышли два самых известных автомобиля: кузов и промод, Nissan Skyline GT-R и Dodge Viper DT, и, пожалуй, два самых известных пилота: Дмитрий Капустин и Дмитрий Саморуков. Это был один из самых волнительных заездов, так как в нем соревновалось две совершенно противоположных по своей сути и конструкции машины.
«Когда я выезжал на финальный заезд в абсолютном зачете против Дмитрия Саморукова, — рассказал потом Дмитрий Капустин, — я не волновался, так как понимал, что его машина сильнее. Возможно, это тоже сыграло свою роль — не было ненужных переживаний и я не допустил никаких ошибок…».
Первую часть дистанции они шли, что называется, «ноздря в ноздрю», но затем промод вырвался вперед…
Увы, это его и погубило. Накануне с подобной же ситуацией аннулирования результата столкнулся Андрей Кравченко, но тогда это была лишь квалификация. На этот раз то же самое произошло и у Дмитрия Саморукова: он преодолел обозначенный рубеж в 7 секунд и был признан проигравшим. Таким образом, победителем в классе «Абсолют» (US) стал Дмитрий Капустин со временем 7,768 секунды.
Мы попросили Тиграна Сеферяна, председателя комитета РАФ по дрэг-рэйсингу, прокомментировать новые правила, которые пока понимают далеко не все, так как создается впечатление, что они в некотором смысле ограничивают развитие автомобилей и дисциплины в целом, а также не позволяют участникам ехать «на все деньги».
— Это было осознанное решение, — объяснил Тигран. — Во всем мире и всем автоспорте есть технические и другие ограничения на автомобили, даже в Формуле 1. Это позволяет увеличивать количество участников и повышать зрелищность соревнований. Порог в 7 секунд выбран не случайно, именно до этого предела можно приобрести (или построить) относительно бюджетный автомобиль. Возможно, в будущем мы сдвинем его до европейского класса super pro street — 6,8 секунды, но кардинально стратегия не поменяется. Еще один очень важный аспект — безопасность. Для нынешних трасс 7 секунд — это практически предел. Изменится уровень наших дрэг-стрипов — можно будет говорить и об изменениях в правилах.
Отдельно нужно сказать о драматичном происшествии, случившемся на «Нижегородском кольце». Во время одного из заездов на автомобиле Chevrolet Corvette Андрея Муленко не открылся парашют, автомобиль не сумел остановиться и вылетел за пределы трассы, где потерпел аварию. К сожалению, пострадали два волонтера технической службы, которым тут же была оказана срочная медицинская помощь. Оба сотрудника сейчас находятся в больнице, угрозы их жизни нет.
Класс FSL
• Тарас Тюриков (Нижний Новгород), Audi R8
• Олег Белоусов (Королев, Московская область), BMW M6 PP-Performance Stage 2
• Илья Жехарев (Нижний Новгород), Mercedes-Benz AMG GT S
Класс FSA
• Мустафа Муртазаев (Симферополь), ВАЗ-2108
• Владимир Виль (Томск), ВАЗ-2108
• Владимир Третьяк (Ростов-на-Дону), ВАЗ-2108
Класс FSB
• Дмитрий Капустин (Белгород), Nissan Skyline GT-R
• Андрей Муленко (Омск), Chevrolet Corvette Custom Turbo
• Алексей Криволапов (Владивосток), Nissan Skyline
Класс US
• Дмитрий Капустин (Белгород), Nissan Skyline GT-R
• Дмитрий Саморуков (Москва), Dodge Viper DT
• Александр Альбин (Омск), Dragster Dragster
Победителями второго этапа чемпионата Приволжского федерального округа по дрэг-рэйсингу (ЧПФО) стали: Дмитрий Фомин (Горький, Нижегородская область) в классе FSL, Павел Толмачев (Москва) в классе FSA, Эдуард Манасян (Прохладный, Кабардино-Балкарская республика) в классе FSB, Андрей Агапов (Москва) в классе US.