22 июля международный ралли-рейд «Шелковый путь»-2017 финишировал в китайском Сиане. Сильнейшими в зачете внедорожников уже во второй раз подряд стали Сириль Депре и Давид Кастера на автомобиле Peugeot, а в классе грузовиков свою вторую победу на «Шелковом пути» отпраздновал экипаж «КАМАЗ-мастер» № 303 Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильнура Мустафина. Вслед за Дмитрием Сотниковым в категории грузовиков на второй позиции расположился Антон Шибалов (№ 312), третьим стал Айрат Мардеев (№ 300).
Победителем категории T1.1 стал экипаж Кристиана Лавьея и Жан-Пьера Гарсена на автомобиле команды Baicmotor. В классе Т1.2 сильнейшими оказались Брайс Мензис и Питер Мортенсен из X-Raid MINI, в зачете Т1.3 триумф отпраздновали Хань Вей и Мин Ляо, прошедшие марафон на багги Geely SMG. Победители гонки в зачете внедорожников Сириль Депре и Давид Кастера также удостоились награды за первое место в категории Т1.4. В классе Т2.1 первое место завоевали Кирилл Черненков и Алексей Мун на автомобиле Nissan Patrol. Первую позицию в классе Т3.3 занял экипаж Мао Руйдзина и Рафаэля Торнабелл-Кордобы на багги Polaris, а в Т3.4 сильнее всех выступили Мария Опарина и Таисия Штанева из команды Suprotec Racing, которым также принадлежит первое место в женском зачете.
Отдельно хочется отметить, что в категории Open сильнейшими стали Сергей Шалыгин и Артем Канивец на автомобиле Toyota Land Cruiser, приехавшие на ралли своим ходом из Приморского края.
Мы предлагаем вам краткий дайджест всего маршрута ралли, который состоял из 14 этапов (последний был отменен из-за небезопасности по погодным условиям) общей протяженностью 9 599 километров через три страны — Россию, Казахстан и Китай.
Всего в ралли «Шелковый путь» в этом году приняли участие 21 экипаж в зачете «Грузовики» и 34 экипажа в зачете «Внедорожники».
ЭТАП 1. МОСКВА — ЧЕБОКСАРЫ
Лиазон — 572,71км | СУ — 61,43 км | Лиазон — 92,81 км | Длина этапа — 726,95 км | Всего — 726,95 км
Первый этап, довольно короткий и быстрый в стиле спринта, был задуман организаторами как разминочный, однако не все было гладко: ливень размыл дорогу, и участникам приходилось быть чрезвычайно внимательными. В зачете внедорожников пелотон возглавил Себастьян Леб, но преимущество было довольно условным: от второго результата Стефана Петранселя его отделяло лишь 30 секунд. Третьим стал Сириль Депре, победитель прошлого года.
Среди грузовиков лидерство захватили автомобили Tatra Мартина Коломы и Алекса Лопрайша. Сергей Вязович стал четвертый. Лучшим результатом КАМАЗа стало восьмое время у Антона Шибалова.
Айрат Мардеев («КАМАЗ-мастер»): «Этап был очень скользкий, и мы с самого начала знали, что не удастся выиграть. Мы стартовали первыми, а в таких условиях это всегда самая плохая позиция, потому что тебе приходится расчищать дорогу для других. Траектории были очень грязные, поэтому мы ехали аккуратно. В какой-то момент мы пропустили ван ден Бринка и де Роя, и увидели, что им тоже тяжело — и с этого момента мы втроем и ехали. Технических проблем у нас не было, привыкаем к трансмиссии».
ЭТАП 2. ЧЕБОКСАРЫ — УФА
Лиазон — 197,41 км | СУ — 157,00 км | Лиазон — 431,22 км | Длина этапа — 785,63 км | Всего — 1512,58 км
Обилие поворотов и коротких прямых на маршруте второго этапа усложняло пилотирование, а большое количество параллельных дорожек и развилок создавало проблемы с навигацией. Сложности маршруту добавили и неутихающие дожди.
Грузовики. Несмотря на свою относительно небольшую боевую дистанцию второй этап полностью изменил ситуацию в грузовом зачете — никто из тройки лидеров первого дня не сумел сохранить свои позиции. Следствием размякших дорог стала целая череда аварий у участников.
Сначала лег на бок МАЗ Алексея Вишневского, затем не повезло и Терухито Сугаваре, чей Hino соскользнул в озеро. Миклош Ковач на Scania помог японцу выбраться из ловушки, но в итоге оба грузовика завязли в грязи. Проблемы возникли у Алеша Лопраиша и Паскаля де Бара. Чешский гонщик сошел с дистанции из-за проблем с двигателем, у Де Бара вышел из строя коленвал. Лидерство принадлежало Сергею Вязовичу, но из-за технических проблем с рулевым управлением он потерял целый час. Победа досталась голландцу Мартину ван ден Бринку на Renault, второе время показал Жерар де Рой на Iveco, третьим стал Артур Ардавичус.
КАМАЗы на втором этапе заняли 4, 5 и 6 места, сократив разрыв.
Внедорожники: Стефан Петрансель перехватывает лидерство у Леба, и, несмотря на попытки последнего атаковать, увеличивает разрыв до 1,5 минут. Ближе rabybie дистанции Леб пропускает и Сириля Депре и становится по итогам третьим. Все три экипажа едут на Peugeot Sport. Не повезло гонщику из Саудовской Аравии Язиду Аль Раджи, который за 30 км до финиша вылетел в канаву, откуда его вытащили только через 2 часа.
ЭТАП 3. УФА — КОСТАНАЙ
Лиазон — 337,72 км | СУ — 329,25 км | Лиазон — 209,42 км | Длина этапа — 876,39 км | Всего — 2388,97 км
На третий день погода улучшилась, к тому же в лучшую сторону изменился характер трассы: маршрут уходил в степь, покрытие дорог становилось более устойчивым. Но главное, что экипажи вырвались из лесов на открытое пространство, получили свободу действий, а вместе с этим и возможность сюрпризов на маршруте.
Внедорожники. Лидером на первом не болотистом участке стал Себастьен Леб, Стефан Петрансель финишировал в 4 минутах 34 секундах от него. Но главной неожиданностью стало третье место гонщика китайской команды BP YONG TOYOTA Джо Юн, который обогнал Сериля Депре на 40 секунд.
Грузовики. Героем дня в категории грузовиков сегодня стал Сергей Вязович, который выиграл свой первый этап за все время участия в ралли «Шелковый путь» и «Дакар». Из КАМАЗов первым финишировал Антон Шибалов, вслед за ним — Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев.
Поломка карданного вала стоила экипажу Эдуарда Николаева двух часов потерянного времени. Из-за проблем с подвеской время потеряли Жерар де Рой и Мартин Ван ден Бринк. Предыдущие лидеры зачета уступили место более удачливым Мартину Коломы и Антону Шибалову.
ЭТАП 4. КОСТАНАЙ — АСТАНА
Лиазон — 148,51 км | СУ-1 — 214,00 км | Лиазон — 44,18 км | СУ-2 — 159,22 км | Лиазон — 342,89 км | Длина этапа — 908,80 км | Всего — 3297,77 км
Это был самый длинный этап ралли «Шелковый путь» с целой россыпью скоростных грунтовых трасс и бескрайних степей Казахстана. Так же, как и на втором этапе, здесь произошла целая череда аварий.
Внедорожники. В команде «Peugeot Sport» единственным экипажем, избежавшим проблем, стал Себастьен Леб и Даниэль Элена. Стефан Петрансель не заметил овраг и перевернулся. На помощь ему пришел экипаж Айрата Мардеева. Следом в канаве оказался Сирил Депре — его вытаскивал Дмитрий Сотников. Антон Шибалов и помог выбраться из канавы американскому экипажу команды X-raid Mini John Cooper Works, который пилотировал Мензис Брус.
Грузовики. В этой категории лидерство вновь захватил Мартин Коломы, с интервалом в 21 секунду шел Жерар де Рой. Его однокомандник Артур Ардавичус — на третьей позиции, уступая лидеру 1 минуту 56 секунд. Команда «КАМАЗ-мастер» расположилась на 4, 5, 6, 7 местах. Лучшим стал Эдуард Николаев. Не повезло Мартину ван Ден Бринку, чей грузовик загорелся. Несмотря на это через 3 часа он смог продолжить движение. Для Сергея Вязовича борьба за высокий результат завершилась за 35 километров до финиша, когда его МАЗ в одном из поворотов соскользнул в канаву и почти лег на бок.
Этап 5. АСТАНА — СЕМЕЙ
Длина этапа — 849,54 км; длина спецучастка — 484,47 км. Всего — 4147,31 км.
На этом участке можно было встретить почти все виды покрытия, присущие степным дорогам и бездорожью: жесткая грунтовка, много каменистых и гравийных фрагментов. Размашистые степи чередовались с небольшими горными участками. Конфигурация спецучастка включала в себя как извилистые, техничные дорожки, так и полное отсутствие дорог, подразумевавших немало навигационных ловушек.
Внедорожники. Первым в этой категории стал Сириль Депре, опередив уже успевшего всех удивить китайского гонщика Чжоу Юн всего на 6 минут 26 секунд. Стефан Петрансель вновь потерпел неудачу и потерял почти час. Себастьен Леб также потерял 17 минут, но сохранил лидерство.
Грузовики. Самым быстрым из грузовиков стал Дмитрий Сотников, опередив Антона Шибалова на 4 минуты. Кроме того, после пятого этапа камазовские гонщики заняли второе и третье места в абсолюте, уступив только Сирилю Депре. Жерар де Рой свернул с дистанции спецучастка из-за лопнувшего лонжерона. Голландец продолжит гонку, но борьба за подиум для него закончена. Вылет с трассы в вязкий грунт стоил Мартину Коломы 37 минут и второго места. Айрат Мардеев также потерял порядка 26 минут и сместился на 4-е место.
ЭТАП 6. СЕМЕЙ — УРДЖАР
Лиазон — 14,03 км | СУ — 387,86 км | Лиазон — 195,24 км | Длина этапа — 597,13 км | Всего —4744,44 км
Третий этап на территории Казахстана мало отличался от предыдущих: прежде всего длинный и быстрый спецучасток, со средней скоростью даже у грузовиков в районе 100 км/ч. Но изменился рельеф: стали встречаться невысокие горные массивы. Настоящее раздолье для быстрых и техничных пилотов!
Внедорожники. Лучшим стал Стефан Петрансель с отрывом от ближайшего соперника в 15 минут. Несмотря на это Леб продолжает в генеральной классификации. Сириль Депре также сохранил свою позицию.
Грузовики. Первую победу на этапе и вторую для команды «КАМАЗ-мастер» одержал экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова. Улучшить свое положение, удалось чеху Мартину Коломы, который стал вторым на этапе c отставанием от лидера в 39 секунд. Экипажи Дмитрия Сотникова, Айрата Мардеева и Антона Шибалова показали 3-е, 4-е и 6-е время соответственно.
Эдуард Николаев, пилот команды «КАМАЗ-мастер», экипаж № 307:
«Одна из основных задач этого ралли для нас — испытание новой техники перед ралли "Дакар", а новинок у нас в команде немало. Но сегодня за 120 км до финиша у нас произошла поломка, связанная как раз с тем узлом, который мы испытываем: подвеской. Завершать гонку пришлось уже в более щадящем режиме, тем не менее мы не сошли. Сейчас разберемся с проблемой и уже к "Дакару" усилим этот узел».
ЭТАП 7. УРДЖАР — КАРАМАЙ
Лиазон — 52,10 км | СУ — 106,60 км | Лиазон — 254,20 км | Длина этапа — 412,90 км | Всего — 5157,34 км
Седьмой день гонки стал «переходным» для участников ралли: переходили через границу Казахстана с Китаем. Спасибо организаторам, все прошло гладко, на каждом пункте был человек, который помогал все организовать оптимальным образом. Главный вопрос на границе был «собаки, кошки есть?». Собак и кошек с собой не было; но у команды «КАМАЗ-мастер» была конина, привезенная из России и бережно хранившаяся в холодильниках машин технической поддержки. Конину, к общему сожалению, изъяли на ветеринарном контроле.
Спецучасток, который многим казался просто формальным, принес немало сюрпризов: запутанная навигация обернулась серьезными проблемами. Трассу можно было охарактеризовать как техничную, со сложным рельефом (маршрут пролегал по пересеченной местности вдоль гор) и не очень-то быструю: победитель этапа в зачете автомобилей еле-еле показал среднюю скорость в 100 км/ч.
Внедорожники. Американец Мензис Брайс стал первым в категории джипов, на полторы минуты обойдя Сириля Депре. Себастьян Леб финишировал третьим и сохранил лидерство в общем зачете.
Грузовики. Экипажи «КАМАЗ-мастера» наконец-то порадовали своих поклонников, заняв первые четыре места в таблице. Все грузовики сегодня показали стабильную борьбу — разница между первым финишировавшим и десятым (Жераром де Ройем) всего 5 минут.
Сергей Вязович:
«Основная сложность сегодняшнего дня была с обгонами: мы стартовали в конце второй десятки и нужно было объехать большое количество внедорожников. Соответственно, у них был темп гораздо медленнее, но пыль поднималась очень большая. Сложно было обходить их на трассе в пылевом облаке».
ЭТАП 8. КАРАМАЙ — УРУМЧИ
Лиазон — 106,12 км | СУ — 250,37 км | Лиазон — 79,85 км | Длина этапа — 436,34 км | Всего — 5593,68 км
Гоночный караван окончательно перебрался в Китай — это был первый этап на территории Поднебесной, три четверти протяженности которого проходили среди дюн и по песчаным фрагментам. В пустыне нагрузки всегда намного больше, чем в любой другой местности: надо быть начеку — не провалиться в яму, не свалиться с дюны, не упустить из виду немногие доступные ориентиры, вовремя распознавать состояние песчаного покрытия, следить за состоянием шин, и многое другое. Сложная местность, окруженная горами с юга и многочисленными буровыми скважинами с севера, не давала расслабиться ни на секунду.
Внедорожники. Себастьян Леб укрепил свое лидерство в общем зачете и опережает Сириля Депре на 68 минут. Брайс Мензис — третий.
Грузовики. Дмитрий Сотников одержал очередную победу, Антон Шибалов финишировал четвертым, но сохранил вторую позицию в общем зачете. Айрат Мардеев сократил отрыв до третьей позиции Мартина Коломы в генеральном зачете. Для белорусской команды первый китайский этап сложился вполне успешно — все три экипажа финишировали без приключений.
В Урумчи караван ожидал день отдыха, после чего спортсмены отправились на решающую часть маршрута.
ЭТАП 9. УРУМЧИ — ХАМИ
Лиазон — 336,47 км | СУ — 421,00 км | Лиазон — 56,42 км | Длина этапа — 813,89 км | Всего — 6407,57 км
Трасса девятого этапа была очень требовательной, опасной и быстрой. Здесь можно было застрять в песках, не удержаться на склоне дюны и опрокинуться или оказаться в яме между двумя какими-либо неприметными пригорками.
Внедорожники. Насколько опасно недооценивать пустыню, продемонстрировал Себастьян Леб, который на полной скорости влетел в подобную яму, сразу растеряв все свое преимущество. Темп на спецучастке задавали китайские спортсмены Лу Бинлун из Baicmotor Racing Team и гонщик Geely SMG Лю Кун. Однако финишный спурт Стефана Петеранселя не позволил им отпраздновать победу — ветеран Peugeot оказался быстрейшим.
Грузовики. Экипажи «КАМАЗ-мастер» держались на верхних строчках протоколов практически на всех отметках. Мартин Коломы, главный преследователь «Синей Армады», прошел этап с пятым временем, проиграв более 11 минут. В генеральной же классификации Топ-5 замыкал Артур Ардавичус из команды Astana Motorsport De Rooy Iveco.
ЭТАП 10. ХАМИ — ДУНЬХУАН
Длина этапа — 517,53 км; длина спецучастка — 360,28 км. Всего — 6925,1 км
Участок из Хами в Дуньхуан много столетий тому назад был одной из ключевых точек на знаменитом торговом «Шелковом пути». И две пустыни (Такла-Макан и Гоби), через которые он был проложен, совершенно не похожи друг на друга ни по рельефу, ни по другим условиям и характеристикам.
В прошлом году именно этот этап был отменен из-за песчаной бури, когда даже вертолеты не могли взлететь.
Внедорожники. Главным событием стало решение команды Peugeot Sport о прекращении участия в гонке Себастьена Леба после аварии накануне в пустыне. Пилот разбил машину и повредил руку. Себастьян Леб: «Мой большой палец очень болит, я не могу держать руль и чувствую себя не очень хорошо. Я не смогу продолжить гонку».
Лидером стал итальянец Эдженио Амос, который на 46 секунд обошел Аль-Раджи. Брайс Мензис финишировал третьим с отставанием в 2 минуты 18 секунд. Сириль Депре — четвертый.
Грузовики. Лучшее время показал Эдуард Николаев, который к финишу обогнал главного соперника камазовцев чеха Мартина Коломы. Коломы проиграл 1 минуту 29 секунд из-за прокола колеса за 15 км до финиша. Мартин принял решение продолжить движение и завершил этап на трех колесах. Третье место в зачете грузовиков на этапе досталось Дмитрию Сотникову, следом за ним — Антон Шибалов, пятым стал Айрат Мардеев
ЭТАП 11. ДУНЬХУАН — ЦЗЯЮЙГУАНЬ
CУ-1 ОТМЕНЕН | СУ-2 — 237,35 км | Лиазон — 86,34 км | Длина этапа — 783,84 км | Всего — 7708,94 км
На маршруте были запланированы сразу два спецучастка: один почти полностью проходил в пустыне, а второй был проложен в гористой местности. Однако решение китайских властей об объявлении заповедной зоной территории, где должен был проходить первый СУ, вынудило организаторов ограничиться лишь вторым спецучастком, который стал настоящим испытанием и получил статус Toyota Challenge, учрежденный японской компанией для самых сложных этапов марафона.
Внедорожники. Удивительно, но на 11-м этапе лидер менялся буквально на каждой отметке. Лучше всех старт взял Стефан Петерансель из Peugeot Sport, но вскоре его потеснил гонщик X-Raid MINI Язид Аль-Раджи. За 60 километров до конца спецучастка инициативу перехватил лидер гонки Сириль Депре, но на финишных километрах решающее слово вновь сказал Стефан Петерансель и одержал четвертую победу по ходу марафона.
Грузовики: на этот раз победа у Мартина Коломы. Всю дорогу экипажи «КАМАЗ-мастер» не отставали от чеха, но сумели финишировать только после него. Антон Шибалов уступил ему всего 49 секунд, Дмитрий Сотников, возглавляющий общий зачет, потерял чуть более минуты, а Айрат Мардеев и открывавший трассу Эдуард Николаев проиграли немногим больше трех минут.
ЭТАП 12. ЦЗЯЮЙГУАНЬ — АЛАШАНЬ-ЮЦИ
Лиазон — 182,67 км | СУ — 254,75 км | Лиазон — 46,37 км | Длина этапа — 483,79 км | Всего — 8192,73 км
Организаторы ралли-марафона «Шелковый путь» не обманывали, давая прогноз, что 12-й этап соревнования может стать самым сложным во всей гонке. И действительно: именно эти две с половиной сотни километров и подарили множество приключений и происшествий.
На протяжении всего пути необходимо было быть максимально внимательными, чтобы не потеряться на навигации, не влететь в скрытые ямы и не засесть в песках.
Внедорожники. Сириль Депре, лидер общего зачета, потерял время из-за проблем с гидравликой. Брайс Мензис допустил ошибку в навигации, и это стоило ему второй позиции в генеральной таблице. Быстрейшим стал Кристиан Лавьей из Baicmotor Racing Team, который привез Лю Куну на багги Geely SMG 19 секунд. Третье время показал партнер Лю по команде — Хань Вей.
Грузовики. Неприятности преследовали сразу два экипажа-лидера: Дмитрий Сотников сначала застрял в дюнах, а потом боролся с нехваткой мощности двигателя. Мартин Коломы надолго остановился из-за поломки рулевого управления и из-за этого лишился шансов на подиум в марафоне. У экипажей «МАЗ-СПОРТавто» тоже было достаточно приключений — неполадки возникли на всех трех машинах. У Сергея Вязовича лопнул ремень генератора, пришлось ехать с отключенной электрикой , лишь изредка включая вентиляторы охлаждения при угрозе перегрева двигателя. И все равно он стал пятым на этапе!
ЭТАП 13. АЛАШАНЬ-ЮЦИ — ЧЖУНВЕЙ
Лиазон — 77,64 км | СУ-1 — 162,26 км | Лиазон — 158,84 км | СУ-2 — 156,40 км | Лиазон — 135,17 км | Длина этапа — 690,31 км | Всего — 8883,04 км
Предпоследний этап ралли «Шелковый путь» стал одним из самых трудных испытаний для экипажей. Организаторы приготовили для спортсменов самые захватывающие трассы пустыни Гоби, которые вкупе с 45-градусной жарой потребовали от спортсменов выдающейся физической подготовки и предельной концентрации.
Внедорожники. В первой части дистанции самыми быстрыми были Лу Бинлун и Кристиан Лавьей из команды Baicmotor Racing Team. Затем инициативу перехватили Стефан Петерансель и Сириль Депре, всю дистанцию страховавшие друг друга. По итогам этапа французы заняли в итоговой классификации этапа первую и вторую позиции. Третьим стал опытнейший француз Кристиан Лавьей.
Грузовики. В начале пилоты команды «КАМАЗ-мастер» захватили лидерство но, к сожалению, удача сопутствовала сегодня не всем им. У Эдуарда Николаева на первой части спецучастка возникли проблемы с редуктором, и продолжать движение экипаж мог только на заднем приводе. Было принято решение закончить гонку. Первым на спецучастке финишировал Дмитрий Сотников. В трех минутах от него оказался Антон Шибалов, на третьем месте расположился Айрат Мардеев с отставанием от лидера в 5 минут 18 секунд.
Пятым стал белорусский экипаж под управлением Александра Василевского, а шестое место занял Мартин Коломы.
Стефан Петерансель (Peugeot Sport): «С тех пор как мы потеряли столько времени, у нас было лишь две задачи: стать ангелами-хранителями для Сириля и Давида и выиграть столько спецучастков, сколько получится. И пока нам удается справиться с обеими задачами. Сегодня был очень длинный этап, мы провели в машине более пяти часов и приняли самый сложный вызов, какой только может бросить пустыня. Это был самый трудный этап на ралли "Шелковый путь"-2017».
Финальный спецучасток ралли «Шелковый путь»-2017 был отменен в связи с проливными дождями на севере Китая. Тем не менее экипажам было необходимо преодолеть дорожную секцию 14-го этапа и прибыть на финиш ралли, уложившись в отведенный временной норматив.
ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕМ ЗАЧЕТЕ
Внедорожники:
1. Сириль Депре (Peugeot Sport) — 41ч46:25
2. Кристиан Лавьей (Baicmotor Racing Team) +1ч04:39
3. Хань Вей (Geely SMG) +1ч11:29
4. Эдженио Амос (Two Wheels Drive Ford) +2ч12:12
5. Стефан Петерансель (Peugeot Sport) +2ч37:27
Грузовики:
1. Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер») — 43ч45:38
2. Антон Шибалов («КАМАЗ-мастер») +6:04
3. Айрат Мардеев («КАМАЗ-мастер») +23:12
4. Артур Ардавичус (Astana Motorsport De Rooy Iveco) +2ч40:27
5. Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто») +6ч28:56