Гран-при Монако считается, пожалуй, самым престижным этапом Формулы 1. Сейчас причину тому объяснить уже сложно — это в большей степени традиция, которая старательно поддерживается: ведь это далеко не самый динамичный и интересный Гран-при из всех. Но близость к княжеской семье, вручение наград самим принцем Альбертом, аристократичность Монако и тот факт, что гонка здесь проводится с 1950 года, только добавляют элитарности происходящему.
Тем не менее можно сказать, что это один из самых сложных для пилотов этапов в сезоне: трасса городская, узкая, ограниченная каменными стенами, с тоннелем, ослепляющим спортсменов, с близостью моря (где в свое время пилоты купались вместе с машинами), летающими люками, большим количеством сложных поворотов и шпилек и всего одной зоной DRS, т.е. практически невозможная для обгонов. К тому же стартовый прямик здесь расположен так, что первый поворот ожидает пилотов уже буквально через 250 метров после старта, и входить в него даже втроем невозможно — слишком узко. Поэтому обычно здесь больше всего шансов на успех у того спортсмена, который завоевывает поул-позицию, а минимальное количество пит-стопов не подразумевает большого числа смены мест по тактике.
Однако, пожалуй, еще ни одного Гран-при Монако не обходилось без сюрпризов. Так и в этот раз. Они начались еще когда Алонсо объявил о том, что пропустит гонку, чтобы принять участие в Инди 500, так что в Монако за руль его машины сел Дженсон Баттон. Затем во время квалификации авария Стоффеля Вандорна принесла совершенно невероятные результаты: Льюис Хэмилтон не прошел в третий сегмент и показал 14-е время! Причина тому была проста: британец находился на своем быстром круге, когда произошла авария, и был вынужден остановиться. Тем не менее в интервью после квалификации он признался, что вряд ли смог в этот раз побороться за поул-позицию, так как машина была «неуправляемой», и максимум, на что он мог рассчитывать — это пятый результат. «Хорошо бы, чтобы хоть победил Валттери», — сказал он.
Боттас квалифицировался третьим, вместе с ним на втором ряду стартового поля расположился Макс Ферстаппен, а дальше Риккардо, Карлос Сайнс, Серхио Перес и т.д. Даниил Квят также был остановлен аварией Вандорна на быстром круге и показал 11-е время, но самый неожиданный результат продемонстрировал Кими Райкконен, который сумел опередить Феттеля на несколько сотых секунды и завоевал свой первый с 2008 года поул!
Поклонники Райкконена, затаив дыхание, ожидали гонки: победа финна стала бы достойной наградой за годы затишья, но команда Ferrari распорядилась иначе. Как сказал перед стартом гонки сам Райкконен: «поул — лучшее место на старте, но оно ничего не гарантирует».
В результате штрафов, полученных Вандорном (за столкновение с Фелипе Массой в Барселоне) и Баттоном (за очередную замену части силового агрегата на его автомобиле — вернее, машине Алонсо), Квят поднялся на две позиции вверх и стартовал девятым, а Хэмилтон — на одну.
Перед стартом гонки Алонсо из Индианаполиса в прямом эфире пожелал успеха Дженсону Баттону, а тот в свою очередь пообещал посмотреть его гонку. Но ни один, ни другой не смогли в итоге финишировать…
Старт был относительно спокойным, первая шестерка пилотов сохранила свои места без изменений, лишь некоторая рокировка произошла в середине пелотона: Квят потерял две позиции, а Хэмилтон и Верляйн по одной отыграли.
Поскольку в течение гонки все пилоты должны проехать хотя бы на двух составах резины, то уже после второго круга произошло несколько пит-стопов. В итоге на питлейне едва не произошла серьезная авария между Баттоном и Верляйном, за что последний получил очередной штраф в 5 секунд.
Уже на первых кругах Райкконен сумел обеспечить себе довольно комфортное преимущество над Феттелем, так что у немца не было возможности даже активировать DRS, большинство пилотов отказалось от атак, растянувшись по трассе, и даже Льюис Хэмилтон не пытался атаковать Даниила Квята, позади которого он оказался. Такие попытки атак могли бы привести к перегреву двигателя и только бОльшим потерям.
На 16-м круге по техническим причинам сошел Нико Хюлькенберг и, собственно, дальше снова продолжалась круг за кругом скучная гонка, которую и впрямь было непросто смотреть — в отличие от Индикара, который стартовал всего через несколько часов и где каждую минуту происходило что-то важное и интересное.
Вся основная борьба на трассе Монте-Карло свелась в итоге к борьбе на пит-стопах, и здесь как раз Ferrari и продемонстрировали командную тактику. Командная тактика — это не только прямой приказ по радио уступить место другому пилоту, это еще и порядок заезда на питлейн, и стратегия смены шин. Понятно, что Феттель является фаворитом команды, и в интересах Ferrari важно создать для него максимальный отрыв от Хэмилтона, но все же очень обидно за Райкконена, который выиграл первый за 9 лет поул и удачно стартовал в гонке, имея все шансы заработать честную победу.
Зазвав Райкконена на пит-стоп на 34-м круге и выведя тем самым Феттеля в лидеры, Ferrari позволили немцу аккумулировать необходимое для победы время. Кими выехал на трассу лишь третьим и с большим отставанием, а более поздний пит-стоп Феттеля дал ему возможность вновь вернуться в гонку лидером: Райкконен на более медленной резине (суперсофт) каждый круг из этих шести проигрывал Себастьяну примерно 0.7 секунды. (Замеры накануне гонки показали, что шины суперсофт проигрывают шинам ультрасофт примерно 0.7–0.8 секунды с круга). Так что на 41-м круге лидерство захватил Себастьян Феттель и так и не упустил его до конца этапа, а Кими Райкконену прямо указали на его место в команде: номер два.
Что касается Хэмилтона, то его стратегией на гонку было максимальное оттягивание пит-стопа и упорные попытки пробиться наверх. На этой тактике он отыграл шесть позиций (больше всех за этот Гран-при), но на 47-м круге и он все же был вынужден сменить резину.
Уже ближе к финишу гонки — на 60-м круге — перед въездом в тоннель произошла неприятная авария: Дженсон Баттон при попытке обгона подцепил автомобиль Паскаля Верляйна, в результате чего тот перевернулся и встал на два колеса, прислонившись к стене. К счастью, Верляйн отделался лишь легким страхом, не получив никаких повреждений. В итоге оба пилота сошли, и Дженсон Баттон не смог сдержать данного Алонсо обещания беречь его машину. Более того, за это столкновение Дженсон получил еще и штраф в три позиции на старте, от которого ему, правда, ни жарко, ни холодно: в этом сезоне Баттон выступать больше не планирует.
Еще через пять кругов в результате столкновения с барьером безопасности сходит Маркус Эриксон, через несколько кругов его «подвиг» повторяет Стоффель Вандорн, а затем Серхио Перес в попытке атаковать выбивает из гонки Даниила Квята. По решению судей Перес признается виновным в столкновении и получает штраф в 10 секунд (впрочем, он и так финиширует последним) и два штрафных очка. Но Даниилу уже не помочь. Неудачная квалификация из-за аварии Вандорна и атака Переса оставляют его без хорошего результата в квалификации и без возможных очков в гонке (Даниил шел девятым).
Последним сошедшим в этой гонке стал Лэнс Стролл — из-за проблем с тормозами.
В итоге Гран-при Монако принесло ощутимое преимущество как Ferrari (победный дубль против 4-го места Боттаса и 7-го у Хэмилтона) над Mercedes в 17 очков, так и Феттелю над Хэмилтоном (в 25 очков), так что теперь, чтобы сравнять счет, британцу надо будет победить в следующей гонке при учете нулевых баллов у немца. Впрочем, впереди еще много гонок, и все может измениться.
Третье место на подиуме довольно неожиданно занял Даниэль Риккардо, который также за счет тактики более позднего пит-стопа сумел обыграть своего партнера по команде Макса Ферстаппена.
Довольно удачно сложилась эта гонка для команды Haas: оба пилота приехали в очках. Что же касается Force India, то здесь, наоборот, все было не так уж и радужно, несмотря на лучший круг в исполнении Серхио Переса: оба их спортсмена оказались последними из 13 финишировавших здесь пилотов.
Гран-при Канады состоится 10–11 июня на автодроме Жиля Вильнева.
Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. С. Феттель | Ferrari | 1:44.44.340 | 149.105 | 1 |
2. К. Райкконен | Ferrari | +3.145 | 149.030 | 1 |
3. Д. Риккардо | Red Bull | +3.745 | 149.016 | 1 |
4. В. Боттас | Mercedes | +5.517 | 148.974 | 1 |
5. М. Ферстаппен | Red Bull | +6.199 | 148.958 | 2 |
6. К. Сайнс | Toro Rosso | +12.038 | 148.820 | 1 |
7. Л. Хэмилтон | Mercedes | +15.801 | 148.731 | 1 |
8. Р. Грожан | Haas | +18.150 | 148.676 | 1 |
9. Ф. Масса | Williams | +19.445 | 148.645 | 2 |
10. К. Магнуссен | Haas | +21.443 | 148.598 | 2 |
11. Д. Палмер | Renault | +22.737 | 148.567 | 1 |
12. Э. Окон | Force India | +23.725 | 148.544 | 3 |
13. C. Перес | Force India | +49.089 | 148.183 | 3 |
14. Д. Квят | Toro Rosso | – | 148.169 | 1 |
15. Л. Стролл | Williams | – | 147.515 | 3 |