Когда 10 лет тому назад Маша Панова сумела на Красноярской Дрэг-Битве победить тогдашнего чемпиона Романа Нагервадзе, о ней заговорила вся России. Успехи Яны Сотовой пока немного скромнее: лучший результат — 4-е место в чемпионате России и 4-е же место в Кубке России. Но глядя на упорство и целеустремленность Яны, понимаешь, что этой девушке море по колено, и она обязательно добьется поставленной цели. Ну а какая цель может быть у спортсмена? Только победа!
— Яна, у любого увлечения обязательно есть начало. С чего началась твоя любовь к автомобилям и автогонкам?
— На профориентации в школе девчонкам предлагались профессии вроде повара или швеи, но это же скучно! Мне всю жизнь не хотелось быть как все, я пришла к нашему завучу и сказала что-то вроде «хочу быть царицею морскою, хочу на автодело идти». Завуч посмотрел на меня и ответил: «Иди, пожалуйста, только отстань от нас». В школе у меня был «неуд» за поведение, но отличная успеваемость, поэтому мне многое позволяли. И к середине 11 класса у меня уже была «корочка» автомеханика!
Кстати, уже тогда я встречалась со своим будущим мужем Сергеем Холодковским, который сейчас готовит мне машину для соревнований. У него на тот момент была «восьмерка», он увлекался автоспортом, участвовал и побеждал в кольцевых гонках в Тольятти. На 19 лет он мне подарил старенькую «восьмерку» 94 года ярко-красного цвета, и я была просто на седьмом небе от счастья. В 19 лет иметь свою тачку, да которую еще парень подарил — это очень круто. С этого иначалось мое увлечение гонками: когда есть своя машина, всегда хочется себя проявить.
Я решила участвовать в нелегальном дрэге — больше просто ничего вокруг и не было, и уже вечером на первой гонке у меня произошла небольшая авария: во время разворота я задела бампером припаркованную машину. После этого вдвойне тяжело было доказывать, что я чего-то стою, все мне советовали отправиться обратно на кухню.
— Некоторым людям такие ситуации идут только на пользу, они еще активнее начинают двигаться к поставленной цели.
— Именно! Меня это только раззадорило. Спустя год я стала вице-чемпионом местной серии по нелегальному дрэгу в классе «Автомобили с объемом до 2,5 л». Еще через год Сергей отдал мне свою Хонду, которую купил сразу после института. Собственно, это та же самая Хонда, на которой я сейчас участвую в чемпионате, и которая пережила за 9 лет тысячу перерождений. На ней я впервые приняла участие в чемпионате Урала и Поволжья по дрэг-рэйсингу в 2012 году, это было единственное официальное соревнование в нашем регионе. И сразу же по итогам сезона мне удалось стать чемпионом в переднеприводном классе. На тот момент я думала, что это мой потолок, что ничего выше я уже не смогу достичь, и мы в растерянности не понимали, что делать и куда двигаться дальше. В 2013 году мы приняли участие в нескольких разноплановых гонках, но без особого понимания, как реализовать потенциал машины на неподготовленных трассах, и планы на 2014 были весьма туманны…
— Тут требуется некое «и вдруг!»...
— Так и было! Самое начало 2014 года, я была на работе, и вдруг раздается звонок! Московский номер, женский голос представляется Натальей Жуковой, девушка начинает рассказывать про каких-то инвесторов и Кубок России по дрэг-рэйсингу, про соревнования, помощь в доставке машин и что-то еще. А я просто сижу и думаю: что за бред? Кто меня «лечит»? Рассказала Сергею, он тоже решил, что это какая-то разводка. Но потом пошли слухи, спортсмены стали общаться между собой, началось какое-то движение, и только когда мы попали на первый этап в Омск, мы поверили в то, что это все происходит на самом деле. Там все было как на другой планете: огромные экраны под трансляцию, какие-то люди проклеивают трассу — для нас, людей из регионов, это было что-то невероятное, ведь кроме кривого асфальта и фишек для разметки мы особо ничего и не видели. Даже сейчас я вспоминаю свои впечатления, и у меня выступают слезы — от счастья, что все это со мной случилось. С тех пор мы с этим чемпионатом не расстаемся.
— Ты пробовала себя в другой дисциплине автоспорта?
— В прошлом году я очень увлеклась картингом, всю зиму прогоняла, и в марте выиграла свою первую ледовую гонку в картинге! Я считаю, что это один из самых техничных видов автоспорта, и, конечно, не брошу им заниматься. Планирую развиваться в этом направлении.
— Что тебе нравится в дрэг-рэйсинге?
— Мне нравится, что он прежде всего очень простой и понятный для зрителя, все происходит на твоих глазах: вылетел гонщик или нет, первый финишировал или второй. В других дисциплинах простому человеку намного сложнее наблюдать за ходом гонки — какие-то спецучастки, повороты, обгоны…
В дрэг-рэйсинге заезд длится всего несколько секунд: допустил ошибку — проиграл, и все! Тут должна быть полная отдача в каждом заезде. Нет такого, как, например, в кольце: первый круг ошибся — зато потом есть возможность отыграть. Здесь все решается за доли секунды, нужна невероятная концентрация, полная собранность, тут ставка делается сразу и на все.
— В прошлом году появилась еще одна девушка и сразу выиграла чемпионат в своем классе. Как ты к этому отнеслась?
— Довольно спокойно, это же гонки, нам с ней нечего делить. Она молодец, очень серьезное достижение! Хорошо подготовленная машина, опытная команда, удача — неотъемлемые составляющие победы.
Есть еще одна очень перспективная девушка — Элина, она из Волгограда, у нее тоже рыжие волосы и она тоже ездит на Хонде. И ей, как и мне, машину готовит муж. Но она вообще сумасшедшая: через 3 месяца после рождения ребенка уже гоняла в Кубке России. Я ее очень уважаю как соперника, к тому же она просто классная девчонка, так что я уверена, что она в скором времени к нам присоединится. Это классно, что девчонки приходят.
— Какое твое лучшее время?
— Сейчас 10.016 секунды. В целом это неплохое время, но у нас в классе практически все лидеры едут из 10 секунд. Думаю, что и я недолго задержусь на этой цифре.
— Подготовкой машины занимается только Сергей или ты тоже участвуешь?
— В гараже я бываю, но ни к чему серьезному меня Сергей не допускает. Я на «подай-принеси»: «Яна, ключ на 12. Яна, подержи здесь. Яна, где клепальник?». Львиную долю всех работ Сергей выполняет самостоятельно, а кузовные работы мы делаем в автосервисе. При этом Сергей — самоучка, научился всему сам с нуля. И за это ему от меня низкий поклон и уважение. Машину нам настраивает другой самоучка, наш друг Олег Козловский, он один из топовых настройщиков в Самарской области. В общем, все мы с улицы пришли.
— Какие планы на этот сезон?
— Очень серьезные. Мы начали закупаться еще в середине прошлого года, когда поняли, что конфигурация нашей машины уже неактуальна. Меняем коробку, колеса, блок управления двигателем, кузов тоже подвергся серьезным переделкам. Перекинули руль: был справа, стал слева. Новая настоящая дрэговая подвеска. В новом сезоне поедем на «мозгах» Motec M130 — это один из топовых блоков управления двигателем, который поможет нам справиться со многими проблемами настройки авто. Если сможем удачно настроить Хонду на «Мотеке», то, я думаю, сможем показать хороший результат.
— Автоспорт это не единственное твое увлечение, насколько я знаю?
— Полтора года тому назад я ушла из банка, потому что уже не могла совмещать работу, гонки и тренерство по акробатике на пилоне. Еще я преподаю танцы, растяжку, фитнес-направления для похудения и прочее. И в один прекрасный момент мне пришлось делать выбор. Конечно, я прилично потеряла в деньгах, зато приобрела много всего другого, например, хоть какое-то свободное время.
— Прелесть в том, что ты теперь можешь сама решать…
— Да. На самом деле я нисколько не жалею, что решилась на такой шаг. Моя жизнь полностью изменилась, и теперь спорт занимает 100% моего времени. К тому же я добилась определенных успехов на этом поприще: недавно на соревнованиях в Москве по Pole Sport я заняла 2-е место.
— Судя по твоим соцсетям, у тебя огромное количество фанатов и поклонников. На соревнованиях ощущаешь их поддержку?
— Поддержка у меня в основном онлайн, у меня на самом деле много подписчиков — только в Инстаграм 125 тысяч, и причем это не боты, а реальные люди, и все они пишут, и все они хотят живого общения. Когда я утром открываю Директ, он ломится от сообщений и вопросов, и я считаю, что я должна ответить всем. Конечно, на какие-то совсем бредовые вопросы я не отвечаю, но в целом — это моя обязанность, часть моей работы. И очень приятная часть. Потому что нельзя жить со звездой во лбу, эти люди интересуются мной, и это очень важно. И когда идут соревнования, я всегда выкладываю информацию о том, что происходит, а они мне пишут в ответ: «Яна, давай», «Яна, мы за тебя болеем!». И это очень круто и важно. Я уверена — это именно то, что помогает мне справиться с трудностями на пути к победам!