На Сочи Автодроме в четвертый раз состоялся Гран-при России Формулы 1, и Владимир Путин в четвертый раз поднялся на подиум, чтобы вручить награду победителю. В этом году высшая ступенька пьедестала вновь досталась команде Mercedes; Ferrari на первом же круге упустили свой шанс на победу.
Каждая поездка на Гран-при России для меня — это ощущение праздника, огромный поток информации и объем впечатлений, а также возможность пообщаться с пилотами и менеджерами различных команд и увидеть, что же изменилось за прошедший год. И, конечно, встретиться с друзьями. Некоторые из них в этом году оказались на Сочи автодроме не в качестве сотрудников мероприятия, а приехали как простые зрители. Тем интереснее было с ними поговорить о впечатлениях, которых оказалось очень много.
Главное впечатление Эдика и Кристины состояло в том, что многое было не продумано. Не всегда понятная логистика, отсутствие достаточного количества удобств, а главное — большое количество народу. Последнее обстоятельство как раз весьма позитивно с точки зрения организаторов Гран-при, так как в этом году, по официальной информации, зрителей было не меньше, чем в 2016-м, а это значит, что интерес не падает.
Еще одна сложность у ребят возникла с запланированной прогулкой по питлейну. В ожидании собственной очереди выйти на питлейн они провели порядка двух часов в так называемых «формировочных» коридорах», откуда уже нельзя выйти, если попал. Это значит — ни воды, ни туалета. Впрочем, я хочу сказать, что подобная система действует и на тех Гран-при, где я бывала, так что Сочи не исключение. Еще удивили высокие цены на сувенирную продукцию — в фирменных магазинах эти вещи можно купить дешевле. Но тут уж никто не заставляет. Зато большое количество мест, где можно перекусить, как всегда, уникальная коллекция автомобилей в Музее автоспорта на территории главной трибуны и много других моментов, которые делают поездку на Гран-при России незабываемым событием.
В этом году для всех посетителей от автодрома до Сочи и до аэропорта курсировали бесплатные поезда «Ласточки», что упрощало для зрителей возможность попасть на автодром.
Еще одна история, за которую хочется поблагодарить организаторов Гран-при, это Mercedes Benz Laps. Все три дня уикенда были организованы поездки на гоночном такси Mercedes для 100 победителей конкурса, проведенного организаторами, а также для журналистов и гостей Паддок Клаба. Одним из пилотов гоночного такси стал сам Виталий Петров, а также пилот Lukoil Racing Алексей Карачев, шеф-инструктор Академии вождения Mercedes-Benz Александр Главнов и несколько немецких профессиональных пилотов.
Возможно благодаря этому, а, может, и не только, в субботу во время квалификационных заездов трибуны автодрома, особенно Главная трибуна, были заполнены зрителями. Всего же Сочи Автодром в эти дни посетило порядка 150 тысяч человек.
Самое важное заключается в том, что накануне Гран-при было объявлено, что до конца контракта гонка в Сочи будет проводиться днем. После встречи с исполнительным директором Ф1 Чейзом Кери заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак сообщил: «Мы обсуждали дальнейшее сотрудничество и договорились действовать в рамках прежних контрактных обязательств. Вопрос проведения ночного Гран-при России пока не обсуждался. Нынешний контракт действует до 2025 года».
Наличие в календаре Формулы 1 домашнего Гран-при одна из больших привилегий для пилота. Это значит, что именно здесь спортсмен получит максимальную поддержку от зрителей и заряд положительной энергии несмотря на результаты гонки. Для Даниила Квята результаты Гран-при оказались не слишком удачными — всего 12-е место и ноль очков, но мы надеемся, что вся атмосфера российского этапа позитивно скажется для него на всем остальном сезоне. Кроме того, впервые на гонку его сопровождала его девушка Келли Пике, и было видно, что ребята не работают «на публику» и фотографов, а на самом деле получают удовольствие от общения друг с другом.
Гран-при России в этом году стартовал 28 апреля, а за два дня до этого — 26 апреля — Даниил Квят отмечал свое 23-летие, и этот же день был выбран для презентации книги «Квят», которую написал российский автоспортивный журналист Олег Карпов. В книге рассказано про первые годы Даниила в автоспорте — картинг и участие в младших Формулах, а также о том, как случилось, что в 12 лет он оказался в Италии. Книга очень легкая и интересная, и скажу честно, прочитав ее, во мне прибавилось уверенности в том, что у Даниила все обязательно получится в Формуле 1.
Еще один российский пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в этом году стал резервным пилотом команды Renault Sport F1 Team. Это важное событие в карьере молодого спортсмена, который теперь принимает гораздо более активное участие в жизни команды. В Сочи Сергей должен был сесть за руль Renault Джолиона Палмера в заездах первой практики в пятницу, но из-за неисправности автомобиля (проблем c коробкой передач) был вынужден сойти уже после первого круга.
Незадолго до Сочи Сергей провел полноценную тест-сессию в Бахрейне, остался очень доволен результатами, и надеялся в Сочи также продемонстрировать хорошие времена, так как удачно «вкатился» в машину в Сахире и имеет большой опыт езды по Сочи автодрому. Сергей был расстроен неудачей, тем более что понаблюдать за его заездами специально приехал создатель программы SMP Racing Борис Ротенберг.
Сергей рассказал, что разница во впечатлениях от прошлогодней и новой машины просто колоссальная, и ощущается она во всем — от усиления прижимной силы до перегрузок и скорости входа в повороты.
Неудавшаяся тест-сессия тем не менее не изменила позитивного взгляда Сергея на возможный исход гонки. Он считает, что с приходом Нико Хюлькенберга команда Renault получила хороший козырь и имеет все шансы регулярно набирать очки. Сергей оказался прав: Нико сумел показать отличный результат в квалификации и финишировать на высоком месте в самой гонке.
По новому регламенту команды должны определять свой выбор шин за 8 недель до европейских этапов и за 14 недель до этапов за пределами Европы. Именно поэтому получилось так, что первые пять этапов этого сезона пилоты едут на тех комплектах, которые команды заказали еще фактически до старта сезона, не имея на руках полноценной информации о том, что будет происходить с новыми машинами на новой резине. Более того, на первые пять Гран-при Pirelli для каждого гонщика привезли фиксированное количество того или иного состава покрышек: по два комплекта самого жесткого состава, по четыре — средней жесткости и по семь — самого мягкого состава.
А вот уже начиная с Монако командам будет предоставлена свобода выбора, так что во многом именно этот Гран-при окажется показательным по работе с резиной и результатам у команд и пилотов.
Вполне возможно, что именно отсутствие полноценной информации и регламентированное количество комплектов стали причиной проблем у команды Mercedes на Гран-при России. После квалификации в Сочи Льюис Хэмилтон рассказал, что для того, чтобы достигнуть нужного температурного режима резины, у них уходит порядка 4-5 кругов, в то время как Ferrari удается сделать это в несколько раз быстрее.
Руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембери в интервью упомянул, что, возможно, причиной тому стала чуть более длинная база у автомобилей Mercedes по сравнению с Ferrari, однако до конца специалисты еще не разобрались с этим вопросом.
В этом году появился новый тип резины — Ultrasoft, с фиолетовыми ободками, который по своему составу стал существеннее мягче предыдущих вариантов шин. Кстати, впервые эти шины привезли именно на Гран-при России.
Любопытно, что подобные цветные ободки на гоночных шинах Pirelli стали поводом для создания новой серии гражданских покрышек Pirelli PZero, которые тоже получили цветные версии. Первые доступные расцветки — красный, белый, желтый и серебристый, в дальнейшем же возможности колористики пополнятся и другими цветами.
Вообще Mercedes в этом году наконец-то столкнулся с серьезной конкуренцией — на данный момент хотя бы со стороны Ferrari. Более того, до Гран-при России команда из Маранелло лидировала как в личном зачете пилотов, так и в кубке конструкторов, и только победа Валттери Боттаса в Сочи немного изменила ситуацию: Mercedes вышел вперед с одним очком разницы.
Любопытно, как прокомментировал эту ситуацию Ники Лауда, неисполнительный директор Mercedes. Он считает, что высокая конкуренция с Ferrari приведет к тому, что придется чаще прибегать к командной тактике, хотя сам этот термин Лауда отвергает.
Первые существенные изменения в машинах (напомню, доработка двигателей в этом году не ограничена регламентом) ожидаются уже на следующем Гран-при в Барселоне. Большинство команд привезут туда обновления, так что вполне возможно, что расстановка сил изменится. По слухам, ожидаются значительные улучшения в стане Red Bull — хотелось бы, чтобы у Mercedes и Ferrari появился третий конкурент. Пока они много проигрывают, жалуются на проблемы с моторами, но, судя по всему, есть у них и проблемы с шасси, о которых они предпочитают не распространяться.
Что касается Mercedes, то у них явно возникают довольно серьезные технические проблемы. В том же Сочи Хэмилтон жаловался на перегрев двигателя и странное поведение машины, которое пока невозможно объяснить. Впрочем, у Ferrari тоже не все так гладко: на обеих машинах они уже сменили по три из четырех разрешенных элементов силовых агрегатов в сезон, так что очень скоро очередная замена повлечет за собой штрафы позициями на гриде.
Полностью исчерпан лимит силовых установок на машине Вандорна команды McLaren-Honda, и уже в Сочи пилот был наказан потерей 15 мест на гриде. Более того, команда не ожидает обновлений двигателя вплоть до Гран-при Канады.
У команды Haas основные жалобы связаны с тормозами. По настоянию Ромена Грожана его автомобиль уже переводили с Brembo на другого производителя, однако в Сочи вернулись обратно. В результате проблема никуда не делась, и в Сочи француз стартовал с последнего места на решетке.
На Red Bull Макса Ферстаппена во время свободных практик возникли проблемы с давлением топлива, в результате чего машину пришлось эвакуировать.
Ну и Джолион Палмер в очередной раз разбил свой Renault во время квалификации.
Главным сюрпризом в Сочи стало распределение стартовых мест по итогам квалификации. Третий сегмент произвел настоящую сенсацию: первую линию стартового поля впервые с 2008 года заняли гонщики Ferrari, оставив Mercedes довольствоваться 3-й и 4-й позицией. Более того, Себастьян Феттель установил новый рекорд Сочи Автодрома — 1:33.194, побив прошлогоднее время Нико Росберга (1:35.337).
Любопытно, что Льюис Хэмилтон последним пересекал финишную черту во время квалификационных заездов, и, зная его умение находить нужные десятые секунды, все были уверены, что он сможет отодвинуть Ferrari с поула. Но не тут-то было: Хэмилтон оказался лишь четвертым. Зато очень высокий результат на квалификации показали Фелипе Масса (6-й) и Нико Хюлькенберг (8-й). Даниил Квят квалифицировался 13-м, но из-за штрафа Карлоса Сайнса в 3 позиции за столкновение со Строллом в Бахрейне, стартовал 12-м.
Болельщики Ferrari, коих в Сочи оказалось небывало много, прыгали от счастья, после лучшего дубля в квалификации ожидая теперь и победы в гонке, однако на деле все сложилось далеко не так, как хотелось. Оба пилота Ferrari просто проспали старт гонки, чем сумел воспользоваться Валттери Боттас, и проигрыш в Сочи стал для красной команды одним из самых стыдных и обидных за последние гонки.
Собственно, на руку Боттасу сыграли и McLaren-Honda, когда автомобиль Фернандо Алонсо остановился на трассе еще до окончания формовочного круга. Пока машину эвакуировали, а пилоты отправились на внеплановый установочный круг, Mercedes получил дополнительный бонус для прогрева резины, чем сумел воспользоваться финский пилот. Сразу после старта он так рванул вперед, видимо, решив реабилитироваться за предыдущие неудачи и ошибки, что ни Райкконен, ни Феттель не успели среагировать на его прорыв и захлопнуть калитку.
К тому же уже на первом круге после успешной атаки Боттаса Mercedes получил еще один бонус в виде автомобиля безопасности, который выехал после серьезного столкновения Ромена Грожана и Джолиона Палмера. В общем, это был не день Ferrari.
Уже на пресс-конференции Себастьян Феттель скажет, что гонка была выиграна на старте, и никакие его ухищрения ни с отложенным пит-стопом, ни с попыткой дождаться, когда Боттас попадет в трафик, не возымели своего действия. Даже после пит-стопа позиции пилотов в гонке сохранились — никто никого не переиграл. Льюис Хэмилтон всю гонку должен был бороться прежде всего с мотором на собственной машине, страдающим от перегрева, так что единственными его атаками стали попытки объехать Ferrari на старте, дальше он лишь удерживал четвертую позицию, на которой и финишировал.
Правда, перед финишем болельщикам Mercedes и Ferrari пришлось еще понервничать: ближе к финишу Боттас допустил ошибку, в результате чего перетормозил, заблокировал колеса и испортил комплект резины. Феттель воспользовался этим, дважды попадал в зону DRS, но так и не сумел извлечь из этого пользу.
Даниил Квят финишировал 12-м, но также сумел показать пятую скорость на круге в конце гонки, так что руководитель команды Франц Тост остался доволен и даже похвалил российского пилота, сказав, что в гонке тот был очень быстр и показал отличное время.
В этом году Формула 1 в Сочи выступала с единственной гонкой поддержки, и этой серией стала Mitjet 2L Arctic Cup, которая уже в прошлом году открывала российский Гран-при. Честно говоря, смотреть две гонки Митджетов (субботнюю и воскресную) было намного интереснее, чем «главное событие уикенда». В отличие от Формулы 1, во время заездов Митджетов была и борьба на трассе, обгоны, сражения, столкновения и вылеты, зрелищные аварии и борьба до самого конца.
Напомню, что главный интерес серии состоит в том, что все автомобили — одинаковые, поэтому результат зависит прежде всего от самих пилотов.
В этот раз на старты вышло 17 автомобилей, за рулем которых выступали как профессиональные пилоты, так и пилоты-любители, которые тем не менее показали себя отчаянными бойцами. В стартовом списке было и много известных фамилий – например, Алексей Карачев, вице-чемпион Blancpain Sprint Series 2015 в классе Pro-Am, Борис Шульмейстер, пилот, выступающий в российской кольцевой серии РСКГ, и его «коллега» по серии Рустам Акиниязов, Дмитрий Добровольский, владелец и руководитель RDS и пилот серии Евгений Ружейников, молодой пилот программы SMP Racing Нерсес Исаакян, а также ветеран отечественного автоспорта, двукратный чемпион СССР и двукратный чемпион России по кольцевым гонкам Александр Потехин и руководитель серии Mitjet 2L Arctic Cup Сергей Егоров.
— Для нас очень важно выступление перед Формулой 1, — сказал Дмитрий Добровольский. — Как промоутер RDS я вижу, какое влияние это оказывает на растущую популярность серии: о ней узнают не только зрители на трибунах, но и телезрители, которые имеют возможность наблюдать за гонкой в прямом эфире. Кроме того, это очень важно для самих пилотов: можно сказать, что мы заряжаемся очень правильной и позитивной энергией. Хотя, видимо, часть своей энергии во время второй гонки я отдал Валттери Боттасу, так как стартовал с той же позиции на гриде, но я об этом не жалею, хоть и оказался в итоге только шестым, — пошутил пилот после финиша Королевских гонок.
По итогам двух гонок серии Mitjet 2L Arctic Cup на подиум в субботу и воскресенье поднимались Иван Лукашевич, Алексей Карачев, Повилас Янкавичюс, Нерсес Исаакян.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. В. Боттас | Mercedes | 1:28.08.743 | 206.859 | 1 |
2. C. Феттель | Ferrari | +0.617 | 206.835 | 1 |
3. К. Райкконен | Ferrari | +11.000 | 206.430 | 1 |
4. Л. Хэмилтон | Mercedes | +36.320 | 205.449 | 1 |
5. М. Ферстаппен | Red Bull | +60.416 | 204.523 | 1 |
6. С. Перес | Force India | +86.788 | 203.520 | 1 |
7. Э. Окон | Force India | +95.004 | 203.209 | 1 |
8. Н. Хюлкенберг | Renault | +96.188 | 203.164 | 1 |
9. Ф. Масса | Williams | +1 круг | 202.785 | 2 |
10. К. Сайнс | Toro Rosso | +1 круг | 202.281 | 1 |
11. Л. Стролл | Williams | +1 круг | 202.067 | 1 |
12. Д. Квят | Toro Rosso | +1 круг | 201.914 | 1 |
13. К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 201.188 | 1 |
14. С. Вандорн | McLaren | +1 круг | 200.142 | 2 |
15. М. Эриксон | Sauber | +1 круг | 200.042 | 2 |
16. П. Верляйн | Sauber | +2 Круга | 198.710 | 2 |
Лучший круг: Кими Райкконен (Ferrari) 1:36.844 (49-й круг, 217.388 км/ч).