В конце концов, свет не сошелся клином на этой Формуле 1. Только кажется, что с уходом из Королевских гонок профессиональная жизнь у пилота заканчивается. На самом деле она продолжается, и для некоторых гонщиков даже успешнее, чем раньше. Далеко не все остаются в автоспорте — многие делают карьеру в журналистике или комментаторском мастерстве. Например, тот же Дэвид Култхард несколько лет был комментатором на BBC, а сейчас сотрудничает с Channel 4. Или Деймон Хилл, у которого заключен контракт с телеканалом Sky Sport F1. Кто-то остается, чтобы работать в суперуспешной команде — как, например, Ники Лауда, а кто-то возглавляет команду в другой дисциплине, как Ален Прост (Formula E).
Так или иначе, но большинство пилотов не может расстаться с автоспортом и полностью отказаться от участия в автогонках. Они продолжают свою спортивную карьеру. А мы подготовили для вас несколько примеров того, как успешные или не очень пилоты Формулы 1 находят себя в других гонках — и порой оказываются намного удачливее.
Австралийский пилот — один из самых ярких примеров того, как можно завоевать титул чемпиона мира, потерпев полное фиаско в Формуле 1. За всю свою гоночную карьеру в Королевских гонках Марк Уэббер так и не сумел заработать титул, несмотря на то, что был одним из самых одаренных гонщиков в пелотоне. Что ему помешало стать первым? Порядочность, которая у него в крови, или все же то, что каждый раз находился кто-то чуть более моложе и талантливее? Скорее всего, и то и другое.
Уэббер дебютировал в Формуле 1 в 2002 году за команду Minardi, за несколько лет побывал пилотом в Jaguar и Williams, но с 2007-го плотно связал свою судьбу с Red Bull. Свой последний (и первый, кстати) реальный шанс стать чемпионом мира в Ф1 он упустил, пожалуй, в 2010-м, когда боролся за титул вплоть до последнего этапа, а после этого его карьера в Ф1 пошла на убыль. Виной тому во многом стал Себастьян Феттель, для которого не было авторитетов, в то время как Марк послушно выполнял распоряжения боссов команды. Однако факт остается фактом — закончив свою карьеру в Формуле 1, Марк Уэббер сделал самый верный шаг в своей жизни, приняв предложение заводской команды Porsche выступать на прототипе LMP1 в чемпионате мира по эндурансу (WEC). Именно там он заработал долгожданный и поистине заслуженный титул чемпиона мира в гонках, которые мало чем уступают Формуле 1 по значимости, а уж по сложности намного ее превосходят. В 2016 году в день своего 40-летия Марк Уэббер заявил об окончании гоночной карьеры, сохранив за собой место консультанта в команде Porsche. Но наверняка есть одна вещь, о которой Марк будет сожалеть всю оставшуюся жизнь: он так и не выиграл знаменитый 24-часовой марафон в Ле-Мане!
Этот харизматичный колумбиец на протяжении всей своей карьеры пользуется какой-то совершенно невероятной любовью зрителей и поклонников автоспорта. Дебют Монтойи в Формуле 1 состоялся в 2001 году в команде Williams, а буквально через месяц он стал главным ньюсмейкером гонки, когда на рестарте в Бразилии обогнал самого Михаэля Шумахера. Уже в своем первом сезоне Монтойя четырежды поднимался на подиум и даже завоевал золотой кубок на Гран-при Италии, несмотря на то, что у Williams было далеко не все благополучно.
За 7 сезонов, проведенных в Формуле 1 в составе команды Williams (с 2001 по 2004 годы) и McLaren (2005-2006), Хуан Пабло Монтойя, так же, как и Марк Уэббер, не смог ни разу завоевать титул чемпиона мира — при всем своем таланте. Дважды он занимал третье место в личном зачете, и это его лучший результат.
В 2006 году Монтойя объявил о том, что со следующего сезона уходит в американскую серию NASCAR в команду Чипа Ганасси, где выступал с 2007 по 2013 годы. Удачу NASCAR ему не принесла, зато Хуан Пабло дважды подряд сумел одержать победу в невероятно сложном марафоне «24 часа Дайтоны», который разве что совсем чуть-чуть уступает в мировом рейтинге Ле-Ману.
В 2014 году Монтойя пересел за руль автомобиля в другой американской серии — Indycar, где уже пробовал свои силы в 2000 году. Сезон 2015 года, наверное, был самым обидным в его карьере. К концу года они вместе со Скоттом Диксоном набрали одинаковое количество очков, но титул достался Диксону из-за большего количества побед в сезоне. В 2016-м Монтойя стал лишь восьмым. Вот уже второй год ходят слухи, что Хуан Пабло Монтойя может сесть за руль прототипа класса LMP1 в заводской команде Porsche. Сам пилот их не подтверждает, но и не опровергает, однако в сезоне-2017 он вновь продолжит выступление в американской серии IndyCar.
Несмотря на то, что Монтойя, в отличие от Марка Уэббера, так и не стал пока чемпионом мира, он, как и Марк, является одним из самых влиятельных гонщиков в мире.
Итальянец Джанкарло Физикелла, пожалуй, еще один пример того, как многое в жизни и особенно в карьере гонщика зависит от везения. Быстрый и одаренный пилот провел в Формуле 1 14 лет (с 1996 по 2010 годы), но судьба не баловала его успехом. Начал он ярко, в своем первом сезоне завоевав сразу 8-е место в личном зачете, но затем фортуна махнула ему на прощание хвостом и улетела к другим. За свою карьеру Физикелла 8 раз сменил команды, в некоторые возвращался снова, зарабатывал столь нужные очки, и если бы еще чуточку удачи — все было бы хорошо. Но нет. То финансовые трудности у команды, то смена руководства, и новое приводит своих протеже, то технические проблемы с двигателями — в итоге Физикелла сумел одержать свою первую победу лишь в 2003 году на Гран-при Бразилии за команду «Джордан», и то при весьма сомнительных обстоятельствах. Выйдя на первое место в гонке после пит-стопа Кими Райкконена, Джанкарло сумел закончить круг лидером, когда Алонсо попал в серьезную аварию. Гонку остановили, а победителем был объявлен Райкконен. Однако Эдди Джордан подал апелляцию, которая была принята, а результаты пересмотрены. Победу отдали Физикелле.
Следующие победы пришли к нему с переходом в Рено, но по итогам сезона он каждый раз уступал своему партнеру Фернандо Алонсо и выше четвертого места в личном зачете подняться так и не смог.
Пожалуй, свой счастливый билет Джанкарло Физикелла вытянул, когда в 2009 году перешел в команду Ferrari. И пусть он провел в Формуле 1 за команду всего лишь один сезон, зато он нашел себе, наконец, постоянное пристанище.
С 2010 года Физикелла продолжает свою гоночную карьеру в кузовных гонках, и здесь у него получается раскрыться. Он выступает за AF Corse в нескольких сериях, в том числе и в чемпионате мира по эндурансу, где за рулем Ferrari неоднократно становится чемпионом в классе LM GTE Pro. C 2012 года Джанкарло — фактически лицо команды на всех важных и серьезных гонках и мероприятиях. В этом сезоне итальянец представляет AF Corse в одной из самых массовых и престижных серий Blancpain GT Series.
Бразилец Рубенс Баррикелло, вице-чемпион Ф1 2002 и 2004 годов, на сей день считается самым опытным пилотом Формулы 1 и занимает 11-е место по количеству очков, набранных за карьеру в Королевских гонках. А всего он провел в Ф1 19 (!!!) сезонов — с 1993 по 2011 годы. За это время принял участие в 326 Гран-при, одержал 11 побед, завоевал 14 поулов, 68 раз поднимался на подиум и в общей сложности заработал 658 очков!
Глядя на карьеру Рубенса Баррикелло, вспоминаешь поговорку, что все несчастны по-разному. На самом деле в Формуле 1 все карьеры талантливых неудачников примерно похожи. Как правило, это успешный и резкий старт, благополучный первый сезон, а после этого — череда неудач.
Это же касается и Рубенса Баррикелло. Судьба была готова преподнести ему подарок уже на третий с начала карьеры Гран-при, но за 6 кругов до финиша, когда он занимал третью позицию в гонке, закончилось топливо в машине, и он был вынужден сойти. С того момента в его карьере было огромное число технических сходов, гоночных инцидентов и аварий. Именно он «открыл» черный уикенд в Имоле в 1994 году, когда попал в серьезную аварию еще во время тренировки в пятницу. В субботу тогда в квалификации погиб Роланд Ратценбергер, а в воскресной гонке — Айртон Сенна.
Вообще с Рубенсом связано очень много значимых моментов в Формуле 1.
Например, своего расцвета он сумел достичь в команде Ferrari, где выступал вместе с Михаэлем Шумахером, но именно на нем Ferrari впервые применили командную тактику, заставив пропустить вперед Шумми практически перед финишной чертой, и именно этот инцидент послужил введению запрета в Ф1 на командную тактику.
За плечами Рубенса Баррикелло много поулов и побед, он дважды становился вице-чемпионом мира, но так ни разу и не сумел завоевать титул. Самым печальным в его карьере стал, пожалуй, период, когда он выступал за команду Honda вместе с Дженсоном Баттоном. Там не было никакой командной тактики, но переиграть своего партнера Рубенс так и не смог. А в конце 2011 года, после двух лет в команде Williams, он покинул Формулу 1, чтобы в 2012 году перейти в американскую серию Indycar.
Однако и там удача ему не улыбнулась. 12-е место в личном зачете по итогам года не принесло желаемого финансирования, и с 2013 года он ушел из IndyCar и продолжил свою карьеру в домашней серии Stock Car Brasil, аналоге американской NASCAR, где и выступает по сей момент. И только тут Рубенс сумел наконец-то завоевать столь долгожданный чемпионский титул!
Пятый пилот, о котором сегодня пойдет речь, стоит в нашем списке особняком. Его биография совершенно не похожа на остальные, но не сказать о нем нельзя, ибо он тоже относится к тем, кто сумел начать новую жизнь. Однако в его случае все произошло совершенно буквально.
Его участие в Формуле 1 делится на два периода: первый — с 1991-го по 1994-й годы, его нельзя назвать удачным, и еще один — второй шанс в 1999-м, оказавшийся еще хуже. Зато в 1996-го по 1998-й он выступал в американской серии CART, а за 1997 и 1998 годы одержал 12 побед и дважды стал чемпионом. Это произвело такое впечатление на сэра Фрэнка Вильямса, что тот пригласил его в свою команду в 1999-м, а затем, разочаровавший после первого сезона, расторгнул соглашение.
Занарди вернулся в CART, и тем самым подписал себе приговор. В 2001 году он попал в страшную аварию на Лаузицринге в Германии и получил тяжелейшие травмы, в результате которых ему ампутировали ноги. Но уже через два года на протезах он вернулся в гонки, и на том же Лаузицринге доехал оставшиеся с 2001 года 11 кругов.
С этого момента его жизнь изменилась — вернее, он сам ее изменил, не желая быть калекой. C 2004 года он на постоянной основе выступает в Европейском чемпионате по турингу (ETCC), а в 2005-м переходит в WTCC.
В ноябре 2006 года провел тесты и показательные заезды за рулем машины BMW F1. Но и на этом Алекс Занарди не успокоился.
В 2014 году он принял участие в спринт-гонках Blancpain GT Series на BMW Z4 GT3 в составе команды ROAL Motorsport, а 16 октября 2016 года, после годичного перерыва, вновь сел за руль на финальном этапе итальянского чемпионата GT в классе Super GT3 в Муджелло и одержал победу.
В возрасте 49 лет принял участие на ручном велосипеде в Паралимпийских играх-2016. 14 сентября выиграл золото на дистанции в 20 км, став трехкратным паралимпийским чемпионом. 16 сентября завоевал еще одно золото в эстафете.